ТРОПИНИН Василий Андреевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТРОПИНИН Василий Андреевич
(1776—1857) — российский живописец. Крепостной до 1823 г. В ранних произведениях создавал интимный (в духе сентиментализма), живой и непринужденный образ человека в характерной для него, несколько идеализированной бытовой обстановке (И. И. и Н. И. Морковы, 1813 и 1815; портреты жены, 1809 и сына, 1818; «Кружевница», «Гитарист», «Булахов», 1823). В 1820—1840-х гг. его портретам была характерна внимательная характеристика модели, усложнение композиции, скульптурная четкость объемов и интенсивность колорита при сохранении камерности, интимной (домашней) обстановки («К. Г. Равич», 1825; «Л. С. Пушкин», 1827; «К Я. Брюллов», 1836; автопортрет, в котором художник изобразил себя на фоне Московского Кремля, 1846). Некоторые элементы салонного романтизма проявились в картине «Женщина в окне» (1841), навеянной поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Акцент художника на бытовых деталях («Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е) предвосхитил развитие жанровой живописи в середине XIX в.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ТРОПИНИН Василий Андреевич
19.03.1776 - 3.05.1857), живописец-портретист, крепостной художник, лишь в 47 лет получивший вольную. С 1798 учился в Петербургской Академии художеств, но по капризу своего помещика С.С. Щукина был в 1804 отозван из Академии, не доучившись до положенного курса. До 1821 Тропинин жил в Малороссии, затем в Москве. Получив в 1823 свободу, Тропинин обосновался в Москве.
Тропинин усвоил наследие русских художников-портретистов к. XVIII в., что отразилось на ранних его произведениях. Портреты 1820-30-х, периода расцвета творчества Тропинина, свидетельствуют о его самостоятельной образной концепции. В них он стремится к живой, непринужденной характеристике человека. Таковы портреты сына (1818), А.С. Пушкина (1827), композитора П.П. Булахова (1827), художника К.П. Брюллова (1836), автопортрет (1846). В картинах "Кружевница", "Золотошвейка", "Гитарист" Тропинин создал тип жанрового, идеализированного человека из народа. Тропинин оказал значительное влияние на портретную живопись московской школы.
В.А. Федоров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Тропинин Василий Андреевич

Тропинин (Василий Андреевич, 1780 - 1857) - живописец-портретист, родился крепостным человеком графа А. Маркова, впоследствии отпустившим его на волю. Девяти лет от роду был определен своим господином в воспитанники Императорской Академии Художеств, образовался в ней под руководством Щукина и, окончив ее курс в 1804 году, поселился в Москве, где и трудился до конца своей жизни. В 1823 году представил академии, для получения степени академика, три свои произведения: портрет гравера Е.О. Скотникова , картину "Кружевница" (находится в московском публичном музее) и этюд "Старик-нищий"; но совет, заподозрив, что они исполнены несамостоятельно, отказал их автору в просимом им отличии. Этот отказ заставил Тропинина в следующем году явиться в Санкт-Петербург и написать, в виде программы на звание академика, портрет медальера Лебрехта, за который оно и было ему присуждено. Близко схваченное сходство, выразительность, гармоничный, хотя и не особенно блестящий колорит и добросовестная законченность исполнения в портретах Тропинина отводят этому трудолюбивому и скромному в жизни художнику одно из первых мест среди русских живописцев одной с ним специальности. Из многочисленных его произведений, сверх вышеупомянутых, наиболее замечательны портреты: два его собственных (в Московском публичном музее и в академии художеств), императора Николая I (1825, в Московском архиве министерства иностранных дел), Д.П. Татищева (в Академии Художеств), И.И. Дмитриева (в Академии Наук), H. Карамзина , А. Пушкина , H. Гоголя , К. Брюллова , Н. Уткина (все пять - в Третьяковской галерее, в Москве), А.Е. Лазарева, князя С.И. Гагарина и некоторые др.

Источник: Биографический словарь. 2008

Тропинин, Василий Андреевич

(1780—1857) — живописец-портретист, родился крепостным человеком гр. А. Маркова, впоследствии отпустившим его на волю. Девяти лет от роду был определен своим господином в воспитанники Имп. академии худ., образовался в ней под руководством Щукина и, окончив ее курс в 1804 г., поселился в Москве, где и трудился до конца своей жизни. В 1823 г. представил Академии, для получения степени академика, три свои произведения: портрет гравера Е. С. Скотникова, картину "Кружевница" (находится в Московском публ. музее) и этюд "Старик-нищий"; но совет, заподозрив, что они исполнены несамостоятельно, отказал их автору в просимом им отличии. Этот отказ заставил Т. в следующем году явиться в СПб. и написать, в виде программы на звание академика, портрет медальера Лебрехта, за который оно и было ему присуждено. Близко схваченное сходство, выразительность, гармоничный, хотя и но особенно блестящий колорит и добросовестная законченность исполнения в портретах Т. отводят этому трудолюбивому и скромному в жизни художнику одно из первых мест среди русских живописцев одной с ним специальности. Из многочисленных его произведений, сверх вышеупомянутых, наиболее замечательны портреты: два его собственных (в Иосковском публ. музее и в Академии худ.), имп. Николая I (1825, в Московском архиве м-ва иностр. дел), Д. П. Татищева (в Академии худ.), И. И. Дмитриева (в Академии наук), Н. Карамзина, А. Пушкина, Н. Гоголя, К. Брюллова, Н. Уткина (все пять — в Третьяковской гал., в Москве), А. Е. Лазарева, кн. С. И. Гагарина и нек. др.


{Брокгауз}





Тропинин, Василий Андреевич


академик И. А. X., изв. московский портретист; р. 1776, † 3 мая 1857 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008