ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Найдено 1 определение
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
одна из форм воспитания практической духовности и трудового подвижничества (см.: Труд) человека Святой Руси. Общеобразовательная подготовка тружеников осуществлялась посредством церковного пастырства и учительства. Понятие труда как добродетели впитывалось в сознание русского человека как со стороны семьи и коллектива, так и со стороны церковного наставничества, ибо каждый труженик был членом того или иного прихода. Традиция церковного наставничества не прерывалась и в период петровских преобразований, во время которых сам царь пытался даже усилить роль Церкви в воспитании подрастающего поколения. Новгородский митрополит Иов сообщал в 1710, что государевы писцы неволили священников при каждой церкви школы строить.
Обучение трудовым навыкам совершенствования мастерства осуществлялось, с одной стороны, в семье крестьян и ремесленников, а с другой, - в общине и артели, непрерывно, в течение всей жизни.
"Передача трудовых традиций по иерархии родственных отношений, - отмечала М.М. Громыко, - осуществлялась: внутри семьи; через отпочковавшиеся от нее семьи - по фамильному (родственному) гнезду в пределах данной общины; через отселяющиеся семьи родственников - в другие общины. Распространение по этим каналам шло не только за счет непосредственной преемственности в семье между поколениями, естественно продолжавшейся и в отделившихся, и в отселившихся семьях, но и за счет общения родственников, в том числе живущих в разных деревнях".
С ранних лет само собой разумелось, что ребенок должен помогать в доме и на дворе. Мальчик держался отца, перенимал его навыки, девочка - матери, помогая ей в работе. Еще свидетельства XVIII в. говорят о том, что "мальчики привлекаются к упражнениям в хлебопашестве с семи лет". Во время страды в XIX в. известны случаи работы на полях мальчиков и девочек с десяти лет. Местный священник Шадринского у. Пермской губ. рассказывает, что в 1850-х мальчики "с пяти лет начинают ездить верхом на лошади и гонять скот на водопой; с восьми лет мальчик зовется борноволоком и управляет лошадью при распашке и бороньбе земли; в четырнадцать - он хорошо уже владеет косою, серпом, молотилом, топором и принимается за соху. Бедные крестьяне отдают в эти лета детей в срочную работу. Дети женского пола с шести лет садятся за прялку и пасут цыплят; с десяти берутся за иголку и серп, возятся с зыбочными малютками и домовничают во время страды; с четырнадцати лет садятся ткать за кросна, проворно жнут и косят. Родители, не имеющие детей мужского пола, садят своих дочерей, моложе 14 лет, на лошадь, и они заменяют мальчиков-борноволоков".
Настоящей школой воспитания трудовых навыков в деревнях были общественные работы-помочи, которые собирались тем или иным крестьянином для быстрого совместного выполнения тех или иных дел - постройки дома, вывоза из леса бревен, приготовления пряжи, а нередко и совместной жатвы, сенокоса, уборки сена, перевоза хлеба с полей. На помочах подрастающее поколение имело возможность перенять трудовые навыки у лучших, сноровистых работников села.
Для подрастающего поколения помочи давали выработку трудовых навыков и воспитание трудовых ценностей: отношения к труду как добродетели и презрения к лодырничеству и паразитизму. Для более зрелых крестьян на помочах осуществлялся обмен опытом, перенимались и усваивались самые удачные приемы работы.
А для всего мира вырабатывались стандарты, образцы качественно лучшей работы, а также стандарты качества самой продукции. Исподволь, незаметно складывался и превращался во влиятельную силу общественный контроль за качеством продукции. Снизить качество труда в этих условиях было для крестьянина позором.
Как и многие другие виды работ, общественные работы-помочи велись на началах соревновательности, стремлении показать себя с лучшей стороны. Лучшие работники поощрялись общественным мнением, приобретали уважение односельчан, и одновременно обидному осмеянию и осуждению подвергались лень, неумение, небрежность, недобросовестность в работе. Эмоциональный урок был так значителен, что в самом раннем детстве у ребенка складывалось уважительное, почтительное отношение к хорошему работнику, мастеру и пренебрежительное, презрительное отношение к лодырю и недобросовестному работнику.
Передача трудового опыта осуществлялась у крестьян путем "непрерывного трудового обучения" буквально с младенческих лет. У городских рабочих и ремесленников дело было поставлено так же. Отцы обучали сыновей своему мастерству. И это было не только их право, но их долг и обязанность, нарушение которых вело к наказанию. Нередко городские жители отдавали своих детей на обучение. Срок его составлял 8-9 лет, а ученик, согласно "типовому" договору об обучении, обязывался быть в это время "во всем послушен, покорен и безответен".
Кроме того, московское правительство, например в XVII в., обязывало лучших мастеров брать на выучку назначенных им для этого мальчиков, преимущественно детей казаков и стрельцов. Мастерам на этих мальчиков выдавались деньги на одежду и на прокорм. Ученики жили или у своего учителя, или на частной квартире. От мастеров требовалось, чтобы они "ребят выучили мастерству доброму и открыли дела свои в ученье явно, ни в чем бы в делах своих не скрылись". Так, например, готовились квалифицированные строительные рабочие, которые после обучения заносились в специальные списки и могли быть в любой момент привлечены на строительные объекты Российского государства.
О. Платонов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
354.62 кб

Политическое обучение в нацистских женских трудовых лагерях

Ермаков Александр Михайлович
В статье рассматриваются цели, методы и содержание политической подготовки девушек в лагерях нацистской женской Службы труда.
Читать PDF
941.91 кб

Особенности адаптации младших школьников к обучению из семей трудовых мигрантов

Куприянова Вера Николаевна
При поступлении в школу и переходе на последующие уровни образования, обучающиеся сталкиваются с новыми условиями образовательной среды и адаптируются к ней.
Читать PDF
414.76 кб

Трудовая занятость студентов в контексте обучения (на примере Санкт-Петербурга)

Родионова Алла Викторовна
В статье представлен анализ материалов исследования вовлеченности студентов Санкт-Петербурга в трудовую деятельность в период их обучения в вузе на дневном отделении, описаны масштаб, структура и некоторые факторы трудовой занятос