ТРЁЛЬЧ

Найдено 1 определение
ТРЁЛЬЧ
Troeltsch), Эрнст (17.II.1865 - 1.II.1923) - немецкий протестантский теолог, философ, социолог и историк. Проф. теологии в Бонне (с 1892), Гейдельберге (с 1894), проф. философии в Берлине (с 1914). Примыкал к группе позднелиберальных историков, выступавших (в последние годы 1-й мировой войны и в условиях начавшегося революц. кризиса) за преобразование кайзеровской Германии в бурж.-парламентском духе. В веймарской Германии - помощник статс-секретаря в прус. мин-ве культов (1919-22).

Религ.-филос. взгляды Т. сложились в русле идей либерального протестантизма. Вслед за нем. теологом А. Ричлем он стремился выработать ист. метод в теологии; рассматривал христианство (особенно протестантизм) как составную часть новоевроп. культуры. В трудах по социологии религии (важнейший - "Социальные учения христианских церквей и групп" - "Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen", T?bingen, 1912) дал типологию религ. групп ("церковь", "секта", "мистика"); развивал близкие М. Веберу идеи о роли кальвинизма и протестантской этики в возникновении капитализма.

В последний период жизни значит. место уделял проблемам философии истории. Автор соч. "Историзм и его проблемы" ("Der Historismus und seine Probleme", В., 1922), "Историзм и его преодоление" ("Der Historismus und seine ?berwindung", В., 1924, опубл. посмертно). Вынужденный признать наличие глубокого кризиса в сфере общих филос. основ бурж. ист. мышления, Т. был в числе тех нем. бурж. историков, к-рые пытались вывести бурж. ист. науку из тупика путем возрождения идей нем. неоидеалистич. историзма. Выступив против "натуралистич. историзма" (к-рый представлялся ему абсолютизацией преходящего, уравновешивающей все ценности в абсолютном релятивизме и скептицизме), Т. противопоставил ему "историзм" неокантианского толка, подновленный идеями, заимствованными у Ф. Ницше и О. Шпенглера. Т. оказался в порочном кругу, попытавшись рассматривать историю и как эманацию "мирового духа", и как творение познающего разума. Восприняв у Ницще понятие "воли" как средства избавления от "опасности историзма", Т. в то же время всячески подчеркивал имманентный "смысл" и "разум" истории. Отрицая плодотворность психологич. методов в ист. познании, Т., говоря о "прорыве духа" в ист. жизнь, по существу рассматривает как важнейшую предпосылку ист. познания нечто, близкое религ. интуиции. Следуя за Г. Риккертом в понимании "исторического метода", Т. отошел от него в понимании категории индивидуального и процедуры "отнесения к ценностям". Вся история, по Т., - это история культуры (включая историю хоз-ва, права, институтов и т. п.), а объект ист. науки - "коллективная индивидуальность" (народы, гос-ва, классы, сословия, а также культ.-ист. эпохи - Возрождение, Реформация, и сложные события - революции, войны и т. д.). Но реальностью они становятся лишь благодаря "идее", выбору познающего, позволяющему вычленить объект из "потока времени" - эта смысловая и ценностная идея выступает у Т. как творящая "синтез культуры" (указанная категория носит, т. о., у Т. явно субъективно-идеалистич. характер).

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-4, Tubingen, 1912-25.

Лит.: Bodenstein W., Neige des Historismus, E. Troeltschs Entwicklungsgang, G?thersloh, 1959; Kasch W. F., Die Sozialphilosophie von E. Troeltsch, T?bingen, 1963.

M. А. Барг. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
145.19 кб

Проблема религиозного априори в Западной религиозной философии (Э. Трёльч, П. Тиллих)

Уколов К. И.
Попытки обоснования религии с использованием методологии трансцендентальной философии встречались уже в XIX в. у Фридриха Шлейермахера, а также у некоторых представителей кантианской линии немецкого богословия.
Читать PDF
644.96 кб

Вопрос о статусе богословия как науки в немецком протестантизме (Шлейермахер, Трёльч, Тиллих)

Уколов К. И.
В статье после краткого изложения представлений о научном характере богословия на Западе в средние века, рассматриваются учения о богословии как науке немецких протестантских теологов Ф. Шлейермахера (1768-1834), Э.
Читать PDF
737.91 кб

История движения «Харе Кришна» в США и Великобритании через призму концепции вебера-трельча

Филькина Александра Витальевна, Филькин Константин Николаевич
Рассматривается история движения «Харе Кришна» в США и Великобритании; два разных варианта интерпретации истории данного религиозного движения, причем оба варианта интерпретации опираются на концепт «секты-церкви» М. Вебера и Э.
Читать PDF
123.60 кб

А. Гунель откровение и вера по Трёльчу и Тиллиху

Gounelle A. Revlation et foi selon Troeltsch et Tillich.// Rev. d'histoire et philosophie religieuses. P., Strasbourg, 2001. A. 81, N 1. P. 13-28. Автор реферата А.Б. Каплан
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы исторического реализма в трудах Э. Трёльча и Ф. Мейнеке

Смирнов Ю. В.
Рассматривается проблема исторического реализма, являющаяся объектом содержательной дискуссии в методологии социально-гуманитарных наук. Обращается внимание на концепцию исторического реализма Эрнста Трёльча и Фридриха Мейнеке.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы исторического реализма в трудах Э. Трёльча и Ф. Мейнеке

Смирнов Ю. В.
Статья посвящена проблеме исторического реализма, являющейся объектом содержательной дискуссии в методологии социально-гуманитарных наук. Обращается внимание на концепцию исторического реализма Эрнста Трёльча и Фридриха Мейнеке.

Похожие термины:

  • ТРЕЛЬЯЖ

    трехстворчатое зеркало, а также тонкая решетка для вьющихся растений, увитая ими.