ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич
(1888—1972), авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), академик АН СССР (1953). Окончил Московское высшее техническое училище (1918). В 1922 сформировал в составе ЦАГИ и возглавил опытное КБ. Под руководством Т. создано св. 100 типов военных и гражданских самолетов, в т. ч. АНТ-25, первый советский реактивный бомбардировщик ТУ-12, первый реактивный пассажирский самолет ТУ-104, первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер ТУ-114 и ряд сверхзвуковых самолетов. На самолетах Т. установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в т. ч. В. П. Чкалова (вместе с А. В. Беляковым и Г. Ф. Байдуковым) и М. М. Громова (вместе с А. Б. Юмашевым и С. А. Данилиным) на АНТ-25 через Северный полюс в США. Член ЦИК 7-го созыва. Депутат Верховного Совета СССР 3—8-го созывов. Государственная премия СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), Ленинская премия (1957).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ТУПОЛЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1888-1972), один из самых выдающихся авиаконструкторов мира. В 1908 г. поступил в императорское техническое училище (позднее-Московское высшее техническое училище). В ходе учебы начал конструировать летательные аппараты. В 1924-1925 гг. создал первые советские цельнометаллические самолеты, разработал и внедрил в СССР технологию крупносерийного производства самолетов. В 1936 г. возглавил конструкторское бюро. В 1937 г. был репрессирован, но продолжал работу над конструированием самолетов в специальном институте НКВД. Создал, находясь в заключении, фронтовой бомбардировщик «Ту-2», который серийно выпускался с 1942 г. В 1941 г. был освобожден, позднее реабилитирован. В его конструкторском бюро были созданы первые советские реактивные, а затем и сверхзвуковые бомбардировщики, в том числе с изменяемой стреловидностью крыла. В 1956 г. был выпущен первый советский реактивный пассажирский самолет «Ту-104», впервые в мире он начал регулярно эксплуатироваться на авиалиниях, вскоре его сменил более комфортабельный и вместительный «Ту-114». В конструкторском бюро Т. был создан первый советский сверхзвуковой лайнер «Ту-144». Всего Т. было спроектировано более 100 типов самолетов.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич
29.10/10.11.1888 - 23.12.1972), авиаконструктор. Академик АН СССР, генерал-полковник, инженер. Родился в семье хуторянина Тверской губ. После гимназии окончил Московское Высшее техническое училище (МВТУ); вместе со своим учителем Н.Е. Жуковским стал организатором и одним из руководителей Аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1922 сформировал и возглавил опытное конструкторское бюро по созданию боевых и гражданских самолетов, дирижаблей, торпедных катеров и аэросаней. Разработал новую авиационную технологию, запустил в производство цельнометаллические самолеты АНТ-2 и АНТ-3 (всего разработал более 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно). На его самолетах выполнены беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей В.П. Чкалова и М.М. Громова (на АНТ-25). Самолеты-бомбардировщики, торпедоносцы и разведчики конструкции Туполева (ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедные катера успешно применялись в годы Великой Отечественной войны. Под его руководством создан первый советский реактивный бомбардировщик ТУ-12 (1947), первый реактивный пассажирский самолет ТУ-104 (1954), первый турбовинтовой межконтинентальный самолет ТУ-114 (1957), серия сверхзвуковых самолетов, в т. ч. пассажирский ТУ-144.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич
(1888–1972), авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Под рук. Т. сконструированы цельнометалл. пасс, самолет АНТ‑2, тяж. бомбардировщики АНТ‑4 (ТБ‑1), АНТ‑6 (ТБ‑3), АНТ 16 (ТБ‑4), истребитель сопровождения АНТ‑7 (Кр‑6), летающая лодка МДР‑2, рекордный по дальности полета самолет АНТ‑25 (РД). Всего под его рук. создано более 100 типов машин, 70 из которых были внедрены в серийное производство. На его самолетах было установлено 78 мировых рекордов и выполнены десятки дальних перелетов. В 1937 был арестован по ложному обвинению. В период заключения работал в спец. КБ по проектированию двухмоторного бомбардировщика. Освобожден в 1941, реабилитирован в 1955.

Скоростной бомбардировщик Ту‑2
В период войны наряду с совершенствованием принятых на вооружение самолетов (ТБ‑1, ТБ‑3, СБ, ТБ‑7, МТБ‑2) Т. создал их новые образцы. В 1942 был запущен в серийное производство скоростной двухкилевой бомбардировщик Ту‑2, который по летно‑техническим данным превосходил немецкий бомбардировщик Ю‑88 последней модификации. В послевоен. годы работал над скоростным тяж. бомбардировщиком, реактивным бомбардировщиком и пассаж, самолетами, а также сверхзвуковым лайнером. Академик АН СССР (1953).

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич
(29.10.1888–23.12.1972), авиаконструктор, трижды Герой Соц. Труда (16.9.1945, 12.7.1957, 22.11.1972), 4?кратный лауреат Сталинской премии (1943, 1948, 1949, 1952), академик АН СССР (с 23.10.1953; чл. – корр. с 1.2.1933), ген. – полк. – инженер (25.10.1967). Сын разночинца, владельца хутора. Окончил Моск. высш. тех. уч?ще (1918), ученик Н.Е. Жуковского. В 1922 в составе Центр. аэрогидродинамич. ин?та (ЦАГИ) создал и возглавил КБ; запустил в пром. производство цельнометаллич. самолеты АНТ?З (1925), АНТ?4 (1928), АНТ?6 (1933), тяж. и дальние самолеты ТБ?1 (1925), ТБ?З (1930). С 1930 гл. конструктор, с 1936 1?й зам. нач. и гл. инженер Гл. упр. авиац. пром?сти Наркомата тяж. пром?сти СССР. Разработал фронтовой бомбардировщик Т?2, торпедные катера Г?4, Г?5 и т. д. 21.10.1937 арестован по обвинению в орг?ции «Рус. – фашистской партии», признался, что с 1924 был франц. шпионом. В февр. 1939 переведен в подмоск. поселок Болшево, где размещалось Особое тех. бюро при НКВД СССР («шарашка»). В мае 1940 приговорен к 10 годам заключения и 5 годам поражения в правах, но 27.6.1941 освобожден со снятием судимости. Несколько лет его имя не упоминалось. Во время Вел. Отеч. войны – гл. конструктор ЦКБ?29 НКВД СССР (работал вместе с С.П. Королевым, В.М. Петляковым и др.). Руководил созданием бомбардировщиков АНТ?40, АНТ?42, Ту?2, пассажирских самолетов АНТ?9, АНТ?14, АНТ?20 «Максим Горький». Всего под его рук?вом создано более 100 видов воен. и гражд. самолетов, в т. ч. АНТ?25, Ту?104 (первый реактивный пассажирский), Ту?114, Ту?144 (сверхзвуковой пассажирский), стратегический бомбардировщик Ту?4, первый сов. реактивный бомбардировщик Ту?12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту?95, бомбардировщик Ту?16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту?22. В 1955 полностью реабилитирован. С 1956 ген. конструктор КБ. В 1957 получил Ленинскую, в 1972 – Гос. премии.
Сын Т. – Алексей Андреевич Туполев (20.5.1925–12.5.2001) также известный авиаконструктор, академик АН СССР/РАН (с 26.12.1984; чл. – корр. с 15.3.1979), Герой Соц. Труда (1971). С 1963 ген. конструктор ОКБ, занимался созданием воен. и гражд. самолетов (в т. ч. Ту?144, Ту?160, Ту?204 и др.).

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич
(1888—1972) — советский авиаконструктор, основоположник отечественного цельнометаллического тяжелого самолетостроения, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968), лауреат Сталинской премии (1943,1948,1949,1952), Государственной премии СССР (1972) и Ленинской премии (1957), Герой Социалистического Труда (1945,1957, 1972). Проблемами самолетостроения начал заниматься со времени встречи с Я. Е. Жуковским и с начала учебы в Московском высшем техническом училище (МВТУ) в 1908 г. В 1918 г. вместе с Н. Е. Жуковским организовал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В 1918—1936 гг. — зам. руководителя института. К 1922 г. в составе ЦАГИ оформилось опытное конструкторское бюро (ОКБ) А. Н. Туполева по созданию цельнометаллических аэросаней, торпедных катеров, боевых и гражданских самолетов (с 1936 — самостоятельная организация). В 1924—1925 гг. построены первые советские цельнометаллические самолеты (АНТ-2 и АНТ-3). До 1936 г. под его руководством было создано 8 типов торпедных катеров и 50 самолетов (в том числе, стратегические АНТ-4, АНТ-6, АНТ-42; пассажирские АНТ-9, АНТ-20 «Максим Горький»; рекордные АНТ-25, АНТ-37 и фронтовой бомбардировщик АНТ-40). В 1936 г. назначен (без освобождения от руководства ОКБ) главным инженером Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности. В 1937—1941 гг. был необоснованно репрессирован. В заключении работал в ЦКБ-29 НКВД над проектом «103» (Ту-2), признанным лучшим фронтовым бомбардировщиком во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. В послевоенный период руководил созданием более 100 типов военных и гражданских самолетов, обеспечив вооружение дальней стратегической авиации СССР (Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-22м, Ту-95) и до 75% объема перевозок пассажиров «Аэрофлота» (Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ту-154). Был создан первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. На самолетах ОКБ А. Н. Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе В. П. Чкалова и М. М. Громова на АНТ-25 через Северный полюс в США, высадка научной экспедиции «Северный полюс» во главе с Я. Д. Папаниным на АНТ-6.Заслуги А. Н. Туполева признаны во всем мире — он был избран почетным членом ряда зарубежных научных обществ и институтов.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015