Тур

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТУР
круг, движение по кругу, например Т. танца. Этап какого-либо соревнования, в течение которого завершается какая-либо его часть (отсюда — турнир). Одна из ступеней избирательной системы, Т. выборов.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Тур
Родственным с Ярилой божеством у всех славян был бог Тур, бог солнца и плодородия, он же – бык.
Имя Тура в «Слове о полку Игореве» выступает как эпитет князя Всеволода: «яр-тур», «буй-тур», которым подчеркивается его воинственность, храбрость, буйность, ярость.
Бог Тур часто упоминается и в славянском фольклоре как бог солнца и света; он выступает здесь в образе многорогого или златорогого тура или тура-оленя, барана с золотыми рогами и т. п.

Источник: Славянская энциклопедия.

Тур
франц. tour - башня) - цилиндрическая плетенка без дна из хвороста и кольев, применяемая для устройства крутостей высоких насыпей укреплений. Первоначально туры применялись самостоятельно как закрытие от пуль и снарядов противника. Различались туры сапные, высотой около 0,9 м, диаметром 0,7 м и весом около 24 кг, и батарейные, высотой около 1,25 м, диаметром 0.9 м и весом около 62 кг. Туры устанавливались несколько наклонно внутрь насыпи и засыпались землей. Иногда при высоких насыпях туры устанавливались в несколько рядов друг на друге.

Источник: Военно-исторический словарь

ТУР
Tours) - город Франции, адм. ц. деп. Эндр и Луара. 128 т. ж. (1968). Порт на канале Луара - Шер, ж.-д. узел, электротехнич. и с.-х. машиностроение, полиграфич. пром-сть, швейное, мебельное производство. В древности - поселение племени туронов на прав. берегу Луары, перенесенное римлянами на лев. берег (г. Цезародунум - Caesarodunum). В 4 в. Т. (Turones) - центр рим. провинции Лугдунская III. С 3 в. Т. - резиденция епископа (в кон. 6 в. епископом Т. был Григорий Турский), с 9 в. - архиепископа. В кон. 8 в. Алкуин организовал здесь школу, лучшую в империи Карла Великого. С 1044 Т. находился под властью графов Анжуйских, в 1154-1204 - англ. королей. С 1204 - под властью франц. короля. В 14 - нач. 16 вв. в Т. неск. раз заседали Ген. штаты. Т. часто являлся местом пребывания королев. двора, особенно Людовика XI (замок Плесси-ле-Тур). В Т. чеканилась своя монета - турские ливры (livres tournois), имевшие хождение во Франции вплоть до 1772 наряду с парижскими ливрами (livres parisis). Пром. расцвет Т. связан с экономич. политикой Людовика XI (1461-83), способствовавшего появлению в Т. шелкового и парчового произ-ва. Отмена в 1685 Нантского эдикта 1598, вызвавшая эмиграцию ремесленников и рабочих шелковой мануфактуры - гугенотов, нанесла ущерб экономике города. В дек. 1920 в Т. происходил съезд Социалистич. партии (S. F. I. О.), на к-ром была создана Французская коммунистическая партия.

Лит.: Lh?ritier М., Tours et la guerre. Etude ?conomique et sociale, P., 1926.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ТУР
Евгения (настоящее имя Салиас де Турнемир Елизавета Васильевна, урожденная Сухово-Кобылина; 1815, Москва – 1892, Варшава), русская писательница. Родилась в творчески одаренной дворянской семье: брат А. В. Сухово-Кобылин – драматург, младшая сестра С. В. Сухово-Кобылина – художница, сын Е. А. Салиас – исторический романист. Получила домашнее образование под руководством профессоров Московского ун-та. В 1837 г. по настоянию родителей, воспрепятствовавших браку дочери с литератором Н. И. Надеждиным, вышла замуж за французского аристократа, но семья вскоре распалась. Литературная деятельность началась анонимной публикацией переводов в журнале Надеждина «Телескоп» (1834–35), но творческим дебютом Тур стала повесть «Ошибка» (1849). Опубликовала романы «Племянница» (1851), «Три поры жизни» (1854) и ряд повестей: «Две сестры» (1851), «Заколдованный круг» (1854), «Старушка» (1856) и др. Современники называли Тур русской Жорж Санд, подчеркивая ее интерес к образу независимой и решительной героини, утверждающей свое право на самостоятельный выбор жизненного пути. Для ее произведений характерен интерес к жизни сердца, экспериментаторский подход к изображению психологии героев. В 1840–50-е гг. Тур была хозяйкой известного в Москве литературного салона, который посещали Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, Н. П. Огарев, Е. П. Ростопчина и др. В 1856 – 65 гг. занималась преимущественно критикой (статьи о Жорж Санд, Шарлотте Бронте, рецензии на произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева) и публицистикой, активно обращалась к проблеме положения женщины в обществе. Стала одной из первых в России издательниц: в ее газете «Русская речь» (1861–62) сотрудничали Н. С. Лесков, В. А. Слепцов, А. С. Суворин. В 1860-х гг. жила во Франции, регулярно публикуя статьи в русских периодических изданиях. С 1866 г. до конца жизни создавала оригинальные и переводные произведения для детей и юношества, пользовавшиеся широкой известностью: повесть из первых времен христианства «Катакомбы» (1866, 9-е изд. 1898), сказка «Жемчужное ожерелье» (1870), рассказ «Мученики Колизея» (1884), агиографический рассказ «Жизнь святого Макария Египетского» (1885), «Священная история Ветхого Завета» (1888) и др.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006