ТУРЧАНИНОВ Петр Иванович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТУРЧАНИНОВ Петр Иванович
1779-1856), русский композитор, регент. Ученик А.Л. Веделя. С 1804 - регент митрополичьего хора в Петербурге, с 1827 - учитель пения Придворной певческой капеллы, в 1833-41 - протоиерей дворцовых церквей.
Высокое хоровое мастерство отличает духовные сочинения Турчанинова (в т. ч. литургии св. Иоанна Златоуста), особенно его гармонизации древних распевов.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Турчанинов Петр Иванович

Турчанинов (Петр Иванович) - протоиерей, один из самых видных русских духовных композиторов (1779 - 1856). Сын киевского дворянина, воспитывался в киевском народном училище. Был полковым певчим, потом учился у Сарти и Веделя ; руководил хорами в Киеве и Севске; в 1803 г. принял сан священника. В 1809 г. Турчанинов был вызван в Петербург и назначен регентом митрополичьего хора, позже учителем пения в хоре придворной певческой капеллы; участвовал в разных комиссиях по разработке и изданию духовных музыкальных сочинений. Панихидное пение, употребляемое повсеместно, написано почти все Турчаниновым. Для хора Сергиевской пустыни Турчанинов написал много оригинальных произведений. Духовно-музыкальные сочинения Турчанинова строгого чистого стиля, певучие и задушевные, сделались достоянием всего православного мира и считаются образцами духовной музыки. Он был одним из первых, обративших внимание на сопровождение древних напевов, подходящее к их характеру. Все сделанные им переложения, при сохранении основной мелодии, в гармоническом отношении отличаются величественностью и простотой. Самые выдающиеся переложения Турчанинова - "Тебе одеющагося", "Да молчит всякая плоть", ирмосы великого четверга и великой субботы. Н. С.

Источник: Биографический словарь. 2008

Турчанинов, Петр Иванович

— протоиерей, один из самых видных русских духовных композиторов (1779—1856). Сын киевского дворянина, воспитывался в Киевском народном училище. Был полковым певчим, потом учился у Сарти и Веделя; руководил хорами в Киеве и Севске; в 1803 г. принял сан священника. В 1809 г. Т. был вызван в Петербург и назначен регентом митрополичьего хора, позже учителем пения в хоре придворной певческой капеллы; участвовал в разных комиссиях по разработке и изданию духовных музыкальных сочинений. Панихидное пение, употребляемое повсеместно, написано почти все Т. Для хора Сергиевской пустыни Т. написал много оригинальных произведений. Духовно-музыкальные сочинения Т., строгого чистого стиля, певучие и задушевные, сделались достоянием всего православного мира и считаются образцами духовной музыки. Он был одним из первых обративших внимание на сопровождение древних напевов, подходящее к их характеру. Все сделанные им переложения при сохранении основной мелодии в гармоническом отношении отличаются величественностью и простотой. Самые выдающиеся переложения Т. — "Тебе одеющагося", "Да молчит всякая плоть", ирмосы великого четверга и великой субботы.


Н. С.


{Брокгауз}





Турчанинов, Петр Иванович


— род. 1779, ум. 1856, духовный композитор; мальчиком пел в киевском хоре ген. Леванидова, где его слышал кн. Потемкин, взявший его в СПб. учиться к Сарти. В 1792 Т. возвратился в хор Леванидова, бывший тогда под управлением А. Л. Веделя (см.). Впоследствии Т. был регентом хора киевского градоначальника Теплова и Севского архиерея Досифея. В 1803 рукоположен во священника, в 1809 перемещен в Гатчину, откуда перешел на должность регента СПб. митрополичьего хора. С 1827 был учителем пения в придворной капелле; с 183 состоял протоиереем различных дворцовых церквей до отставки в 1841. Заслуга Т. — в гармонизации древних мелодий церковных книг В свое время Т. стоял во главе особого направления в гармонизации; отличительными особенностями как этого направления, так в частности переложений Т. служат: 1) предпочтение широкого голосоведения; 2 передача основной мелодии второму голосу, альту, и иногда басу; 3) введение симметричного ритма в мелодию песнопений, написанную в ритме несимметричном; 4) сохранение подлинных интервалов мелодии, за немногими исключениями, когда являются знаки повышения или понижения. Это сохранение подлинной церковной мелодии, ясная и простая гармонизация (правда, несколько однообразная), умелое голосоведение придают переложениям Т. высокое значение, почему они ценились не только современниками, но и до сих пор не теряют своего значения. Сочинения Т. изданы в 4-х книгах и заключают в себе 15 №№ трехголосных песнопений, а остальные — четырехголосные: херувимские песни (5 №№), задостойники, каноны, догматики и отд. песнопения. Сохранилась автобиография Т., напечатанная в "Домашней Беседе", 1863, и отд.


(П.).


{Риман}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Похожие термины:

  • Турчанинов, Петр Иванович, протоиерей

    в Стрельне, композитор церковного пения; р. 178? г., † 1856 г. Дополнение: Турчанинов, Петр Иванович, р. 20 ноября 1779 г. Автобиограф-композитор, протоиерей; † 4 марта 1856. {Половцов}
  • Турчанинов, Петр Иванович, ген.-поручик

    1793 г., действительный член Имп. Рос. Ак., при собственных Е. И. В. делах и у принятия прошений, упр. также и Конторою строений; р. 1737, † 18?? г. {Половцов}