Терне, Карл ИвановичТернер Карл Иванович

ТЁРНЕР

Найдено 3 определения термина ТЁРНЕР

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ТЁРНЕР

turner) Джозеф Мэллорд Уильям (1775, Лондон – 1851, там же), английский живописец и гравер. Родился в семье цирюльника. Учился в Академии художеств в Лондоне (1789–93). С 1802 г. – академик, с 1808 г. – профессор. Много путешествовал по Франции, Швейцарии и особенно по Италии.

Начав свой творческий путь как акварелист и гравер, Тернер в кон. 19 в. обращается к живописи маслом. Огромное воздействие на мастера оказало искусство старых мастеров (К. Лоррена, Н. Пуссена). Некоторые из ранних работ Тернера исполнены в жанре классического идиллического пейзажа («Озеро Аверн: Эней и дух Кумы», ок. 1814–15 гг.). С кон. 18 в. главным «героем» его пейзажей становится свет. Тернера привлекают романтические сюжеты и фантастика, драматическая борьба природных стихий, передача редких световых эффектов. Он любит писать штормы, ливни, наводнения, смерчи («Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы», 1812). Нередко художник вводит в пейзаж мифологические сцены («Уллис насмехается над Полифемом», 1829). С кон. 1820-х гг. его манера становится особенно свободной и смелой – пейзаж порой превращается в сияющее фантасмагорическое зрелище. В картине «Дождь, пар и скорость» (1844) паровоз мчится вдоль Темзы сквозь туманную дождевую мглу. Все материальные предметы словно сливаются в образ-мираж, превосходно передающий ощущение скорости. О Тернере говорили, что он словно пишет цветным паром. Знаменитая картина «Пожар Лондонского парламента» (1834–35) представляет романтическую мистерию стихий – огня, воды, туч, отражений и отблесков. Некоторые из последних картин Тернера близки к абстракционизму («Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье», ок. 1842 г.; см. илл. на с. 319). Уникальное исследование световых и цветовых эффектов, предпринятое Тернером, во многом предвосхитило открытия художников-импрессионистов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах.

ТЁРНЕР

1. (Turner), Нат (2.X.1800 - 11.XI.1831) - руководитель восстания негров-рабов в США. Всю жизнь был рабом. Сумев выучиться грамоте, Т. стал проповедником и получил прозвище "Пророк". Глубоко религиозный человек, Т., готовя негров к восстанию, рассматривал себя исполнителем воли провидения. В 1831 организовал и возглавил восстание рабов (см. Ната Тернера восстание 1831). После его подавления Т. с 25 авг. скрывался, 30 окт. был арестован и после суда повешен в г. Иерусалиме (ныне Кортленд) в Виргинии. В тюрьме Т. продиктовал журналисту описание своей жизни.

Лит.: Aptheker H., Nat Turner´s slave rebellion. Together with full text of the so-called "Confession" of Nat Turner made in prison in 1831, N. Y., (1966). 2. (Turner), Фредерик Джэксон (14.XI.1861 - 14.III.1932) - амер. историк. Окончил Висконсинский ун-т (1884). В 1892-1910 - проф. амер. истории Висконсинского ун-та. В 1910-24 - проф. истории Гарвардского ун-та. В известном докладе 1893 "Значение границы в американской истории" ("The significance of the frontier in American history") развил мысль, что вся история США - это в первую очередь история колонизации "великого Запада", что существование "свободных" земель и продвижение границы амер. поселении на запад объясняют особенности развития страны. Как утверждал Т., амер. демократия не была завезена на амер. континент на борту "Мейфлауэр" - "она вышла из американского леса". Взгляды Т., ставшего во главе т. н. среднезападной школы, оказали огромное влияние на мн. историков (в т. ч. на Г. Болтона, Ф. Паксона, М. Хэнсона, Д. Шафера, Д. Кларка, А. Крэвена, Р. Биллингтона, Р. Ригела и др.). Вместе с тем с сер. 30-х гг. 20 в. ряд исследователей (К. Гудрич, С. Дейвисон, К. Дэнхоф и особенно Ф. Шеннон) подвергли критике взгляды Т., в частности известную теорию существования в США в 19 в. "предохранительного клапана". Концепция Т. широко использовалась для доказательства "исключительности" ист. развития США и отсутствия в стране условий для клас. противоречий. Т. выступил как один из зачинателей экономич. направления в историографии США, обратив внимание на своеобразие социально-экономич. развития; вместе с тем Т. и его школа не учитывали гл. закономерностей, связанных со способом произ-ва как решающим фактором, влиявшим на характер колонизации Запада. Соч.: The frontier in American history, N. Y., (1962); The significance of sections in American history, N. Y., (1932); The United States. 1830-1850. The nation and its sections, N. Y., 1958.

Лит.: Болховитинов Н. Н., О роли "подвижной границы" в истории США (Критический анализ концепции Ф. Д. Тернера), "ВИ", 1962, No 9; Ефимов А. В., Проблема сосуществования различных способов производства в работах Ф. Д. Тернера, "ВФ", 1956, No 5; Billington R. A., Westward Expantion, 3 ed., N. Y., 1967 (библ. с. 765-893).

H. H. Болховитинов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Тернер

, Джозеф Маллорд Уильям (Turner, Joseph Mallord William) 1775, Лондон — 1851, Лондон. Английский живописец и график. Мастер романтического пейзажа. Один из наиболее ярких и оригинальных талантов в искусстве XIX в. Родился в семье цирюльника, систематического образования не получил. Начал с копирования гравюр. Уже в 14 лет зарабатывал, делая рисунки с видами Лондона и его окрестностей. В 1789—1793 посещал классы Королевской академии художеств. Его акварели были впервые выставлены в 1790. В эти годы работал для гравера и торговца гравюрами Дж. Смита, раскрашивая оттиски. Там же познакомился с Гертином, который наряду с Уилсоном оказал на него большое влияние. Тернер много путешествовал по Англии, главным образом пешком, делая зарисовки, а на их основе композиции для издателей гравюр, а позже использовал для своих пейзажей. Для его раннего периода характерен т. н. топографический пейзаж с готическими руинами, с тягой к светотеневым эффектам. Большую роль в становлении мастера сыграл кружок мецената и коллекционера доктора Т. Монро, вокруг которого собиралась способная молодежь. Члены кружка копировали рисунки и акварели, в частности работы Дж. Р. Козенса, которые побудили Тернера постепенно освобождаться от ограниченности топографического пейзажа, включая в него элементы живописного (picturesque) пейзажа, и переходить к более свободной импровизации цветом, размывкам, локальному пятну. Первую картину маслом художник выставил в 1796 (Рыбаки в море, Лондон, галерея Тейт). В этот период испытал сильное влияние голландской марины XVII в. Однако уже в ранних произведениях мастера ощущаются романтические тенденции эпохи, выраженные в стихах У. Вордсворта, С. Т. Колриджа и Дж. Томсона. "Руины" и "бури" Тернера проникнуты метафоричностью, свойственной мышлению художника-романтика, который считал, что пейзаж может выражать идеи и чувства с не меньшей силой и убедительностью, нежели тематическая картина. Однако он еще долго продолжал соединять пейзаж с историческим, библейским или мифологическим сюжетом. В 1802 Тернер был избран членом Королевской академии художеств и в том же году предпринял путешествие в Швейцарию через Париж. Стихия гор, особое состояние атмосферы, чистота форм и цвета произвели неизгладимое впечатление на художника и послужили одним из источников при формировании его зрелого стиля. Другим важным итогом поездки было знакомство с произведениями старых мастеров в Лувре, где выставлялись сокровища, свезенные Наполеоном со всей Европы. Сохранились этюды художника с картин Тициана, Пуссена, Рембрандта. Углубился интерес Тернера к героическому пейзажу классицизма, его кумирами стали Пуссен и К. Лоррен. К этому периоду относятся полотна: Пятая египетская казнь (ок. 1800, Индианаполис, Музей) и Десятая египетская казнь (ок. 1802, Лондон, галерея Тейт). Влияние Лоррена наиболее сказывается в работах 1807—1818. В подражание его Liber Veritatis Тернер создал собрание своих гравюр в смешанной технике офорта, меццо-тинто и акватинты Liber Studiorum (1807—1819). Однако постепенно мастер отходит от классицистических гармоний Лоррена, придавая своим композициям все более усложняющуюся пространственную структуру. В 1804 Тернер открыл собственную галерею, где он собирался выставлять свои наиболее новаторские произведения. Художник тяжело переживал нападки критиков. Принимая его гравюры, публика чаще всего отвергала пейзажи. Будучи акварелистом, Тернер привнес в масляную живопись стремление к светлой палитре, привычку работать жидким прозрачным мазком. Он покрывал холсты тонким слоем перламутрово-белой краски, имитируя белую бумагу. С другой стороны, его акварель изменилась под воздействием масляной живописи, став более насыщенной, обретя некое внутреннее сияние. В 1819 мастер впервые приезжает в Италию. Средиземноморье с его яркими красками, особым пронизывающим предметный мир светом еще более подтолкнуло мастера к очищению палитры. Он стал все свободнее использовать цветные тени. Однако первые признаки нового видения мира, кардинальных стилистических изменений проявились сначала в жанровых картинах. В 1829—1837 творчество художника было связано с имением Петуорт-Хауз, принадлежащим его покровителю лорду Эгремонту. Здесь происходит перелом в искусстве мастера, начинается период, который в настоящее время наиболее привлекает зрителя всепоглощающей стихией света и цвета. В картине Музыкальная комната в Петуорте (ок. 1830, Лондон, галерея Тейт) переливы выдержанного в красных тонах колорита становятся почти физически ощутимым воплощением музыкального звука. Этюды Тернера с натуры по своей реалистичности не уступают Констеблу. Но вместе с тем в его композициях природа предстает в претворенном виде, в соответствии с романтической тягой к внутренней правде, а не к внешнему сходству. Каждая его картина — это часть бесконечного целого. Он так увлечен передачей воздуха, воды и света, что изображает не столько отдельные предметы, сколько среду, в которую они погружены. Часто эта среда трактована им как стихия — шторм, дождь, метель или огонь (акварели и картина Пожар Парламента, 1835, Кливленд, Художественный музей). В его полотнах начинает господствовать пульсирующая мощь красочного хаоса, из которого и рождаются романтические образы природы Тернера. Он работает все более широким мазком, кладя краску на холст мастихином, разминая ее пальцем, процарапывая ногтем линии. Картины мастера порой превращаются в ослепительные видения. Произведения Тернера 1830—1840-х рассматриваются иногда как предвестие импрессионизма. Однако искусство художника основано вовсе не на принципах анализа зрительного образа, а на преклонении перед грандиозностью природы, на понимании пейзажа как отражения человеческих страстей, смятения ума и сердца, как средство выявления отношение человека и природы. В 1807—1828 Тернер был профессором перспективы Королевской академии художеств, членом которой был избран в 1802. Наиболее знаменита его шестая лекция О задних планах, где он изложил историю и свою трактовку жанра пейзажа. Отвергая каноны классицистической эстетики, мастер доказывает невозможность разделения проблем перспективы, светотени и колорита. Основные произведения: Автопортрет (ок. 1798), Кораблекрушение (ок. 1805, оба — Лондон, галерея Тейт), Пейзаж на Темзе с радугой (ок. 1806, Лондон, Британский музей), Метель. Переход Ганнибала через Альпы (1812, Лондон, галерея Тейт), Дидона строит Карфаген (1815, Лондон, Нац. галерея), Венеция. Сан Джорджо на восходе солнца (1819, Лондон, Британский музей), Улисс насмехается над Полифемом (1829), Последний рейс фрегата "Отважный" (1838, оба — Лондон, Нац. галерея), Невольничье судно. Надвигается тайфун (1840, Бостон, Музей изящных искусств), Мир. Похороны на море (1842, Лондон, галерея Тейт), Дождь, пар и скорость (1844, Лондон, Нац. галерея); иллюстрации к произведениям В. Скотта, С. Роджерса, Байрона, Т. Кемпбелла.

Лит.: Некрасова Е. А. Тернер. 1775—1851. М., 1976; Finberg A. J. The Life of J. M. W. Turner. R. A., 2nd ed. Oxford, 1961; Herrmann L. Turner. Paintings, Watercolours, Prints and Drawings. London, 1975.

Т. Воронина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Найдено схем по теме ТЁРНЕР — 0

Найдено научныех статей по теме ТЁРНЕР — 0

Найдено книг по теме ТЁРНЕР — 0

Найдено презентаций по теме ТЁРНЕР — 0

Найдено рефератов по теме ТЁРНЕР — 0