turner) Джозеф Мэллорд Уильям (1775, Лондон – 1851, там же), английский живописец и гравер. Родился в семье цирюльника. Учился в Академии художеств в Лондоне (1789–93). С 1802 г. – академик, с 1808 г. – профессор. Много путешествовал по Франции, Швейцарии и особенно по Италии.
Начав свой творческий путь как акварелист и гравер, Тернер в кон. 19 в. обращается к живописи маслом. Огромное воздействие на мастера оказало искусство старых мастеров (К. Лоррена, Н. Пуссена). Некоторые из ранних работ Тернера исполнены в жанре классического идиллического пейзажа («Озеро Аверн: Эней и дух Кумы», ок. 1814–15 гг.). С кон. 18 в. главным «героем» его пейзажей становится свет. Тернера привлекают романтические сюжеты и фантастика, драматическая борьба природных стихий, передача редких световых эффектов. Он любит писать штормы, ливни, наводнения, смерчи («Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы», 1812). Нередко художник вводит в пейзаж мифологические сцены («Уллис насмехается над Полифемом», 1829). С кон. 1820-х гг. его манера становится особенно свободной и смелой – пейзаж порой превращается в сияющее фантасмагорическое зрелище. В картине «Дождь, пар и скорость» (1844) паровоз мчится вдоль Темзы сквозь туманную дождевую мглу. Все материальные предметы словно сливаются в образ-мираж, превосходно передающий ощущение скорости. О Тернере говорили, что он словно пишет цветным паром. Знаменитая картина «Пожар Лондонского парламента» (1834–35) представляет романтическую мистерию стихий – огня, воды, туч, отражений и отблесков. Некоторые из последних картин Тернера близки к абстракционизму («Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье», ок. 1842 г.; см. илл. на с. 319). Уникальное исследование световых и цветовых эффектов, предпринятое Тернером, во многом предвосхитило открытия художников-импрессионистов.
ТЁРНЕР
ТЁРНЕР
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
ТЁРНЕР
1. (Turner), Нат (2.X.1800 - 11.XI.1831) - руководитель восстания негров-рабов в США. Всю жизнь был рабом. Сумев выучиться грамоте, Т. стал проповедником и получил прозвище "Пророк". Глубоко религиозный человек, Т., готовя негров к восстанию, рассматривал себя исполнителем воли провидения. В 1831 организовал и возглавил восстание рабов (см. Ната Тернера восстание 1831). После его подавления Т. с 25 авг. скрывался, 30 окт. был арестован и после суда повешен в г. Иерусалиме (ныне Кортленд) в Виргинии. В тюрьме Т. продиктовал журналисту описание своей жизни. Лит.: Aptheker H., Nat Turner´s slave rebellion. Together with full text of the so-called "Confession" of Nat Turner made in prison in 1831, N. Y., (1966). 2. (Turner), Фредерик Джэксон (14.XI.1861 - 14.III.1932) - амер. историк. Окончил Висконсинский ун-т (1884). В 1892-1910 - проф. амер. истории Висконсинского ун-та. В 1910-24 - проф. истории Гарвардского ун-та. В известном докладе 1893 "Значение границы в американской истории" ("The significance of the frontier in American history") развил мысль, что вся история США - это в первую очередь история колонизации "великого Запада", что существование "свободных" земель и продвижение границы амер. поселении на запад объясняют особенности развития страны. Как утверждал Т., амер. демократия не была завезена на амер. континент на борту "Мейфлауэр" - "она вышла из американского леса". Взгляды Т., ставшего во главе т. н. среднезападной школы, оказали огромное влияние на мн. историков (в т. ч. на Г. Болтона, Ф. Паксона, М. Хэнсона, Д. Шафера, Д. Кларка, А. Крэвена, Р. Биллингтона, Р. Ригела и др.). Вместе с тем с сер. 30-х гг. 20 в. ряд исследователей (К. Гудрич, С. Дейвисон, К. Дэнхоф и особенно Ф. Шеннон) подвергли критике взгляды Т., в частности известную теорию существования в США в 19 в. "предохранительного клапана". Концепция Т. широко использовалась для доказательства "исключительности" ист. развития США и отсутствия в стране условий для клас. противоречий. Т. выступил как один из зачинателей экономич. направления в историографии США, обратив внимание на своеобразие социально-экономич. развития; вместе с тем Т. и его школа не учитывали гл. закономерностей, связанных со способом произ-ва как решающим фактором, влиявшим на характер колонизации Запада. Соч.: The frontier in American history, N. Y., (1962); The significance of sections in American history, N. Y., (1932); The United States. 1830-1850. The nation and its sections, N. Y., 1958. Лит.: Болховитинов Н. Н., О роли "подвижной границы" в истории США (Критический анализ концепции Ф. Д. Тернера), "ВИ", 1962, No 9; Ефимов А. В., Проблема сосуществования различных способов производства в работах Ф. Д. Тернера, "ВФ", 1956, No 5; Billington R. A., Westward Expantion, 3 ed., N. Y., 1967 (библ. с. 765-893). H. H. Болховитинов. Москва.