Тюменева, Галина Александровна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Тюменева Галина Александровна
(1907–1999) - ученый-музыковед, педагог, кандидат искусствоведения (1946), профессор (1979), культурнопросветительский деятель, один из основателей системы музыкального образования в Украине. С 12 лет трудилась в швейных и пошивочных мастерских, машинисткой. Окончила школу, курсы и одновременно музыкальный техникум в Полтаве. С 1930 жила в Х-ве, где в 1935 окончила музыкально-драматический институт (класс теории С.С. Богатырева и истории музыки И. Миклашевского). С 1931 преподавала в музыкальном техникуме, а с 1936 вела курсы истории музыки и в музыкально-драматическом институте. В 1943–1949 - художественный руководитель Харьк. филармонии, одновременно продолжала работать в Харьк. консерватории, где по ее инициативе была создана кафедра истории музыки, которую она возглавляла в 1947–1980. Научные исследования в обл. изучения классического музыкального наследия, фольклора, современной музыки, разных обл. педагогической науки, музыкальной критики, методики преподавания. Автор многих статей по вопросам русской и украинской дореволюционной музыкальной культуры, составитель сборников, в т. ч. «Чайковский и Украина», «Музыка в жизни Репина», «Гоголь и музыка», «И.М. Миклашевский», «Николай Коляда» и др. C 1936 - член союза композиторов УССР, в 1943–1946 - ответственный секретарь и член правления Харьк. организации этого союза.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Тюменева, Галина Александровна

род. 7 янв. 1908 в Полтаве. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1946), диссертация "Чайковский и "Могучая кучка". В 1935 окончила историко-теоретич. ф-т Харьковской конс. по кл. С. С. Богатырева. С 1936 преподаватель (с 1947 доцент, с 1947 зав. кафедрой истории музыки, с 1979 проф.) Харьковского ин-та искусств. В 1943—1949 также худож. рук. Харьковской филармонии.


Автор статей по вопросам муз. культуры, в т. ч. "Мещанин из Тосканы" В. Нахабина" (СМ, 1936, № 12), "Музыка в жизни Репина" (в сб.: Художественное наследство. Репин. Т. 1. — М.; Л., 1948), "Чайковский и украинская народная песня" (в сб.: Из истории русско-украинских музыкальных связей. — М., 1956), "Черты нового в современной советской музыке" (в сб.: О новых общественных явлениях и процессах на современном этапе коммунистического строительства СССР. — Харьков, 1960), "И. М. Миклашевский" (в сб.: Вопросы искусствознания. — Харьков, 1969), "Далекое — близкое" (воспоминания о С. С. Богатыреве; в кн.: С. С. Богатырев. — М., 1972), "Становление стиля Миколы Коляды" (в сб.: Украинская музыка. — Киев, 1972, на укр. яз.), "Воспитание музыковедов" (Музика, Киев, 1977. № 1), "Микола Коляда" (там же, 1977. № 3); редактор и сост. сб-ков: Коляда М. "Песни и хоры" (Киев, 1964), Коляда М. "Пять украинских народных песен в обработке для голоса с фортепиано" (Киев, 1965), "С. С. Богатырев. Исследования, статьи, воспоминания" (совм. с Ю. Холоповым; М., 1972).


Лит. соч.: Чайковский и Украина. — Киев, 1955 (на укр. яз.); Гоголь и музыка. — М., 1966.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008