УБЕЙДСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

УБЕЙДСКАЯ КУЛЬТУРА
эль-обейдская культура, - энеолитич. культура, сложившаяся на терр. Юж. Месопотамии в 5-м тыс. до н. э. и распространившаяся к сер. 4-го тыс. до и. э. на Сев. Месопотамию, а также на терр. Сиро-Киликии, М. Азии (р-н Малатии) и к Ю. от оз. Урмия. Названа по осн. материалам раскопок (Л. Вулли, 1923-24) поселения Тель-эль-Убейд (Обейд, или Убейд) в 6 км к Ю. от развалин древнего г. Ура.

Характеризуется монохромной расписной (большей частью с геометрич. узором) керамикой, вылепленной от руки, иногда в форме животных, незначит. количеством медной посуды, печатями-штампами, серпами с кремневыми вкладышами, культовыми статуэтками и т. д. Выделяется классич. юж. вариант и сев., более поздний вариант, в к-ром наряду с южно-убейдскими чертами сохранились сильные следы предыдущей, халафской культуры (двухцветная керамика, круглые в плане дома-толосы, женские статуэтки, более массивные, чем на Ю., и изображающие полных женщин, сидящих с подогнутыми коленями; на Ю. - стройные удлиненные фигурки стоящих женщин). Носители У. к. были оседлыми земледельцами, имели домашний скот, жили в домах из сырцового кирпича, образующих поселения, к-рые группировались вокруг центр. культового святилища - храма.

Лит.: Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956; Масон В. М., Ср. Азия и Древний Восток, М.-Л., 1964; Parrot A., Arch?ologie m?sopotamienne, (t.) 2, P., (1953); Perkins A. L., The comparative archaeology of early Mesopotamia, Studies in Ancient Oriental Civilisation, No 25, Chi., 1957.

В. К. Афанасьева. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

УБЕЙДСКАЯ КУЛЬТУРА
первая цивилизация Месопотамии. До VI тыс. до н.
на ю. Месопотамии почти не было населения. Только в VI тыс. до н.э. здесь появляются первые поселки земледельцев. Их называют убейдскими по небольшому холму Эль Убейд, недалеко от древнего г. Ура, к ю. от совр. Багдада. Древнее убейдских в Ю. Месопотамии поселений нет. Некоторые археологи предполагают, что вся Месопотамия к ю. от Багдада была затоплена водами Персидского залива и потому здесь нет более ранних стоянок. Другие утверждают, что они здесь были, но их занесло многометровыми толщами. Однако штольни в дельте Тигра и Евфрата никаких следов более ранних поселений не обнаружили. Очевидно, что эта область была впервые освоена только убейдцами между 4500 и 3500 г. до н.э. А раньше люди не селились здесь потому, что тут нездоровый, болотистый климат и нет никаких полезных ископаемых. Нет даже камня, а без него нет и орудий. Ведь это был каменный век.
Откуда же появились убейдцы? Некоторые пытались найти их следы в Индии и Палестине, но не нашли. Не было их и в соседнем Иране. Одно время решили, что они пришли из Саудовской Аравии. Там были найдены следы убейдских поселений. Однако убейдские поселения в Аравии оказались более поздними, чем месопотамские. Убейдцы сами пришли сюда из Месопотамии. Так и до сих пор точно не известно, откуда пришли первые земледельцы в Ю. Месопотамию. Ясно только одно, что, когда на с. Месопотамии расцветала халифская культура, убейдские земледельцы стали осваивать долину Тигра и Евфрата.
Район был очень тяжелым для заселения. Здесь не было никаких животных, которых можно было бы одомашнить. Летом иссушающая жара, непредсказуемые и ненадежные дожди. Зимой холода. Ни камня, ни дерева, годного для построек.
Ни залежей металлических руд, ни драгоценных камней. Ничего. Условия для жизни далеки от того, чтобы считать их райскими. И все же люди здесь поселились. Они привели с собой крупный рогатый скот и принесли семена пшеницы и ячменя. Сеять можно было только по берегам крупных рек, лагун и протоков. Прошла всего тысяча лет после появления первых убейдцев в дельте Месопотамии, и здесь выросли богатейшие в мире города с дворцами, храмами и библиотеками.
Хотя точно пока нельзя сказать, откуда пришли убейдцы, ясно, что они появились с с. Только там, в горах Загроса, в Анатолии, в С. Месопотамии и Иране, были поселения древних земледельцев и скотоводов. Только там научились люди строить храмы. Только там появился культ бога-быка, который так пышно расцвел потом в Шумере и Вавилоне. Что заставило людей переселиться в такой негостеприимный край? Видимо, ухудшение условий жизни на с. Очередная засуха, недород. Воды на горах мало, крупных рек не было.
Кроме того - и истощение почв. Ведь сеяли хлеба уже 5 тыс. лет.
5 тыс. лет возделывали поля в предгорьях Загроса, в Иерихоне, в Анатолии. И каждый год взрыхляли поля на склонах гор и предгорий. А взрыхленная земля легко смывается дождями. Под ударами одной дождевой капли взлетает в воздух количество земли в 600 раз больше ее диаметра. В среднем с материков за 2500 лет смывается слой почвы толщиной 1 м. И все это идет в реки, а реки несут эту почву в дельту. Кроме твердых частиц, реки ежегодно выносят 320 млн. т кальция (0,1 км3), 560 млн. т кремния и много других полезных для роста растений веществ. Потому-то пышно расцветает в дельтах растительность и так богат животный мир.
За первые 5 тыс. лет земледелия в среднем с пашни унесен слой 2 м толщиной. Конечно, где-то его унесло больше, где-то меньше: больше - на склонах, меньше - на равнине. Земледелие и скотоводство впервые возникли на склонах гор Загроса и в других горных областях Ирана, Турции и Палестины.
Здесь сносило почвы особенно сильно. Не случайно на Руси даже в XVII в.
вырывали на склонах холмов рвы, собирали там почву, сносимую дождями, а потом на телегах перевозили ее на верхние участки. Может быть, так пытались делать и обитатели первых земледельческих деревень, мы пока этого не знаем.
Пытались как-то регулировать полив - строили арыки, но реки были слишком малы. И пришлось первым земледельцам предгорий Загроса при глобальной засухе в V - VI тыс. до н.э. переселиться в Ю. Месопотамию, туда, куда сносили Тигр и Евфрат их плодородную почву.

Источник: Археологический словарь. 1996