УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ
объединение православной и католич. церквей на условиях признания православной церковью главенства рим. папы, но при сохранении ею своих обрядов и богослужения на родном яз. После разделения церквей (1054) противоречия продолжали расти. Тем не менее папы стремились к установлению У. ц., надеясь таким образом подчинить своей власти православную церковь. Со стороны Византии попытки объединения церквей предпринимались не церковью, а императорами, рассчитывавшими снискать расположение папства и добиться от него помощи в защите империи от многочисл. врагов, прежде всего сельджуков. Так, несмотря на сопротивление константинопольского патриарха и большей части духовенства, Михаил VIII Палеолог пошел на соглашение с папой, в результате к-рого была заключена в 1274 (на 2-м Лионском соборе) Лионская уния, фактически не принятая в Византии ни духовенством, ни населением и осужденная Константинопольским собором 1285. Столь же безуспешной была Флорентийская уния, заключенная в 1439 на Флорентийском соборе, но не вошедшая в силу ни в Византии, ни на Руси (была отвергнута соборами православной церкви - Иерусалимским в 1443 и др.). После падения Византии папство тщетно пыталось склонить Русское гос-во к У. ц.; ему удалось в союзе с пр-вом Речи Посполитой навязать укр. и белорус. народам Брестскую унию 1596 (см. также Униатская церковь), в союзе с венг. феодалами ввести в Закарпатье и на терр. совр. Чехословакии Ужгородскую унию 1649, а в 1699 уния была распространена и на православное население Трансильвании. Брестская уния была официально расторгнута в 1946; в Трансильвании У. ц. была ликвидирована в 1948, в Закарпатье (СССР) - в 1949, в Чехословакии - в 1950.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ
воссоединение исповеданий Православного и Католического при помощи некоторых взаимных уступок. Инициатива первых попыток У. Ц. исходила всегда от католиков, но они не удавались вследствие отказа греческих и русских епископов признать главенство римского первосвященника и изменить некоторые догматические основы своей Церкви. Казаков коснулась больше всего Уния Брестская. По поводу объединения Церквей на территории преимущественно католической Речи Посполитой споры шли со времен Флорентийского Собора (1439 г.) и наконец в 1594 году в гор. Бресте Литовском был созван Церковный Собор из многочисленных представителей православного и католического духовенства. Во время обсуждения вопроса об Унии возникли крупные разногласия между ее сторонниками и противниками. Киевский митрополит Михаил Рогоза, а с ним 4 епископа вместе с частью низшего духовенства и некоторыми мирянами, приняли предложенные католиками условия, по которым униаты сохраняли восточный обряд, богослужения на родном, а не на латинском, языке и брачную жизнь белого духовенства (священников), но должны были признать: главенство Римского папы, чистилище, как первую стадию загробного существования души, исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Сына, беспорочное зачатие Пресвятой Девы и некоторые другие основы католической религии. Однако большая часть представителей Православной Церкви отвергла Унию; не будучи в состоянии настоять на ее полном отклонении, они ушли с заседаний и составили свой отдельный Собор, лишивший сана духовенство, принявшее Унию, и предавший ее анафеме. Несмотря на это, условия воссоединения Церквей были решены и подписаны на последующих заседаниях Брестского Собора. Униатское духовенство тотчас же принялось вводить их в жизнь Православной Церкви, пользуясь помощью польско-литовских властей и мало считаясь со способами их внедрения. Противники Унии группировались вокруг князя Константина Острожского, а после его смерти в 1608 г. защиту православия взяли на себя Казаки и их гетманы (особенно гетман Конашевич Сагайдачный). Ввиду того, что Речь Посполитая в то время особенно нуждалась в казачьих силах для борьбы с Москвою, им некоторое время удавалось без ущерба для себя сдерживать рвение униатов, но притеснения православных все же усиливались из года в год, питая и без того острые казачье-польские национальные антагонизмы. В конечном счете У. Ц. стала одной из причин ненависти, возникшей между Казаками и Поляками, вызывала десятилетия войн между ними и отпадение Гетманщины, ушедшей из Речи Посполитой и признавшей власть русского царя (1654 г.).

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
254.99 кб

Брестская церковная уния в исторической концепции М. С. Грушевского

Вивчар Василий Михайлович
Статья посвящена анализу концепции Брестской церковной унии, изложенной историком М. С. Грушевским, видным деятелем украинского национального движения.
Читать PDF
15.99 мб

Брестская церковная уния в исторической концепции М. С. Грушевского

Вивчар Василий Михайлович
Статья посвящена анализу концепции Брестской церковной унии, изложенной историком М. С. Грушевским, видным деятелем украинского национального движения.
Читать PDF
2.33 мб

Брест-Литовская уния 1596 г. как церковно-политический плод догматически бесплодного унионального бо

Константин Горянов