Вайнштейн, Ольга Борисовна

Найдено 1 определение
Вайнштейн, Ольга Борисовна

(р. 1959) — филолог, канд. филол. наук по спец. "Литература стран Зап. Европы и Америки". Род. в г. Москва в семье физика-кристаллографа, акад. Б.К.Вайнштейна. Окончила в 1981 филол. ф-т МГУ, романо-германское отделение. В 1981—1984 училась в асп. Ин-та мировой литературы. В 1986 защитила канд. дисс. "Мэтью и викторианская критика". В 1985—1992 — н. с. Ин-та мировой литературы. С 1993 — ст. н. с. Ин-та высших гуманит. иссл. в Рос. гос. гуманит. ун-те, где читает ряд лекционных курсов. В 1993—1994 работала в Ин-те текстов и совр. рукописей в Париже. В 1997 преподавала в Мичиганском ун-те (США). В наст. вр. работает над докт. дисс, посвященной культуре европ. романтизма. Основные направления науч. иссл.: история и филос. европ. романтизма; филос. языка; осн. течения в гуманит. мысли XX века; постструктуализм; тендерные иссл.; семиотика одежды. Гл. принципами в науч. деятельности В. считает рационализм и интеллектуальную неожиданность, возможность развития филос. идей на конкретном культурном материале. В. разрабатывала проблематику филос. языка и стиля филос. соч. на материале соч. С.Т.Кольриджа, Новалиса и Фридриха Шлегеля. Особое внимание уделялось жанру романтического фрагмента и эссе. В статьях об англ. эстетике анализировала особенности оптимистического мировоззрения и идеологию культуры в викторианской критике на примере Мэтью Арнольда. Ряд работ В. посвящен деконструктивизму Ж.Деррида и амер. критикам-деконструктивистам. В своих иссл. В. выявляет ист.-филос. контекст мысли Деррида, в частности, его связь с античным скептицизмом и с Хайдеггером. В работах по тендерной проблематике и постмодернизму акцентируется формирование нового канона совр. культуры. От работ традиционной ист.-лит. ориентации В. перешла в 90-е годы к интердисциплинарной проблематике зрения, телесности, костюма. В Мичиганском ун-те В. читала курс лекций "Моделирование женщины", посвященный женской телесности и типологии красоты в истории культуры. В. много занимается темой одежды как текста ("dress codes"). Особое место в ее работах занимает дендизм как мода, эстетика и стиль жизни, кодекс поведения в европ. культуре XIX—XX веков. В ряде последних статей, ориентируясь на концепцию широкой текстуальности, исследует понятия чистого и грязного, семиотику запаха в культуре. В печати находится ее кн. "Денди".



Соч.: Эстетика фрагмента в литературе немецкого романтизма // Генезис художественного произведения. М., 1986; Философия слова С.Т.Кольрижда // Историко-философский ежегодник—86. М., 1987; Леопарды в храме: деконструктивизм и критическая традиция // Вопросы литературы. 1989. № 12; Сопротивление теории или этика чтения? // Там же. 1990; Деррида и Платон: деконструкция логоса // Мировое древо (Arbor Mundi). 1992. № 1; Homo deconstructuvus: Философские игры постмодерна // Апокриф. 1993. № 2; Одежда как смысл: идеологемы современной моды // Иностранная литература. 1993. № 7; Постмодернизм: философия или язык? // ВФ. 1993. № 7; Язык романтической мысли: о философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М., 1994; Сиксус: женщина-тело-текст // Художественный журнал. 1995. № 6; Удовольствие от гипертекста // Новое литературное Обозрение, 1995. № 13; Полные смотрят вниз: идеология женской телесности в контексте российской моды // Художественный журнал. 1995. № 7; Жизнетворче-ство в культуре европейского романтизма // В. РГГУ. Вып.2. 1998; Откуда берется пыль? Семиотика чистого и грязного // Мировое древо (Arbor Mundi). 1998. № 6; Поэтика дендизма // Иностранная литература. 2000. № 3.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008