Вальденберг, Михаил РомановичВАЛЬДЕРЗЕ

Вальденсы

Найдено 4 определения термина Вальденсы

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское]

ВАЛЬДЕНСЫ

сторонники средневековой ереси, лионские бедняки в конце XII в. Название получили по имени зачинателя Пьера Вальдо. Распространились позже в Северной Италии, Германии, Чехии, Испании. Призывали к евангельской бедности, аскетизму, выступали против католической церкви, отвергали духовенство как особую социальную группу, утверждали, что каждый достойный человек может выступать в роли священника. Несмотря на жестокие преследования, В. сохранились до XX в. в некоторых областях Франции, Швейцарии и Италии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

Вальденсы

приверженцы средневековой ереси, зародившейся в конце 12 в. в Лионе (Франция). Зачинатель Пьер Вальдо. Вальденсы призывали к евангельской бедности, аскетизму; выступали против католической церкви, отвергали необходимость духовенства, утверждая, что всякий достойный человек может выступать в роли священнослужителя. Ересь распространилась во многих западноевропейских государствах, в основном среди крестьян и ремесленников. Некоторые общины вальденсов сохранились в 20 в., преимущественно в Италии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический словарь

ВАЛЬДЕНСЫ

позднелат. Valdonses), "лионские бедняки" (лат. Pauperes de Lugduno), или леонисты (лат. Leonistes), - еретич. секты в христианстве, возникшие в последней четверти 12 в. и распространенные в Юж. Франции, Сев. Италии, Германии, Чехии, Испании, Швейцарии. По мнению ср.-век. хронистов, свое назв. получили от лионского купца Петра Вальда (лат. Valdus, франц. Vald?s), который, согласно преданию, роздал свое имущество и стал проповедовать бедность (ок. 1175). Возможно, назв. произошло от наименования жителей долин Дофине и Пьемонта.

Резко и всесторонне критикуя католич. церковь, В. требовали от нее полного отказа от собственности и доходов, в частности - от десятины; не признавали действенности таинств, совершенных католич. духовенством; отвергали возможность отпущения им грехов и допускали исповедь мирян друг другу - все это вело к ликвидации сословия священников. В. не признавали догмата о Христе (считая каждого честного человека сыном божьим, имеющим божеств. душу, а тело столь же почитаемым, как тело Христа). Они не почитали крест. не поклонялись иконам, отрицали необходимость церк. зданий и молитв за умерших (в связи с отрицанием чистилища). Утверждение В., что все добрые люди являются священнослужителями, влекло за собой отрицание роли всего католич. духовенства, в т. ч. римского папы (выступали против приписываемой ему особой миссии - наместника св. Петра). Выдвинутый В. уже в 12 в. тезис о необходимости слушаться только бога, а не людей, вел к отказу от подчинения светским властям, к-рых они впоследствии прямо осуждали и требовали ликвидировать (отражение борьбы нар. масс против феод. гос-ва и против гор. патрициата). Осуждали грабительские крестовые походы. В. делились на отказавшихся от собственности, труда и семьи "перфектов", или "сандалиатов", и на содержавших их "верующих" и "друзей". В. собирались на свои съезды, вели различными средствами пропаганду против католич. церкви, используя сделанные ими переводы Евангелия на народные языки. Осн. массу В. составляли ремесленники и крестьяне. В экономически отсталых р-нах (высокогорные терр. Франции, Сев. Италии и Швейцарии) ересь В. приняла специфич. характер - являлась реакцией "...патриархальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма...", представляла собой "...реакционную, по форме и содержанию, попытку отгородиться от исторического развития" (Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Несмотря на жестокие преследования, нек-рые общины В. сохранились и в 20 в. (в Савойе, Пьемонте и Швейцарии).

Лит.: Бортник Н. A., Еретич. секты Италии 1-й половины ХШ в., Сб. "Средние века", 1957, в. 10; Haupt H., Waldensertum und Inquisition im s?d?stlichen Deutschland, Freiburg, 1890; Comba E., Storia dei valdesi, Firenze, 1930; Mohr M., Waldes und das fr?here Waldensertum, "Zeitschrift f?r Religions- und Geistesgeschichte", 1957, Jg. 9, H. 4; Werner E. und Erbst?sser M., Sonal-religiose Bewegungen im Mittelalter, Wiss Zeitschrift f?r Karl Marks - Univ. Gesellschafts- und sprachwissensch Reihe, 1957-59, Jg. 7, H. 3; Koch G., Neue Quellen und Forschungen ?ber die Anfange der Waldenser, "Forschungen und Fortschritte", 1958, Jg. 32, H. 5.

Н. А. Бортник. Свердловск.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Вальденсы

приверженцы ереси, возникшей в конце XII в. на юге Франции. Название получили от имени лионского купца Петра Вальда, который в нач. 1170-х гг. отказался от своего имущества, объявив, что жить нужно в бедности, и основал первое братство в. Братство быстро превратилось в широкое движение. Запрет проповедей в. папой Александром III и отлучение их от церкви папой Люцием III в 1184 г. привели к радикализации движения.

Среди в. преобладали ремесленники и крестьяне. Все вступавшие в секту давали обеты бедности и целомудрия. В. считали римско-католич. церковь установлением зла, отвергали иерархию духовенства. Они создали собственную церковь с выборными епископами, отрицали таинства, вместо католич. богослужений создали свои, отвергали иконы, крест, крестное знамение. Социальный протест низших слоев общества нашел свое выражение в отрицательном отношении в. к физ. труду. В. осуждали церк. землевладение, накопление богатств феодалами, утверждали, что всякий человеч. суд запрещен Богом. Среди в. были и радикалы, и умеренные, в секте произошло несколько расколов. Серьезный удар по ереси нанес крестовый поход против альбигойцев 1209—1229 гг. Однако в. появились и в Италии, и в Германии, и в Чехии. В Швейцарии и Италии и ныне существуют небольшие группы последователей этого учения.

Лит.: Керов В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII - начале XIV века. М., 1986.

(Доп.) (позднелат. Valdenses, Pauperes de Lugduno)

(Лионские бедняки), религиозная секта, участники средневекового еретического движения XII—XIII веков, возникшего во Франции и распространившегося в Западной Европе. Вальденсы отрицали право католической церкви иметь собственность, собирать налоги, не признавали власть пап, отрицали таинства. Подвергались жестоким преследованиям.

Основатель движения — купец Пьер Вальдо, основавший в 1176 году общину «совершенных». Вальдо заказал для себя перевод некоторых мест из Библии на романском языке, изучение которых привело его к мысли о необходимости раздать имение нищим, чтобы добровольной бедностью восстановить первобытную чистоту христианских нравов. С толпой приверженцев он отправился на проповедь евангелия. Так как секта его отвергала собственность, то получила название pauperes de Lugduno (лионские нищие).

Ломбардские вальденсы слились в Милане с существующими уже там раньше гумилиатами (нищие духом), названные так за свое смирение. Нисколько не думая отлучиться от церкви, они тем не менее пришли с нею в столкновение вследствие провозглашения ими свободы чтения Библии и мирской проповеди, а позднее также вследствие учения о таинствах. Папа Луций III отлучил их от церкви на соборе в Вероне (1184), а Иннокентий III подтвердил это отлучение на Латерантском соборе 1215 года. Все это однако не помешало вальденсам распространиться по Италии, Франции и Богемии. Из Франции они направились главным образом по южным склонам котических Альп, где долины Пьемонта и Савойи до сих пор служат главным приютом вальденсов.

Несмотря на свои чисто евангелические правила, чистоту нравов и жизнь, основанную преимущественно на Нагорной проповеди, вальденсы повсюду подвергались жестоким гонениям, вплоть до XVIII века. Папа Сикст V объявил против них даже крестовый поход. Во время Реформации многие вальденсы пристали к новому учению. Преследование их продолжалось; так, в 1545 году, в одном Дофинэ было истреблено около 4000 вальденсов; в 1685 году французские и итальянские войска убили 3000 вальденсов, взяли в плен 10000 и разместили 3000 детей по католическим монастырям. Благодаря заступничеству протестантских держав, в особенности Пруссии, король Сардинский Карл Альберт патентом от 17 февраля 1848 года даровал вальденсам религиозную и церковную свободу, вместе с гражданскими правами. В 1883 году во всей Италии было не больше 14866 вальденсов. Их теологическая школа во Флоренции имела в 1879 году 3 профессоров и 17 студентов.

Синод вальденсов состоит из духовенства и мирян, собирается поочередно в Пьемонте, в одной из альпийских долин — Валь-Мартино, Валь-Андрона и Валь-Лучерна, и образует высшую законодательную власть. Основную массу вальденсов составляют ремесленники и крестьяне. Некоторые общины вальденсов, несмотря на жестокие преследования, сохранились и в XX веке (в Савойе, Пьемонте и Швейцарии).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Найдено схем по теме Вальденсы — 0

Найдено научныех статей по теме Вальденсы — 0

Найдено книг по теме Вальденсы — 0

Найдено презентаций по теме Вальденсы — 0

Найдено рефератов по теме Вальденсы — 0