ВАЛУЕВ Дмитрий Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Валуев Дмитрий Александрович

Валуев, Дмитрий Александрович - один из видных представителей славянофильской школы (1820 - 45). Окончил курс в Московском университете, к которому готовился под руководством Шевырева . В 1842 г. началась его кипучая деятельность на литературном поприще. Несмотря на молодость, он сразу занял видное место в кружке братьев Киреевских , Хомякова , Ю.Ф. Самарина , Константина и Ивана Аксаковых и первый приступил к систематическому проведению в литературе воззрений славянофильской школы. Убежденный, что лишь русский народ представляет истинное выражение христианских начал общества и государства, Валуев полагал, что первые шаги на пути освобождения от подчинения Западу должны заключаться в изучении истории русского народа. С лихорадочной поспешностью он начал собирать нетронутые дотоле источники этой истории, вместе с своими дядями, тремя Языковыми и Хомяковым. В Симбирской губернии он рылся в дворянских и правительственных архивах, искал старинных актов у лиц духовных, у купцов, у подьячих. В результате явился ""Симбирский Сборник"" (М., 1845). Между прочим здесь напечатана одна разрядная книга, к которой Валуев, в качестве введения, написал исследование о местничестве, вышедшее впоследствии и отдельным изданием и до сих пор остающееся одной из лучших работ по этому вопросу. Затем Валуев предпринимает издание ""Сборника исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных"" (М., 1845), который он первоначально хотел назвать ""Славянским"". Это был первым в России опытом серьезного изучения славянского мира. Наряду с переводными статьями по истории славянства мы находим здесь оригинальные статьи Хомякова, Попова, Грановского , Снегирева и Соловьева ; но главный интерес ""Сборника"" заключается в статьях самого Валуева о городах немецких и славянских, о славянском и православном населении в Австрии, о христианстве в Ирландии и в Абиссинии, особенно же в предисловии, написанном Валуевым и явившемся плодом долгих бесед и совещаний с Киреевскими и Хомяковым. Это предисловие - как бы программа всей последующей деятельности славянофильской школы; написанное с юношеским увлечением, оно сохранило свое значение и в настоящее время. Еще в 1890 г. один из корифеев школы, желая изложить ее мировоззрение, не нашел ничего лучшего, как привести это предисловие почти целиком (статья В.И. Ламанского в ""Живой Старине"", 1890, выпуск II, стр. 218 - 233). Третьим литературным предприятием В. было издание ""Библиотеки для воспитания"", к чему побудило его знакомство с А.П. Зонтаг . Журнал этот издавался с 1843 г. при участии многих профессоров Московского университета и других ученых и литераторов. Летом 1843 г. для поправления здоровья уехал за границу. В Париже, в Лондоне он собирал материалы для своих сочинений об ирландской церкви, об Абиссинии; из Праги вывез много редких книг и рукописей, относящихся к чешской истории; в Англии входил в сношения с людьми, сочувствовавшими одушевлявшей его мысли о соединении церквей. После возвращения в Москву болезнь его усилилась; он решил снова ехать за границу, на юг Франции, но умер в пути, в Новгороде. - Ср. С. Шевырев ""Биография Д.А. Валуева"" (Москва, 1846; из ""Московских Ведомостей""); Барсуков ""Жизнь и труды М. П. Погодина"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Валуев, Дмитрий Александрович

(некоторые называют его Волуев) — один из видных представителей славянофильской школы; родился в Симбирской губернии 14 сентября 1820 г.; в 1832 г. был привезен в Москву и помещен с пансион профессора Павлова; в 1835 г. он, по желанию своих родных, перешел в дом к близкому им человеку, профессору Шевыреву, под руководством которого приготовился ко вступлению в университет; с 1836 по 1841 гг. учился в московском университете, а уже в 1842 г. началась его кипучая деятельность на литературном поприще. Несмотря на молодость, он сразу занял видное место в кружке братьев Киреевских, Хомякова, Ю. Ф. Самарина, Константина и Ивана Аксаковых. Человек смелого почина и огромной энергии, он первый приступил к систематическому проведению в литературе воззрений славянофильской школы. Убежденный, что лишь русский народ представляет истинное выражение христианских начал общества и государства, В. полагал, что первые шаги по пути освобождения от подчинения Западу должны заключаться в изучении нашего прошедшего, в изучении истории русского народа. И вот с лихорадочной поспешностью начинает он собирать новые, нетронутые дотоле источники русской истории. Для этой цели он соединился со своими дядьями, тремя Языковыми и Хомяковым. Будучи в 1842 году в Симбирской губернии, он рылся в дворянских архивах, в архивах правительственных, искал старинных актов у лиц духовных, у купцов, у подьячих. Более всего нашел он драгоценных памятников в самом Симбирске, в Алатыре и Курмыше. В результате появился "Синбирский Сборник" (М., 1845), названный так по местонахождению большинства обнародованных в нем памятников. Между прочим, здесь напечатана одна разрядная книга, к которой В., в качестве введения, написал свое известное исследование о местничестве, вышедшее впоследствии и отдельным изданием. Исследование это до сих пор остается одной из лучших работ по этому вопросу. Вслед за появлением "Синбирского Сборника", Валуев предпринимает издание "Сборника исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных" (М., 1845), который он первоначально хотел назвать "Славянским" и который был первым в России опытом серьезного изучения славянского мира. Наряду с переводными статьями по истории славянства мы находим здесь оригинальные статьи Хомякова, Попова, Грановского, Снегирева и Соловьева; но главный интерес "Сборника" заключается в статьях самого В. о городах немецких и славянских, о славянском и православном населении в Австрии, о христианстве в Ирландии и в Абиссинии, — особенно же в предисловии, написанном В. и явившемся плодом долгих бесед и совещаний с Киреевскими и Хомяковым. Это предисловие есть как бы программа всей последующей деятельности славянофильской школы; написанное с юношеским увлечением, оно в этом отношении сохранило свое значение и в настоящее время и еще в прошлом году один из корифеев школы, желая изложить ее мировоззрение, не нашел ничего лучшего, как привести это предисловие почти целиком (ст. В. И. Ламанского в "Живой Старине", 1890, вып. II, стр. 218—233). Третьим литературным предприятием В. было издание "Библиотеки для воспитания", к чему побудило его знакомство с А. П. Зонтаг. Журнал этот издавался с 1843 г. при участии многих профессоров московского университета и других ученых и литераторов. Осенью 1842 г., В. заболел, а в июле 1843 г. он уже должен был для поправления здоровья уехать за границу. В полгода он объездил большую часть Европы. В Париже, в Лондоне он рылся в библиотеках, собирал материалы для своих сочинений об ирландской церкви, об Абиссинии; из Праги вывез много редких книг и замечательнейших рукописей, относящихся к чешской истории; в Англии входил в сношения с людьми, сочувствовавшими одушевлявшей его мысли о соединении церквей. После возвращения в Москву болезнь его усилилась и в августе 1845 г. снова решил он ехать за границу, на юг Франции, но хлопоты по получению паспорта, а затем лихорадка задержали его в Москве до 3 ноября; 8 ноября он прибыл в Новгород и дальше продолжать путь уж был не в силах. 23 ноября 1845 г. в Новгороде В. умер от чахотки, 25 лет от роду. Ср. С. Шевырева, "Биография Д. А. Волуева" (М., 1846; из "Московских Ведомостей").


{Брокгауз}





Валуев, Дмитрий Александрович


канд. Московск. унив., писатель; † 1845. Состав. Сборника "Историческ. сведений о России". Т. I, 1845—46 г.


{Половцов}





Валуев, Дмитрий Александрович


(1820—1845) — видный славянофил, член московского кружка братьев Киреевских, Хомякова, Самарина и братьев Аксаковых. В. известен как собиратель неизданных источников русской истории, усердно искавший в правительственных и дворянских архивах, а также у частных лиц, и напечатавший их в "Симбирском сборнике" (М., 1845). Как введение к одной разрядной книге здесь напечатано исследование В. "О местничестве". Другое издание В. "Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных" (М., 1845), вместе со статьями самого В., а также Хомякова и других, содержит любопытное предисловие, излагающее программу деятельности славянофилов. Перепечатано почти целиком В. И. Ламанским, "Живая старина", вып. 2, СПб, 1890.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008