ВАН ГОГ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВАН ГОГ
Винсент (1853–1890) — голландский живописец, постимпрессионист. Его ранние работы чаще всего изображали безрадостный быт шахтеров, крестьян, ремесленников («Едоки картофеля» (1885)). Они написаны в темной живописной гамме, с помо-щью которой художник передает людские страдания, чувство подавленности и атмосферу психологической напряженности. После знакомства с творчеством художников импрессионистов и произведениями японской гравюры Ван Гог создал свой особенный художественный стиль, который характеризуется светлой палитрой красок из голубых и красных тонов, а также сильным густым мазком («Подсолнухи»(1888). Окончательно творческая манера художника сложилась после его переезда на жительство в город Арль на юге Фран-ции. Здесь его мучительные порывы к гармонии, красо-те и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих красками пейзажах, то в зловещих и кошмар-ных образах. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резки-ми сменами настроения. Длительная напряженная ра-бота Ван Гога (более 800 картин и 700 рисунков) при-вела к развитию душевной болезни и самоубийству.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ВАН ГОГ
van gogh) Винсент (1853, Грот-Зюндерт, Голландия – 1890, Овер-сюр-Уаз, близ Парижа), голландский живописец, представитель постимпрессионизма. Сын протестантского священника. В 1869–76 гг. служил комиссионером художественно-торговой фирмы «Гупиль» в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 г. – учителем в Англии. Занявшись богословием, в 1878–79 гг. был проповедником в Боринаже, бедном шахтерском районе Бельгии. Уже в это время проявилась страстная и нервная натура Ван Гога, свойственные ему нравственный максимализм, обостренное чувство справедливости и горячее желание помочь несчастным и обездоленным, которым он часто раздавал последние деньги и одежду. Большую часть жизни художник едва сводил концы с концами, голодал; взрывной и непредсказуемый характер обрек его на одиночество. Единственным по-настоящему близким ему человеком был младший брат Тео, поддерживавший художника морально и материально.
В 1880-х гг. Ван Гог с той же истовой страстностью, с какой хотел посвятить себя религии, обратился к искусству. Посещал Академию художеств в Антверпене (1885–86), пользовался советами пейзажиста А. Мауве в Гааге. Однако в основном обучился мастерству живописца, копируя картины старых мастеров и штудируя книги. Огромную роль в становлении его как художника сыграло знакомство с А. де Тулуз-Лотреком, П. Гогеном, Ж. Сера и др. Под их влиянием увлекся японской гравюрой («Куртизанка», 1886). С 1886 г. жил во Франции, куда перебрался и его брат Тео (сначала в Париже, с 1888 г. – в Арле).
В Арле предпринял попытку создать колонию художников, куда пригласил Гогена. Встреча художников закончилась бурной ссорой, после которой Ван Гог в приступе отчаяния отрезал себе бритвой часть уха («Автопортрет с отрезанным ухом», 1889). Это стало первым признаком душевного расстройства. 1889–90 гг. добровольно провел в психиатрической лечебнице, где продолжал напряженно работать, изображая больничный персонал и пациентов, окрестности больницы («Дорога с кипарисами и звездами», 1890), создавая картины по мотивам известных полотен, репродукции с которых присылал ему Тео («Полдень» по мотивам живописи Ж. Ф. Милле; «Прогулка заключенных» по рисунку Г. Доре; обе – 1890). Во время обострения болезни покончил жизнь самоубийством.
Первая большая картина «Едоки картофеля» (1885), изображающая крестьян за скудной трапезой при свете керосиновой лампы, написана мрачными красками. После знакомства с живописью импрессионистов темная палитра уступила место сверкающим чистым голубым, золотистым и красным тонам («Портрет папаши Танги», 1887). Живопись Ван Гога пронизана неистовой страстностью, огромным внутренним напряжением; густые краски словно вскипают на поверхности холстов («Море в Сент-Мари», «Красные виноградники в Арле»; обе – 1888). Цвета обладают повышенной эмоциональной выразительностью, воплощая то пронзительное чувство одиночества («Ночное кафе», 1888), то восторженный гимн одухотворенной, открывающей свои тайны человеку Вселенной («Звездная ночь», 1889). Даже неодушевленные предметы наделены интенсивной внутренней жизнью («Стул Ван Гога», «Башмаки Ван Гога»; обе – 1888). Особенно прекрасны в картинах художника цветы; они излучают мощную энергию, словно огромные солнца во Вселенной («Подсолнухи», 1888; «Натюрморт с чертополохом», 1890). Живопись Ван Гога предваряет одно из ведущих течений 20 в. – экспрессионизм.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Ван Гог
, Винсент (Van Gogh, Vincent) 1853, Грот-Зюндерт, Северный Брабант — 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция. Голландский живописец, рисовальщик. Не получил систематического образования. В молодости переменил ряд профессий. С 1869 работал в фирме "Гупиль и Ко" по продаже произведений искусства, посетил Гаагу (1869), Лондон (1873), Париж (1875). Преподавал в английской школе в Рангейте (апрель—декабрь 1876). С мая 1877 по октябрь 1880 обучался в миссионерской школе в Лакене (ок. Брюсселя) и занимался проповеднической деятельностью среди горняков Боринажа, осознал художественное призвание в Боринаже и начал систематически рисовать. Из Боринажа выезжал в Брюссель (осень 1880). Жил в Эттене (весна 1881), Гааге (1882—1883), где пользовался советами А. Мауве. Работал также в Дренте (сентябрь—ноябрь 1883), Нюэнене (1884—1885), Антверпене (ноябрь 1885 — февраль 1886), где посещал классы Академии художеств и частную школу рисунка, изучал живопись Рембрандта, Рубенса и других старых мастеров. С марта 1886 по февраль 1888 жил в Париже. Занимался в ателье Ф. Кормона, сблизился с кругом импрессионистов и постимпрессионистов. Изучал живопись Делакруа и А. Монтичелли, Милле. Писал пейзажи, портреты, натюрморты. С февраля 1888 по май 1889 жил и работал в Арле (провинция Прованс), где в октябре—декабре 1888 его посетил Гоген. Период с мая 1889 по май 1890 провел в Сен-Реми, в лечебнице, следующие месяцы — в Овер-сюр-Уаз (провинция Иль-де-Франс). 27 июля 1890 смертельно ранил себя выстрелом из револьвера. Похоронен в Овере. В 1964 в Грот-Зюндерте установлен памятник художнику работы О. Цадкина. Первая прижизненная статья о художнике критика А. Орье вышла в 1890 в Mercure de France. Письма Ван Гога были впервые систематизированы вдовой его брата Тео, Иоганной Ван Гог-Бонгер. В 1953 сын Тео и Иоганны инженер В. В. Ван Гог опубликовал полностью корреспонденцию художника. Захваченный поначалу рисованием в период жизни в Эттене, Боринаже, Гааге, Дренте, Ван Гог поздно обратился к живописи маслом. Путь ученичества для него как живописца начался в 1881. Сюжеты картин голландского периода связаны с природой и бытом земледельцев Брабанта, трудом ткачей Нюэнена. Сочетаниями коричневого, синего, черного, зеленого, серого цветов передает Ван Гог суровый, приближенный к стихии земли быт крестьян, типы жителей Брабанта, труд ткачей Нюэнена (Ткач, 1884, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бенингена). Столь же естественны и одновременно образны в своем повествовании об окружающей жизни натюрморты с изображением домашней утвари, привычных предметов (Натюрморт с пятью бутылками и чашкой, 1884; Натюрморт с трубкой и шляпой, 1885, оба — Оттерло, Музей Креллер-Мюллер). Глубоким философским содержанием наполнено полотно Натюрморт с книгой и Библией (1885, Амстердам, Музей Ван Гога), повествующее о пасторской деятельности умершего отца. Об изучении искусства старых мастеров свидетельствуют сильная светотеневая лепка и серебристый колорит этого натюрморта. Немногочисленные марины и пейзажи (Берег в Схевенингене, 1882, Амстердам, Рейксмузеум; Аллея тополей в Нюхэнене, 1885, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бенингена) воспроизводят виды Голландии — морское побережье, обсаженные тополями и ветлами дороги. Интерес к изображению бесконечного пространства равнинного пейзажа Ван Гог сохранит до конца жизни. В произведениях голландского периода обращение к национальной традиции сочетается с впервые проявившимся вниманием к передаче силы и гармонии цвета, разработке его контрастных сочетаний. Для парижского периода характерно резкое изменение манеры. Знакомство с живописью импрессионистов, теорией дополнительных цветов пуантилистов, оказавших влияние на понимание цвета постимпрессионистами, с пастозной бравурной манерой А. Монтичелли усилило интерес Ван Гога к проблеме колорита, выразительной экспрессии мазка. Насыщенными переливчатыми сочетаниями светлых и чистых тонов, легкими раздельными импрессионистическими мазками переданы краски парижской весны в пейзажах Бульвар Клиши, Сады Монмартра (оба — 1887, Амстердам, Музей Ван Гога). Поэтическое видение мира в его изменчивости воплощено в картине Натюрморт со статуэткой и книгами (1887, Оттерло, Музей Креллер-Мюллер). На сочетаниях разнообразных насыщенных цветовых и фактурных контрастов строятся натюрморты Ваза с циниями и геранью (1887, Оттава, Нац. галерея Канады) и Фритилярии в медной вазе (1887, Амстердам, Музей Ван Гога). Энергичные мелкие пуантилистические мазки ярких цветов образуют в них подвижное красочное марево. В уплощении пространства, образуемого большими цветовыми плоскостями в пейзаже Поле пшеницы с жаворонком (1887, Амстердам, Музей Ван Гога) и Портрете торговца гравюрами папаши Танги (1887, Париж, Музей Родена), проявилось увлечение японской графикой. Ее яркая красочность и непосредственность в воспроизведении природы и человека отвечали характеру творчества художника в эти годы. Интенсивный цветовой строй и выразительные линии контура придают эмоциональное звучание и портретным образам парижского периода, среди которых преобладают автопортреты (ок. 23). Разные по воспроизведению внешнего облика Ван Гога, они отражают его изменчивую внутреннюю жизнь, жажду самопознания. В Автопортрете в соломенной шляпе (1887, Нью-Йорк, музей Метрополитен) дисгармония спокойной светлой колористической гаммы и напряженного тоскующего взгляда вызывают чувство тревоги. В исполненном в темной гамме голландского периода Автопортрете в серой фетровой шляпе (1887, Амстердам, Музей Ван Гога), Автопортрете в галстуке и сюртуке (1887, Оттерло, Музей Креллер-Мюллер), Автопортрете в голубой куртке с палитрой и мольбертом (1887, Амстердам, Музей Ван Гога) он изображает себя то элегантным парижанином, то пастором, то художником. Варьируемые цветовые контрасты немногих цветов (в основном синего, желтого, коричневого), привносящая декоративный элемент пуантилистическая техника в написании фонов, выразительная мимика лица, тонкая нюансировка аксессуаров создают образ художника открытой и легко ранимой души. Период работы на юге Франции в Арле был самым плодотворным. Природа Прованса предстает в пейзажах полной весеннего цветения, переданного созвучиями бело-розовых тонов. "Жизнь надо искать в цвете" — эти слова стали лейтмотивом арльского периода. Пейзаж Цветущая слива (1887), натюрморт Ветка цветущего миндаля в стакане (1888, оба — Амстердам, Музей Ван Гога) написаны a la prima в светлой гамме. Они полны импрессионистического желания видеть жизнь природы в краткие мгновения. В видах Роны (Мост Ланглуа, 1888, Кельн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг), серии марин, исполненных в селении Сент-Мари-сюр-мер около Арля (Море в Сент-Мари, 1888, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), пространство передано по-импрессионистически фрагментарно. Большие зоны зеленого и синего цветов, пристрастие к "графизму" в мазке, воссоздающем абрис моста или корпус лодки в море, рождают ассоциацию с японской гравюрой. Трактованный с высоты птичьего полета, как и в японских гравюрах, вид равнинного Прованса и зеленых холмов Монтмажура в пейзаже Долина Ла Кро (1888, Амстердам, Музей Ван Гога) передан энергичными пастозными движениями кисти, свидетельствующими об отходе от импрессионистической техники и обретении своей живописной манеры. Цвет и динамика выпуклого мазка, разнообразного по форме и фактуре, всегда адекватны эмоциональному чувству художника, стремящегося передать витальные силы красочного богатства природы Прованса. В созданных под влиянием искусства Ж. Ф. Милле полотнах Сеятель (1888, Оттерло, Музей Креллер-Мюллер), Жнец (1889), Желтый дом (1888, оба — Амстердам, Музей Ван Гога), серии натюрмортов Подсолнухи (1888, Мюнхен, Новая пинакотека; 1889, Амстердам, Музей Ван Гога) излюбленный художником желтый цвет обретает символическое звучание. Он наделялся пластической выразительностью, олицетворяя животворящую энергию солнца. Столь же эмоционально сильное звучание заключено в сочетаниях оттенков красного цвета, возникающих в лучах осеннего солнечного света (Красные виноградники в Арле, 1888, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Загадочны и полны тревожного предчувствия красно-желтая и сине-желтая гаммы полотен с видами ночного Арля (Ночное кафе, 1888, Нью-Хейвен, Художественная галерея Йельского университета; Терраса кафе ночью, 1888, Оттерло, Музей Креллер-Мюллер), в которых проявилась близость мироощущению Тулуз-Лотрека. Утверждение собственной живописной манеры и одновременно влияние техники клуазонизма П. Гогена присущи полотну Арльские дамы (1888, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Очерченные темным контуром цветовые зоны создаются не гладкой живописью, как у Гогена, а составлены из выпуклых сочных мазков, напоминающих кубики мозаики. Фигура крестьянки в белом чепце, кочаны капусты и георгины звучат как воспоминание о Голландии (отсюда и второе название полотна Воспоминание о саде в Эттене). О произошедшем в Арле трагическом разрыве между художниками повествуют полотна Кресло Гогена (1888, Амстердам, Музей Ван Гога) и Стул Гогена (1888, Лондон, галерея Тейт). В концентрированной форме они выражают умение синтезировать натуру. Бытовые предметы — разношенные старые башмаки, трубки, книги — в натюрмортах Ван Гога всегда приближены к формам живых существ, емко рассказывают о взаимоотношении их владельца с окружающим миром. Драматическое звучание обретают и автопортреты, исполненные в напряженной цветовой гамме (Поклонник Будды, 1888, Кембридж, Музей Фогг; Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой, 1889, Лондон, Институт Курто). Портретам арльского периода присущ абстрактный поиск эмоционального звучания цвета, остро схваченного движения, мимики, передающих то плавную женственную грацию юности (Мусме, 1888, Вашингтон, Нац. галерея), то острохарактерную выразительность образов (Арлезианка, 1888, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Почтальон Рулен, 1888, Бостон, Музей изящных искусств). В Сен-Реми, неподалеку от Арля, были написаны выдающиеся произведения художника. Живопись стала его спасением в период между участившимися душевными кризисами. Словно погруженный в прошлое, он создает натюрморты (Ваза с ирисами на розовом фоне, Нью-Йорк, музей Метрополитен), в рисунках изображает сцены труда и быта крестьян, копирует цикл Времена года Ф. Милле. Искривленные стволы деревьев в серии пейзажей с оливами (Оливовая роща, 1889) и кипарисами (Дорога с кипарисами и звездой, 1890), вихрящиеся очертания земли (Овраг Пейруле, 1889, все — Оттерло, Музей Креллер-Мюллер) словно готовы разрушить структуру полотен. И наряду с созданными в момент душевной тревоги произведениями — редкие холсты, полные просветленного и спокойного мироощущения (Куст, 1889, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Доктор Рей, 1889, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), олицетворяющие "самозабвенное" (по выражению Ван Гога) преклонение перед природой. Одним из самых трагических произведений явилось полотно Прогулка заключенных (1890, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), созданное по мотивам гравюры Г. Доре. Движение по замкнутому кругу двора тюрьмы фигур арестантов подобно чувству безысходности, ощущаемому художником. Работы, написанные после переезда в Овер-сюр-Уаз в окрестностях Парижа, свидетельствуют о том, сколь эмоционально глубоко предавал Ван Гог состояния природы. Чувство трагического предзнаменования рождают деформированные очертания деревьев и архитектурных объемов, сумрачные цветовые сочетания, отсутствие фигур людей в пейзажах Часовня в Овере (1890, Париж, Лувр), Вороны в пшеничном поле (1890, Амстердам, Музей Ван Гога), Хижины (1890, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Напротив, в картине Пейзаж в Овере после дождя (1890, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) свежо и лирично переданы мягкий солнечный свет и прозрачный воздух Иль-де-Франса, ощущение простора вспаханного поля. Совершенно не несет в себе предощущения надвигающейся трагедии и портрет Доктор Гаше (1890, Париж, Лувр). Синяя колористическая гамма согласуется со спокойной композицией, замыкающейся абрисами голубых холмов пейзажа. Гармонии и доброты полон образ печального человека, смотрящего на мир с такой же искренностью, как и сам художник. Среди мастеров постимпрессионизма Ван Гогу принадлежит исключительное место. Его повышенное эмоциональное восприятие мира было созвучно многим художественным начинаниям ХХ в., открывало новые пути постижения реальности.
Лит.: Тугендхольд Я. Винсент Ван Гог. М., 1919; Вентури Л. От Моне до Лотрека. М.; Л., 1958; Ревалд Дж. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. М.; Л., 1962; Винсент Ван Гог. Письма. М.; Л., 1966; Винсент Ван Гог. Живопись и графика из собрания Государственного музея Креллер-Мюллер в Оттерло: Каталог. М., 1971; Мурина Е. Ван Гог. М., 1978; Дмитриева Н. Винсент Ван Гог. Человек и художник. М., 1980; Федотова Е. Д. Ван Гог. М., 2003; Schapiro M. Vincenty van Gogh. Koln, 1957; Correspondence complete de Vincent van Gogh, tout les dessins originaux. Vol. 1, 2. Paris, 1960; Leymarie J. Qui etait van Gogh? Geneve, 1968.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006