Ванлоо, Карл

Найдено 1 определение
Ванлоо, Карл
Van Loo, Carl) 1705, Ницца — 1765, Париж. Французский живописец, самый известный из династии Ванлоо, происходившей из Голландии и обосновавшейся во Франции во второй половине XVII в. Карл Ванлоо с семи лет жил в Италии, приехал в Париж в 1719 и здесь в возрасте 14 лет начал писать свои первые картины на религиозные сюжеты. Он рано и стремительно проходит все возможные этапы академической карьеры: 1724 — первая премия, 1727—1732 — работа в Риме в стенах Французской академии, 1732—1734 — выполняет в Турине заказы для короля Сардинии (11 сюжетов на тему Освобожденный Иерусалим, 1733, палаццо Реале; эскиз плафона Отдых Дианы, 1733, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), 1734 — возвращение в Париж, 1735 — звание академика за картину Аполлон и Марсий, 1737 — звание профессора. В 1754 назначается ректором, а затем в 1763 — директором Королевской академии, в 1762 получает звание первого художника короля. Широта его жанровых возможностей удивительна: он пишет репрезентативные и костюмированные портреты (Людовик XV в военных доспехах, 1748, Версаль, Нац. музей; Прекрасная садовница, 1750, Нью-Йорк, собрание Морган), большие декоративные композиции (Охота на медведя, Охота на страуса, обе — 1736, Амьен, Музей Пикардии; Пикник на охоте, 1737, Париж, Лувр; три Аллегории искусств, 1745, Париж, Нац. библиотека), картоны для мануфактуры Гобеленов (Тесей, Ницца, Музей; Нептун и Амимона, 1757, Париж, Лувр), мифологические картины (Юпитер и Юнона, Марс и Венера, Туалет Венеры, все — 1737, Париж, отель Субиз), религиозные сюжеты (Рождество, 1751, Брест, Музей; Св. Карло Борромео, 1753, Париж, церковь Сен Мерри). Наконец, Карл Ванлоо одним из первых ввел в обиход ставший впоследствии очень модным жанр костюмированных сцен на восточные и экзотические темы — Испанская беседа, Испанское чтение (1754—1761, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; в 1771 картина была куплена Екатериной II по совету Дидро). Бывший одним из самых ярких представителей официального "большого стиля", Карл Ванлоо после 1750 подвергался безжалостной критике за холодность, фальшь и помпезность.
Лит.: Reau L. Van Loo. Archives de ’art francais. Paris, 1938. Vol. 19; Dandre-Bardou M.-F. Vie de Carl Van Loo. Paris, 1765.
Н. Золотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006