ВАСИЛЬЕВ Данила Иванович

Найдено 1 определение
ВАСИЛЬЕВ Данила Иванович
28(16). 12.1897 (станица Кагальницкая, близ Ростова-на-Дону) — 22.03.1958 (Мельбурн). Живописец и скульптор. Из донских казаков. Окончил артиллерийскую школу в Новочеркасске. В 1917 воевал на Западном фронте в составе 8-го кавалерийского Донского полка, с 1918 в Белой армии. В 1920 был арестован в Баку, бежал и попал в Персию, где провел около двух лет. В июле 1923 через Шанхай и Гонконг перебрался в Австралию. Купил сахарную плантацию, занимался фермерством, работал механиком на строительстве железной дороги. В 1929 получил австралийское гражданство и отправился во Францию, чтобы стать художником. Оттуда вскоре уехал в Рио-де-Жанейро. Два года занимался живописью под руководством Д. В. Измашовича зарабатывал на жизнь как строительный рабочий и топограф. В конце 1931 поехал в Британскую Гвиану и Вест-Индию, где исполнил много пейзажей. В 1933 состоялась первая персональная выставка в Епископском дворце в Джорджтауне (Британская Гвиана); выставлялся на островах Тринидад, Гаити, Пуэрто-Рико, Ямайка и Мартиника. Установив связи в британской общине, в начале 1934 приехал в Англию. С помощью друзей и покровителей, среди которых был кн. Владимир Голицын, устроил несколько выставок в Лондоне и Бристоле, получил положительные отзывы критиков в «The Times» и «Apollo». Совершил поездки в Испанию (1934) и Португалию (1935). Важное значение имела встреча с В. Я. Полуниным, который познакомил его с русским декоративным искусством и современной европейской живописью. В сентябре 1935 вернулся в Австралию. Выставлял пейзажи и городские сцены в Сиднее (1936, 1937) и Мельбурне (1937, 1938, 1940, 1943). В 1944 провел ретроспективную выставку (119 картин, выполненных в 1930—44) в мельбурнской галерее Velasques. К этому времени определились главные черты его живописи: эмоциональность, главенство цвета, упрощенный рисунок. Зарабатывал на жизнь помощником инженера на строительстве. В 1939-46 преподавал рисование в экспериментальной детской школе Koomong близ Мельбурна. В годы войны с сочувствием следил за продвижением советских войск, некоторое время был членом Коммунистической партии Австралии. С конца 1940-х создавал небольшие полуабстрактные скульптуры («Стенька Разин », «Механический Человек»), писал фантастические композиции. В 1947 исполнил 200 акварельных листов по мотивам балета «Петя и Волк» С. С. Прокофьева, привезенного в Мельбурн труппой Ballet Rambert. В последнее десятилетие исполнил много портретов. В 1950-е провел несколько персональных выставок в галереях Мельбурна, две из них (1949 и 1950) - совместно с женой Элизабет Хэмил (Е. Наmill), которая занималась живописью под его руководством. В 1954-57 преподавал рисование в провинциальных школах (Милдура, СвонХилл), пока не был уволен, так как его методы не отвечали традициям. Оставшись без средств, не имел возможности хранить работы и раздавал их друзьям. Ряд австралийских художников (Альберт Такер, Артур Бойд, Сидней Нолан, Джой Хестер) признавали его своим учителем. В 1959 в Музее современного искусства в Мельбурне состоялась мемориальная выставка; с 1965 в Австралии прошло более десяти персональных выставок. Представлен в Национальной галерее в Канберре, музеях современного искусства в Сиднее и Мельбурне.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999