Васильев, Федор
(Th. Wassilief), род. 1850, ум. 1873. Талантливый и многообещавший живописец; ученик и почетный вольный общник СПб. Академии художеств. Его портрет, работы Крамского, находится в галерее Третьякова. Его работы:
1. Неконченая гравюра крепкой водкой, представляющая пейзаж: на первом плане вода, на берегу два кудрявых дерева; y берега человек в лодке; задний план заштрихован небрежно; подпись: "Васильев | 70".
2. Заглавный лист к Альбому русских аквафортистов 1871 г., украшенный разными принадлежностями гравирования, с подписью: "Первые опыты | русских аквафортистов Ф. Васильев | Н. Ге. Н. Гоголинский Н. Дмитриев Бар. М. Клодт. | В. Максимов. Е. Михальцева | А. Сомов | И. Шишкин. И. Кра(мс)кой | 1871 года". Внизу: "Ф. Васильев". 8.2 х 5.8.
3. Дубовый лес с изгородью на первом плане. На правой стороне под дубом подпись: "Васильев".
4—7. Четыре литографии в Художеств. Автографе 1869 г. рисов. Васильевым с разных картин, именно: с карт. Зима: "Рисовал с Каменева. Васильев".
Окрестность села Поречья: "Рис. с карт. Каменева Васильев". — Вид в Эстляндии: "Рис. с Дюкера Васильев", — и Монах: "с карт. Бронникова рис. Васильев".
8—11. Четыре литографии в Художеств. Автографе 1870 г., рисов. Васильевым, одна с картины Гуна "Итальянка", и три пейзажа Жижиленко, без подписи.
12. Большая неконченая литография, представляющая мокрую дорогу, y поворота которой большие деревья, a вдали озеро. Ha поле заметка: профиль старика вправо; в овальной рамке. (Е. Рейтерн).
{Ровинский}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
ВАСИЛЬЕВ Федор
Александрович (1850, Гатчина – 1873, Ялта), русский живописец, пейзажист. Происходил из семьи мелкого почтового чиновника. Появился на свет до вступления родителей в брак, поэтому считался незаконнорожденным. С 13 лет обучался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (1863–67). Посещал рисовальные вечера Петербургской артели художников, где познакомился с И. Н. Крамским, оказавшим большое влияние на формирование творческой индивидуальности Васильева. В 1868–69 гг. учился у пейзажиста И. И. Шишкина. От своего наставника воспринял умение внимательно изучать натуру. В 1868 г. Шишкин женился на сестре Васильева. В 1870 г. вместе с И. Е. Репиным совершил путешествие по Волге («Вид на Волге. Баржи», «Волжские лагуны»; обе – 1870). В 1871 г. пытался продолжить художественное образование, посещая занятия в Петербургской академии художеств в качестве вольнослушателя, но состояние здоровья не позволило художнику всецело посвятить себя искусству. В том же году покинул Санкт-Петербург из-за обострившегося туберкулеза и уехал в Ялту (на средства Общества поощрения художеств и П. М. Третьякова), откуда ему уже не суждено было вернуться. Умер в возрасте 23 лет. Незадолго до смерти получил звание почетного вольного общника АХ (1873).
Творческая деятельность Васильева продолжалась немногим более шести лет, однако он вошел в историю русского искусства как один их самых ярких мастеров. «Гениальным юношей» называл его И. Н. Крамской. Художника привлекали романтически-напряженные состояния природы, он не знал себе равных в остроте восприятия цвета, его декоративных возможностей. По мнению Крамского, Васильев внес «в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения». В «Оттепели» (1871), за которую Васильев получил первую премию по ландшафту Общества поощрения художеств, панорамная, вытянутая по горизонтали композиция картины подчеркивает тоскливую протяженность равнинного пейзажа. Картина имела большой успех на выставке в Лондоне (1872). Подлинный шедевр «Мокрый луг» (1872) был написан в Ялте по рисункам, сделанным еще до отъезда в Крым. Чистыми, насыщенными красками сияет омытый дождем луг. Художник любуется каждой травинкой, листком, каждым комком земли, приближая их к самому краю картины. На дальнем плане – рваные клочья уходящих грозовых туч. По словам Н. Н. Ге, художник «открыл мокрое, светлое, движущееся небо». В пейзаже «В Крымских горах» (1873) природа предстает героически величественной. В одной из последних картин «Болото в лесу. Осень» (1872), оставшейся незаконченной, пейзаж подобен великолепной свето-цветовой симфонии.
Ф. А. Васильев – один из основоположников «пейзажа настроения» в русской живописи.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007