Васильева, Татьяна Степановна

Найдено 1 определение
Васильева, Татьяна Степановна

(05.01.1941—26.12.2000) — спец. в обл. филос. онтологии и соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Котлас Архангельской обл. Окончила естественно-геогр. ф-т Оренбургского пед. ин-та (1964), асп. по кафедре филос. МОПИ. С 1970 — преп. Пермского пед. ин-та; с 1972 —доц. кафедры филос. Пермского гос. ун-та, с 1986 — проф. этой кафедры. Канд. дисс. — "Проблема целостности на молекулярном уровне" (1970). Докт. дисс. — "Химическая форма материи в закономерном мировом процессе" (1984). Акад. Междунар. академии интегративной антропологии, Общерос. академии человековедения. Член объединения "Российские ученые социалистической ориентации". В. развивала концепцию, согласно к-рой хим. как целое представляет собой надмассэнергетичес-кий мир, способом развития к-рого является прямой субстратный синтез; в тенденции хим. субстратов к синтезам заложена многонаправленность хим. эволюции; магистральное направление развития химии связано с элементами-органогенами, в первую очередь с углеродом, обладающим наивысшим эволюц. потенциалом и наибольшей сложностью; тупиковые (побочные) направления связаны с элементами-неорганогенами; сложность атомов как физ. образований изменяется линейно, а сложность хим. элементов и образуемых ими соединений — нелинейно. В. предложила концепцию "эволюц. яруса" физ., хим., биол. законов, непосредственно определяющих развитие; характеризовала важнейшие направления нового этапа НТП с учетом "логики" способов развития физич., хим., биол. Исследуя проблемы соц. филос., В. предложила концепцию собственности, в к-рой в качестве гл. объекта собственности рассматривается рабочая сила, или высокоразвитая общая творч. способность к труду, выражающая универсальную, всеобщую природу человека. Изменение гл. объекта собственности вызвано тем, что труд в становящемся постиндустриальном об-ве приобретает характер всеобщего, науч. труда, связанного с устранением соц. деления на физ. и умственный труд, вырождением стоимостных отношений и товарного производства в целом, превращением производства рабочей силы в самостоятельную отрасль. В. развивала науч. концепцию сущности и смысла истории, согласно к-рой осн. противоречие истории как объективного процесса — это противоречие между универсальной сущностью человека, способной к бесконечному развитию, и ее ист. модификациями. Сущность истории состоит в постоянном преодолении человечеством ист. ограниченности своей сущности, к-рую оно само производит. С этих позиций смысл истории на каждом этапе обществ. жизни зависит, с одной стороны, от ист. формы объективно-реального процесса, создаваемого, творимого индивидами, с др. — от формы и способа ее осознания ими. В свою очередь осознание смысла истории определяется многими факторами, в особенности экон. и полит. интересами господствующих в об-ве групп, слоев, классов.



Соч.: Химическая форма материи и закономерный мировой процесс. Красноярск, 1984; Химическая форма материи в системе мирового развития // Детерминизм: системы, развитие. Минск, 1985; Закономерности развития сущностных сил человека // Концепция единого закономерного мирового процесса и современность. Пермь, 1989; Человек, ускорение, научно-технический прогресс. [В соавт.]. Красноярск, 1989; Труд и социализм. [В соавт.]. Пермь, 1990; Основы философии. Ч.2. Социальная философия. (Уч. пос). Пермь, 1991; Социальная философия. Ч.1 и 2. [В соавт.]. Пермь, 1993; Сущность и смысл истории. Пермь, 1996; Проблема соотношения биологического и социального. [В соавт.]. Пермь, 1996; Перспективы развития человечества: тупики и магистраль развития // Новые идеи и философии. Вып.7. Пермь, 1998; Всеобщий исторический закон // Там же. Вып.8. Пермь, 1999; Социальная философия. [В соавт.]. Изд. 3-е. Пермь.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008