ВАСИЛЕВС

Найдено 1 определение
ВАСИЛЕВС
греч. «царь») – византийский император. В Восточной римской империи верили, что он находился под покровительством богов, и все, что было связано с императором (столица, дворец, ворота, через которые он вступал в Константинополь, царские статуи, императорский сан, но не сам император), объявлялось священным. Только василевс мог въезжать в императорский дворец на коне. С принятием христианства василевс стал первым после Бога – помазанником Божьим, наделенным особой благодатью, и покровителем церкви. Он провозглашался сенатом, народом, представленным столичными димами, и войском. Церемония возведения на трон происходила на ипподроме. С 451 г. наряду с гражданским актом передачи власти был введен обряд церковного коронования патриархом, очищавший императора от всех совершенных им ранее грехов. В годы правления императора Феофила (829 – 942) обряд коронования василевса патриархом стал нормой. С усилением роли церкви на рубеже VI – VII вв. венчание василевса на царство происходило в храме св. Софии и являлось единственным актом. Будущий император входил в храм в обычном платье, встречаемый клиром в золототканых одеждах. После молебна и торжественных обещаний оставаться верным сыном церкви его облачали в пурпурные одежды и в пурпурные сафьяновые сапожки. Патриарх возлагал на его голову золотой венец, помогал подняться с колен и подводил к двухместному трону: как верили ромеи, рядом с василевсом, олицетворявшим «живой образ» Иисуса Христа, восседал Бог. Сановники в белых одеждах на коленях подползали к правителю и лобызали стопы императорских ног. Но для своих подданных василевс оставался человеком, поэтому вместе с символом земной власти (держава – золотой шар с крестом наверху), ему вручался символ тленности (мешочек пыли). Как наместник Бога он единственный из мирян имел право входить в алтарь. Справа от алтаря в храме св. Софии находилось специальное помещение (мутаторий), где император беседовал со своими приближенными, переодевался к литургии, отдыхал. Он председательствовал на церковных соборах и принимал непосредственное участие в богослужении, выполняя функции, закрепленные за псаломщиком, чтобы подданные воспринимали его как воплощение христианского смирения, как верного сына церкви. Поэтому в Великий четверг в храме св. Софии василевс омывал ноги 12 беднейшим гражданам. Чтобы продемонстрировать, что он – послушное орудие в руках божественного провидения, император принимал причастие после диаконов и не имел права прикасаться к одежде на престоле, которую подносил ему для поцелуя патриарх. Древнегреческий титул «василевс ромеев» впервые был принят византийским императором Ираклием, что зафиксировано документом от 629 г. Он же первым начал короновать своих сыновей в качестве соправителей и наследников и единственный из мирян получил право доступа в алтарь. В XIV в. ритуал коронации был дополнен актом миропомазания. Патриарх выходил на амвон, за ним следовал император. Патриарх провозглашал: «Свят!», повторяемый трижды архиереями и народом. Из алтаря выносилась стемма (золотой обруч с драгоценным крестом и маленькой шапочкой) и возлагалась патриархом на голову императора при возгласах «Достоин», трижды повторенных патриархом, священнослужителями и народом. Хотя василевс считался первым после Бога, его власть не была наследственной, и, чтобы ее сохранить, он еще при жизни назначал соправителя – одного из своих сыновей или ближайшего родственника. При коронации сынасоправителя стемму возлагал император и патриарх. Большими преимуществами пользовались «порфирородные» василевсы, то есть те, кто родились в Порфире, особом здании Большого императорского дворца, так как их родители занимали при их рождении императорский трон. Власть василевса была абсолютной: глава правительства, единственный законодатель, высший судья, главнокомандующий войска, состоявшего в основном из наемников. Все, кому полагалось по ритуалу, обязаны были являться к нему утром на поклон. Изображение стоящего императора в короне украшало костюм великого доместика. На костюме великого дуки было два портретных изображения василевса: на груди – стоящего, на спине – сидящего. Великий примикирий также носил на груди изображение императора в полный рост, выполненное на стекле, а его спину украшал портрет императора, восседающего на троне. Императорский головной убор – калиптру, причем из более скромного материала, – могли носить только старейшие из придворной знати. Представление о василевсе как о божьем избраннике и человеке начало преодолеваться в VIII – IX вв. К этому же периоду относится изменение отношения к таким традиционным добродетелям императора, как воинская доблесть, мужество, образованность, знание законов и науки управления государством. На смену им пришли религиозное благочестие, любовь к богу и страх перед божьим наказанием. До последних дней существования Византии пышно обставлялись торжественные выходы василевса в храм св. Софии, в монастырь Богородицы Перивлепты (в день введения Богородицы во храм), в дни Иоанна Златоуста, св. Василия Великого, св. Лазаря, св. Георгия, св. Апостолов в монастыри этих святых, к порфировой колонне на форуме первого сентября и др. Во время торжественных шествий улицы посыпались опилками, дома украшались дорогими тканями и коврами, зелеными ветками плюща и лавра. Для простой публики устраивались деревянные помосты. Церемонии сопровождались переодеваниями императора и его сановников, торжественными песнопениями и аккламациями в честь василевса, Христа, Богоматери и святой Троицы. В палеологовскую эпоху (1261 – 1453) возродилась римская традиция поднятия императора на щите, чтобы народ мог лицезреть своего правителя. Щит с василевсом поднимали патриарх, первый вельможа государства – месадзон – (впереди) и другие высокопоставленные лица (по бокам и сзади). Для подобных церемоний предназначалась парадная одежда с высшим отличительным знаком – тавилоном (золотой ромб на пурпурном плаще; близкая к императору знать носила пурпурные ромбы на белой одежде). Во время венчания на царство, обряда бракосочетания, приема послов, посещения храма св. Софии, появления на ипподроме, торжественного въезда в Константинополь, погребения василевс был одет в дивитисий – длинную тунику с широкими рукавами (позднее она стала называться саккосом). В день коронации, в дни празднества консульства (1ое января) и в первый день пасхи он надевал цицакий или лор из полотнища одинаковой ширины, затканного цветами и украшенного драгоценными камнями. Оно накидывалось на правое плечо, спускалось по спине к правому боку и проходило на левую руку, свешиваясь длинным концом. В менее торжественных случаях император надевал туникудалматику (коловий) и плащхламиду (сагион – военный плащ); по утрам он облачался в скаранмагий (персидский кафтан с полами), отделанный золотыми нашивками, жемчугом, драгоценными камнями. Императором в Византии мог стать выходец из любого народа, входившего в состав империи, и любой социальной группы. Среди императоров были греки, армяне, сирийцы, славяне, дети крестьян, солдат и т.д. В честь василевса исполнялись гимны, «здравицы» и «слава»; царским статуям воздавались те же почести, что и иконам. Портреты императоров, написанные на досках восковыми красками, выставлялись у общественных зданий. Любой урон, наносимый им, считался тягчайшим преступлением. Императорские статуи давали право убежища. Несмотря на то, что византийский император «был ниже только Бога» и следовал «сейчас же за Богом», его абсолютная власть была непрочной: из 109 василевсов, занимавших константинопольский трон с 395 г. по 1453 г., лишь 34 умерли своей смертью. Остальные были либо умерщвлены во время дворцовых заговоров и мятежей, либо отреклись от власти и постриглись в монахи.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
606.51 кб

ПСКОВСКИЙ КРАЕВЕД ИВАН ИВАНОВИЧ ВАСИЛёВ (К 170-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Медников Михаил Михайлович
Читать PDF
355.05 кб

Трудам И. И. Василёва есть продолжение! («Статистическо-географический словарь Струго-Красненского р

Ефимов А.Н.
Читать PDF
180.70 кб

БАЛЕТ "ГЕОЛОГИ" В ПОСТАНОВКЕ Н. КАСАТКИНОЙ И В. ВАСИЛЁВА

Меловатская Анна
В 1960-х годах в советский балетный театр пришло новое поколение хореографов. Оно сформулировало и применило на практике программу, в которой главное место отводилось хореографии.
Читать PDF
143.65 кб

СПЕКТАКЛЬ "ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ" (1965) В ПОСТАНОВКЕ ХОРЕОГРАФОВ Н.Д. КАСАТКИНОЙ И В.Ю. ВАСИЛЁВА: СВОЕОБР

Меловатская Анна Евгеньевна
В статье представлен анализ спектакля с точки зрения режиссуры, взаимодействия музыки и хореографии, композиции танца, лексики, образной системы и художественного оформления.
Читать PDF
175.09 кб

Попытки примирения Рима и Константинополя при Мануиле i в рамках «Западной» политики василевса

Константин Муратович Джусоев
В статье рассматривается диалог и попытки примирения между Римской Церковью и Византийской империей в эпоху императора Мануила I Комнина.
Читать PDF
1.82 мб

Печалование патриархов перед василевсами в Византии IX-XV в.: исторический этюд

И. И. Соколов
Читать PDF
1.35 мб

Дело учителя Могилевской семинарии Иосифа Василевского с архиепископом Георгием Конисским

П. С. Горюшко
Читать PDF
189.24 кб

Д. Е. Василевский - ученый-юрист Московского университета первой трети XIX века

Яблоков С.А.
Статья посвящена научно-преподавательской деятельности профессора политического и народного права Московского университета Дмитрия Ефимовича Василевского в 20-х начале 30-х гг. XIX в.
Читать PDF
3.60 мб

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ВАСИЛЕВСКИЙ: ОТ СЕМИНАРИСТА ДО МАРШАЛА

Георгий Андрианов, Белов Андрей Михайлович
Статья посвящена жизненному пути Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского. В 1914 году он окончил Костромскую семинарию и ушел добровольцем на фронт Первой мировой войны. Военная служба стала для него судьбой.
Читать PDF
97.95 кб

Открытые письма священника Феодора Василевского Всероссийскому Церковному Поместному Собору 1917 г.

Каиль Максим Владимирович
Ниже публикуются открытые письма смоленского священника Феодора Василевского, адресованные Всероссийскому Церковному Поместному Собору, выявленные в фонде рукописей Синода (Ф.
Читать PDF
101.91 кб

К урокам прошлого (о монографии В. П. Василевского, А. В. Сушко «"Стражи революции": органы ГПУ-ОГПУ

Штырбул Анатолий Алексеевич
В статье предложен критический анализ концепции, представленной в монографии В.П. Василевского и Д.В. Сушко «"стражи революции": органы ГПУ-ОГПУ в Омском Прииртышье».
Читать PDF
411.26 кб

Лирический герой как «Частный человек» и черты депрессивного реализма в поэзии Андрея Василевского

Бушунов А.Ю.
Андрей Василевский, оказавшись одним из продолжателей направления «депрессивного реализма», вывел тип уникального героя, сочетающего в себе черты культурно-исторической традиции, многовекового духовного опыта и масс-культа.
Читать PDF
426.57 кб

Пути постижения истины и способы её отражения в сборнике Андрея Василевского "всё равно"

Бушунов А.Ю., Михеичева Е.А.
Осмысление и интерпретация законов мироздания как ключевые функции авторского сознания в творчестве ведущего представителя современной поэзии Андрея Василевского идут через непрерывный спор агностицизма и христианства, в связи с ч

Похожие термины:

  • Василев, Владимир Александрович

    Сотрудник Счетной палаты РФ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва, являлся членом депутатской группы "Новая региональная политика", членом Комитета по образ
  • Василев Иван Иванович

    (? – 1901), почетный чл. губ. статистич. ком-та. Служил в ПЕНЗ. управляющим контрольной палатой. В 1889 выпустил «свод статей, относящихся к Пенз. краю»: «Пензенские губернские ведомости: Первое пятидесят
  • ЗАДИРОВ Никола Василев

    Родился 7(19) августа 1888 года в селе Мадлеш Бургасского округа Болгарии в семье священника. Начальную школу окончил в селе Голямо Буково. В 1906 году под фамилией Попов поступил в Русенское военное учи
  • Василев, Владимир Юдич

    Хореограф, режиссер балета, сценарист; родился 8 февраля 1931 г. в г. Москве; окончил Московское хореографическое училище в 1949 г., актерский факультет ГИТИСа в 1953 г.; 1949—1970 — артист балета Государствен
  • Василеве

    официальный титул византийских императоров, начиная с 626 года, когда на престоле находился Ираклий I (610 - 641 гг.)
  • Вассиан Василевич

    архим. Святогорского Успенского мон. Харьк. еп., 1707—10 г. {Половцов}
  • Филимон Василевский

    1762—64 г. строитель Пешношского мон. {Половцов}
  • Василевский, Иван

    музыкант Императорских театров, при Александре I. {Половцов}
  • Обресков, Александр Василевич

    — генерал от кавалерии, финляндский военный губернатор с 1805 по 1810 год. Род. в 1857 г. Начав действительную военную службу с 1777 года в Измайловском полку, Обресков, благодаря постоянному участию в войн
  • Чашников, Николай Василевич

    кол. ас., докт. философ., писатель 1835 г. {Половцов}
  • Феодосий Василевич

    (Василиевич, Баевский) — православный Белорусский епископ. "Простого звания", по словам его противников (униатов, полоцкого архиепископа — митрополита Гавриила Коленды и витебско-мстиславск
  • Василевич, Игнатий Степанович

    — арт. оперы (тенор). Выступал в Петерб. Нар. доме. Записывался на грампластинки (6 произв.) в Петербурге (1908, "Зонофон").
  • Рукавишников, Николай Василевич

    (1846—1875) — общественный деятель. Окончил курс в московском университете. Много содействовал основанию московского исправительного приюта и посвятил ему, кроме денежных средств, почти всю свою дея
  • Василевский, Савва

    перев. с латинск. в Смоленске, 1804 г. {Половцов}
  • Пронин, Сергей Василевич

    Заместитель директора по научной работе и заведующий Центром социальной стабильности и трудовых отношений Института сравнительной политологии РАН с 1993 г.; родился 6 сентября 1929 г. в г. Москве; окон
  • Василевская, Елена Васильевна

    (1978 г. р.) — выпускница спортивного колледжа. Заслуженный мастер спорта (волейбол, 2000). Двукратная чемпионка Европы (1997, 1999), призер Кубка мира (1999), бронзовый призер чемпионата мира (1998), обладатель (1997
  • Василевская, Ванда Львовна

    (Wasilewska). Род. 1905, ум. 1964. Польская, потом русская писательница, с 1939 г. жила в СССР. Автор трилогии "Песнь над водами" (1940—1951), повести "Радуга" (1942). Трижды лауреат Государственной премии СССР (
  • Василевские

    Александр Михайлович (1895-1977), сов. воен., полит. деятель. Маршал Сов. Союза (1943), дважды Герой Сов. Союза (1944,1945). Нач. Генштаба в Вел. Отеч. войну (с июня 1942), главноком. сов. войсками на Д. Востоке. Мин. Воор
  • Василевский, Иван Адамович

    Volkssouveränität. Popular/national sovereignty Н.с. – конституционноправовой принцип всех демократий, провозглашающий народ высшей государственной властью и высшим источником легитимности («Вся государственная вл
  • Василевский Алексей Петрович

    Василевский, Алексей Петрович - юрист (1841 - 1893). Окончил курс в училище правоведения. В должности эстляндского вице-губернатора выдвинулся стремлением к обрусению эстов. Писал в ""Русском Обозрении""