Василий СимеоновичВасилий Тах

Василий Степанов

Найдено 3 определения термина Василий Степанов

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Василий Степанов.

посадник 1456 г.

{Половцов}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Степанов, Василий (дьяк)

— думный дьяк, впервые упоминается в качестве московского дьяка Поместного приказа; в течение 1555—1558 гг. стоял, по-видимому, во главе этого приказа; хотя прямых указаний на это и не имеется, но такой вывод с достаточною вероятностью косвенным путем подтверждается целым рядом сохранившихся грамот и других документов за это время, снабженных скрепою С. Подпись его имеется, напр., на 61 грамоте из Поместного приказа в Новгород с различнейшими распоряжениями, касающимися поместий и землевладения (с 31 августа 1555 г. по 24 марта 1556 г.), затем ею скреплена любопытная и в историческом отношении немаловажная писцовая "Книга Торопецкая" (хранится в архиве минист. иностр. дел в Москве, рукопись за № IX — 2), наконец С. Подписаны ряд грамот на владение поместьями, пожалованными разным лицам и служилым родам (1556—1557 гг.). В 1558 г. он сидел в Казенном приказе, а несколько позже его имя встречается в документах Посольского приказа; в 1566 г. — участвовал в земском соборе и в 1567 г. вновь находился в Поместном приказе, заведуя преимущественно вотчинными делами Московского уезда. Благодаря своему уму и ловкости, С. занимал довольно видное положение среди современных ему чиновников. По крайней мере заметной величиною считал его Грозный, который по возвращении из покоренного Пскова в 1570 г. предал его следствию наряду с такими влиятельными лицами, как боярин Алексей Басманов, казначей Никита Фуников, печатник Иван Висковатый и др., обвинявшимися в "изменном деле", в сношениях с новгородским архиепископом Пименом и другими лицами с целью сдать Псков и Новгород литовскому королю, самого Иоанна извести, а на царство посадить Владимира Андреевича. В числе казненных по этому делу был и С., и имя его внесено в синодик.

"Полное Собран. Русск. Летопис.", т. III, стр. 254—262, — "Акты Юридические", №№ 137, 138, 209. — Сборник Новгородских грамот, часть напечатана в "Дополн. к Актам Историч.", т. Ι, №№ 52, 100, 111 (№№ II — V, X — XIV, XXII, ХХV — ХХІХ, ХХХІ — ХХХІХ); 34 неизданных грамот в рукописях находятся в архиве Археографич. комис. (№№ 85, 133, 137, 139, 141, 143, 151, 153, 154, 157, 158, 167, 183. 185—187, 189, 190, 195—197, 200—207, 209—212, 219). — "Переписная книга Посольского приказа 1626 г." (в Московск. архиве минист. иностр. дел), № 2, лист 423. — "Правая грамота по вотчинному делу, производ. в 7067 г.", изд. А. Сандунова, М., 1830 г. — Синодик Московск. Богоявленского монастыря (рукопись Импер. публ. библ., Q., IV, № 129), лист 125. — "Собрание Гос. Грам. и Догов.", т. I, стр. 653. — "Историч. Библиотека", т. II, СПб. , 1875 г., стр. 42, 97, — Н. В. Калачев, "Архив историко-юридических сведений, относящихся до России", кн. III, 1861 г., отд. 2, стр. 45. — Карамзин, "История Госуд. Российск.", изд. Эйнерлинга, т. IX, СПб. , 1843 г., стр. 91, прим. 299. — C. M. Соловьев, "История России с древнейш. времен", изд. т-ва "Обществ. Польза", кн. II, стр. 175. — Кн. А. В. Лобанов-Ростовский, "Русская родословная книга", т. II, СПб. 1895 г., стр. 253.

Н. С—в.

{Половцов}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Степанов, Василий (хлыстовец)

— один из хлыстовских учителей и "песнопевцев", родился около 1700 г. Отец его был поляк. Сам же С. еще в молодые годы был взят казанами в плен и продан в холопы, но через некоторое время принял православие и получил свободу. В выданных ему документах он был назван просто "гулящим человеком польского происхождения". Человек в высшей степени способный, он всяческими путями умудрился выучиться грамоте и сделался замечательным знатоком Священного Писания. В начале 20-х годов ΧVIIΙ в., живя в Москве, он познакомился с некоторыми наиболее выдающимися представителями секты хлыстов: Прокофием Лупкиным, называвшим себя "христом", и "богородицами" Настасьей Карповой, Трофимовой и др. Под их влиянием он искренно увлекся этим учением, сущность которого, согласно положениям его основателей, Данилы Филиппова и Ивана Суслова, сводилась к тому, что "божество" есть субстанция, которая в образе "бога-отца" или "бога-сына" может селиться в достойных людей, даже в нескольких одновременно, и через них проявлять свою волю; поэтому Христос является лишь исторически первым, но не единственным "Христом" и пр. Вступив в члены секты, страстный и впечатлительный С. не ограничился исповеданием ее догматов, но стал стремиться к тому, чтобы найти для них основание в самом Священном Писании. Для этой цели он выбрал из книг как Ветхого, так и Нового Заветов все тексты, которые, по его мнению, могли бы подтвердить как основу учения, так и различные практические выводы из него. Пылкий проповедник, искренний и страстный защитник идей своего учения, фанатик до мозга костей и знаток всевозможнейших текстов, С., быть может, более, чем кто-либо иной, содействовал распространению секты в первой четверти XVIII в. в Москве и окрестностях ее. Он был также прекрасным исполнителем хлыстовских религиозных песен, и песни эти производили на него во время "радений" и молений такое впечатление, что — "признавал он, Василий, приходящего на него духа святого, чего ради в оные времена у него, Василья, сердце трепеталось, и бывал в великой радости, и поднимало его с лавки, подбрасывало сажени на две и больше, и лежал без памяти". По приглашению дочери коломенского дворцового садовника Марфы Васильевой, также замечательной мастерицы петь сектантские песни, С. отправился в дворцовое село Коломенское и основал там отдельный "корабль", т. е. хлыстовский кружок, в который привлек много новых членов. В грозный для хлыстов 1733 г., когда по донесениям известного бывшего разбойника, а затем шпиона Ваньки Каина, он же Караулов, было произведено следствие по делу о хлыстах и многие из них были сосланы в Сибирь, С. успел скрыться и тайно жил в окрестностях Москвы. Страдания его "другов-товарищей" еще более разожгли в нем мистицизм и фанатизм, и как только гроза преследования несколько стихла, он снова основал, на этот раз в с. Братинове, хлыстовский кружок, членами в который поступали очень многие крестьяне. Кружок этот завоевал среди сектантов такую славу, что послушать исполнявшиеся в нем песни приходили хлысты даже из центра секты — Москвы. О дальнейшей жизни С., а также о том, как он ее кончил, не сохранилось никаких сведений. С. сочинил сам несколько хлыстовских песнопений: "Расплачется царь Давид, у пустыни стоя стоючи, горьки слезы проливаючи...", "Благодатный Бог наш, упованье Божье...", "Свет, Боже! Царство небесное, царство блаженный рай..." и др.

"Показание лжеучителя Ивана Чуркина". — "Показание Андреяна Петрова". "Дело о квакерской ереси 1745—1752 г. — Н. В. Реутский, "Люди Божьи и скопцы", M., 1872, стр. 45—50.

И. Григорьев.

{Половцов}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме Василий Степанов — 0

Найдено научныех статей по теме Василий Степанов — 0

Найдено книг по теме Василий Степанов — 0

Найдено презентаций по теме Василий Степанов — 0

Найдено рефератов по теме Василий Степанов — 0