ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
   • Basilius,
         ?????????, родился в 329 г. от Р. X. в Кесарии Каппадокийской, из знатного рода, получил образование в Афинах, где заключил тесный дружеский союз с соотечественником своим Григорием Назианским, к которому примкнул впоследствии и младший брат его Григорий, епископ города Ниссы, — был сначала адвокатом, в 362 г. сделался пресвитером, в 370 г. — епископом кесарийским и умер в 379 г.; он был действительно «царственным» явлением в своей сфере, положил начало правильной организации монашеской жизни. Все свое имущество отдал он бедным, основал большой дом призрения, а сам жил скудно. Он был любителем и покровителем греческой литературы и настоятельно советовал ее изучать. Превосходны его письма; юношам особенно можно рекомендовать его слово o????? ???? ??? ???? ??????????? ??????????? ????? (изд. Lothholz, 1857).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

        ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
329 — 379 гг.) — святитель, один из отцов церкви. С 362 г. — пресвитер, с 371 г. — архиепископ Кесарии Каппадокийской. Активный участник церковной жизни и богословской полемики, глава т. н. Ново-Никейской школы, борец с ересями. Автор поучений на «Шестоднев» (1 глава Книги Бытия) и псалмы, монашеских правил, назидательных сочинений и множества посланий. Один из создателей христианской космологии. Внес значительный вклад в учение о Св. Троице, разработав совместно с Григорием Богословом понятия «усии» (сущности) и «ипостаси», которые, вслед за неоплатониками, понимал как соотношение общего и особенного в Боге. Это позволило преодолеть противоположные ереси арианства и савеллианства и подготовило решения II Вселенского (Константинопольского) Собора. В послании «О Духе Святом» особо утверждал личную природу Св. Духа и доказывал его равенство двум другим лицам Св. Троицы. Создатель особого чинопоследования Божественной литургии, известного как литургия Василия Великого. Память 1(14) января.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Василий Великий
(ок. 330–379) – святой, отец Церкви, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Происходил из знатного и богатого рода. Учился в Афинах, являлся главой кружка каппадокийских богословов, выявил ключевые вопросы осмысления христ. учения в свете неоплатонической философии, поставил проблему символического познания Божества посредством «божественных имен», придерживался принципа непознаваемости Бога по сущности и сообщаемости Его по энергии. Выдвинул формулу единосущности Троицы в трех Ипостасях. В. В. соединял в себе глубокие философские знания, богословскую мудрость и иноческое подвижничество. Он основал монастырь на берегах р. Ирисы, около г. Кесарии, и написал правила иноческой жизни, которые были приняты всеми монастырями христ. Востока. Боролся с ересью Ария, учившего, что Сын Божий не есть Бог, единосущный и совечный Отцу, а только высшее творение Бога. Автор «Бесед на шестоднев», содержащих основы христ. космологии и получивших известность на Руси, а также множества молитв, правил христ. жизни и чина литургии, до сих пор принятого в православии. Церковь почтила В. В. (как Григория Богослова и Иоанна Златоуста) именованием Великого и Вселенского учителя. Память его 14 января по нов. ст.

Источник: Краткий православный словарь.

Василий Великий
род. ок. 330 в Кесарии (Каппадокия), ум. в 379, епископ и богослов, брат Григория из Нисы. В. В. происходил из богатого христианского патрицианского рода, изучал риторику в Константинополе и Афинах. В 370 стал епископом в Кесарии. Его лит. произведения относятся главным образом к этико-аскетич. области. Наиболее известными из лит. произведений В. В. являются 9 литургий о «шестодневе» (Hexaemeron), которые свидетельствуют о глубоком знании автором философских и естественнонаучных идей своего времени. Бережное и уважительное отношение В. В. к античному культурному наследию оказало большое влияние и на отношение к нему церкви. В обращении к своему племяннику, которое адресовалось всему молодому поколению, В. В. указывал на важность изучения языч. нехристианской литературы. Наибольшее значение в истории церкви имела деятельность В. В. по устройству и покровительству монашества, и его справедливо называют отцом и устроителем монашеских орденов на Востоке и Западе. В частности, в вост. монашестве до сих пор не утратили своего значения оба монастырских устава, разработанных В. В., которые были использованы позднее Бенедиктом Нурсийским. Дошедшие до нас письма В. В. представляют собой большой интерес с культурно-историч. и церковно-правовой точек зрения (часть из них были возведены в православной церкви в ранг канонич.). Литургия В. В., хотя и в сильно измен, виде, до сих пор по некоторым дням имеет место в рим. католич. церкви.

Источник: Словарь античности. 1989

Василий Великий
св., ок. 327-379 гг. н. э., греческий христианский писатель, оратор, Отец Церкви. Родился в многочисленной семье состоятельного учителя красноречия и адвоката в Кесарии Каппадокийской, брат Григория Нисского. Изучал риторику в Кесарии, философию - в Константинополе. Продолжал учение в Никомедии, в Антиохии Сирийской у оратора Либания и в Афинах (вместе с будущим императором Юлианом Отступником). После смерти отца получил в Кесарии кафедру риторики. Приняв христианство посетил пустыни Египта, Палестины и Сирии. Затем был пустынником в Понтийской Неокесарии. Тогда он составил два устава монастрыской жизни и, быть может, написал Филокалии (выборку из произведений Оригена). Ок. 364 г. стал священником, в 370 г. - епископом Кесарийским. Отличился как защитник учения ортодоксальной Церкви, организатор общественной жизни в своей епархии (он строил больницы, приюты, занимался организацией помощи во времена голода, эпидемий и т.д.) и монастырской жизни, благодаря чему он еще при жизни получил прозвание Великого. Пытался достичь примирения римской Церкви с восточными церквями. Его богатое творчество состоит из речей, догматических сочинений, аскетических трактатов и писем. Как автор гомилий, то есть речей на религиозные темы по образцу кинико-стоических диатриб, обнаружил прекрасное знание жизни и человеческой натуры. Он составил также 9 гомилий о 6 днях творения мира (Heksaemeron), содержащих принципы христианской космогонии, которые оказали значительное влияние на религиозную и философскую культуру Запада (их обрабатывал среди прочих и Амбросий). Сохранились также гомилии В. о псалмах, комментарий к Книге Исайи и 23 другие речи. В двух догматических сочинениях В. боролся с арианами. Его аскетические сочинения Моралии (Ta ethika) и два монастырских устава раскрывают основы аскетической и монашеской жизни на Востоке. В Обращении к юношеству (Sermo ad adolescentes) В. призывал молодых к постижению античной культуры посредством чтения поэтов, историков и ораторов, предупреждая, однако, о соблюдении некоторых правил предосторожности. Это сочинение оказало большое влияние на школьную систему византийской эпохи и Ренессанса. 365 писем (среди которых дружеские письма, послания утешительные, канонические, догматические, литургические; переписка с Юлианом Отступником является апокрифической) становятся ценным источником изучения истории Церкви в IV в. в Восточной Римской империи. Литургия св. Василия, вероятно, на самом деле является произведением В. Труды В., переведенные на славянские языки служили источником знакомства с античными авторами, которых в изобилии цитирует В. Особенно рекомендовал В. чтение Гомера, а затем уже Гесиода, Феогнида, Солона, Архилоха, Еврипида, из прозаиков - Геродота и Плутарха, из философов - Платона. Был в умеренной степени аттицистом.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

ВАСИЛИЙ ВЕЛИKИЙ
(ок. 330-379) – святитель, родился в Kесарии. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 (14) января), сестра Макрина (память 19 июля (1 августа)), брат Григорий (память 10 (23) января). Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Kесарии Kаппадокийской, где познакомился со свт. Григорием Богословом (память 25 января (7 февраля)), а позже перешел в школы Kонстантинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины, центр классического образования. В Афинах он приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь это вместительно для человеческой природы».
В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. св. Василий возвратился в Kесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий, приняв крещение от епископа Kесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Kесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания. Ими был составлен сборник «Добротолюбие». В царствование императора Kонстанция (337-362) распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Kесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. – в сан пресвитера. При императоре Валенте (334-378), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 г. Василий был возведен епископом на Kесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский. Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Kоторого живу и тружусь».
Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 (14) января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого епископ Амфилохий (память 23 ноября (6 декабря)) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Kесарийской Церкви и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим». Память 1 (14) января. ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ (ПОКРОВСКИЙ СОБОР) – храм, расположенный на Kрасной площади в Москве. Построен в середине XVI в. по указу Ивана Грозного в честь взятия Kазанского ханства. 1 октября 1552 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, начался штурм Kазани, который закончился победой русского войска. Через два года в Москве на Kрасной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Kремль, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Во время походов на Kазань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Согласно заданию, собор должен был состоять из восьми отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Kазань. Строители собора творчески истолковали задачу, создав оригинальную и сложную композицию: между четырьмя осевыми столпообразными церквами (Троицкой, Николая Великорецкого, Входа Господня во Иерусалим, Kиприана и Устинии) расположены меньшие по высоте церкви: Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского и Трех патриархов Kонстантинопольских); те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церкви, завершенной шатром с маленькой главкой. Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Все церкви были объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня. В 1588 г. к собору был пристроен придел Василия Блаженного, давший всему сооружению его второе название. В 1670-х гг. построена шатровая колокольня.
В 1929 г. храм был закрыт, тогда же были сняты колокола. С ноября 1990 г. в храме возобновились богослужения, хотя до настоящего времени храм является филиалом Государственного Исторического музея.

Источник: Православие. Словарь-справочник.