базилики — сборники византийских законодательных постановлений в 60 книгах. Составлены при Льве VI около 890 г.
ВАСИЛИКИ
ВАСИЛИКИ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ВАСИЛИКИ
визант. сборник законодат. постановлений, заверш. при имп. Льве VI ок. 890. Состояли из 60 кн. и представл. собой компиляцию из греч. индексов к «Своду гражд. права» Юстиниана и нек-рых др. соч. юристов 2-й пол. 6 в., лишь в очень незначит. мере переработ. составителями В.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ВАСИЛИКИ
шести или восьмитомное собрание законов в 60 книгах, завершенное при императоре Льве VI Мудром (886 – 912). Позднее были добавлены новые схолии. В основу этого законодательного свода был положен кодекс Юстиниана, переработанный в последующие века, за исключением отмененных самим императором новелл по семейному, наследственному и церковному праву и тех статей, которые относились к провинциям, завоеванным арабами, начиная с VII века. Отличительной особенностью Василик является тщательный отбор материала, четкая композиция, замена латинской терминологии греческими эквивалентами. Первая книга была посвящена святой Троице и православию, затем следовали частное право, военное право, гражданское и уголовное право. В X – XIII вв. на основе Василик стали создаваться справочные пособия (Большой синопсис, Х в. и Малый синопсис, ХIII в., в которых содержание свода давалось в алфавитном порядке по предметному принципу) и различные указатели. Однако изза большого объема этот законодательный сборник мало использовался в широкой юридической практике.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
ВАСИЛИКИ
греч. Basilika) - визант. сборник законодат. постановлений, завершенный при имп. Льве VI ок. 890. Состояли из 60 книг и представляли собой компиляцию из греч. индексов к "Своду гражд. права" Юстиниана и нек-рых др. соч. юристов 2-й пол. 6 в., лишь в очень незначит. мере переработанных составителями В. В силу этого терминология В. архаична и не соответствует реальной действительности кон. 9 в. Нек-рые рукописи В. содержат схолии: "древние" схолии - фрагменты из соч. юристов 2-й пол. 6 в., "новые" схолии - отрывки из соч. поздних юристов (преим. 11-12 вв.). Вопрос о значении В. до сих пор окончательно не решен: часть исследователей полагает, что они служили осн. сводом законов Византии (М. Я. Сюзюмов и др.), другие думают, что В. использовались лишь в целях юридич. образования (А. П. Каждан и др.). Постановления В. отвечали потребностям визант. горожан, поскольку они сохраняли нормы рим. права; они использовались также визант. феодалами для натиска на крестьянство. В. привлекались преим. при решении конфликтов, связанных с куплей-продажей, закладными операциями и т. п. Источн.: Basilicorum libri LX, t. 1-6, ed. С. G. E. Heimbach, t. 7, ed. E. С. Terrini et J. Mercati, Lpz., 1833-97; то же, ed. H. Y. Scheltema, s-Gravenhage, 1953 - (изд. не кончено). Лит.: Сюзюмов М. Я., О социальной сущности законодательства "Василик", "Визант. временник", 1953, т.6; Каждан А. П., Василики как ист. источник, там же, 1958, т. 14; Lawson F. H., The Basilica, I-II, "Law Quarterly Review", 1930, v. 46; 1931, v. 47; Pringsheim F., Zum Plan einer neuen Ausgabe der Basiliken, B., 1956. А. П. Каждан. Москва.