ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович
[3(15). 5. 1848, село Лопьял, ныне Кировской области — 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Санкт-Петербурге в Рисовальной школе (1867-1868) у И. Н. Крамского и в Академии художеств (1868— 1875), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижных художественных выставок. Васнецов первым из русских художников утвердил в живописи тему русской военной истории. Его кисти принадлежат картины: «Карс взяли» («Победа»), 1878; «Военная телеграмма», 1878; «После побоища Игоря Святославовича с половцами», 1880; «Бой скифов со славянами», 1881; изображения Александра Невского, Андрея Боголюбского и других.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович
(1848—1926) — российский деятель культуры, живописец, театральный декоратор, действительный член АХ (1893; в 1905 г. отказался от звания), старший брат А. М. Васнецова. В 1878—1895 гт. — член Товарищества передвижных художественных выставок, активно участвовал в деятельности Абрамцевского кружка художников. В 1870-х гг. писал жанровые картины в духе реализма. С 1880-х гг. сосредоточился на фольклорно-эпической и сказочной тематике («Аленушка», 1881; «Иван-царевич на сером волке», 1889; «Богатыри», 1881—1898). Писал картины на исторические сюжеты («После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880; «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897). Оформил постановку драмы и оперы («Снегурочка» Я. А. Римского-Корсакова). Работал в области монументальной живописи — выполнил роспись Владимирского собора (Киев, 1885—1896); мозаику храма Воскресения Христова («Спас на Крови») (Петербург, 1883—1901), панно «Каменный век» (Исторический музей, Москва, 1883—1885). В 1902 г. оформил фасад Третьяковской галереи. Писал иконы для собора Александра Невского в Софии (Болгария) (1903-1914).После Октябрьской революции 1917 г. продолжал писать картины на сказочные и исторические сюжеты. Для его творчества характерна яркая декоративность, красочность, фантазия и использование фольклорной символики.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович
3.05.1848 - 23.07.1926), живописец, автор жанровых и исторических полотен. Старший брат А.М. Васнецова. Учился в духовном училище и семинарии в Вятке (1858-67), в Петербурге в Рисовальной школе (1867-68) и в Академии художеств (1867-75), ученик И.Н. Крамского. Член Товарищества художников-передвижников (1878-97), с 1893 - действительный член Петербургской Академии художеств. Деятельно участвовал в работе Абрамцевского кружка художников (В.Д. Поленов, М.В. Нестеров и др.).
В 1880-х Васнецов обратился к фольклорно-эпической тематике и к историческим сюжетам. Широкую известность ему принесли полотна "После побоища Игоря Святославича с половцами", "Царь Иван Васильевич Грозный", картины на темы русских сказок - "Аленушка", "Иван Царевич на сером волке", и по мотивам былин - "Богатыри" (1881-89). В 1883-85 Васнецов работал над созданием панно "Каменный век" для Исторического музея, в 1885-96 над росписями Владимирского собора в Киеве, в 1883-1901 создавал мозаичные изображения в церкви храма "Спаса на крови" (Воскресения Христова) в Петербурге (на месте убийства в 1881 Александра II), писал иконы для Владимирского собора в Киеве (знаменитый запрестольный образ Богородицы и иконы русских святых) и для собора Александра Невского в Софии (1903-14). В 1902 им выполнен фасад Третьяковской галереи. По его проекту построен собственный дом в Москве (ныне музей его имени). В последние годы своей жизни Васнецов работал над картинами на сюжеты русских сказок.
В.А. Федоров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Васнецов Виктор Михайлович

Васнецов Виктор Михайлович - выдающийся русский живописец. Родился в 1848 г. в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868 - 73 годах учился в Академии Художеств, по окончании которой ездил за границу. Выставлять начал с 1869 г., сначала на академических, затем на передвижных выставках. Творчество Васнецова обнимает жанр, народный эпос, историю и религиозные сюжеты. К картинам Васнецова бытового характера принадлежат, например, ""С квартиры на квартиру"" (1876, Третьяковская галерея), ""Военная телеграмма"" (1878, там же), ""Книжная лавочка"" (1876, там же), ""Балаганы в Париже"" (1877, Музей Александра III ). Из былинных и исторических картин Васнецова выдаются: ""Витязь на распутье"" (1882, Музей Александра III), ""После побоища Игоря Святославича с половцами"" (1880, Третьяковская галерея), ""Иван Царевич на Сером Волке"" (1889, там же). Наибольшей известности достиг Васнецов в области религиозной живописи. Особенно замечательны его работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге. Акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира хранятся в Третьяковской галерее и в Музее Александра III; в последнем хранятся также оригиналы для мозаики в храме Воскресения, для Дармштадтской церкви, а также ""Плащаница"" (1896). Религиозная живопись Васнецова знаменует собою начало нового движения в этой области и повела к созданию своеобразного ""васнецовского"" стиля, которому многие стараются подражать, но большею частью безуспешно. Не менее велики заслуги Васнецова в области воссоздания древнерусского декоративного искусства. Васнецов сумел проникнуться его высоким, благородно-спокойным, монументальным, а подчас уютным и затейливым характером. Таковы, например, его различные декоративные наброски, его узоры во Владимирском соборе, постановки ""Снегурочки"" (для С.И. Мамонтова). Главное достоинство декоративных работ Васнецова - их красочный эффект, сказывающийся в чисто русских сочетаниях и оттенках сочных, полных и спокойных красок. - См.: В.В. Стасов ""Искусство и художественная промышленность"" (1898 - 99); ""Альбом картин"", издание Фигнера (М., 1901); ""Собор святого Владимира в Киеве"", альбом фотографий Лазовского; ""Мир искусства"", I; ""Владимирский собор"", издание Кульженко (Киев, 1899); Дедлов ""Книжки Недели"" 1896; Baron de Baye ""L´ouvre de V. Vasnetzoff"" (Реймс, 1896).

Источник: Биографический словарь. 2008

Васнецов, Виктор Михайлович

Васнецов Виктор Михайлович


Васнецов Виктор Михайлович (1891)


— живописец; род. в 1848 г.; воспитывался в Вятской духовной семинарии, откуда, в 1868 г. перешел в ученики Имп. Академии художеств, в которой пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали. По выходе из Академии ездил в чужие края. Начал являться пред публикою со своими произведениями в 1369 г. и с тех пор весьма часто участвовал сначала на академических, а потом передвижных художественных выставках. Воспроизводит преимущественно сцены русского быта и сказочные сюжеты; в последнее время трудится над украшением стен Владимирского собора в Киеве религиозными изображениями. Из картин его особенно достойны внимания: "С квартиры на квартиру" (1876), "Акробаты" (1878, собственн. Государя Императора), "Витязь" (1878), "Дурочка Аленушка" (1881) и нек. др.


А. Сомов.


{Брокгауз}






Васнецов, Виктор Михайлович


(Victor Wassnetzof); исторический живописец и рисовальщик; род. 1848; получил в СПб. Академии худож. 2-ю и 1-ю серебряные медали в 1869 и 1870 гг. Прославился расписыванием Киевского собора Св. Владимира.


Награвировал три доски крепкой водкой:


1. Мальчик и сидящая перед ним собака, — с подписью: "Васнецов |1870 | 6 Февр.". 4 х 3.5½.


2. Грифонаж: крестьянин в меховой шапке, по грудь; шарабер; три головки: господина в высокой шапке, старухи в платке и мальчика. — 4.4½ х 3.6.


3. Старик нищий, сидящий перед съестной лавочкой. 7.3 х 5. Кроме того:


4—6. Три опыта выпуклых офортов, сделанных Васнецовым, которые представляют: волка, погрудное изображение 3/4 вправо крестьянина в шляпе (подписанное "В. Васнецов") и погрудное изображение мужчины в меховой шапке.


Литографии его: 1—3. Три рисунка в альбоме: "Царскосельский Арсенал. СПб., 1869. Изд. Ильина, in folio", a именно:


"л. VI. Восточное оружие. Рис. Рокштул. — Рис. на кам. Васнецов".


"л. X. Оружие итальянское, французское и немецкое" и


"л. XIII. Немецкое рыцарское вооружение"; с тою же подписью.


4—9. Шесть рисунков пером на камне в Худож. Автографе 1869 г. Изд. Ильина; с своих и чужих картин; a именно:


4. Дети, из стихотворения Некрасова. Подп. "Васнецов".


5. Сборщики: "В. Васнецов".


6. Вид Исаакиевского собора при лунном освещении с карт. А. Куинджи.


7. Буря на Черном море при закате солнца. А. Куинджи.


8. Рыбацкая хижина на берегу Азовского моря. А. Куинджи.


9. Окрестности Петербурга зимою: "С карт. Топорова. — Рисов. Васнецов".


10. Русские народные картины: № 1. Конек Горбунок: "Васнецов". С дозвол. ценсуры 23 Апреля 1870. Изд. Ильина" (Е.Е. Рейтерн).


{Ровинский}





Васнецов, Виктор Михайлович


(03. 05. 1848, с. Лопиял, Вятской губ. — 23. 07. 1926, Москва)


В 1874 окончил ИАХ, художник. В 1881 выполнил эскиз церкви в Абрамцеве, оказавшей большое влияние на возникновение неорусского стиля в архитектуре. Выполнял рисунки фасадов зданий, положенные в основу архитектурных проектов: "Избушки на курьих ножках" (1882) и часовни (1891) в Абрамцеве, собственного дома (1892, пер. Васнецова, 15), иконостаса собора в Гусь-Хрустальном (1895), фасадов Третьяковской галереи (1900, Лаврушинский пер., 10), особняка на Пречистенской наб., 29 (1901), собора Александра Невского на Миусской пл. (1911, не сохр.). Проектировал мебель в русском стиле для музея Моск. губ. земства. Похоронен на Введенском кладбище.


Лит.: Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. Васнецов. — М., 1962.






Васнецов, Виктор Михайлович


Род. 3 (15) мая 1848, в с. Лопьял (ныне Кировск. обл.), ум. 23 июля 1926, в Москве. Художник-передвижник, создатель жанровых картин ("Преферанс", 1879, и др.) и фольклорно-исторических полотен ("После побоища Игоря Святославича с половцами", 1880; "Аленушка", 1881; "Богатыри", 1881—98; "Царь Иван Васильевич Грозный", 1897; "Три царевны подземного царства", 1881, "Царевна-Лягушка", 1901—1918). Театральный художник (эскизы к постановке "Снегурочки" Островского, 1881—82). Живописец-монументалист (панно "Каменный век" для московского Исторического музея, 1883—1985; росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—96). Брат А. М. Васнецова (см.). После Октябрьского переворота

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович
15.05.1848— 10[23].07.1926), великий русский художник, участник право-монархического движения, один из авторов Иконы Покрова Монархической, член редкомиссии «Книги русской скорби». Родился в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губ. В 1862 закончил Вятское ДУ и поступил в Вятскую ДС, откуда ушел в 1867 из предпоследнего философского класса. Рано начал рисовать. Помогал художнику Андриолли расписывать Вятский собор. Получив благословение отца, отправился в С.-Петербург, где учился в Рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (1867–1868, его наставником был И. Н. Крамской) и в Академии художеств (1868–1875). Член «Товарищества передвижников». Выставлять свои работы начал с 1869, сначала на академических, затем на передвижных выставках. В 1876 поехал во Францию, где проработал около года. Вернувшись в Россию, поселился с семьей в Москве. Он писал: «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, — Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Первыми картинами, которые критики встретили как новое, национальное направление в русской живописи, стали «Витязь на распутье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), «Ковер-самолет» (1880) и «Аленушка» (1881). Панно «Каменный век» (1883–1885), исполненное художником для Исторического музея в Москве, впечатляло современников своей экспрессией.
Принципы русского стиля мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883). В 1881 Васнецов также начал работу над самой знаменитой своей картиной «Богатыри», которую завершил только через 18 лет. В 1883–1901 он работал над оригиналами для мозаик храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в С.-Петербурге, построенного на месте смертельного ранения Императора Александра II. В 1885–1891 мастер работал в Киеве над росписью кафедрального Владимирского собора (по окончании этих работ в 1893 он был избран действительным членом С.-Петербургской Императорской Академии художеств). На своей первой персональной выставке в 1898 Васнецов показал «Богатырей», которые были восторженно встречены современниками. С н. XX в. Васнецов активно сотрудничал с Комиссией по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих Москвы, созданной по инициативе начальника московского сыскного отделения знаменитого С. В. Зубатова в целях отвращения рабочих от революционной деятельности. В к. XIX — н. XX в. он сблизился с Л. А. Тихомировым, которому оказал помощь в издании его фундаментального труда «Монархическая государственность». Художник инициировал и профинансировал издание книги и даже лично подобрал шрифты, в результате чего издание получилось дороже и объемнее — в 3-х, а не в 2-х томах, как предполагалось Тихомировым изначально. Дружба художника с Тихомировым относится ко времени, когда Васнецов работал над картинами-иконами для Георгиевского храма мальцевского Хрустального завода Владимирской губ. (с. Гусь), а Тихомиров над книгой своей жизни. Васнецов ценил в Тихомирове государственный ум и русское публицистическое перо, Тихомиров же называл Васнецова «одним из немногих людей», с которыми он мог «говорить вполне по душе с полным взаимным пониманием».
Осенью 1905 революционизированное студенчество устроило митинг на выставке религиозных полотен Васнецова для Георгиевского храма в с. Гусь. Выставка, проходившая в С.-Петербургской Академии искусств, была сорвана и закончилась скандалом. Художник, справедливо полагавший, что «все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой», был возмущен политиканством в стенах храма искусства и вышел из состава Академии. Ужасы кровавого террора 1905 года способствовали окончательному оформлению у художника твердой политической позиции: он примыкает к Союзу Русского Народа. Однако Васнецов не любил всякого рода заседания и общества, поэтому организационно не входил ни в одну из черносотенных организаций. Он был членом Редакционной комиссии «Книги русской скорби», иллюстрировал два выпуска Книги, в которой публиковались некрологи и жизнеописания жертв террора. Заметным событием в истории черносотенного движения стало создание Васнецовым Иконы Покрова Монархической, почитавшейся правыми. 3-й Всероссийский съезд Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской) постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить для cъездов Объединенного Русского Народа специальную икону Покрова. Икона была исполнена по просьбе лидеров монархистов Васнецовым и московским иконописцем В. П. Гурьяновым и освящена сщмч. митр. Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апр. 1907 в день открытия 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апр. — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа). Знаменитым творением мастера стал памятный крест на месте убийства вел. кн. Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря). Васнецов был также автором похожего по стилю памятника на могиле одного из вождей право-монархического движения В. А. Грингмута (1907) на кладбище московского Скорбященского монастыря (ранее в 1896 на том же кладбище по рисунку художника был изготовлен памятник крупному правому публицисту Ю. Н. Говорухе-Отроку). Васнецов продолжал много трудиться, выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в создании фасада Третьяковской галереи (1906) и реставрации Московского Кремля. Он изготовил киот с образом Спасителя в терновом венце, который находился в полковой церкви во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы л.-гв. Семеновского полка, где были похоронены убитый террористкой командир полка генерал-майор Г. А. Мин и три солдата полка, павшие при подавлении бунта в Москве в дек. 1905. Художник был одним из самых активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, включавшем в свой состав всех видных деятелей национального направления в русской культуре. После 1917 художник ушел целиком в сказочную тему, о чем красноречиво свидетельствуют заглавия последних крупных полотен: «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «СивкаБурка», «Баба-Яга», «Три царевны подземного царства», «Сирин и Алконост»... Он существовал на пенсию, предоставленную ему, как заслуженному художнику, советской властью, которой он, в свою очередь, вынужден был продать дом, являющийся теперь домом-музеем. В горнице этого дома и по сей день стоит богатырский дубовый стол с изображение огромного Двуглавого Орла во всю ширь, который ярко иллюстрирует масштаб и дух васнецовского монархизма.
Значение Васнецова для развития творческой стихии русского монархизма трудно переоценить. Именно на его картинах воспитывалось поколение будущих теоретиков русского самодержавия (И. А. Ильин, П. А. Флоренский). Именно Васнецов дал начало национальной школе в русской живописи (М. Нестеров, П. Корин, И. Билибин). Черно-белые открытки с изображениями картин Васнецова, миллионными тиражами издававшиеся в годы Первой мировой войны, способствовали высокому патриотическому подъему русского духа. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру, именно в васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались — богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918–1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции. Скончался Васнецов в Москве в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова.
Соч.: Васнецов В. М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вст. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. М., 1987.
Лит.: В. М. Васнецов и Д. Н. Ломан по письмам и документам из фондов РГИА // Москва в начале ХХ века: Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль. Книга-альбом / Автор-сост. А. С. Федотов. М., 1997; Соловьев, о. И. И. Православно-христианская философия в русском искусстве. Харьков, 1910; Удальцова М.«Я всегда только Русью и жил...» К 155-летию со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) // Голос совести. 2003. № 5 (9); Успенский А. И. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1906. Арх.: ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 7–11; Дом-Музей В. М. Васнецова. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 299. А. Степанов, С. Чесноков

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ
1848–1926) Обогатив реалистическую живопись сказочно?легендарной тематикой, Васнецов прославил свой народ, его силу, чувство добра и красоты, живописную пластичность его поэтического творчества. «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки, – писал о Васнецове знаменитый певец Федор Шаляпин. – Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом, богатыри…» Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника Михаила Васильевича Васнецова. Вскоре после рождения Виктора семья перебралась в село Рябово, где и прошли детские годы будущего художника. «Я жил в селе среди мужиков и баб, – вспоминал впоследствии художник, – и любил их не "народнически", а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины». Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника, именно здесь у него проявился интерес к народному творчеству. С 1858 по 1862 год мальчик учится в духовном училище в Вятке. После этого он продолжил учебу в духовной семинарии. Учась в семинарии, Виктор одновременно брал уроки у гимназического учителя рисования Н.Г. Чернышева, с увлечением рисовал с литографий и гипсов в вятском музее, делал зарисовки с натуры, помогал художнику Э. Андриолли в росписи только что отстроенного вятского собора. В 1866 году он подготовил шестьдесят рисунков к сборнику «Русские пословицы и поговорки» Н. Трапицына. Васнецов не стал священником, как мечтал отец: в 1867 году он, не завершив учебу, ушел с предпоследнего философского класса. Он решает ехать в столицу и поступать в Академию художеств. Исполнив жанровые картинки «Молочница» и «Жница» (1867), разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург. Не попав сразу в академию, он год занимался в школе Общества поощрения художников, в числе преподавателей которой был И.Н. Крамской, поддержавший талантливого юношу. В 1868 году Виктор становится учеником академии. Здесь он будет заниматься (с перерывами) до 1876 года. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания, сотрудничает в иллюстрированных журналах и дешевых народных изданиях. Большое влияние оказал на молодого Васнецова в академии П.П. Чистяков. Здесь же он сближается с И.Е. Репиным. С 1874 года молодой художник начинает выставляться на передвижных выставках. Уже в первых своих работах Васнецов предстает как художник?жанрист, примкнувший к демократическому направлению. Ранние произведения художника проникнуты интересом к окружающей действительности, сочувствием к обездоленным. Их отличает наблюдательность и меткость характеристики персонажей: «Нищие певцы» (1873), «В чайной» (1874), «Книжная лавочка» (1876), «С квартиры на квартиру» (1876). 23 ноября 1876 года Васнецов женится на Александре Владимировне Рязанцевой. Брак оказался удачным: у Васнецовых родились четыре сына. В том же году художник отправляется за границу в Париж. Результатом наблюдений в столице Франции стала картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877). На события Русско?турецкой войны 1877–1878 годов на Балканах художник откликнулся эмоциональной картиной «Чтение военной телеграммы» (1878). Мастерски написаны фигуры и передана средствами тональной живописи дождливая погода, пейзаж города. В 1878 году Васнецов возвращается на родину. «Когда я приехал в Москву, – писал он, – то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Мастером занимательного живописного «рассказа», сложившимся художником?жанристом выступает Васнецов в картине «Преферанс» (1879). Эта картина вызвала восторженные похвалы И.Н. Крамского. В это время Васнецов обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории: «Противоположения жанра и истории в душе моей никогда не было, а стало быть, и перелома или какой?либо переходной борьбы во мне не происходило… Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». В 1880 году художник завершает первую историческую картину – «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), которая экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Эта картина была встречена публикой и критикой недоброжелательно. Рецензент в «Московские ведомостях» писал: «Картина производит с первого раза отталкивающее впечатление, зрителю нужно преодолеть себя, чтобы путем рассудка и анализа открыть полотну некоторый доступ к чувству. Это потому, что в нем слишком много места отведено "кадаверизму" (то есть воспеванию трупов)». Только самые проницательные из друзей разгадали, что представляло собой новое искусство Васнецова. «Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт?художник. Таким далеким, таким грандиозным, – по?своему самобытным русским духом пахнуло на меня», – писал Чистяков. «…Для меня – это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких еще не бывало в русской школе», – писал о той же картине Репин. Нестеров, поначалу жалевший об отказе Васнецова от жанровой живописи, спустя некоторое время сказал: «…Узнав и полюбив Васнецова, я стал душевно богаче, увидел обширное поле красоты. Мне стали понятны помыслы художника?мечтателя… весь тот мир, в коем столь радостно, так полно, неограниченно жил и творил тогда Виктор Михайлович, несмотря ни на нападки на него, ни на материальную нужду…» Очень значительна была в то время поддержка С.И. Мамонтова. При его посредничестве Васнецов получил заказ на декоративные картины?панно для зала заседания правления Донецкой железной дороги. В этих трех картинах – «Ковре?самолете» (1880), «Битве славян со скифами», «Трех царевнах подземного царства» (1884) – Васнецов и начал осуществлять новую программу своего творчества. В 1881 году Васнецов создает свое наиболее проникновенное и целостное в поэтичности и искренности чувства произведение – картину «Аленушка». Художник долго не мог найти модель для нее. Ни одна из девочек, по мнению художника, не походила на ту сказочную сестрицу Иванушки, которую он так ясно представлял себе. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой. И он тут же переписал лицо заново, попросив девочку хотя бы полчаса посидеть перед ним неподвижно. А. Жданова пишет: «В слиянии настроения человека с состоянием природы и заключается сказочное очарование "Аленушки". Ритм и цветовой узор, пронизывающие картину, вызывают в памяти узорочье русских вышивок, звонкие присказки и ритмичные приговорки русских сказок. Поет, как песня, как расписные хоромы, картина и уводит нас в царство волшебно ожившей природы, в которой сказки рождались. Учит нас картина понимать, близко принимать к сердцу печаль русской осины и горе обиженной девочки». В 1883–1884 годах Васнецов пишет большое панно «Каменный век» для украшения зала открывавшегося в Москве Исторического музея. В изображении сцен охоты на мамонта и последующего пиршества Васнецов создает впечатляющие образы и картины реконструируемого далекого прошлого. «Впечатление, произведенное на современников "Каменным веком", – писал И. Грабарь, – пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда?то "Помпеей" К. Брюллова». Высокое профессиональное художественное мастерство проявил художник в грандиозных росписях Владимирского собора в Киеве. Здесь Васнецов работал с 1885 по 1896 год. «В таких сюжетах, как "Рай", Васнецов вводит в церковную роспись черты светской картинности и характерной для него повествовательности, – отмечает А.А. Федоров?Давыдов. – Васнецов выступает здесь таким же рассказчиком?сказочником, как, например, в "Иване?царевиче на сером волке" (1889) – картине, которую художник писал одновременно с росписями, как бы для отдыха от них». И все?таки не церковные росписи, а светская живопись определила выдающееся место Васнецова в истории русской живописи. В 1891 году работы во Владимирском соборе в основном были закончены, и художник с семьей возвращается в Москву. К этому времени его материальное положение позволило осуществить давнюю мечту – приобрести небольшую усадьбу близ Абрамцева и построить в Москве скромный дом с просторной и светлой мастерской. В 1897 году художник пишет картину «Иван Грозный». «Иван Грозный у Васнецова в отличие от образов, созданных его современниками (Шварцем, Антокольским, Репиным), не только деспот?мученик, но личность убежденная и сильная. Именно так – с уважением к уму, силе и вместе с тем с удивлением и страхом перед непомерной жестокостью – изображался Грозный в народных преданиях о нем. Близость к фольклору ощущается не только в трактовке образа, но и в особенностях стилевого решения картины. Нетрудно заметить, как много внимания уделено в ней орнаменту. Нарядная орнаментальность картины придает ей оттенок фольклорности, рождая ассоциацию с поэтическим произведением, расцвеченным узором народных эпитетов, сравнений и метафор, подобно лермонтовской "Песне о купце Калашникове", которую любил и иллюстрировал художник и которая, несомненно, оказала воздействие на характер стилевого и образного решения картины». Еще через год был завершены «Богатыри» – центральное, наиболее известное и прославленное произведение Васнецова. Картина «Богатыри» была почти готова в 1882 году. «Как это ни кажется, может быть, на первый взгляд удивительным, – сказал однажды художник, – но натолкнули меня приняться за "Богатырей" мощные абрамцевские дубы, росшие в парке. Бродил я, особенно по утрам, по парку, любовался кряжистыми великанами… А уже как дубы превратились в "Богатырей", объяснить не могу, должно быть, приснилось!» В одном из писем он выразил идею картины, назвав ее «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович – на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого». В 1899 году «Богатырями» Васнецов открывает в Москве свою первую персональную выставку. Высокую оценку картине дал В.В. Стасов. «Эти "Богатыри"… – писал он, – выходят словно pendant, дружка, к "Бурлакам" Репина. И тут и там – вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там – угнетенная и еще затоптанная, обращенная на службу скотинную или машинную, а здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа». В начале века имя Васнецова приобрело широкую известность. Росло количество его подражателей, и создался так называемый «васнецовский стиль», мало имеющий общего с истинным направлением художника и глубоко его огорчавший. С 1898 по 1911 год Васнецов работает над эскизами мозаик и росписей церквей городов Гусь?Хрустальный, Петербург, Варшава, Дармштадт и других. «В последний период жизни Васнецов был занят созданием семи больших картин на темы русских сказок, – пишет А. Амшинская. – Одновременно он продолжал писать портреты. Портреты всегда занимали особое место в творчестве художника, он не был в строгом смысле портретистом и писал только близких ему людей. Очень скромные, без малейшей аффектации портреты эти поражают сходством с оригиналом. Портреты Е. Мамонтовой, М. Антокольского, В. Полетаевой, детей художника и многие другие всегда предельно просты, однако решение их никогда не повторяется – поза, посадка фигуры, выражение лица, живописный строй их вытекают из характера самой натуры, они объективны в самом хорошем смысле этого слова, они глубоко реалистичны». После революции 1917 года семья художника оказалась разрозненной, он тяжело это переживал. Однако саму революцию Виктор Михайлович воспринял просто и естественно, видя в ней, по его собственным словам, «проявление воли народа». Народное искусство остается для Васнецова источником вдохновения. Он продолжает разрабатывать сюжеты народных сказок и в картинах, написанных уже после Октябрьской революции: «Царевна?лягушка» (1918–1926), «Змей Горыныч» (1918–1926), «Сказка о спящей царевне» (1900–1926), «Кащей Бессмертный» (1917–1926) и «Бой Ивана?царевича со змием» (1917–1926). Художник продолжал неустанно работать вплоть до самой смерти 23 июля 1926 года.

Источник: 100 великих художников. 2004