ВАСНЕЦОВ Виктор

Найдено 1 определение
ВАСНЕЦОВ Виктор
Михайлович (1848, село Лопьял Вятской губернии – 1926, Москва), русский живописец, график, театральный декоратор, монументалист, автор архитектурных и дизайнерских проектов; представитель неорусского стиля в рамках модерна. Старший брат А. М. Васнецова. Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–67), посещал Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств в Санкт-Петербурге, где учился у И. Н. Крамского (1867–68). Обучался в Петербургской академии художеств (1868–74). В 1876–77 гг. жил во Франции («Акробаты в Париже», 1877). В 1878 г. вместе с семьей переехал в Москву, где обрел плодотворную творческую и дружескую среду. Участвовал в рисовальных вечерах в домах своих близких друзей – И. Е. Репина и В. Д. Поленова. Часто бывал у П. М. Третьякова, в том числе на домашних музыкальных вечерах. Был также другом семьи С. И. Мамонтова и одним из самых активных участников Абрамцевского художественного кружка. С 1878 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1918 г. – Союза русских художников.
Первые картины продолжают традиции передвижнического бытового жанра («Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру»; обе – 1876; «Преферанс», 1879). Их герои – бездомные старики, бредущие в поисках жилья в «ледяной пустыне» холодного Санкт-Петербурга; крестьянская беднота у книжной лавочки; мещане, прожигающие жизнь за карточной игрой. В Москве начался новый период творчества Васнецова. Древний дух города, по признанию художника, пробудил в нем дар художественно-исторических прозрений. Васнецов обратился к русским сказкам и былинам, создал глубоко проникновенные лирические произведения, созвучные эмоциональному строю народной музыки и поэзии («Аленушка», 1881; «Иван Царевич на Сером Волке», 1889; «Богатыри», 1881–98). В «Аленушке» художник не следует буквально содержанию сказки, а создает поэтический образ, близкий печальной песне-плачу. События русской истории осмыслялись в духе поэтики народного эпоса («После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880). По заказу Мамонтова были написаны «Битва славян со скифами» (1881), «Ковер-самолет» (1880), «Три царевны подземного царства» (1881). Творчески используя традиции народного искусства, Васнецов в то же время создавал типичные для модерна декоративные картины-панно, уносящие зрителя в волшебный мир грез («Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», 1896). Портреты отмечены поисками русского национального типа красоты («Портрет Б. В. Васнецова», 1889; «Портрет Е. А. Праховой», 1894; «Портрет В. С. Мамонтовой», 1896).
В оформлении спектаклей Частной русской оперы С. И. Мамонтова Васнецов стремился воссоздать колорит русской старины, поэтическую атмосферу народной жизни, ее светлую задушевную красоту (декорации и костюмы к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова по пьесе-сказке А. Н. Островского, 1886; к «Русалке» А. С. Даргомыжского, 1884).
В Абрамцево по проектам Васнецова были построены церковь Спаса Нерукотворного (1881–82), один из первых образцов неорусского стиля, и «Избушка на курьих ножках» (1882); в Москве – собственный дом (1893–94) и новый фасад Третьяковской галереи (1900–05) в стиле русских теремов. Выполнил проекты павильона для Парижской выставки (1898) и дома И. Е. Цветкова в Москве. В абрамцевской столярной мастерской по эскизам художника создавались стилизованные в духе старины предметы мебели и декоративно-прикладного искусства. Образные мотивы Васнецов черпал в старинной деревянной резьбе, в миниатюрах древнерусских рукописных книг.
Мастером монументальной живописи художник проявил себя в панно «Каменный век» (1883–85), написанном для московского Исторического музея. В трехчастном фризе изображены сцены из жизни первобытных людей. В росписях киевского Владимирского собора (1885–96) стремился воскресить дух византийских и древнерусских фресок и икон. Перед началом работ совершил путешествие в Италию для ознакомления с византийскими мозаиками и монументальной живописью эпохи Возрождения (1885). Привнес в древние традиции проникновенное лирическое начало. Стилистика росписи Владимирского собора близка к русскому варианту стиля модерн.
После Октябрьской революции (1917) не принимал активного участия в художественной жизни; в своей московской мастерской продолжал писать картины на сказочные сюжеты («Баба-Яга», 1901–17; «Кощей Бессмертный», 1917–26). Васнецов первым среди русских художников обратился к русской старине и народному фольклору. Его творчество знаменует стилевой переход от передвижнического реализма к модерну. В 1953 г. в доме В. М. Васнецова был открыт музей (ныне – филиал ГТГ).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Похожие термины:

  • ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович

    [3(15). 5. 1848, село Лопьял, ныне Кировской области — 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Санкт-Петербурге в Рисовальной школе (1867-1868) у И. Н. Крамского и в Академии художеств (1868— 1875), действительны