ВАССИАН ПАТРИКЕЕВ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ВАССИАН ПАТРИКЕЕВ
Косой (до принятия монашества - кн. Василий Иванович Патрикеев) (ум. до 1545) - рус. церк. и политич. деятель, публицист. В 1499 после разгрома княж.-боярской группировки, выступавшей против усиления власти вел. кн. Ивана III, был насильственно пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Став после смерти Нила Сорского главой нестяжателей, В. П. использовал их учение в интересах княж.-боярской оппозиции. Ок. 1509 вернулся в Москву из ссылки. Был приближен к Василию III в момент увлечения вел. князя планами секуляризации церк. земель. В. P., обладавший большим публицистич. талантом, в ряде соч. ("Слово ответно против клевещущих истину евангельскую и о иноческом житии и устроении церковном" и др.) развернул ожесточенную полемику против Иосифа Волоцкого и его учеников. Отстаивал теорию независимой от гос. власти церкви, выступал против монаст. землевладения, призывал к терпимому отношению к еретикам. Обращая внимание на тяжелое положение крестьян в вотчинах монастырей, В. П. закрывал глаза на жестокую эксплуатацию крестьян светскими феодалами. По мнению Н. А. Казаковой, В. П. защищал интересы группы моск. бояр, поддерживавшей на определ. этапе вел. кн. Василия III. В. П. принадлежит редакция 1517 Кормчей, в к-рой церк. правила были отобраны и комментированы в соответствии с его взглядами и в к-рую включен написанный им трактат против монаст. землевладения. В Чудовом монастыре В. П. сблизился с Максимом Греком, поддержавшим его программу реформы церк. жизни. Идейные разногласия, а также выступление В. П. против развода Василия III и его второго брака привели к охлаждению к нему со стороны вел. князя, к-рый не желал ссориться с иосифлянским большинством рус. церкви. В 1531 В. П. был осужден церк. собором за "ересь" и сослан в Волоколамский монастырь, где и умер.

Лит.: Павлов А., Полемич. сочинения инока князя Вассиана Патрикеева (XVI ст.), "Православн. собеседник", 1863, Окт.; Архангельский А., Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, СПБ, 1882, Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., M.-Л., 1947; Казакова Н. А., Вассиан Патрикеев и его сочинения, M.-Л., 1960; Иосиф Волоцкий, Послания..., Подготовка текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье, M.-Л., 1959.

В. И. Корецкий. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ВАССИАН ПАТРИКЕЕВ
Косой; в миру князь Василий Иванович Патрикеев) [ок. 1470—после 1531]—выдающийся русский публицист XVI в. Дед и отец В. П. были близки к великим московским князьям Василию II Васильевичу и Ивану III Васильевичу, занимали высшие государственные должности. Сам В. П. принимал участие в войне с Литвой, а затем вместе со своим отцом в мирных переговорах был воеводой во время русско-шведской войны 1495—1497 гг., совместно с отцом участвовал в высшем государственном суде. В период ссоры Ивана III с сыном Василием Патрикеевы приняли сторону внука Ивана—Дмитрия Ивановича, провозглашенного наследником престола. После отстранения Дмитрия от власти Патрикеевых постигла опала, и в 1499 г. В. П. был пострижен в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Вассиана. Познакомившись здесь с идеологом противников монастырского землевладения Нилом Сорским, он подпадает под его влияние, создает свои публицистические произведения “Собрание некоего старца” и “Ответ кирилловских старцев”. В “Собрании”, полемизируя с “Докладом собора 1503 г.” в защиту монастырского вотчиновладения, В. П. призывал иноков “сел не держати, ни владети ими, но жити в тишине и в безмолвии, питаясь своими руками”; свою точку зрения он обосно вывал ссылками на Евангелие и образ жизни первых создателей монастырей. Около 1509 г. В. П. был возвращен из ссылки и стал доверенным лицом великого князя Василия III. В 20-х гг. XVI в. великий князь меняет свою ориентацию и вступает в союз со сторонниками Иосифа Волоцкого, создавшими теорию теократического абсолютизма. Ставший в 1522 г. митрополитом Даниил, ученик и последователь Иосифа Волоцкого, доби вается в 1531 г. предания В.П. соборному суду, на котором тот был осужден по обвинению в создании новой неканонической Кормчей книги (свода церковно-юридических установлении) и ереси (В. П. будто бы отрицал учение о двойной — божественной и человеческой — природе Христа и считал, что ему свойственна только одна, божественная сущность). По приговору суда В. П. был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где, по словам А. М. Курбского, “презлые иосифляне” “по мале времени его уморили”. Помимо упомянутых произведений, В. П. принадлежат относящиеся ко времени наибольшего приближения его к великому князю “Слово ответно”, “Слово о еретиках” и “Прение с Иосифом Волоцким” (между 1511 и 1515 гг.). В “Слове ответном” соединялись обе темы, волновавшие В. П.: об осуждении церковного и монастырского вотчиновладения и. о необходимости относительно мягкого отношения к еретикам. Страстно обличая иноков за отступление от евангельских заповедей любви, нестяжания и милосердия, В. П. рисует в “Слове ответном” яркие картины жестокой эксплуатации монастырских крестьян. “Прение с Иосифом Волоцким” написано в форме прямого диалога лидеров двух противоположных течений церковной мысли, в нем подводятся итоги их многолетней поле мики. В.П. указывает, что он учил великого князя села отъимати у церквей и монастырей”, формулируя, таким образом, идею секуляризации церковных земель. В “Слове о еретиках” В. П. всесторонне рассматривает вопрос об их судьбе. Основными чертами литературной манеры В. П. являлись острота, страстность обличения и резкость, едкость, полемики. Первого он достигал путем противопоставления реальной действи тельности (например, монашеского быта) идеалам христианского учения, второго — посредством широкого применения иронии. В истории русской публицисти ки XVI в. В.П. занимает почетное место как наиболее последовательный идеолог нестяжательства — учения ... о недопустимости монастырей владеть селами, которое отвечало не только интересам централизованного государства, и светской части класса феодалов, заинтересованных в секуляризации церковных и монастырских земель, но и крестьянства, подвергавшегося нещадной эксплуатации в монастырских вотчинах. Нестяжательские идеи В. П. поддерживал впоследствии Максим Грек. Изд.: Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения.— Л., 1960; Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков / Подг. текста и коми. Н. А. Казаковой; Перевод А. А. Алексеева // ПЛДР: Конец XV— первая половина XVI века.— М., 1984.—С. 358—363,711—713. Лит.: Л у р ь е Я С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV— начала XVI в-М„ Л„ 1960—С 426—449, К а з а к о ва Н А; 1) Очерки по истории русской общественной мысли Первая треть XVI в — Л., 1970— С 155—243; 2) Вассиан Патрикеев // Словарь книжников—Выл 2,4.1.—С 120—123.

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Вассиан Патрикеев
Вассиан Патрикеев (Косой; в миру князь Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470 г. – после 1531 г.) – выдающийся русский публицист XVI в. Дед и отец В. П. были близки к великим московским князьям Василию II Васильевичу и Ивану III Васильевичу, занимали высшие государственные должности и участвовали в проведении политики государственной централизации. Их деятельность продолжал В. П. – в 90-е гг. XV в. он принимал участие в войне с Литвой и затем, вместе со своим отцом, в мирных переговорах, был воеводой во время русско-шведской войны 1495–1497 гг. (водил русские полки под Выборг в 1496 г.), совместно с отцом участвовал в высшем государственном суде, выполнял поручения Ивана III по борьбе с удельными князьями. Во время династического кризиса конца 90-х гг. князья Патрикеевы выступали на стороне внука Ивана III Дмитрия, провозглашенного наследником престола; после отстранения Дмитрия от власти Патрикеевых постигла опала, и в 1499 г. В. П. был пострижен в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Вассиана. Здесь он встретился с главой нестяжателей Нилом Сорским и подпал под его влияние. Однако сильной энергичной натуре В. П. были чужды свойственные Нилу Сорскому созерцательность и сосредоточенность на внутреннем духовном мире. В. П. преобразует учение Нила Сорского, придает ему активный характер и тесно связывает с идейно-политической борьбой, происходившей в русском обществе вокруг вопроса о монастырском вотчиновладении и судьбе еретиков. Около 1509 г. В. П. был возвращен из ссылки и стал доверенным лицом великого князя Василия III Ивановича. Поворот в судьбе В. П. был обусловлен политикой ограничения монастырского землевладения, проводимой Василием III в первую половину его княжения: учение В. П. давало необходимое идейное обоснование этой политике. В 20-е гг. XVI в. великокняжеская власть в лице Василия III меняет свою ориентацию и вступает в союз с иосифлянами, создавшими теорию теократического абсолютизма; в 1522 г. близкого к нестяжателям митрополита Варлаама сменяет ученик и последователь Иосифа Волоцкого митрополит Даниил. Ему удается добиться в 1531 г. предания В. П. соборному суду. В. П. был осужден по обвинению в составлении новой, неканонической Кормчей книги, выступлениях против монастырского вотчиновладения, ереси (В. П. якобы отрицал церковное учение о двойной – божественной и человеческой – природе Христа и считал, что ему свойственна только одна, божественная сущность). По приговору суда был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где, по словам А. М. Курбского, «презлые иосифляне» «по мале времени его уморили».
В. П. принадлежит пять публицистических произведений: написанные еще в период его ссылки «Собрание некоего старца» и «Ответ кирилловских старцев» и относящееся ко времени наибольшего приближения В. П. к великому князю «Слово ответно», «Слово о еретиках» и «Прение с Иосифом Волоцким» (между 1511 и 1515 гг.). «Собрание некоего старца», написанное в традиционном для русской церковной публицистики жанре поучения, имело целью опровержение «Доклада собора 1503 г.» в защиту монастырского вотчиновладения (на соборе был отвергнут предложенный правительством Ивана III проект секуляризации церковных и монастырских земель). Полемизируя с соборным «Докладом», В. П. призывал иноков «сел не держати, ни владети ими, но жити в тишине и в безмолвии, питаяся своими руками»; свою точку зрения он обосновывал ссылками на Евангелие и исторические примеры – нестяжательность древних святых, основателей монастырей. «Ответ кирилловских старцев», которому для большей авторитетности была придана форма коллективного послания, был написан В. П. в связи с «Посланием» Иосифа Волоцкого великому князю о наказании еретиков. Инквизиторской программе иосифлян, требовавших беспощадных казней всех еретиков, как покаявшихся, так и непокаявшихся, в «Ответе кирилловских старцев» противопоставлялось иное, сравнительно гуманное отношение к еретикам: непокаявшихся еретиков следовало заточать, а покаявшихся – прощать и принимать в лоно церкви. В «Слове ответном» соединялись обе темы, волновавшие В. П., – об осуждении церковного и монастырского вотчиновладения и о необходимости относительно мягкого обращения с еретиками. Страстно обличая иноков за отступление от евангельских заповедей любви, нестяжания и милосердия, В. П. рисует в «Слове ответном» яркие картины жестокой эксплуатации монастырских крестьян и с глубоким сочувствием пишет об их бедственном положении; так в творчестве В. П. возникает новая тема – о положении крестьян, игравшая большую роль в публицистике XVI в. Важным этапом в творчестве В. П. является написание «Прения с Иосифом Волоцким»; в нем в форме прямого диалога лидеров двух противоположных течений церковной мысли подводится итог их многолетней полемики. В «Прении» В. П. указывает также, что он «учил великого князя села отъимати у церквей и монастырей», и формулирует, таким образом, идею секуляризации церковных и монастырских земель. В середине 10-х гг. В. П. приступает к составлению своей «нестяжательской» Кормчей. Для нее он пишет «Слово о еретиках», в котором подвергает всестороннему рассмотрению вопрос об их судьбе, и создает новую редакцию «Собрания некоего старца»; обоим произведениям В. П. придает форму канонических трактатов, в которых рассуждения автора подкреплялись ссылками на правила Кормчей книги. Первая редакция «Кормчей» В. П. была закончена в 1517 г., вторая, составленная при участии Максима Грека, – в 1518–1522 гг. Кормчая В. П., в отличие от официальной, признанной русской церковью, была построена не по хронологическому, а по систематическому принципу, что давало возможность составителю, путем соответствующего подбора статей, проводить нужные ему идеи.
Основными чертами литературной манеры В. П. являлись острота, страстность обличений и резкость, едкость полемики. Первого он достигал путем противопоставления реальной действительности (например, монашеского быта) идеалам христианского учения, второго – посредством широкого применения иронии. В последнем отношении публицистическое мастерство В. П. имело точки соприкосновения с «кусательным» стилем Ивана IV.
В истории русской публицистики XVI в. В. П. занимает почетное место как наиболее последовательный идеолог нестяжательства, чье учение о недопустимости для монастырей владеть селами отвечало не только интересам централизованного государства и светской части класса феодалов, заинтересованных в секуляризации церковных и монастырских земель, но и крестьянства, подвергавшегося нещадной эксплуатации в монастырских вотчинах. Нестяжательские идеи В. П. поддержал после переезда в Россию Максим Грек, на них опирался Феодосии Косой, критикуя вотчинные права монастырей.
Изд.: Полемические сочинения инока – князя Вассиана Патрикеева // ПС, 1863, ч. 3, с. 93–112, 180–210; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Л., 1960, с. 223–285.
Лит.: Павлов А. О Кормчей князя-инока Вассиана Патрикеева // Учен. зап. Казан. унив. по Отд. ист.-филол. и пол.-юрид. наук, 1864, вып. 2, с. 489–498; Иконников B. C. Русские общественные деятели XVI в. Киев, 1866, с. 44–63; Хрущев И. Князь-инок Вассиан Патрикеев// Древняя и новая Россия, 1875, т. 1, № 3, с. 264–276; Моисеева Г. Н. 1) К вопросу о датировке «Собрания некоего старца» Вассиана Патрикеева // ТОДРЛ. М.; Л., 1958, т. 15, с. 349–361; 2) Об идеологии «нестяжателей» // Ист. СССР, 1961, № 2, с. 88–101; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960, с. 426–449; Dеwеy Н., Мatеjiс М. The Literary Arsenal of Vassian Patrikeew // The Slavic and East European Journal, 1966, vol. 10, № 4, p. 440–452; Казакова Н. А. 1) Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть XVI в. Л., 1970, с. 155–243 (рец.: Лурье Я. С. – Ист. СССР, 1972, № 4, с. 163–167); 2) К изучению Кормчей Вассиана Патрикеева // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 345–349; 3) Новый список сочинений Вассиана Патрикеева // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 29, с. 194–197; 4) Когда началась полемика нестяжателей с иосифлянами // Из истории феодальной России. Л., 1978, с. 111–115; Зимин А. А. 1) Россия на пороге нового времени. М., 1972, с. 127–130, 330–335 и др.; 2) Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства // Учен. зап. Казан. гос. пед. ин-та, 1974, вып. 121, с. 87–103.
Н. А. Казакова

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
146.09 кб

Критическое изучение полемических сочинений Вассиана Патрикеева во второй половине xix - начале XX в

Сизинцев Семен Павлович
В настоящей статье на основании обширного историографического материала автор выделяет основные этапы критического изучения сочинений Вассиана Патрикеева, рассматривает гипотезы ученых, определяет круг выявленных исследователями и