ВАССИАН РЫЛО
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Вассиан Рыло - архиепископ Ростовский. Родился в начале XV столетия; был сродник Иосифу Волоколамскому. Еще юношей он пришел в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию и был одним из первых и любимых его учеников. Будучи епископом в Ростове, занимался благоустройством церквей. Считался ""Демосфеном"" своего времени. В особенности известны его красноречивое послание к великому князу Иоанну на Угру (напечатано в ""Степен. кн."", т. II, стр. 140 - 149) и распорядительная грамота (""Акт. Арх. эксп."", т. I, № 85). Великий князь избрал его в посредники при раздорах с братьями своими Борисом Волоколамским и Андреем Суздальским . Два раза он ездил к ним, но без успеха. Вассиан был, между прочим, одним из немногих в то время защитников хождения посолон (по солнцу). Умер 23 марта 1481 г. Прозвание ""Рыло"" Вассиан получил будто бы потому, что имел страсть рыть большие пруды. По рукописным святцам он считается святым. Приписанное Вассиану житие Пафнутия ему не принадлежит.
Источник: Биографический словарь. 2008
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996
Многолетняя лояльность по отношению к великокняжеской власти делала особенно значительным выступление В. Р. с увещанием Ивану III во время «стояния на Угре» в 1480 г., когда ордынский хан Ахмат сделал последнюю попытку восстановить татарское иго над Русью. Некоторые из советников Ивана III (Ощера, Мамон и др.) советовали великому князю пойти на уступки хану, подошедшему к границам Московского княжества (первоначально Ока, затем – Угра) и рассчитывавшему на помощь польско-литовского короля Казимира; московские горожане требовали решительной борьбы с Ахматом. Иван III колебался и, по сведениям ряда летописей, вел переговоры с Ахматом. При таких обстоятельствах В. Р., незадолго до этого помиривший Ивана III с его мятежными братьями – удельными князьями, выступил со своим «Посланием на Угру». Осуждая «прежних развратников» великого князя, ссылавшихся на то, что Иван «от прародителей» связан «клятвою» – «еже не поднимати руки против царя стати», В. Р. заявил, что эта «клятва» прародителей ханам была клятвой «по нужди» и что «великому Русьских стран хрестьянскому царю» не подобает повиноваться «богостудному» «царю» Орды. Называя Русь «новым Израилем», сравнивая Ивана III с Моисеем, Иисусом Наввином, Давидом и императором Константином, ссылаясь на «Димокрита философа» (цитируя его слова по Пчеле, но добавляя от себя эпитет «философом первый»), В. Р. призывал его: «Напрязи и спей и царствуй истинны ради и кротости и правды».
Наряду с «Посланием на Угру» с творчеством В. Р. может быть связан также рассказ о «стоянии на Угре», восходящий к ростовскому летописному своду 80-х гг. и сохранившийся в Летописи Типографской, а также в ряде других более поздних летописей. Если в «Послании на Угру» В. Р. призывал Ивана III не бежать с женой, детьми и «имением» в «иные земли», то в летописном рассказе автор упоминал о христианских «великих государях», обрекших себя именно на такую участь – «избегших от турков с имением и скитающихся» по чужим странам.
Прямое влияние «Послания на Угру» обнаруживают рассказы о событиях 1480 г. в Летописи Устюжской и кратком Кирилло-Белозерском летописце.
Роль Вассиана оценивается историками и филологами по-разному: некоторые авторы считали, что «Послание» свидетельствует о принадлежности его к «консервативной группе феодалов», но большинство исследователей (Л. В. Черепнин, И. М. Кудрявцев, А. Н. Насонов и др.) видели в В. не «консерватора», а, напротив, идеолога складывающегося Русского государства.
Кроме «Послания на Угру» (и, возможно, летописной повести) В. оставил также грамоты делового характера (см. распорядительную грамоту: ААЭ, т. 1, № 85). Послание на Угру по отдельным спискам не издано; текст только издан в составе летописей XVI в.
Изд.: ПСРЛ. Л., 1925, т. 4, с. 517–523; СПб., 1856, т. 6, с. 225–230; СПб., 1859. т. 8, с. 207–213; СПб., 1910, т. 20, с. 340–344; М.; Л., 1959, т. 26, с. 266–273; ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982, с. 521–537.
Лит.: Шахматов. Обозрение, с. 295–296; Кудрявцев И. М. 1) «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1951, т. 8, с. 158–186; 2) «Угорщина» в памятниках древнерусской литературы: (Летописные повести о нашествии Ахмата и их литературная история) // Исслед. и матер. по др.-рус. литературе. М., 1961, с. 23–67; Павлов П. Н. Действительная роль архиепископа Вассиана в событиях 1480 г. // Учен. зап. Краснояр. пед. нн-та, 1955, вып. 1, с. 202–212; Ганелин Я. Щ. Об умении читать разночтения // ТОДРЛ. М.; Л., 1960, т. 16; Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. М., 1960, с. 882; Лурье Я. С. 1) Новонайденный рассказ о «стоянии на Угре» // ТОДРЛ. М.; Л., 1962, т. 18, с. 289–293; 2) Общерусские летописи XIV–XV вв. Л., 1976, с. 218–219, 233, 244–247; 3) Конец золотоордынского ига («Угорщина») в истории и литературе // РЛ, 1982, № 2, с. 55, 64–65; Насонов А. Н. История русского летописания XI – начала XVIII в. М., 1969, с. 320; Назаров В. Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983; Алексеев Ю. Г. Московские горожане в 1480 г. и победа на Угре // Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1985, с. 118–119; Halperin Ch. J. The Tatar Yoke// Slavica Publishers, 1986, p. 149–166.
Доп.: Клосс Б. М., Назаров В. Д. Рассказы о ликвидации ордынского ига на Руси в летописании кон. XV в. // Древнерусское искусство XIV–XV вв. М., 1984.
Я. С. Лурье
— архиепископ ростовский, родился в начале XV столетия в Волоколамске и был сродник преподобному Иосифу Волоколамскому. Еще юношей он пришел в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию и был любимым его учеником, написал потом и житие его (Чет. Мин. 1 мая). Затем был в 1465 г. игуменом Троице-Сергиевского монастыря, а в 1466 г. архимандритом московского Новоспасского, откуда и был рукоположен во епископа в Ростов. В. по красноречию считался "Демосфеном" своего времени. В 1479 г. в Сергиевском монастыре он крестил у вел. кн. Иоанна III сына Василия. Государь заставлял его быть посредником при раздоре с братьями своими Борисом Волоколамским и Андреем Суздальским. Два раза он ездил к ним, но без успеха. В особенности известно его красноречивое послание к вел. кн. Иоанну на Угру (напечат. в Степен. кн., т. II, стр. 140 — 149) и распорядительная грамота ("Акт. арх. эксп.", т. I, № 85). В Ростове В. занимался благоустройством церквей. Он был, между прочим, защитником хождения посолонь (по солнцу). † 23 марта 1481 г. По ростовской летописи, место рождения В. означено в Ростовской области, в 19 верстах от города при р. Луше, где и теперь стоит деревня Рылова. Будучи архиепископом, он там устроил пустынь, где проводил время в посте и молитве; прозвание "Рыло" он получил, будто бы потому, что имел страсть рыть большие пруды. По рукописным святцам он считается святым под 23 марта.
А. Т.
{Брокгауз}
Вассиан Рыло
— святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белоезерский.
† 1481, память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.
Родился в XV веке в Волоколамске (по Ростовской летописи — родился в 19 верстах от Ростова при р. Луше).
Был родственником преподобного Иосифа Волоцкого († 1515, память 9/22 сентября и 18/31 октября).
В юношеские годы он пришел в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию († 1478, память 1/14 мая) и стал его любимым учеником, а впоследствии написал его житие.
С 1455 года — игумен Троице-Сергиева монастыря. Вскоре по избрании своем он был отправлен святым митрополитом Московским Ионою для утверждения в Православии Киевской княгини Анастасии с детьми Симеоном и Михаилом. Свою миссию он выполнил с большим успехом.
В 1466 году был архимандритом Московского Новоспасского Спасо-Преображенского монастыря.
13 декабря 1467 года хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан архиепископа.
Скончался 23 марта 1481 года.
Современники характеризовали архиепископа Василия как архипастыря энергичного, образованного, начитанного и красноречивого. По красноречию архиепископ Вассиан считался "Демосфеном" своего времени.
Преосвященный Вассиан известен и литературной деятельностью. В 1480 году он отправил в стан великого князя Ивана III Васильевича на реку Угру пространное и убедительнейшее Послание о мужественном стоянии против татар, приводя ему многие примеры из Священного Писания и отечественных летописей. Это Послание по важности содержания занимало первое место из всех посланий духовных лиц в литературе времен правления Ивана III.
Как человек деятельный и образованный, архиепископ Вассиан занимал видное место в политической жизни своего времени. Он воодушевлял князей на борьбу с татарами. Отличаясь характером миролюбивым, архиепископ Вассиан всегда стремился примирить между собой враждующих князей и, пользуясь своим большим авторитетом, достигал в этом деле успеха.
Труды:
Житие преподобного Пафнутия Боровского // Четьи-Минеи 1 мая.
Послание к великому князю Иоанну на Угру // Полное собрание русских летописей: в 24 т. — СПб., 1841—1921, т.6, с. 225—230; т. 8, с. 207—213; т. 20, с. 340—344; М.; Л., 1925, т.4, с. 517—523; Л., 1959, т. 26, с. 266—273. Распорядительная грамота // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии Наук: в 4 т. — СПб., 1836, т. 1, №85.
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 1396—1398; 1426—1430; 1544—1545, 1575, 1578, 1699, прим. 2.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 4, с. 126.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891, 1883, с. 129.
Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. — М., 1890, ч. 1, с. 71—72. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 398. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 138,142, 331—332. Исторический вестник. — 1891, февраль, с. 598.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 228. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 458. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 4, с. 445.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 5-а, с. 628.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 23.
Вассиан Рыло
— Архиепископ Ростовский, ученик Преподобного Пафнутия, Игумена Боровского и сродник Иосифу Волоколамскому, посвящен из Новоспаских Архимандритов во Архиепископа Ростовского 1468 года Декабря 31; а скончался в Ростове 1481 года Марта 23. Сей Пастырь между современниками своими был просвещеннейший и вместе Церкви и отечества ревностнейший поборник; а потому-то как Митрополитом, так и Великим Князем Иоанном Васильевичем и вообще народом был уважаем. Великий Князь часто употреблял его посредником в раздорах с братьями своими, но когда в 1480 году сам он, устрашась нашествия Татарского Хана Ахмата, готовился уже оставить ему на жертву войско и Москву и бежать со всем Двором к Белоозеру и к Океану, то сей Архиепископ, будучи тогда в Москве, один противустал сей постыдной робости Его и Воевод. Он отправил к нему в стан пространное и убедительнейшее Послание о мужественном стоянии против татар, приводя ему многие примеры из Писания и отечественных Летописей. А когда Великий Князь, приведенный в робость не столько Татарами, как трусостью своих Бояр, несмотря на увещание Вассианово, прибежал уже в Москву, то Вассиан встретил его строгими напоминаниями. "Вся кровь падет на тебе Христианская, — сказал он ему, — что выдал ты их бежать прочь, а бою с Татары не поставил и не бився с ними: аще ли боишися смерти? Но веждь, яко небезсмертен еси, человек смертен; а без року смертного нету ни человека, ни птицы, ни зверя. Дай сии в руку мою вои: хотя аз и стар но не пощажу, ниже отвращу лице мое противу Татар," — и проч. Великий Князь не мог быть выведен из робости своей и сими сильными упреками; однакож по многократных и беспрестанных потом увещаниях Вассиановых, чрез две недели едва ободрился и возвратился к войску своему, оставленному на Оке, и вскоре Татары были прогнаны; а чрез то и Москва и половина России спасены.
Вышеупомянутое достопамятное Послание Вассианово к Великому Князю все напечатано в Степенной книге и в Летописце Русском, изданном 1792 г. в 5 частях в С.-Петербурге. Сей же Пастырь сочинил обстоятельное Житие учителя своего Пафнутия Боровского, которое помещено в Четьих Минеях под числом 1 Мая.
{Болховитинов}
Вассиан Рыло
8-й игумен Троицко-Сергиевского мон. 1455—66 г.; † 23 марта 1481 г. архиеп. Ростовский с 13 дек. 1467 г.
{Половцов}