ВассерштольнаВассиан I

Вассиан

Найдено 4 определения термина Вассиан

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Вассиан

Вассиан - см. в статье Вассиан и Иона .

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Вассиан (преподобный Тиксенский)

Вассиан, преподобный Тиксенский, или Тотемский - родом из села Стрелицы, близ Тотьмы; по ремеслу был портным. Любя уединение, он поселился в глухом месте на реке Тиксе, принял посвящение, постригся в монахи и проводил подвижническую жизнь, нося железные вериги. 30 лет Вассиан провел в затворе. После его кончины 12 сентября 1633 г. на месте проживания его устроилась обитель. 2 сентября празднуется его память. Честование Вассиана началось с моровой язвы 1647 г., когда, как рассказывает предание, был отслужен молебен у его гроба, и язва прекратилась.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Вассиан

по прозванию Рыло, Архиепископ Ростовский, ученик Преподобного Пафнутия, Игумена Боровского и сродник Иосифу Волоколамскому, посвящен из Новоспаских Архимандритов во Архиепископа Ростовского 1468 года Декабря 31; а скончался в Ростове 1481 года Марта 23. Сей Пастырь между современниками своими был просвещеннейший и вместе Церкви и отечества ревностнейший поборник; а потому-то как Митрополитом, так и Великим Князем Иоанном Васильевичем и вообще народом был уважаем. Великий Князь часто употреблял его посредником в раздорах с братьями своими, но когда в 1480 году сам он, устрашась нашествия Татарского Хана Ахмата, готовился уже оставить ему на жертву войско и Москву и бежать со всем Двором к Белоозеру и к Океану, то сей Архиепископ, будучи тогда в Москве, один противустал сей постыдной робости Его и Воевод. Он отправил к нему в стан пространное и убедительнейшее Послание о мужественном стоянии против татар, приводя ему многие примеры из Писания и отечественных Летописей. А когда Великий Князь, приведенный в робость не столько Татарами, как трусостию своих Бояр, несмотря на увещание Вассианово, прибежал уже в Москву, то Вассиан встретил его строгими напоминаниями. "Вся кровь падет на тебе Христианская, – сказал он ему, – что выдал ты их бежать прочь, а бою с Татары не поставил и не бився с ними: аще ли боишися смерти? Но веждь, яко небезсмертен еси, человек смертен; а без року смертного нету ни человека, ни птицы, ни зверя. Дай сии в руку мою вой: хотя аз и стар но не пощажу, ниже отвращу лице мое противу Татар," – и проч. Великий Князь не мог быть выведен из робости своей и сими сильными упреками; однакож по многократных и безпрестанных потом увещаниях Вассиановых, чрез две недели едва ободрился и возвратился к войску своему, оставленному на Оке, и вскоре Татары были прогнаны; а чрез то и Москва и половина России спасены. Вышеупомянутое достопамятное Послание Вассианово к Великому Князю все напечатано в Степенной книге и в Летописце Русском, изданном 1792 г. в 5 частях в С.-Петербурге. Сей же Пастырь сочинил обстоятельное Житие учителя своего Пафнутия Боровского, которое помещено в Четиих Минеях под числом Мая.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)

Вассиан (Кошка)

Вассиан, по прозвищу Кошка (Возмицкий, Вотмицкий) (ум. 1568 г.) – архимандрит Возмицкого монастыря, писатель, книгописец. Скудные биографические сведения устанавливаются главным образом на основании записей в рукописях самого В. Он был постриженннком Иосифо-Волоколамского монастыря, учеником старца Фотия. Одно время являлся архимандритом Возмицкого монастыря (см. запись в рукописи ГИМ, Синод. собр., № 927, л. 1 – «Черньца Васиана Фатеева, бывшаго архимандрита Вотмицкаго монастыря Тверскаго уезда писмо...»). Последние годы жизни он провел в Волоколамском монастыре, где и скончался в 1568 г., что устанавливается на основании описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. В дополнениях к описи сообщается, что после него в монастыре осталось 7 книг, им написанных (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, Приложение, с. 22).

Дошедшие до нас писательское и книгописное наследие В. полностью связано с Волоколамским монастырем. В состав монастырской библиотеки XVI в. входили следующие дошедшие до нас рукописи, частично или полностью написанные В.: ГИМ, Епарх. собр., № 114, 231, 258, 419; Синод. собр., № 927; ГБЛ, Волок. собр., № 517, 530, Музейное собр., № 1257. Наибольший интерес представляют два сборника – Музейное собр., № 1257 и Синод. собр., № 927 (описание их имеется в книге: Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959, с. 114–115, 116). Они особенно наглядно демонстрируют характерную черту, свойственную составителям волоколамских сборников, которые любили переписывать произведения своих учителей и писателей, имеющих отношение к иосифлянам. В. в эти свои два сборника включил по преимуществу сочинения волоколамских авторов, в том числе и свои собственные (Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 211–212).

В. известен как автор нескольких произведений, хотя авторство его не во всех случаях является безусловно установленным.

1. Словарный свод (Булич С. К. Очерк истории языкознания в России. СПб., 1901, т. 1, с. 163, 164; Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI – начала XVII в. Л., 1975, с. 263–267).

2. Житие Фотия, ученика Кассиана Босого, переписано В. в его сборнике ГИМ, Синод. собр., № 927, л. 171–178, где В. сообщает о своем авторстве (Ключевский. Древнерусские жития, с. 295; Строев. Словарь, с. 44–45; Филарет. Обзор, с. 213).

3. Житие Кассиана Босого, переписано В. в его сборнике ГБЛ, Музейное собр., № 1257, л. 16 об.–24 об. (Ключевский. Древнерусские жития, с. 295; Филарет. Обзор, с. 213; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых // РФВ, 1901, № 3–4, с. 101 и отд. Варшава, 1902, с. 258–261). Филарет автором Жития считает старца Фотия.

4. Статья «О вражде старцев Кирилло-Белозерского монастыря на иосифлян» (Отношения иноков Кириллова Белозерского и Иосифова Волоколамского монастырей в XVI в. // Прибавл. к изданию Творений святых отцов, 1851, ч. 10, с. 502–527; Строев. Словарь, с. 44–45; Филарет. Обзор, с. 213).

5. Надгробное слово Акакию, епископу тверскому (умер в 1567 г.) переписано в рукописи ГПБ, собр. Погодина, № 1554, л. 52–56 об. (Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1977, с. 285).

6. Строев (Словарь, с. 44–45) считал, что В. составлен Патерик Волоколамский, т. к. он переписан в сборнике В. ГИМ. Синод. собр., № 927, л. 2–42. В действительности, его автором является Досифей Топорков. Ключевский (Древнерусские жития, с. 294) об этом произведении сообщает неопределенно.

Р. П. Дмитриева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси

Найдено схем по теме Вассиан — 0

Найдено научныех статей по теме Вассиан — 0

Найдено книг по теме Вассиан — 0

Найдено презентаций по теме Вассиан — 0

Найдено рефератов по теме Вассиан — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!