ВАВИЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
ВАВИЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА
зародилась в ра-бовладельческом государстве в Месопотамии по среднему и нижнему течению рек Евфрат и Тигр. При царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) Вавилон объединил все области Шумера и Аккада, создав мощное государство, управляемое жрецами, и став прямым наследником шумеро-аккадской культуры. В жреческой среде родилась вавилонская наука: математика, необходимая для соору-жения плотин и передела земли, учение о ладах и длине струн. Вавилонские жрецы были искусны в магии и гаданиях, в составлении медицинских и химических рецеп-тов, в решении квадратных уравнений. Они знали число и теорему Пифагора, составили календарь Ниппура, в котором год равнялся 12 лунным месяцам, имевшим 29–30 дней. Вавилонские астрономы вели наблюдения за планетами и неподвижными звездами, могли предсказывать лунные затмения.
Вавилонское искусство было обращено к действительности, в которой судьбы людей определялись по движению небесных светил — Солнца, Луны — и пяти планет — Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Высшим божеством был объявлен покровитель Вавилона Бел-Мардук, установивший смену времен года и сотворивший человека, который должен был трудиться на благо богов. Символическим носителем божественной власти, которая возобновлялась каждый год с помощью обряда жертвоприношения Мардуку, был вавилонский царь — шаррум. Никакие средства искусства не возвеличивали шаррума и не изображали его. В надписях вавилонские цари не хвастались одержанными победами, а подчеркивали свое благочестие. Единственным исключением была стела царя Хаммурапи — двухметровый базальтовый столб, украшенный релье-фом, на котором изображен бог Солнца Шамаш, си-дящий на высоком троне, а перед ним — царь Хамму-рапи, принимающий из рук бога символы власти — магическое кольцо и жезл. На столбе были записаны статьи первого в истории человечества свода законов, составленного Хаммурапи.
Наиболее выдающимся архитектурным coopyжени-ем Вавилона был семиэтажный храм Этеменанки, построенный в форме зиккурата знаменитым ассирийским зодчим Арадахешшу в VII в. до н.э. Каждый этаж, или ступень, посвященный одному из семи главных богов и соответствовавший дню недели, был окрашен в отдельный цвет, начиная с черного (первый этаж), затем белый, пурпурный, яркосиний, алый, серебря-ный и золотой — знак обитания на этом этаже — «седьмом небе» — бога Мардука, олицетворением которого был живой ящер. Храм являлся также святили-щем семи астральным богам, символизировавшим единство страны и союз ее главных семи городов. Зик-курат отделялся от храма Мардука — Нухар высокой оградой. Рядом находилось святилище супруги Марду-ка Царпаниту и его сына, писца таблиц судеб, Набу, покровителя города Борсиппы, где был построен гран-диозный зиккурат, успешно соперничавший с вави-лонским. Символом неприступности и непобедимости Вавилона были крепостные стены с 4 воротами, посвященными вавилонским божествам, и 600 башнями-крепостями. Стены высотой в 30 м были настолько широки, что по ним могла проехать колесница, запря-женная четырьмя лошадьми. Вавилонская скульптура плохо сохранилась, так как город неоднократно разру-шался племенами кутиев, касситов и ассирийцев. Это огромный идол Мардука, выкованный из чистого золо-та, бронзовая голова ящера, связанная с культом священного дракона, печати, во многом похожие на аккад-ские, и терракотовые рельефы, украшавшие жилые дома. На них запечатлены бытовые сцены: странству-ющий музыкант, мальчик верхом на буйволе, кулачные бои и др.
Небывалого расцвета достиг Вавилон при царе Навуходоносоре II (605–562 гг. до н.э.). Царь приказал заново отстроить «Дом краеугольного камня неба и земли» — зиккурат Этеменанки, воздвиг дворец на платформе, символизировавшей небесную сферу вечного благополучия. Центральный зал дворца был облицован бирюзовыми изразцами — олицетворением неба, стены были расчерчены орнаментальными полосами на квадраты, украшенные четырьмя деревьями — символ жизни — со стволами из золотых изразцов и кронами из голубых. На нижней панели, окаймлявшей стены, были изображены золотистые львы с оскаленными мордами на равном расстоянии друг от друга — символы царской власти. Система сводов, соединявших кирпичные устои дворца, являлась опорой для семи террас, покрытых асфальтом, и заполненных плодородной землей, на которых росли гранатовые деревья (древний символ плодородия и счастья), смоковницы и виноград (символ мирной жизни), финиковые пальмы. Висячие сады Вавилона, воплощавшие власть людей над природой, были причислены к семи чудесам света. Для торжественных процессий в честь бога Мардука была построена улица Процессий, которая оканчива-лась парадными воротами Вавилона, названными в честь богини любви Иштар. Их высота достигала 9 м. Они были облицованы плитками темносинего цвета с рельефными изображениями священных быков, единорогов и чудовищных драконов. Стены прилегающих к улице домов были украшены синими изразцами, на которых располагались желтые львы.
Памятники вавилонской литературы сохранились в различных вариантах. Древнейшими являются космо-гонический эпос «Энума Элиш» («Когда вверху») о борьбе молодых богов с воплощением мирового хаоса Тиамат, о сотворении мира и человека, а также описание всемирного потопа на одной из таблиц, посвященных рассказу о благочестивом Атрахасисе, спасенном богами. В старовавилонских поэмах о премудром Адапе, отвергающем еду и воду жизни, и правителе города Киша Этане, отправляющемся на небо искать «камень родов», разрабатывается мотив потери челове-ком бессмертия. К вавилонской дидактической литературе относятся поучения, покаянные псалмы («Повесть о невинном страдальце») и диалоги, один из которых («Разговор господина и раба»), считают предтечей библейского Екклезиаста. В нововавилонский период по-явилась историческая хроника («Хроника Гэдда»), описывающая поражение Вавилона в сражении с персами и другие исторические события.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
881.74 кб

К вопросу об интерпретации культуры (на примере образа «Вавилонской башни»)

Аникеев И.В., Жиляков С. В.
В статье рассматриваются современные подходы кобоснованию понятия культуры.
Читать PDF
1.13 мб

Проникновение библейской картины мира в культуры разных народов (на материале вавилонской, германо-с

Лебедев Антон Валерьевич
Рассматриваются вопросы взаимопроникновения различных культур (на материале мифологических и религиозных повествований о сотворении мира). Проводятся параллели между библейскими представлениями и мифологическими сюжетами.
Читать PDF
12.80 мб

Репрезентация концепта «Сотворение мира» в культурах (на материале библейских сюжетов, вавилонской и

Лебедев Антон Валерьевич
В статье рассматривается сравнительный аспект концепта «сотворение» библейских сюжетов, вавилонской и мордовской мифологической картины мира, прослеживаются параллели и взаимопроникновение культур разных эпох.

Похожие термины: