Важнейшие понятия христианского культаВаза Франсуа

Ваза

Найдено 6 определений термина Ваза

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Ваза

шведская королевская династия в 1523- 1654 гг. Основатель - Густав I. В 1587- 1668 гг. царствовала также в Польше.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический словарь

ВАЗА

Baca (Vasa), - швед. королев. династия, занимавшая престол в Швеции (1523-1654) и Польше (1587-1668). Основана швед. дворянином В., возглавившим нар. борьбу против господства дат. феодалов и ставшим королем под именем Густава I (1523-60). Швед. королями также были: Эрих XIV (1560-68), Иоганн III (1569-92), Сигизмунд III (1592-1604) (занимал также в 1587-1632 польск. престол), Карл IX (1604-11), Густав II Адольф (1611-32), Кристина (1632-54).

В Польше династия В. утвердилась в результате брака Иоганна III и Екатерины Ягеллонки, их сын Сигизмунд III был избран в 1587 польск. королем. Сигизмунда III сменил Владислав IV (1632-48), а затем Ян Казимир (1648-68). Правление династии В. было временем упадка польск. гос-ва, ослабления его междунар. позиций.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

ВАЗЫ

сосуды из обожж. глины, изготовлявш. в больших кол-вах как бытовая посуда (а не как В. в совр. смысле), посвятител. и погребал. сосуды. В., к-рые первонач. изготовл. вручную, а впослед. — на гончарном круге (следует отличать от В., производивш. с использов. формовоч. штампов). Эти В., как правило, украшались рельефами, отсюда назв. — рельефная керамика (напр., мегарские кубки, сосуды из сиенской глины и др.). В росписи В. различ. неск. видов техники. В геометрич. стиле (9 — 8 вв. до н.э.) господствовала силуэтная роспись. Ориентализирующ. (ковровому) стилю 7 в. свойств. контурная роспись с присущим ей стремлением к заполнению всей поверхности сосуда. Чернофигурная техника утверждается в кон. 7 в. В ее антич. варианте на красный фон наносились черные фигуры. Процарапыванием контуров и внутр. линий фигур достигалось более точное членение и пластич. изображ. Менее чем через столетие появл. краснофигурная техника, при к-рой лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображ. в естеств. цвете обожж. глины. Изображ., т.о., было более глубоким, чем фон; это достигалось за счет различ. толщины лака (или жидк. фаянсового теста) и использования трех стадий обжига (окисление, восстановл., реоксидация). Наряду с применявш. на аттич. и нижнеитал. В. вплоть до 2-й пол. 4 в. до н.э. краснофигурной техникой в 5 в. появл. белофонная роспись, гл. обр. на лекифах. Чернофигурная техника пережила краснофигурную и применялась на призовых панафинейских амфорах до 2 в. до н.э. Типы В.: для хранения и для смешивания вина с водой (амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер); В. для наливания и черпальные В. (гидрия, ойнохоя, киаф); В. для питья (килик, канфар, лекиф, скифос, ритон); культовые, парфюмерные и др. В. (лутрофор, лекиф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида). Во времена господства геометрич. стиля ведущая роль принадл. аттич. мастерским. В 7 в. первенство перешло к Коринфу в соотв. с его прево-сходством в экономич. и политич. обл. (протокоринфские В.). Лишь в сер. 6 в. до н.э. вновь начинают лидировать Афины в связи с их экономич. усилением при Писистрате и общим расширением торг. сношений. В это же время возрастает произ-во халкидских, лаконских, родосских В. и В. из Фикеллуры, а также гидрий из Цере, что связано с кратковрем. расцветом этих городов. Во 2-й пол. 5 в. наряду с аттич. вазописью, переживавшей определ. упадок во время Пелопоннесской войны, появл. раннеитал. вазопись, вытесн. в свою очередь в 4 в. апулийскими В. и отличающ. оригинал. изображ. флиаковскими В. Свидет. вторич. расцвета аттич. мастерских в 4 в. явл. пантикапейские В. Из В. эллинистич. времени внимания заслуживают в греко-вост. ареале т.н. керамика зап. склона (зап. части афинск. Акро-поля), а на италийском З. — керамика из Гиафии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

ВАЗА

   • Vasa,

         сосуды, особенно для жидкостей. Они были чрезвычайно различны по материалу, форме, величине и т. д.

    I. По материалу и обработке различаются

       1. vasa fietilia или terrena из обожженной глины, которые в древние времена изготовлялись в Италии, и особенно в Этрурии и Нижней Италии, и часто украшались красными фигурами на черном фоне или наоборот; в Греции, Италии, Сицилии находят множество таких сосудов, составляющих важный отдел нынешней археологии;

       2. Vasa из благородного или неблагородного металла; они были или рurа, т. е. гладкие, или celata, т. е. чеканные. Сохранилось много серебряных и бронзовых сосудов древних vasculariorum, красивые формы которых и искусная чеканка заслуживают удивления;

       3. Vasa murrina см. Murrina, Муррина;

       4. стеклянные сосуды см. Vitrum, Стекло;

       5. сосуды из драгоценных резных камней (см. Gemma, Гемма), конечно, небольших размеров, особенно в виде бокалов, флаконов для духов и мазей, см. Оnух, Оникс, Cic. Verr. 4, 27. Чаще встречались сосуды, обложенные (distincta) драгоценными камнями или составленные из камеев;

       6. сосуды из янтаря и слоновой кости были также очень малы, но часто большие металлические вазы украшались слоновой костью.

    II. Сосуды по их назначению делятся на

       1. vasa для хранения и транспортировки жидкостей, подразделяются на

         a) большие: dolia (Долий), seriae, cupae, culpariaorcae, выпуклые или тыквовидные, amphorae (Амфора), lagenae и cadi, продолговатые c узким горлышком и внизу обычно острые;

         b) меньшие, как, напр., ampulla, небольшой, приплюснутой формы сосуд с узким горлышком, alabastrum, цилиндрической формы, без ручки, предназначавшийся только для масла и бальзама, и, наконец, склянки с духами в могилах (называвшиеся раньше ошибочно лакриматориями);

       2. сосуды были

         a) для воды: urna (hydria), служившая для зачерпывания и для хранения воды, обычно с ручками, точно так же как nanus и situlus; urceus, кружка (меньше, чем urna), служившая иногда для смешивания напитков. Меньшими сосуды для зачерпывания воды были matella и matellio и логикообразная trua и trulla;

         b) сосудами для вина были simpulum или cyathus, определенной емкости (sextarius, напр., вмещал 12 cyathos, triens 4 cyathos), guttus или epichysis, небольшая кружка с узким горлышком, и, наконец, gutturnium;

       3. кухонная посуда, vasa coquinaria:

         a) котлы, ahenum и lebes, оба широкие и выпуклые, последний несколько площе первого;

         b) сковороды, sartago, patina;

         c) горшки, cacabus, olla, cucuma, lasanum. Authepsa (самовар) была греческая машина для варки, a miliarium — высокая столбообразная машина для согревания воды;

       4. столовая посуда: миски, глубокие, patenae; плоские, lances; большие, mazonoma; маленькие, boletaria; четырехугольные, раrорsides и т. д.;

       5. посуда для мытья; к ней принадлежали большие ванны и лейки (labrum, nassiterna) и тазы (pollubrum, trulleum); большие полоскательницы назывались pelvis и aquiminarium;

       6. сосуды для питья, см. Poculum, Бокал;

       7. сосуды для хранения сухих предметов, cumera для зернового хлеба.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

Вазы

(лат. vasa, итал. vasi — сосуды, посуда), сосуды из обожж. глины, изготовлявшиеся в больших количествах как бытовая посуда (а не как В. в совр. смысле), посвятительные и погребальные сосуды. В., которые первоначально изготовлялись вручную, а впоследствии — на гончарном круге, следует отличать от В., производившихся с использованием формовочных штампов (негативов). Эти В., как правило, украшались рельефами, отсюда назв. — рельефная керамика (например, мегарские кубки, сосуды из сиенской глины и др.). В росписи В. различаются неск. видов техники. В геометрич. стиле (9 — 8 вв. до н. э.) господствовала силуэтная роспись. Ориентализирующему (ковровому) стилю 7 в. свойственна контурная роспись с присущим ей стремлением к заполнению всей поверхности сосуда. Чернофигурная техника утверждается в кон. 7 в. В ее аттич. варианте на красный фон наносились черные фигуры. Процарапыванием контуров и внутр. линий фигур достигалось более точное членение и пластич. изображение. Менее чем через столетие появляется краснофигурная техника, при которой лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естеств. цвете обожж. глины. Изображение, т. о., было более глубоким, чем фон; это достигалось за счет различной толщины лака (или жидкого фаянсового теста) и использования трех стадий обжига (окисление, восстановление, реоксидация). Наряду с применявшейся на аттич. и нижнеиталийских В. вплоть до 2-й пол. 4 в. до н. э. краснофигурной техникой в 5 в. появляется белофонная роспись, главным образом на лекифах. Чернофигурная техника перевила краснофигурную и применялась на призовых панафинейских амфорах до 2 в. до н. э. Типы В.; для хранения и для смешивания вина с водой (амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер); В. для наливания и черпальные В. (гидрия, ойнохоя, киаф); В. для питья (килик, канфар, скифос, ритон); культовые, парфюмерные и другие В. (лутрофор, лекиф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида). Центры изготовления В. Во времена господства геометрич. стиля ведущая роль принадлежала аттич. мастерским. В 7 в. первенство перешло к Коринфу в соответствии с его превосходством в экономич. и политич. областях (протокоринфские и коринфские В.). Лишь в сер. 6 в. до н. э. вновь начинают лидировать Афины в связи с их экономич. усилением при Писистрате и общим расширением торговых сношений. В это же время возрастает производство халкидских, лаконских, родосских В. и В. из Фикеллуры, а также гидрий из Цере, что связано с кратковрем. расцветом этих городов. Во 2-й пол. 5 в. наряду с аттич. вазописью, переживавшей определ. упадок во время Пелопоннесской войны, появляется раннеиталийская вазопись, вытесненная в свою очередь в 4 в. апулийскими В. и отличающимися оригинальностью изображений флиаковскими В. Свидетельством вторичного расцвета аттич. мастерских в 4 в. являются пантикапейские В. Из В. эллинистич. времени внимания заслуживают в грекостровост. ареале т. н. керамика зап. склона (зап. части афинского Акрополя), а на италийском З. — керамика из Гнафии. Значение В. Как украшенные фигурами В. геометрич. и коврового стилей, так и расписанные изображениями сосуды чернофигурной и краснофигурной техники дают редкую возможность непосредств. знакомства с мифологич. представлениями, культом и повседневной жизнью греков. Многочисленность и хорошая сохранность В. придают им особое значение как источнику изобразительного искусства греков. Общая статистика находок В. по типам, характерным для той или иной мастерской, позволяет делать выводы о развитии экономики греч. городов.

        

        рис. Вазы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Вазы

(лат. vasa, итал. vasi — сосуды, посуда), сосуды из обожж. глины, изготовлявшиеся в больших количествах как бытовая посуда (а не как В. в совр. смысле), посвятительные и погребальные сосуды. В., которые первоначально изготовлялись вручную, а впоследствии — на гончарном круге, следует отличать от В., производившихся с использованием формовочных штампов (негативов). Эти В., как правило, украшались рельефами, отсюда назв. — рельефная керамика (например, мегарские кубки, сосуды из сиенской глины и др.). В росписи В. различаются неск. видов техники. В геометрич. стиле (9 — 8 вв. до н. э.) господствовала силуэтная роспись. Ориентализирующему (ковровому) стилю 7 в. свойственна контурная роспись с присущим ей стремлением к заполнению всей поверхности сосуда. Чернофигурная техника утверждается в кон. 7 в. В ее аттич. варианте на красный фон наносились черные фигуры. Процарапыванием контуров и внутр. линий фигур достигалось более точное членение и пластич. изображение. Менее чем через столетие появляется краснофигурная техника, при которой лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естеств. цвете обожж. глины. Изображение, т. о., было более глубоким, чем фон; это достигалось за счет различной толщины лака (или жидкого фаянсового теста) и использования трех стадий обжига (окисление, восстановление, реоксидация). Наряду с применявшейся на аттич. и нижнеиталийских В. вплоть до 2-й пол. 4 в. до н. э. краснофигурной техникой в 5 в. появляется белофонная роспись, главным образом на лекифах. Чернофигурная техника перевила краснофигурную и применялась на призовых панафинейских амфорах до 2 в. до н. э. Типы В.; для хранения и для смешивания вина с водой (амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер); В. для наливания и черпальные В. (гидрия, ойнохоя, киаф); В. для питья (килик, канфар, скифос, ритон); культовые, парфюмерные и другие В. (лутрофор, лекиф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида). Центры изготовления В. Во времена господства геометрич. стиля ведущая роль принадлежала аттич. мастерским. В 7 в. первенство перешло к Коринфу в соответствии с его превосходством в экономич. и политич. областях (протокоринфские и коринфские В.). Лишь в сер. 6 в. до н. э. вновь начинают лидировать Афины в связи с их экономич. усилением при Писистрате и общим расширением торговых сношений. В это же время возрастает производство халкидских, лаконских, родосских В. и В. из Фикеллуры, а также гидрий из Цере, что связано с кратковрем. расцветом этих городов. Во 2-й пол. 5 в. наряду с аттич. вазописью, переживавшей определ. упадок во время Пелопоннесской войны, появляется раннеиталийская вазопись, вытесненная в свою очередь в 4 в. апулийскими В. и отличающимися оригинальностью изображений флиаковскими В. Свидетельством вторичного расцвета аттич. мастерских в 4 в. являются пантикапейские В. Из В. эллинистич. времени внимания заслуживают в грекостровост. ареале т. н. керамика зап. склона (зап. части афинского Акрополя), а на италийском З. — керамика из Гнафии. Значение В. Как украшенные фигурами В. геометрич. и коврового стилей, так и расписанные изображениями сосуды чернофигурной и краснофигурной техники дают редкую возможность непосредств. знакомства с мифологич. представлениями, культом и повседневной жизнью греков. Многочисленность и хорошая сохранность В. придают им особое значение как источнику изобразительного искусства греков. Общая статистика находок В. по типам, характерным для той или иной мастерской, позволяет делать выводы о развитии экономики греч. городов.

        

        рис. Вазы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Найдено схем по теме Ваза — 0

Найдено научныех статей по теме Ваза — 0

Найдено книг по теме Ваза — 0

Найдено презентаций по теме Ваза — 0

Найдено рефератов по теме Ваза — 0