ВЭЙ СЕВЕРНАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕВЕРНАЯ ВЭЙ
Тоба Вэй, Юань Вэй — династия, царствов. в 386 — 534 на терр. Сев. Китая. Основана Тоба Гуем, вождем племен тоба, выделив. из племен. союза сяньби и завоев. в 4 в. Сев. Китай. В период наибол. могущества распростр. свое политич. влияние на племена Вост. Туркестана.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Вэй Северная
Вэй Северная (Northern Wei, Toba Wei), одна из династий, правившая в Сев. Китае после развала в 311 г. Цзинь Западной империи (386-535). Гос-во В. основано монг. кочевым племенем тоба из группы народов сяньби. Их вожди поощряли браки соплеменников с китайцами, да и сами вступали в подобные брачные союзы. Столицей династии Вэй стал г. Лоян, когда-то столица Ханьской империи. В roc-ве была проведена зем. реформа (введена надельная система "равные поля"), направленная на создание класса оседлых земледельцев, и установлена система коллективной ответственности (круговой поруки). Гос-во пало, когда пограничные гарнизоны, недовольные проводимой политикой, подняли мятеж.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

СЕВЕРНАЯ ВЭЙ
Тоба Вэй, Юань Вэй) - династия, царствовавшая в 386-535 на терр. Северного Китая. Основана Тоба Гуем - вождем племен тоба, выделившихся из племенного союза сяньби и завоевавших в 4 в. Сев. Китай. В период наибольшего могущества распространяла свое политич. влияние на нек-рые племена на В. совр. Синьцзяна. При С. В. широкое распространение в Сев. Китае получил буддизм, укрепились связи с Индией. Наблюдался значит. рост церк. (буддийского) землевладения, получавшего поддержку со стороны правившей династии. Под воздействием кит. культуры тоба подверглись сильной ассимиляции, в основном утратив свои обычаи и язык. В обстановке феод. междоусобиц и антифеод. борьбы крестьянства гос-во С. В. в 534-535 распалось на два царства - Восточную Вэй (534-550) и Западную Вэй (535-557).

Правители династии С. В.: Дао У-ди (Тоба Гуй) (386-409), Мин Юань-ди (Тоба Сы) (409-423), Тай У-ди (Тоба Tao) (423-452), Инь (Тоба Юй) (452), Вэнь Чэн-ди (Тоба Цзюнь) (452-465), Сянь Вэнь-ди (Тоба Хун) (465-471), Сяо Вэнь-ди (Тоба Хун, Юань Хун) (471-499), Сюань У-ди (Тоба Ко, Юань Ко) (499-515), Сяо Мин-ди (Тоба Сюй, Юань Сюй) (515-528), Сяо Чжуан-ди (Тоба Цзы-ю, Юань Цзы-ю) (528-531), Дунхай-ван (Юань Е) (530-531), Цянь Фэй-ди (Цзэ Минь-ди, Юань Гун) (531-532), Хоу Фэй-ди (Юань Лан) (531-532) (Сяо Чжуан-ди и Дунхай-ван, Цянь Фэй-ди и Хоу Фэй-ди правили одновременно на разных территориях гос-ва С. В.), Сяо У-ди (Юань Сю) (532-535).

Лит.: Думан Л. И., К истории гос-в Тоба Вэй и Ляо и их связей с Китаем, "Уч. зап. ИВАН", т. 11 - Китайский сб., М., 1955.

Л. И. Думан. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ВЭЙ СЕВЕРНАЯ

Сяньбийская династия, правившая в 386-535 гг. в северокитайской империи Северная Вэй.
Монголоязычные кочевые племена сяньби издревле населяли Маньчжурию и являлись северо-восточными соседями китайцев. В последние десятилетия существования империи Поздняя Хань часть из них переселилась в северные провинции Китая. При этом в районе Дай (к северу от Яньмэньгуаня) осело племя тоба. Его вождь, Тоба И-лу, в 310 г. получил от цзиньского императора титул дайского гуна, а в 315 г. стал князем Дай. В историю он вошел как рачительный и мудрый правитель, при котором развернулось строительство городов и был принят новый уголовный кодекс. Преемники продолжали его политику. В годы правления Шиицзяня (338-376) был построен город Шэнло, который стал столицей тоба.
В 376 г. княжество Дай было уничтожено царством Раннее Цинь, но уже в 383 г., после битвы на реке Фэшуй, это царство распалось на несколько самостоятельных государств. Тогда племя тоба вновь стало усиливаться. В 386 г. внук Шиицзяня, Тоба Гуй, захватил Шэнло, принял титул князя Вэй и основал государство Северное Вэй. Северный Китай в то время был раздроблен на множество варварских царств. (Под властью китайской императорской династии Восточная Цзинь оставались только земли к югу от Янцзы.) Постепенно усиливаясь, Северное Вэй на востоке нанесло поражение другому сяньбийскому царству Позднее Янь, основанному племенем мужун, и овладело всеми землями к северу от Хуанхэ. В 398 г. Тоба Гуй перенес столицу в Пинчэн и провозгласил себя императором. (Это был император Дао-у-ди.) Он привлек китайских законников к упорядочению государственного строя и кодификации законов. Эту же политику продолжал его сын Тоба Сы (император Мин-юань-ди). Его внук Тоба Тао (император Тай-у-ди) завоевал в 436 г. царство Северное Янь, а в 439-м царство Северное Лян и распространил свою власть на весь Северный Китай. Территория империи значительно расширилась, и это поставило перед династией Вэй новые задачи.
Ко времени тобийского завоевания область Центральной равнины, которая издревле была наиболее развитой частью Китая, переживала период упадка. Из-за массового истребления населения не хватало рабочих рук. Миллионы китайцев, спасаясь от налетов кочевников, переселились на юг, за реку Янцзы. Поля запустели и поросли сорняком, деревни обезлюдели, города превратились в развалины, их жители были истреблены или разбежались. Торговля замерла. Денежное обращение прекратилось. Сбор налогов оказался крайне затруднен. В целях преодоления кризиса при императоре Сянь-вэнь-ди, в 485 г., был разработан закон об уравнительном землепользовании. Суть его состояла в следующем. Каждый мужчина старше 15 лет получал от государства 40 му пахотной земли, каждая женщина - 20 му. Поскольку необходимо было иметь поля под паром, фактический надел увеличивался втрое (для мужчины - 120 му, для женщины - 60 му). Кроме того, мужчина получал 20 му тутовых полей, на которых обязан был вырастить 50 тутовых деревьев, 5 жужубов и 3 вяза. Наконец, взрослому мужчине выделялось еще 10, а женщине - 5 му полей под конопляник. Кроме тутовых полей, переходивших в вечное владение, все земли, выделенные крестьянину, подлежали возвращению государству после наступления преклонного возраста, дававшего право на освобождение от повинностей. За пользование своим наделом крестьянин должен был ежегодно вносить в казну определенное количество зерна и шелковых тканей, а также отрабатывать несколько дней на общественных работах. Пахотные наделы такого же размера давались рабам. Фактически их земля поступала в распоряжение их хозяев, однако те должны были выплачивать за своих рабов установленные государственные подати. Чиновники, состоящие на службе, получали от государства во временное пользование определенные наделы земли, доходы от которых поступали им в качестве натурального жалованья. Не занимаясь хозяйством, они лишь кормились с этих наделов. В целом система уравнительного землепользования, гарантировавшая минимальный земельный надел для бедняков, ограничивающая бесконтрольную концентрацию земель в руках богатых и обеспечивающая бесперебойное поступление податей, стимулировала быстрое развитие сельского хозяйства и общий подъем экономики Северного Китая.
По мере того как налаживалась хозяйственная жизнь, постепенно сглаживались противоречия между победителями и побежденными. Сяньбийская знать уже давно находилась под обаянием китайской цивилизации и теперь очень быстро окитаилась. Император Сяо-вэнь-ди целым рядом мер стимулировал этот процесс. В 483 г. он запретил браки между членами одного сяньбийского рода, но зато всячески поощрял брачные союзы между сяньбийскими и китайскими родами. В 493 г. император перенес столицу с окраины государства в большой китайский город Лоян, где сяньбийцам пришлось тесно общаться с китайской знатью. При дворе было запрещено употребление сяньбийского языка. Административную систему преобразовали по образцу южнокитайской империи Ци. Для того чтобы национальная принадлежность не бросалась в глаза, все 109 двусложных сяньбийских фамилий были заменены на односложные китайские. (В соответствии с этим указом правящий род Тоба сменил свою фамилию на Юань.) Ношение "варварской" (то есть собственно сяньбийской) одежды было запрещено сначала при дворе, а потом и по всей стране. Все это способствовало постепенному сближению между китайцами и сяньбийцами и быстрому слиянию их в единый народ. В то же время с каждым десятилетием все меньше различий становилось между "китайским" югом и "варварским" севером - и там и здесь к началу VI в. сложились единообразные по своему устройству, языку и обычаям централизованные империи.
В связи с этим все меньше препятствий оставалось для объединения страны. Однако не Северной Вэй суждено было выполнить эту историческую задачу. Вместе с китайскими обычаями в среду сяньбийской знати, и прежде всего в столицу, проникли все пороки цивилизации. При внуке Сяо-вэнь-ди, Сяо-мин-ди, когда единолично правила вдовствующая императрица Ху, правящий дом утопал в роскоши, правительство увлекалось строительством буддийских храмов, влиятельные знатные роды состязались в расточительности, а бедствия народа безмерно возросли. Следствием этого стали мощные крестьянские восстания. Особенно опасным был мятеж под руководством Гэжуна. В 528 г. генерал Эр Чжу-жун с большим трудом подавил его. В том же году он вступил в Лоян, убил императрицу Ху и казнил более 2 тысяч высших чиновников. На трон был возведен представитель другой ветви рода Юань (Тоба) - Сяо-чжуан-ди. Но власть его была непрочной, и через два года он был свергнут с престола. В 532 г., после нескольких новых переворотов, китайский военачальник Гао Хуань посадил на престол императора Сяо-у-ди. В 534 г. Сяо-у-ди, тяготившийся опекой военных, выступил против Гао Хуаня, но потерпел поражение и бежал в Гуаньчжун. Вместо него Гао Хуань возвел на престол в Е императора Сяо-цзин-ди. После этого единая северокитайская империя распалась на две - Западную Вэй и Восточную Вэй.

Источник: Справочник. Все монархи мира: Древний Восток. 2001