Великая Схизма

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕЛИКАЯ СХИЗМА
раскол в Католической церкви с 1378 по 1447 г., время избрания наряду с легитимными папами «антипап». Велись споры о первенстве авторитета Папы или Собора. Раздоры и раскол продолжались на протяжении четырех понтификатов.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Великая Схизма
Великий западный раскол, Папский раскол, Великая Схизма
раскол в Римской церкви в 1378—1417 годах, когда сразу два (а с 1409 г. — три) претендента объявили себя истинными папами. Раскол в церкви произошел после смерти папы римского Григория XI в 1378 году.
Последний французский папа эпохи Авиньонского пленения пап Григорий XI (1370—1378) принял трудное решение и вернулся из Авиньона в Рим 17 января 1377 г. Он был первым, кто обосновался в Ватикане (до этого папской резиденцией был Латеранский дворец). Но уже 26 марта 1378 г. он скончался. Римская толпа, требовавшая, чтобы новый папа был римлянином или, по меньшей мере, итальянцем, осадила кардиналов, собравшихся в Латеранском дворце. Кардиналы приняли компромиссное решение и избрали неаполитанца Урбана VI (1378—1389) (Неаполем правила французская династия).
Вскоре политика нового папы привела к тому, что кардиналы отказались ему подчиняться и объявили, что он душевнобольной. Выборы Урбана были объявлены незаконными и недействительными, как совершенные под давлением толпы, курия отлучила Урбана от церкви за незаконное провозглашение себя папой. Папой был избран Климент VII (1378—1394), который вернулся в Авиньон.
Почти сразу же оба папы занялись активным упрочением своих позиций. Оба ставили своих кардиналов, создавали свои курии, свои фискальные системы. Вскоре последовали взаимные анафемы. Государства разделились:
1) Север Италии, Скандинавские страны, Польша, Венгрия, Фландрия и Англия признали Урбана VI.
2) Южная Италия, Шотландия, Франция и Испания отдали предпочтение Клименту VII.
3) Португалия колебалась. Германия разделилась пополам.
В результате борьбы возникли римская линия, которую последовательно представляли Урбан VI, Бонифаций IX, Иннокентий VII и Григорий XII, и авиньонская линия, которую представляли Климент VII, а затем Бенедикт XIII. Конфликт усугублялся политическими и дипломатическими разногласиями в Европе.
В 1409 г. обе стороны согласились съехаться на собор в Пизе, который признал, что общее собрание Церкви выше по авторитету самого папы (победа консилиаристов). Однако оба папы — римской линии Григорий XII и авиньонской линии Бенедикт XIII- отказались туда прибыть. Собор заочно низложил их обоих, а затем избрал нового папу — Александра V, который разместил свою резиденцию в Пизе. В результате в западной Церкви стало три папы.
1414—1418 — XVI Вселенский собор в Констанце. Формально был созван германским императором Сигизмундом. Папа пизанской линии Иоанн XXIII (1410—1415), избранный преемником умершего Александра V, дал согласие на проведение собора. По всей видимости, он надеялся всех перехитрить и избавиться от соперников. Однако собор низложил всех трех пап и 11 ноября 1417 г. избрал четвертого — Мартина V (1417—1431).
С избранием Мартина Великий раскол практически прекратился. Не признавший Констанцского собора и отлученный им от церкви Бенедикт XIII оказался в полной изоляции и удалился в замок в Испанию, где после его смерти назначенные им кардиналы еще несколько лет выбирали новых «антипап» (даже точный список их неизвестен), не признанных ни одним государством. После смерти Мартина V была попытка рецидива раскола — избрание Базельским собором антипапы Феликса V, он же герцог Савойский Амедей VIII (с 1439). Практически Феликса признавали папой только в его наследственных владениях — Савойе и Женеве. В 1449 году он помирился с Римом и отрекся от сана.
Современная церковь признает законными папами только правивших в этот период в Риме; авиньонские и пизанские понтифики числятся в официальном списке как антипапы (а Феликс V считается последним антипапой в истории).

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
223.67 кб

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. Как продолжение Великой схизмы 1054 г

Комлева Наталья Александровна
В статье утверждается, что политические практики российского социализма базируются как на теории марксизма, западной по происхождению, так и на культурном коде восточного христианства, глубоко укоренённом в социальной психологии р

Похожие термины:

  • Великая схизма 1054 г. и Разделение Церквей

    фр. avance, англ, advance) - в политической практике - обещания властей, политических сил и организаций, кандидатов в депутаты, заигрывание с массами с целью снискать благосклонность, заручиться поддержко