караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии в древности и средние века.
Великий шелковый путь
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
в древности и ср. века караванная дорога из Китая в страны Ср. и Передней Азии. Открытый во 2 в. до н.э. В. ш. п. вел из Синая через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваив.: сев. дорога шла в Ферганскую долину, а юж., пересекая горные хребты Памира, вела в Индию и на Бл. Восток. Гл. предметом торговли был кит. шелк, выделывавш. спец. для экспорта и высоко ценивш. на З. Торг.-дипломатич. связи по В. ш. п. в древности достигли особенно больш. развития на рубеже 1 — 2 вв., когда в Китай и из Китая ежегодно отправл. по неск. посольств, сопровождавш. большими торг. караванами. Торговали с Китаем в осн. ср.-азиат. купцы-посредники. Хотя в 97 кит. путешест-венник Гань Ин достиг Персидского зал., а в 100 македоня-нин Май Тициан сумел добраться до Лань-чжоу, трудности пути не позволили установить непосред. связи Китая с Римом. В 3 — 6 вв. В. ш. п. использов. преим. как «Дорога пилигримов», по к-рой будд. монахи шли из Китая в Индию и обратно.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Великий шелковый путь
это огромное историко-культурное пространство со множеством маршрутов, по которым со II в. до н.э. до конца XVII в. н.э. шло международное общение от Китая до Испании. До II в. до н.э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии - Тяньшань, Куньлунь, Каракорум, Гиндукуш, Гималаи - скрывали древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира. С конца II в. до н.э. китайцы сами вышли на прямые контакты. Одно из объединений кочевых племен, союзник Китая, было вытеснено другим кочевым объединением, открыто враждебным Китаю. Бывший союзник ушел куда-то на Запад. Китайский император послал вдогонку посольство во главе с Чжан Цанем. Он должен был уговорить бывших союзников вернуться, чтобы совместными усилиями разбить общего противника. Пройдя тяжелейшие пустыни бассейна реки Тарим, горы Тяньшаня, пережив десятилетний плен, Чжан Цань нашел бывших союзников в оазисах Средней Азии. Они оказались равнодушны к уговорам китайского посланника, так как новые места оказались несравненно лучше для проживания. Чжан Цань был поражен увиденным: только в Ферганской долине он насчитал более 70 больших и малых городских поселений с развитым ремеслом, земледелием. Жители городов - оазисов вели широкую торговлю с Индией, Ближним и Средним Востоком, античным миром. Возвратившись в Китай, Чжан Цань рассказал императору о странах к западу от Китая, о том, чем они богаты и чего нет у китайцев. В частности, он сообщил о породистых рослых конях, не идущих ни в какое сравнение с мелкими китайскими лошадками. Он сообщил также, что встреченные им народы не знают культуры тутового шелкопряда и не умеют выделывать шелк. Император тут же захотел иметь таких лошадей, так как обладание ими давало огромные преимущества в борьбе против кочевников. Вскоре в Среднюю Азию были отправлены посольства. Среди прочих даров они везли китайский шелк. Поэтому последнее десятилетие II в. до н.э. и принято считать датой рождения Великого шелкового пути. Уже в античной литературе встречаются наиболее полные описания Великого шелкового пути, вернее одного из его вариантов - от берегов Восточного Средиземноморья до Китая. Тот путь шел через Гиераполь у Евфрата, пересекал Месопотамию, направлялся к Тигру, затем в Экбатаны в Мидии, огибал с южной стороны Каспийское море, проходил древнюю столицу Парфии Гекатомпил, Антиохию Маргианскую, Бакрты и через Комедские горы попадал в бассейн реки Тарим. В конце VIII в. н.э. караванные дороги притянула к себе столица Арабского халифата Багдад. В средние века в географию Великого шелкового пути была включена Древняя Русь. Арабские купцы освоили бассейн Волги и добирались до русского Севера, где "отсутствует ночь летом и день зимой". Путешествие по Великому Шелковому пути было очень длительным, преисполнено трудностей и опасностей. Только чистое время в пути для каравана, шедшего от берегов северных берегов Каспийского моря в Пекин составляло не менее 260 дней, а с учетом стоянок занимало более года. Основными товарами, которые купцы везли из Китая, Средней Азии долгое время были: китайский шелк, драгоценные камни, жемчуг, экзотические украшения, дорогая фаянсовая и фарфоровая посуда, перец, пряности, ладан, мирра. Западная Европа до начала ХIХ в. ничего не могла противопоставить азиатским товарам. Она расплачивалась за азиатские товары золотом и серебром. В средние века развитие мореплавания способствовало развитию дальней морской торговле. Теперь путь из Персидского залива в Китай занимал всего 120 дней. Быстрота передвижения, возможность транспортировать значительно большее количество товаров, относительная дешевизна перевозок стали приводить к тому, что с конца XV в. значение сухопутного Великого шелкового пути начинает падать.
Источник: Краткий исторический словарь. 2004