Великий шелковый путь

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии в древности и средние века.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
в древности и ср. века караванная дорога из Китая в страны Ср. и Передней Азии. Открытый во 2 в. до н.э. В. ш. п. вел из Синая через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваив.: сев. дорога шла в Ферганскую долину, а юж., пересекая горные хребты Памира, вела в Индию и на Бл. Восток. Гл. предметом торговли был кит. шелк, выделывавш. спец. для экспорта и высоко ценивш. на З. Торг.-дипломатич. связи по В. ш. п. в древности достигли особенно больш. развития на рубеже 1 — 2 вв., когда в Китай и из Китая ежегодно отправл. по неск. посольств, сопровождавш. большими торг. караванами. Торговали с Китаем в осн. ср.-азиат. купцы-посредники. Хотя в 97 кит. путешест-венник Гань Ин достиг Персидского зал., а в 100 македоня-нин Май Тициан сумел добраться до Лань-чжоу, трудности пути не позволили установить непосред. связи Китая с Римом. В 3 — 6 вв. В. ш. п. использов. преим. как «Дорога пилигримов», по к-рой будд. монахи шли из Китая в Индию и обратно.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ
в древности и ср. века караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии. Открытый во 2 в. до н. э. в результате путешествий Чжан Цяня, В. ш. п. вел из Сианя через Ланьчжоу, в Дуньхуан, где раздваивался: сев. дорога шла в Ферганскую долину, а южная, пересекая горные хребты Памира, вела в Индию и на Бл. Восток. Гл. предметом торговли был кит. шелк, выделывавшийся специально для экспорта и высоко ценившийся на Западе. Торг.-дипломатич. связи по В. ш. п. в древности достигли особенно большого развития на рубеже 1-2 вв., когда в Китай и из Китая ежегодно отправлялось по нескольку посольств, сопровождавшихся большими торг. караванами. Торговали с Китаем в осн. ср.-азиат. купцы-посредники. Хотя в 97 кит. путешественник Гань Ин достиг Персидского зал., а в 100 македонянин Май Тициан сумел добраться до Ланьчжоу, трудности пути не позволили установить непосредств. связи Китая с Римом. В 3-6 вв. В. ш. п. использовался преим. как "дорога пилигримов", по к-рой буддийские монахи шли из Китая в Индию и обратно. В 7-10 вв. междунар. значение В. ш. п. вновь усилилось - установились связи Китая с Византией, арабами.

В 13-14 вв. В. ш. п. играл большую роль, соединяя воедино отдаленные р-ны огромной Монг. империи. С 15 в. в связи с развитием морских сообщений В. ш. п. начал терять свое значение и постепенно пришел в упадок. В. ш. п. сыграл большую роль в развитии экономич. и культурных связей народов Передней Азии, Средней Азии и Китая.

Лит.: Бартольд В. В., История культурной жизни Туркестана, Л., 1927, Васильев Л. С., Культурные и торговые связи ханьского Китая с народами Центральной и Средней Азии, "ВИМК", 1958, No 5; Herrmann A., Die alten Seidenstrassen zwischen China und Syrien, Abt 1, B., 1910; Alley R., The old silk road, "China monthly review", 1953, v. 124, No 6.

Л. С. Васильев. Москва. —***—***—***—

Великий шелковый путь
великий шелк путь

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Великий шелковый путь
это огромное историко-культурное пространство со множеством маршрутов, по которым со II в. до н.э. до конца XVII в. н.э. шло международное общение от Китая до Испании. До II в. до н.э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии - Тяньшань, Куньлунь, Каракорум, Гиндукуш, Гималаи - скрывали древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира. С конца II в. до н.э. китайцы сами вышли на прямые контакты. Одно из объединений кочевых племен, союзник Китая, было вытеснено другим кочевым объединением, открыто враждебным Китаю. Бывший союзник ушел куда-то на Запад. Китайский император послал вдогонку посольство во главе с Чжан Цанем. Он должен был уговорить бывших союзников вернуться, чтобы совместными усилиями разбить общего противника. Пройдя тяжелейшие пустыни бассейна реки Тарим, горы Тяньшаня, пережив десятилетний плен, Чжан Цань нашел бывших союзников в оазисах Средней Азии. Они оказались равнодушны к уговорам китайского посланника, так как новые места оказались несравненно лучше для проживания. Чжан Цань был поражен увиденным: только в Ферганской долине он насчитал более 70 больших и малых городских поселений с развитым ремеслом, земледелием. Жители городов - оазисов вели широкую торговлю с Индией, Ближним и Средним Востоком, античным миром. Возвратившись в Китай, Чжан Цань рассказал императору о странах к западу от Китая, о том, чем они богаты и чего нет у китайцев. В частности, он сообщил о породистых рослых конях, не идущих ни в какое сравнение с мелкими китайскими лошадками. Он сообщил также, что встреченные им народы не знают культуры тутового шелкопряда и не умеют выделывать шелк. Император тут же захотел иметь таких лошадей, так как обладание ими давало огромные преимущества в борьбе против кочевников. Вскоре в Среднюю Азию были отправлены посольства. Среди прочих даров они везли китайский шелк. Поэтому последнее десятилетие II в. до н.э. и принято считать датой рождения Великого шелкового пути. Уже в античной литературе встречаются наиболее полные описания Великого шелкового пути, вернее одного из его вариантов - от берегов Восточного Средиземноморья до Китая. Тот путь шел через Гиераполь у Евфрата, пересекал Месопотамию, направлялся к Тигру, затем в Экбатаны в Мидии, огибал с южной стороны Каспийское море, проходил древнюю столицу Парфии Гекатомпил, Антиохию Маргианскую, Бакрты и через Комедские горы попадал в бассейн реки Тарим. В конце VIII в. н.э. караванные дороги притянула к себе столица Арабского халифата Багдад. В средние века в географию Великого шелкового пути была включена Древняя Русь. Арабские купцы освоили бассейн Волги и добирались до русского Севера, где "отсутствует ночь летом и день зимой". Путешествие по Великому Шелковому пути было очень длительным, преисполнено трудностей и опасностей. Только чистое время в пути для каравана, шедшего от берегов северных берегов Каспийского моря в Пекин составляло не менее 260 дней, а с учетом стоянок занимало более года. Основными товарами, которые купцы везли из Китая, Средней Азии долгое время были: китайский шелк, драгоценные камни, жемчуг, экзотические украшения, дорогая фаянсовая и фарфоровая посуда, перец, пряности, ладан, мирра. Западная Европа до начала ХIХ в. ничего не могла противопоставить азиатским товарам. Она расплачивалась за азиатские товары золотом и серебром. В средние века развитие мореплавания способствовало развитию дальней морской торговле. Теперь путь из Персидского залива в Китай занимал всего 120 дней. Быстрота передвижения, возможность транспортировать значительно большее количество товаров, относительная дешевизна перевозок стали приводить к тому, что с конца XV в. значение сухопутного Великого шелкового пути начинает падать.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF

«Великий шёлковый» путь Физтеха

Валерий Валерьевич Лепов, Николай Александрович Петров
Читать PDF

Дагестан и великий шелковый путь

Гасанов Магомед Раджабович
В статье на основе разнообразных исследований раскрывается значение Великого шелкового пути в экономическом и культурном развитии Дагестана, говорится о роли караванных дорог ответвлений шелкового пути, пролегавших через территори
Читать PDF

Великий шелковый путь: история и экономика

Савченко В.С., Смолина Е.С.
В статье производится попытка анализа Великого шелкового пути, выполняющего роль главной трансевразийс-кой магистрали на протяжении нескольких веков, с точки зрения сетевой экономики.
Читать PDF

Интеграционный проект: Великий Шелковый путь (к истории создания)

Погодин Сергей Николаевич, Чжоу Цзюнь
В статье рассмотрены вопросы истории создания Великого Шелкового пути. Анализируются условия для развития интеграционного процесса.
Читать PDF

Великий шелковый путь — Пролог мировой экономики и глобализации (к 2130-летию его «Открытия»)

Латов Юрий Валерьевич
Читать PDF

Международная конференция «Путь Страбона как часть Великого Шелкового пути» (Баку, 28-29 ноября 2008

Давудов Омар Малаевич, Гаджиев Муртазали Серажутдинович
Читать PDF

Великий Шелковый путь в контексте исторической ретроспективы взаимодействия Востока и Запада и проце

Байдаров Еркин Уланович
В статье рассматривается феномен Великого Шелкового пути в контексте исторической ретроспективы взаимодействия Востока и Запада и процессов глобализации мирового пространства.