Велосипед

Найдено 1 определение
Велосипед

Велосипед «изобретали» несколько раз в разное время и в разных странах. Еще в 1680 году в Нюрнберге Стефан Фарфлер сконструировал трехколесную самодвижущуюся машину с ручным приводом. С 1690 года во Франции была построена подобная машина под названием «селерифер». Само слово «велосипед» пришло к нам из Франции в конце XVIII века. В переводе оно означает «быстрые ноги». В России считают, что еще в 1801 г. крепостной крестьянин Ефим Артамонов проехал от Урала до Санкт?Петербурга на двухколесной тележке собственного изобретения. Изобретатель приводил свое детище в движение, отталкиваясь ногами от земли. За это изобретение Артамонов получил вольную. Многие исследователи отрицают существование велосипеда Артамонова.
Еще одним претендентом на авторство велосипеда является немецкий лесничий Карл фон Дрез, живший в начале XIX в. в г. Карлсруэ. Он был талантливым изобретателем, создавшим, в частности, прообраз пишущей машинки, мясорубку. Его любимым творением стала «беговая машина», построенная им в 1817 г. Ее конструкция очень проста: два высоких колеса – одно за другим, между ними узенькое сиденье. Седок отталкивался от земли ногами и мог передвигаться со скоростью 20 км/ч. Над Дрезом, ехавшим по улице на велосипеде, все смеялись. Но его машина, названная по фамилии изобретателя дрезиной, имела успех, правда, недолгий, в Лондоне и Париже. То, как выглядел велосипед Дреза, известно по карикатурам в юмористических журналах. Насмешки стали причиной забвения дрезины. Сам Дрез умер в нищете, его велосипед продали за 5 марок. А название «дрезина» закрепилось за другим изобретением Дреза – тележкой, передвигающейся по железнодорожным рельсам.
Увлечение самокатом пережила Англия в 20?х годах XIX в. Там он сделался фирменным средством передвижения лондонских денди. Их самокаты изготавливались в виде потешных лошадок и назывались «денди?кони». Именно в Англии в 1818 г. был выдан первый патент на велосипед. Запатентованное устройство описывалось как «машина, служащая для уменьшения трудов и усталости от хождения, позволяющая в то же время использовать большую скорость и обгонять пешеходов».
Следующий этап в истории велосипеда связан с изобретением в 1836 г. шотландцем Гевином Дальзелем педалей, избавивших ездока от необходимости отталкиваться ногами. Размеры переднего колеса начали неудержимо расти, пока не превысили человеческий рост. Такая конструкция была весьма неустойчива, особенно из?за отсутствия тормозов. Последние были придуманы в середине XIX в. одновременно в Германии и Франции. Филипп Фишер, слесарь из немецкого городка Оберндорф, до старости ездил на велосипеде собственного изготовления – с тормозами. В 1884 г. его сын Фридрих открыл фабрику по производству велосипедов. В отличие от Фишера француз Пьер Мишо, сконструировавший велосипед с тормозами в 1855 г., сам поставил на конвейер производство своих «мишолинов» и, продавая их по 500 франков за штуку, первым разбогател на этом изобретении. В 1858 г. англичанин Джон Шергольд придумал велосипедную цепь, а седло переместил к середине рамы.
Во второй половине XIX столетия велосипед постоянно усовершенствовался. В 1867 г. появились спицы, в 1868?м – резиновый обод, в 1869?м – ведущее заднее колесо. Велосипеды постепенно перестали восприниматься как экзотика: в Париже в 1869 г. их насчитывается уже 1300 штук, а через тридцать лет – в пятьсот раз больше. Но основным недостатком велосипеда оставалась тряска при передвижении. В 1885 г. шотландский врач Данлоп, купивший своему сыну новый «бициклет», задумался над тем, как избавиться от непрерывной тряски. Он взял садовый шланг и обернул в него колеса. Сначала шланг наполнялся водой, но эта конструкция оказалась слишком тяжелой. Данлоп стал надувать отрезок шланга воздухом, ему же принадлежит идея ниппеля. Количество изобретений и усовершенствований, связанных с велосипедом, не иссякало: в 1892 г. во Франции было выдано 1000 патентов, в Англии – 2400, в США – 4000. В 1893 г. оба колеса стали одинакового диаметра, а в 1898 г. была придумана «трещотка», то есть свободный ход. Вот так постепенно велосипед получил привычный для нас вид.
В начале XX в. велосипед был невероятно популярен: проводились бесконечные соревнования «циклистов», выпускалась специальная обувь и «велодоги» – револьверы для защиты от собак. Велосипедами снабжали почтальонов и курьеров. В Германии, а затем и в других странах начали создаваться велосипедные подразделения (в России они назывались «самокатными»). Разрабатывались велосипеды спортивные, охотничьи, складные, детские, дамские и т. д.
В XX в. велосипед стал излюбленным средством передвижения во многих странах Европы и в Китае. В странах Азии на смену традиционным рикшам пришли велорикши. Развитие велоспорта привело к разделению спортивных велосипедов на шоссейные и трековые. Кроме того, долгое время в программе Олимпийских игр были трековые гонки на тандемах – велосипедах с двумя спортсменами.
Технический прогресс второй половины XX в. не обошел и велосипед. Даже дорожные велосипеды стали многоскоростными. В изготовлении велосипедов стали применяться новые материалы – легированные стали, алюминиевые сплавы, композиты. Это позволило облегчить машины, сделать их более прочными. В конце XX в. стали популярны горные велосипеды с прочной рамой, широкими шинами. Велосипеды стали практически «вездеходными».

Источник: 100 знаменитых изобретений. 2009

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
190.68 кб

Изобретая велосипед: культурные практики, репрезентации и конструирование идентичности в конце XIX в

Ходнев Александр Сергеевич
В статье анализируются культурные практики, возникшие в разных странах в конце XIX начале XX в., связанные с использование велосипеда. Выявлены особенности конструирования идентичности и проявление репрезентаций.
Читать PDF
440.16 кб

Маршруты активного туризма как средство воспитания исторической памяти молодёжи (на примере велосипе

Лагусев Юрий Михайлович, Потапенко Татьяна Алексеевна
Туризм обладает значительной воспитательной функцией.
Читать PDF
145.27 кб

Мотив путешествия в повестях Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и «Трое на велосипе

Карасева Татьяна Борисовна, Гринштейн Аркадий Львович
В статье рассматривается изображение путешествия как сюжетно-фабульной основы повестей Д.К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и «Трое на велосипедах».
Читать PDF
324.65 кб

Метод биологической обратной связи в подготовке велосипедистов высокой квалификации

Станиславская И. Г., Кузнецова В. А.
Читать PDF
117.39 кб

Фестиваль тщеславия или прощание с велосипедом

Быков Дмитрий
Читать PDF
182.00 кб

«Велосипедист на болоте»: уроки и перспективы расширения ЕС в XXI в

Тэвдой-бурмули Александр Изяславович
Последнее расширение породило ряд специфических, не имевших аналогов в предшествующей истории ЕС, проблем.
Читать PDF
257.41 кб

Динамика психических состояний спортсменов-велосипедистов перед соревнованием

Кузнецова Вера Александровна
В работе изложены результаты исследования динамики психических состояний спортсменов-велосипедистов перед соревнованием.
Читать PDF
189.48 кб

2009. 04. 028. Адебажо А. «Велосипедная» стратегия ЮАР в африканских двусторонних связях. Adebajo A.

Олишевко В. С.
Читать PDF
179.51 кб

Из истории развития велосипедного спорта в России (конец XIX начало XX В. )

Белюков Дмитрий Анатольевич
В статье на основе ранее не известных архивных документов рассматривается развития велосипедного спорта в России в конце XIX начале XX вв. (на примере Псковской губернии).
Читать PDF
454.85 кб

К вопросу разработки маршрутов велосипедного туризма на территории Астраханской области

Карабаева Алтынганым Зинетовна, Мармилов Александр Николаевич
В работе рассматривается один из популярных видов отдыха велосипедный туризм. Изучаемая территория расположена в Астраханской области, где имеются все условия для разработки велосипедных маршрутов.
Читать PDF
178.98 кб

Мотоциклы и велосипеды как новые средства передвижения в повседневности южнороссийских колхозников 1

Гадицкая Марина Александровна
В статье раскрывается один из знаковых сюжетов сельской повседневности периода колхозного строительства, когда в деревне появляются в массовом порядке ранее не характерные средства передвижения мотоциклы и велосипеды.
Читать PDF
954.15 кб

ПЛАСТИК, ВЕЛОСИПЕДЫ И ГОРОДСКИЕ ГРАЖДАНСТВА: ДВА СЛУЧАЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУР В САНКТ-ПЕТЕРБУР

Головнёва Анастасия Владимировна, Чернышева Любовь Алексеевна
В статье рассматриваются сценарии возникновения городских инфраструктурных гражданств связей горожан с сообществами разных масштабов, проявляющиеся через практики обращения с инфраструктурами.

Похожие термины:

  • Велосипедный корпус

    Экспериментальный армейский корпус, созданный в середине 1890?х гг. при поддержке генерал?майора Нельсона Майлза. Генерал, командовавший состоявшим из чернокожих 25?м пехотным полком, расквартирова
  • ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ПРОБЕГ ПЕНЗА–МОСКВА

    (3–11 авг. 1928). В июле на Пенз. трубочном з-де (ныне завод имени Фрунзе) были изготовлены первые пробные велосипеды. С целью испытания машин 3 авг. был организован велопробег на 1-ю Всесоюз. спартакиаду.
  • ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ

    соревнования: гонки на шоссе, треке; велокроссы; фигурная езда и игра в мяч на велосипедах (велобол). Зародился в Европе во 2-й пол. 19 в. В ПЕНЗ. первые соревнования (гонки на шоссе) состоялись в 1914. В ию
  • Велосипедный завод им. Г.И. Петровского

    Создан в 1923 и уже в довоенные годы выпустил около миллиона велосипедов. За четыре послевоенных десятилетия с конвейера ХТЗ сошло более 22 миллионов машин 50 моделей. Завод был рассчитан на ежегодный
  • Современные велосипеды

    По сравнению с другими видами транспорта у велосипеда есть неоспоримые преимущества. Он и дешев, и не нуждается в топливе, и не загрязняет атмосферу. А еще он очень маневрен и мобилен, что особенно