ВЕНЕРА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЕНЕРА
лат. Venus, p. п. Veneris) - в рим. мифологии и религии богиня, дочь Юпитера и Дионы. Принадлежала к числу древнейших италийских божеств. Первоначально почиталась как божество садов и огородов. Позднее была отождествлена с др.-греч. богиней Афродитой и стала почитаться как богиня любви и красоты.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ВЕНЕРА
богиня весны и произрастания, отождествляемая с греческой Афродитой. Поклонение ей приобрело особенное значение при Цезаре и Августе, которые считали себя потомками ее сына Энея и объявили Венеру своей покровительницей. У римлян Венера была богиней супружеской любви, а не любви вообще, как греческая Афродита.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Венера
в римской мифологии богиня садов, плодов, красоты, любви; прародительница потомков Энея и покровительница римлян. Особую популярность Венера приобрела в I в. до н. э. Сулла считал, что Венера приносит ему счастье; Помпей посвятил ей храм как Победительнице; Цезарь рассматривал ее в качестве прародительницы Юлиев. Известное распространение получил культ Венеры и Адониса — ее погибающего и воскресающего любовника. Соответствует греческой богине Афродите. Образ Венеры отражен на художественных полотнах С. Боттичелли, Тициана, П. Рубенса, А. ван Дейка.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Венера
(лат. Venus), рим. богиня, отождествл. с греч. богиней любви Афродитой. В 295 до н. э. в Риме был учрежден государств, культ В. В 215 до н. э. римляне освятили храм В. Эрицинской (т. е. В. с горы Эрике в Сицилии). В 1 в. до н. э. культ В. начинает использоваться в политич. целях. Сулла установил культ В., приносящей счастье и обещающей победу; Цезарь посвятил храм В. Родительнице (Venus Genetrix) как прародительнице рода Юлиев. Заботы о культе В. Родительницы впоследствии взял на себя приемный сын Цезаря Август. Так как В. считалась матерью Энея, ее стали почитать как прародительницу всех римлян. В искусстве и литературе послеантичного времени греч. богиня любви Афродита и связанные с ней мифы отразились преим. в их рим. преломлении. Произведения, посвящ. Афродите, носили назв. «В.» (скульптуры А. Ж. Майоля, О. Ренуара; картины Боттичелли, Лукаса Кранаха Старшего, Тициана, Джорджоне, Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Беклина, Фейербаха; басня Г. Сакса; поэма Шекспира «Венера и Адонис»).

Источник: Словарь античности. 1989

ВЕНЕРА
в рим. миф. богиня садов, имя ее употребл. как синоним плодов. В., почитавш. в нек-рых городах Италии как Фру-тис, была отожд. с матерью Энея Афродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародит. потомков Энея и покровит. римлян. Большое влияние на распростр. культа В. в Риме оказал знамен. сицилийский храм В. на горе Эриксе, откуда было заимствов. почит. этой богини как В. Эруцины. Особую популярн. В. приобрела в 1 в. до н.э., когда ее покровит. пользовались: Сулла, считавший, что В. приносит ему счастье и сам принявший прозвище Эпафродит; Помпей, посвятивший ей храм как Победительнице; и особенно Цезарь, считавший ее прародит. Юлиев. Др. ее эпитеты: «милостивая», «очищающая», «конная», «лысая» (по преданию, в память самоотверж. римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовл. канатов) и др. У писателей В. — прежде всего богиня любов. страсти, мать Амура. С распростр. вост. культов В. стала отожд. с др. богинями — Исидой, Астартой. Известное распростр. получил культ В. и Адониса — ее погибающ. и воскресающ. любовника.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Венера
лат. Venus, Veneris)
   первоначально в римской мифологии богиня весны и садов, затем богиня любви и красоты; отождествлялась с греческой богиней Афродитой.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   В римской мифологии Венера - первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней красоты и любви, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.
   (Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)
   * * *
   Первоначально малоизвестное италийское божество, чье имя значило "очарование" или "красота" и связано с классическим латинским прилагательным "venustus" (красивый, изящный). Венера ассоциировалась с растительной, а не животной плодовитостью. Впервые она была идентифицирована с Афродитой в культе Афродиты на горе Эрикс на Сицилии, который, согласно традиции, учредил Эней после смерти своего отца Анхиса. С 215 до н. э. Венера Эрицинская имела храм в Риме, поэтому она приняла на себя все функции Афродиты, в том числе ее легендарных спутников (см. Адонис, Купидон, Марс). Она особенно почиталась в официальном государственном культе, потому что Юлианская фамилия (последним императором которой был Нерон) выводила свое происхождение от Энея, сына Афродиты. Здесь богиня почиталась как Венера Прародительница, создательница всего живого; ей Лукреций Кар посвящает вступление к своей поэме "О природе вещей".
   В средние века Венера была известна и как Анадиомена ("появляющаяся на поверхности моря") главным образом благодаря картине Апеллеса, и как Прародительница (Genetrix); но чаще она идентифицировалась с одним из семи средневековых грехов - чувственностью, и изображалась с зеркалом, как символом праздной неги, которая должна быть преодолена Целомудрием. В аллегорических битвах Души, образцом для которых была "Психомахия" ("Сражение за душу") Пруденция, она всегда находится в ряду пороков, и подобная интерпретация существует продолжительное время на таких картинах, как "Триумф мудрости над пороком" Мантеньи и "Битва любви и чести" Перуджино. Венера в самом деле была средоточием средневекового страха перед наготой и язычеством. Существовало много сказок о юношах, соблазненных Венерой, чтобы стать служителями дьявола. А в хронике 14 в. записано, что языческая статуя Венеры, найденная в Сиене, была поставлена на пьедестал и окружена восхищением, пока горожане не догадались, что именно она стала причиной поражения, нанесенного им флорентийцами. Тогда сиенцы разбили ее и тайно похоронили на вражеской территории.
   Новая и неоклассическая Венера воцарилась в поэмах галантной и куртуазной любви; Гауэр, например, написал свою "Исповедь влюбленного" в форме диалога между ним самим и "жрецом Венеры". Троил Чосера страдает и умирает как ее слуга. Итальянские неоплатоники с их верой в любовь как метафизический опыт, ведущий к осознанию божественного, возвратили "живую" Венеру, свидетельство тому - "Весна" Боттичелли. Роскошная живопись в стиле барокко во дворце Фарнезе, принадлежащая кисти Караччи, иллюстрирует власть Любви изменять душу и представляет Венеру в разных ее аспектах. Написано также множество сцен веселья и отдыха, из которых величайшая, пожалуй, "Праздник Венеры" Тициана; а на полотне Рубенса "Ужасы войны" Венера и ее спутники оказываются невинными жертвами Марса и фурий. Прекрасные Венеры созданы Джорджоне, Веласкесом и Кановой, чья элегантная богиня носила черты сестры Наполеона Полины Боргезе. Существуют также вариации того различия, что впервые преподал Платон в своем "Пире", когда противопоставлял Афродиту Уранию ("небесную") и Афродиту Пандемос ("всенародную"), имея в виду божественную одухотворенность первой (в связи с происхождением от неба - Урана) и доступность, пошлую понятность второй. Общеизвестная картина Тициана "Любовь земная и небесная" - замечательный памятник этого разделения, но сколь бы ни разнились представления о Венере, она осталась богиней, вызывающей благоговение и интерес, но не страх.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(рим.) - древнеримская богиня садов, позднее отождествленная с Афродитой, греческой богиней любви, считавшейся матерью Энея, легендарного основателя римского государства. Мать бога любви, маленького Амура. Позднее В. отождествляли с восточными богинями чувственной любви - Исидой и Астартой. Именем В. была названа планета, которая рассматривалась как «милостивое ночное светило».
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
712.19 кб

Венера в Летнем саду и европеизация культуры русского дворянства при Петре i: письма как источник по

Заварухина Оксана Алексеевна
Приобщение дворянства к европейской духовной культуре было одним из направлений политики европеизации России при Петре I. Восприятие основ этой культуры представляло собой ознакомление с ее матрицей, которой являлась античность.
Читать PDF
608.21 кб

«Венера, снимающая сандалию» И. П. Витали и ее семейство: поиски и восстановление шедевров

Осипов Дмитрий Владимирович
Описываются поиски послевоенных следов знаменитой коллекции скульптур герцога Лейхтенбергского из усадьбы «Сергиевка», итоги реставрации одного из шедевров бронзовой скульптуры И.П.
Читать PDF
302.11 кб

Зримый и скрытый аспекты теофании в картине Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» как предмет художест

Жданов Сергей Сергеевич, Гаузер Ирина Владимировна
В статье рассматривается изображение теофании как сочетания зримого и скрытого начал в картине Диего Веласкеса «Венера с зеркалом».
Читать PDF
377.79 кб

Венера и Адонис: история божественной любви

Алина Булгакова, Алина Ершова
Статья посвящена анализу сюжета «Венера и Адонис» на основе коллекции полотен западноевропейских мастеров XVII – XVIII вв. из Большого собрания изящных искусств ASG.
Читать PDF
804.93 кб

«ВЕНЕРА В МЕХАХ»: ЦИТИРОВАНИЕ АНТИЧНОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА В ГРАФИКЕ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Парфеникова Алёна Сергеевна
Искусство ХХ века, особенно второй половины, стремилось выработать новые методы художественной выразительности. Распознавание культурных кодов прошлого становится не менее важным процессом, чем их создание.
Читать PDF
289.33 кб

Перспективы развития экранного образа. Венера современного информационного общества

Запрудин Андрей Григорьевич
В статье рассматривается процесс актуализации базовых нравственных и эстетических ориентиров в контексте эволюции экранного образа под влиянием современных технологий, а также значимость влияния этого образа на человека в частност
Читать PDF
241.84 кб

БУДУЩЕЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА "ВЕНЕРА")

Романенко Е.А.
Автор рассматривает глобальные социокультурные проекты по переустройству мира как реакцию на социальные изменения.
Читать PDF
204.63 кб

Амур, эрот и Венера в алхимической традиции

Телегин С. М.
В этой статье автор обращает внимание на изучение мифологии алхимии.
Читать PDF
374.07 кб

Опыт интерпретации произведений современной русской литературы на занятиях РКИ (Михаил Шишкин «Венер

Лилеева Анна Георгиевна
В статье говорится об интерпретации на занятиях РКИ произведений современной русской литературы с усложнённой структурой и различными стилистическими стратегиями, а также на примере интерпретации фрагментов из романа Михаила Шишки
Читать PDF
572.13 кб

Образ Родоса в травелоге Лоренса Даррелла «Размышления о Венере Морской»

Савельева Инна Геннадиевна
Жанр травелога занимает особое место в творчестве Л. Даррелла. Однако его путевая проза практически не исследована в отечественном литературоведении. Травелог «Размышления о Венере Морской» посвящен греческому острову Родос.
Читать PDF
65.89 кб

Рецепция сюжета о Венере и Тангейзере в литературе второй половины XIX В. (Р. Вагнер, О. Уайльд)

Кастрель Вера Дмитриевна
Цель статьи – осветить историю возникновения и бытования сюжета о Венере и Тангейзере от Средних веков до рубежа XIX–XX вв. и тем самым представить контекст восприятия легенды во второй половине XIX в.
Читать PDF
654.21 кб

Проблема оригинала и копии как средство создания полидискурсивности в романе Михаила Шишкина «Венери

Veronika Maltseva
Статья посвящена проблеме повторяемости, сопряженной с представлениями о нелинейном течении времени.
Читать PDF
0.00 байт

Дети и детство в романе М. Шишкина «Венерин волос»

Рыбальченко Татьяна Леонидовна
Выявляется роль детских состояний в формировании мироощущения взрослого человека проявление и столкновение архетипических образов «дитя», «мать», «анима», «анимус» в экзистенциальном сознании личности разрыв кровных связей и проти
Читать PDF
0.00 байт

К Пробл еме литературных архетипов в романе М. Шишкина «Венерин волос»

Щербак Татьяна Владимировна
Проблема литературного архетипа оказывается особенно актуальной при анализе романа М.Шишкина «Венерин волос».
Читать PDF
204.62 кб

Литературный архетип Дафниса и Хлои в романе М. Шишкина "венерин волос"

Щербак Татьяна Владимировна
Проблема литературного архетипа оказывается особенно актуальной при анализе романа М.Шишкина "Венерин волос".

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Ганеева, Венера Ахатовна

    Певица; родилась 24 марта 1955 г. в г. Казани; в 1983 г. окончила Казанскую консерваторию; народная артиска РСФСР и Республики Татарстан; с 1983 г. — солистка оперы Татарского академического театра оперы и
  • ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ

    античное понятие, обозначающее знаменитую статую Афродиты, найденную на о. Милос. Хранится в Лувре (Париж).
  • Вахитов, Венер Абсатарович

    -а, м., аббрев. 1. Ликвидация безграмотности в процессе массового обучения грамоте взрослых и подростков (в 1920–1930-е гг. в СССР). 2. Перен. разг. Постижение начальных, самых необходимых сведений о чемл.,
  • Сахаутдинов, Венер Газизович

    Ректор Башкирского государственного медицинского института; родился 1 января 1939 г. в д. Кинзябаева Башкирской АССР; окончил Башкирский медицинский институт, доктор медицинских наук, профессор, чл
  • Кашаев, Венер Набиуллинович

    Директор Дюртюлинского Дочернего Автотранспортного предприятия РБ; родился 20 октября 1949 г., с. Старый Калмаш Чекмагушевского района БАССР; окончил Уфимский нефтяной институт; 1967 г. — слесарь Уфим
  • АТМОСФЕРА ВЕНЕРЫ

    выдающееся открытие в астрономии, сделанное в 1761 М.В. Ломоносовым.
  • Ночное празднество Венеры

    см. Всенощная Венеры.
  • ПОКАЗАНИЕ ПУТИ ВЕНЕРИНА ПО СОЛНЕЧНОЙ ПЛОСКОСТИ

    незаконченная рукопись, в которой Л. попытался дать видимый путь Венеры по солнечному диску для ряда пунктов земной поверхности по отношению к вертикальной линии. Поводом к созданию труда была бр
  • Венерические болезни

    В античности гонорея, вероятно, рассматривалась как незаразная болезнь с воспалительными выделениями. О сифилисе еще не знали. Он стал известен в Европе лишь с 1500.
  • СИККА ВЕНЕРИЯ

       • Sicca Vener?a,          ?????, вероятно, нынешний Кеф, значительный город Нумидии, лежавший на холме при реке Баградас; римская колония, но первоначальное основание положили финикияне вместе с культо
  • Дерматологии и венерологии Харьк. научно-исследовательский институт

    учреждение Министерства здравоохранения АМН Украины. Основан в 1924. Является головным в стране по проблемам научных основ дерматологии и венерологии. Издает межведомственный сборник. В его структ
  • КОЖНО-ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР

    специализированное мед. учреждение по выявлению, лечению и профилактике венерических и заразных кожных болезней. Открыт 12 февр. 1923 как амбулатория для лечения больных венерич. болезнями. В 1925 ежед
  • Бодрствование в канун праздника Венеры

    Pervigilium Veneris" — латинская поэма неизвестного автора, созданная, по-видимому, во II/III вв. н. э. она состоит из 93 трохеических тетраметров, разделенных рефреном на неравные строфы. Поэма воспевает приход
  • ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТА

    скульптуры, передающие мифологически обобщенный образ «женщины вообще» (о чем свидетельствует безликость большинства В. п.). Историческая всеобщность этого сюжета документируется как длительнос
  • ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ

    глиня-ные и костные статуэтки женщин, относящиеся к ориньякскому периоду позднего палеолита (33–18 тыс. лет до н.э.). У этих фигурок очень ярко выделены признаки пола: грудь, выпуклый живот, мощные бед
  • ЯВЛЕНИЕ ВЕНЕРЫ НА СОЛНЦЕ

    работа, в которой излагаются результаты наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца, наблюдавшееся 26 мая 1761 г. в Петербурге А. Д. Красильниковым, Н. Г. Кургановым и самим Л. Написана в конце мая нач