Венгрия и Трансильвания в XVI и первой половине XVII в

Найдено 1 определение
Венгрия и Трансильвания в XVI и первой половине XVII в.

В состав Венгерского королевства к концу XV в. входили, кроме собственно венгерских земель, Трансильвания, Хорватия, Славония, Далмация, а также области, населенные словаками, закарпатскими украинцами и сербами.
Последний период самостоятельного политического существования средневековой Венгрии (1490—1526 гг.) характеризуется нараставшей опасностью турецкого завоевания. Народные массы Венгрии боролись за независимость своей родины. В конце XV в. в Южной Венгрии, по словам далматинского хрониста, была обращена в бегство 25-тысячная турецкая армия «крестьянами этой области, которые не имели военного руководителя, а также военного оружия». Господствующий класс Венгрии признал необходимым объединиться с Чешским королевством, которому также угрожало турецкое нашествие. После смерти Матьяша (Матвея) Корвина (1490 г.) венгерские феодалы избрали на престол чешского короля Владислава (Уласло) II Ягеллона, который сделал своей столицей Буду в Венгрии. При нем и его сыне Людовике (Лайоше) II Венгерское государство объединено было личной унией с Чехией (до 1526г.)
Крестьянское восстание 1514 г.
К началу XVI в. в Венгрии завершается процесс закрепощения крестьянства. Уже при Матьяше Корвине венгерское крестьянство фактически было лишено права перехода. При первом Ягеллоне государственное собрание Венгрии законом 1495 г. ограничивает в сильной степени даже вывод крестьян феодалами из чужих имений. В то же время государство принимает меры к юридическому оформлению крепостного состояния крестьянства. В этом духе в течение первого десятилетия XVI в. королевским юристом Иштваном Вербеци подготовлялось уложение — так называемый Трипартитум.
Развернувшаяся на этой почве в начале XVI в. борьба венгерского крестьянства нашла свое наиболее яркое выражение в восстании, разразившемся в 1514 г.
Предысторию этого восстания составляют провозглашение главой католической церкви Венгрии крестового похода против турок и сбор крестьян в апреле 1514 г. в крестоносное ополчение. Однако крестьяне, собравшиеся в это ополчение, восстали против собственных феодалов. Во главе восставших крестьян стал Дьердь Дожа, отличившийся в борьбе против турок и получивший незадолго до этого дворянство. Дожа командовал самым крупным, но далеко не единственным отрядом восставших крестьян: на территории Венгерского королевства действовало еще около 10 отрядов. Крестьянским восстанием летом 1514 г. оказались охваченными все земли Венгерского королевства. Активное участие в восстании принимали наряду с венгерскими крестьянами также валахи, словаки, закарпатские украинцы, сражавшиеся против общего врага — венгерских феодалов.
Сильной стороной тактики восставших являлся наступательный характер действий большинства отрядов. Спасаясь от расправы крестьян, феодалы бежали в Буду. Дожа со своим отрядом совершил победоносный поход через весь Алфельд (Среднедунайская низменность), присоединяя к себе массы восставших крестьян. При Надьлаке им был разбит дворянский отряд Стефана Бато-рия.а затем он приступил к осаде хорошо укрепленного Темешвара (Тимишоары). В июне—июле восстание достигает наибольшей силы.
Действия отдельных крестьянских отрядов оставались до конца восстания разобщенными, хотя Дожа предпринял некоторые меры к объединению сил повстанцев. Показателем слабости восставших крестьян явилась затянувшаяся на целый месяц осада Темешвара отрядом Дожи. Это дало возможность феодалам обьединить свои силы. Под Темешваром отряд Дожи был разбит, а сам Дожа, попав в плен, был подвергнут страшной казни — его посадили на раскаленный трон и короновали раскаленной короной. Восстание после этого пошло на убыль. Однако сопротивление крестьян отдельных областей продолжалось до осени 1514 г.
Восстание крестьянства Венгрия, являвшееся одной из великих классовых битв средневековья, характерно не только своим размахом, но и тем, что в ходе его повстанцы выдвинули весьма радикальные требования, которые дошли до нас в изложении хронистов. Дожа и другие руководители восставших крестьян, среди которых выделялся священник Лаврентий, призывали истребить дворян всех до единого. В своем обращении к крестьянам Дожа нарисовал яркую картину угнетения крестьянства господами. Главное зло он видел в крепостном состоянии крестьянства, которое он именовал рабством. Уничтожение крепостничества Дожа считал основной целью борьбы. Развивая требование уничтожения дворянства и установления равенства, руководители восстания пришли к выводу о необходимости раздела дворянских земель. Таким образом, в ходе венгерского восстания 1514 г. было выдвинуто революционное требование уничтожения феодально-крепостнического строя.
Разгромив отряды восставших крестьян, венгерские феодалы поспешили законодательно закрепить свои пошатнувшиеся позиции. На состоявшемся в том же году государственном собрании прикрепление крестьян к земле, фактически существовавшее уже задолго до восстания, было провозглашено в качества закона. Но удары восстания 1514 г. были настолько сильны, что венгерские феодалы не могли оправиться от них в течение длительного времени. Об этом свидетельствовали законы о возвращении крестьян, ушедших от своих господ во время восстания 1514г., издаваемые на протяжении всей первой половины XVI в.
Закрепощение крестьянства и разгром крестьянского восстания привели к политическому и военному ослаблению Венгерского государства и в значительной степени способствовали поражению Венгрии в войне против турок и последовавшему вслед за этим распаду государства на три части. Запретив в 1514 г. вооружение крестьян и отстранив их от участия в деле обороны страны, венгерское дворянство заранее обрекло на неудачу борьбу с турками.
Восстание в горных словацких городах 1524—1526 гг.
Словацкие крестьяне приняли активное участие в крестьянской войне 1514 г. Словаки комитатов Гонт и Новоград были в числе первых, ставших под знамя восстания. Однако жители большинства городов не поддержали выступления крестьян. В этом заключалась одна из главных причин поражения восстания 1514 г.
Положение изменилось к 20-м годам XVI века, когда в Венгрию, в том числе и в словацкие земли, начали проникать реформационные учения, получившие распространение в широких слоях населения. Распространение Реформации облегчалось тем обстоятельством, что в Словакии положение жителей городов резко ухудшилось. Особенно тяжелой была жизнь словацких горняков. В 1524 г. начинается восстание в горных словацких городах. Владельцы рудников Фуггеры и Турзо жестоко эксплуатировали горняков. Не меньшим притеснениям подвергались рабочие и со стороны городского патрициата, состоявшего в основном из чужеземцев.
Непосредственным поводом к восстанию послужил отказ горняков в Кремнице, Банска-Бистрице и других городах принимать неполноценные деньги, которыми расплачивались Фуггеры. Рабочие изгнали представителей Фуггеров и прекратили работу, дав клятву не приступать к ее возобновлению до выполнения их требований. Одновременно рабочие добивались смещения городских властей. В мятежные города были посланы королевские чиновники, которым было передано отнятое у Фуггеров управление рудниками в Банска-Бистрице. Но положение горняков не улучшилось, и недовольство рабочих продолжало расти.
В первых числах марта 1526 г. горняки Банска-Бистрицы, к которым присоединились и бюргеры, выступили с оружием в руках и потребовали повышения оплаты своего труда. Государственный совет счел это событие делом величайшей важности и поручил королевскому юристу Вербеци отправиться в горные города, чтобы подавить восстание, истребить «лютеровскую ересь».
Вербеци прибыл в Бистрицу 8 апреля. Здесь он собрал чрезвычайный суд из местной шляхты. Справедливые требования рабочих и их выступления были квалифицированы как преступления, руководители восстания были преданы жестокой казни, а их имущество, так же как и имущество бежавших, конфисковано.
Совершив эту расправу, Вербеци покинул горные города, но не успел он уехать, как в словацких городах вновь вспыхнуло восстание. В августе 1526г. правительство опять посылает карателей. Почти одновременно с восстаниями в горных городах отмечаются выступления городского плебса и в Братиславе (в начале 1526 г.).
Крайне раздробленное, обескровленное феодальным террором крестьянство не оказало поддержки городам, так же точно, как и города в 1514 г. не помогли крестьянам в их борьбе против феодалов.
Потеря Венгрией независимости и ее раздел
Сотрясаемая внутренними усобицами, Венгрия оказалась неспособной справиться с турецким нашествием. После поражения венгерско-чешской армии в битве с турками при Мохаче венгерское дворянство, так же как и чешское, провозгласило королем (вместо убитого при Мохаче Людовика II) Фердинанда I Габсбурга; феодалы Хорватии и Славонии также подчинились Габсбургам. Но власть Габсбургов утвердилась только в западной части Венгрии, в то время как восточные земли оказались под властью турок, захвативших в 1541 г. Буду. В вассальную зависимость от турок попала и Трансильвания. Трансильванское дворянство поставило во главе страны Яноша Запольяи (Яна Заполья), жестокого усмирителя крестьянского восстания 1514 г., крупнейшего трансильванского магната, признавшего себя вассалом турецкого султана. Венгрия перестала, таким образом, существовать как самостоятельное государство.
Политика венгерского и трансильванского дворянства не только способство» вала падению Венгерского государства, но и поставила под угрозу турецкого нашествия народы Центральной Европы. «Венгерская олигархия,— подчеркивает Маркс, — проложила туркам дорогу в Германию» ( К. Маркс, Хронологические выписки, «Архив Маркса и Энгельса», т. VII, стр. 212. ).
Социально-экономические последствия раздела Венгерского государства
Более полутора столетий Венгерское государство оставалось разобщенным на три части. Это был период хозяйничанья на венгерской земле турецких янычар и габсбургских наемных войск, период, в течение которого Венгрия являлась ареной постоянных войн (австро-турецких, войн венгерских магнатов). Непрерывные набеги турок на пограничные области вели к уничтожению крестьянских хозяйств и истреблению самих крестьян. В это время исчезает с лица земли значительное число деревень.
Раздел государства явился основным препятствием для развития в Венгрии внутреннего рынка и имел также своим последствием упадок венгерских и словацких городов. В областях турецкого господства ремесло и торговля в городах резко сократились. В габсбургской же Венгрии и в Трансильвании феодальная раздробленность, постоянные междоусобные войны, наконец, прикрепление крестьян к земле, делавшее невозможным их уход в города, предопределили экономическую слабость городов. Вследствие этого венгерские, словацкие и трансильванские города не имели в то время какого-либо политического веса. Хотя городская верхушка и была представлена в Венгерском государственном собрании, основную роль там играло дворянство.
Венгерские земли под турецким игом
На захваченной территории Венгрии крестьянство рассматривалось турецкими феодалами как объект беспощадной эксплуатации. Венгерский крестьянин, так же как хорватский и сербский, был обязан нести повинности в пользу турецкого военно-феодального государства (в частности, поземельную подать — харадж), а также в пользу турецких феодалов — спахиев, отдавая половину своего урожая. Крестьяне страдали также от периодических набегов турецких отрядов на отдельные районы, в результате чего крестьяне лишались скота, имущества, массами угонялись в рабство. Кроме того, крестьяне пограничных районов этой части Венгрии часто подвергались пабегам отрядов бежавших с занятых турками земель венгерских феодалов, которые продолжали требовать с крестьян различного рода поборы. Все это вело к разрушению производительных сил и подрывало развитие товарно-денежных отношений. Многие города Венгрии, захваченные турками, были покинуты ремесленниками и торговцами и сохранялись лишь как военно-административные центры.
Господство турок являлось серьезным препятствием для культурного развития народов Венгрии. Турецкие феодалы не считались с традициями, обычаями, культурным наследством немусульманских народов. Более чем полуторавековое иноземное владычество задержало историческое развитие Венгрии.
В борьбе с чужеземными захватчиками венгерские и славянские народы проявляли массовый героизм. В 1532 г. защитники города Кесега заставили отступить превосходящую по силам турецкую армию. Благодаря стойкости народных масс в 1552 г. город Эгер в течение нескольких месяцев выдерживал трудную осаду со стороны многочисленной турецкой армии. В 1566 г. отряд венгерских и хорватских воинов ценой своей жизни задержал у Сигетвара турецкую армию, продвигавшуюся по направлению к Вене. На границе были воздвигнуты и постоянно восстанавливались руками венгерских крестьян крепости, задерживавшие продвижение турок в глубь Центральной Европы.
Венгерские и словацкие области под властью Габсбургов
После поражения при Мохаче западная часть Венгрии, населенная главным образом венграми и словаками, была присоединена к владениям Габсбургов в качестве зависимых земель. Венгерское государственное собрание было сохранено, но решения его приобретали силу лишь после утверждения их венским двором. Габсбурги стремились использовать Венгрию прежде всего в целях защиты от турок своих наследственных владений. Венгерское крестьянство содержало армию австрийских наемников, подвергавших страну беспощадному грабежу. Имения же венгерских дворян были освобождены от воинского постоя.
Союз с Габсбургами обеспечивал венгерскому дворянству усиление феодально-крепостнической эксплуатации венгерских и славянских крестьян и подавление их сопротивления. Габсбурги сохранили за венгерским дворянством власть над невенгерскими народами, населявшими страну. К ним относились прежде всего словаки и закарпатские украинцы, которые подвергались насильственной мадьяризации. Несмотря на это, словаки и украинцы сумели сохранить свою национальную самобытность. Словацкие ремесленники составляли основную массу непосредственных производителей многочисленных городов Словакии, сохранивших значение центров ремесла и торговли благодаря отдаленности от турецкой пограничной линии и недоступности для турецких набегов. Словацкое крестьянство неоднократно восставало против феодального гнета.
Трансильванское княжество
В состав Трансильванского княжества входили собственно Транеильвания, а также ряд восточных комитатов Венгрии, населенных венграми, словаками и закарпатскими украинцами. Князья Трансильвании признавали себя вассалами турецкого султана, сохраняя известную самостоятельность в решении внутренних дел.
Трансильванские князья избирались обычно трансильванским государственным собранием в котором были представлены венгерское дворянство, секейская знать (секеи — венгерское племя, поселившееся в Траисильвании) и верхушка саксонских городов ( Саксы — венгерское (мадьярское) наименование немцев, живших в Трансильвании. ), основанных в Трансильвании выходцами из Германии. Это государственное собрание неоднократно принимало законы, закреплявшие крепостную зависимость трансильванского крестьянства.
Трансильванские князья Иштван Бочкаи (1605—1606), Габор Бетлен (1613— 1629), Дьсрдь Ракоци I (1630—1648), считавшие себя единственными законными претендентами на венгерский престол, вели войны против Габсбургов, выдвигая лозунги освобождения Венгрии. Бочкаи при этом привлекал на свою сторону отряды гайдуков, составлявшиеся из беглых крестьян. Габор Бетлен был одним из инициаторов проекта создания широкой антигабсбургской коалиции всех некатолических держав; он направил с этой целью посольство в Москву, Габор Бетлен и Дьердь Ракоци I участвовали в Тридцатилетней войне, первый — в качестве союзника протестантской Чехии, второй — как союзник Швеции и Франции. Вместе с тем трансильванские князья и дворянство подчиненной Габсбургам части Венгрии совместно выступали против восстававшего крестьянства. В 1619 г. Табором Бетленом издано было распоряжение о суровом наказании крестьян за нападения на дворянские усадьбы.
Положение крестьянства в Габсбургской Венгрии и в Трансильвании
Усиление крепостной зависимости крестьянства и упрочение феодальной собственности на землю закреплялись законодательством XVI—XVII вв. В системе феодальных повинностей важное значение имела барщина. Законом она была ограничена 52 днями в году, однако во второй половине XVI и в начале XVII в. в отдельных частях Венгерского королевства феодалы заставляли крестьян работать на них 2—3 дня в педелю, а в ряде мест устанавливалась произвольная барщина «по воле господина». Рост значения барщииы в ХVI—ХVII вв. связан с дальнейшим развитием в этот период барского хозяйства. Венгерские и трансильванские феодалы сбывали сельскохозяйственные продукты, в первую очередь зерно и скот, императорской армии и на внешний рынок — в Северную Италию, Австрию, Чехию, Швецию и Германию. Во время полевых работ в угоду феодалам крестьяне освобождались законом от выполнения государственных повинности.
С целью расширения барской запашки феодалы Венгрии и Трансильвании захватывали крестьянские земли. От этого времени сохранились многочисленные жалобы крестьян на произвольное увеличение барщинных работ, равно как и на лишение крестьян общинных угодий и пахотных земель. Кроме «обычных» повинностей, феодал облагал крестьян штрафами.
Церковь в этот период стремится к увеличению десятины, натуральной и денежной. Часто сбор десятины церковь сдавала на откуп, причем преимущественное право откупа закон предоставлял дворянам. Тяжелы были повинности крестьян и по отношению к государству, в пользу которого шли регулярные и чрезвычайные денежные налоги, натуральные поборы на содержание войск. Особенно обременительными были извозная повинность, обязанность по охране и сопровождению пленных, а также работы по восстановлению и ремонту крепостей. Часто сбор государственных налогов производился самими феодалами.
Рост крестьянских повинностей, увеличение барщины, расширение барской запашки приводят в XVI—XVII вв. к упадку крестьянского хозяйства. Еще в 1539 г. эстергомский архиепископ говорил, что «угнетенное положение крестьян делает невозможным земледелие, хотя бог и наградил Венгрию плодороднейшей почвой».
Классовая борьба крестьянства габсбургской Венгрии и Трансильвании в XVI и первой половине XVII в.
После разгрома крестьянской войны 1514 г. в Венгрии в течение более 10 лет продолжались выступления крестьянства отдельных местностей.
В 1526 г. началось восстание венгерских, молдавских, валашских и сербских крестьян под руководством Ивана Черного. Восстание охватило большую территорию и было подавлено только в июле 1527 г. Напуганные восстанием, феодалы приняли на государственном собрании 1527 г. закон о создании в каждом комитате особого дворянского суда для расправы над «ворами, разбойниками, поджигателями, убийцами и другими подобными им злоумышленниками» (так дворянство именовало выступавших против феодальной эксплуатации крестьян).
В течение апреля и мая 1562г. в Трансильвании происходило крупное восстание секейских крестьян под руководством Дьердя Надя. По свидетельству хрониста, в войске секеев насчитывалось около 60 тыс. вооруженных всадников и пехотинцев. Трансильванскому князю Яношу Жигмонду удалось в конце мая 1562г. подавить восстание, использовав предательство секейских дворян, временно примкнувших к нему. Руководители восстания, в юм числе и Дьердь Надь, были казнены в городе Сегешваре (Сигишоаре), и в том же году государственное собрание Трансильвании объявило секейских крестьян государственными крепостными.
В конце 60 — начале 70-х годов XVI в. происходит ряд новых восстаний крестьян, наиболее крупные из них — на Тисской равнине и в Хорватии. Сохранились свидетельства о распространении радикальных реформационных учений, становившихся во время крестьянских восстаний идеологией восставших масс.
Еще в конце 50-х годов XVI в. в Трансильвании и в восточных комитатах Венгрии получают распространение анабаптизм и антитринитаризм (отрицание троичности бога); проповедниками этих учений выступают Гашпар Хелтаи, Ференц Давид и Матьяш Хеблер. Их устная (путем диспутов) и печатная проповедь (Ференц Давид, например, в конце 60 — начале 70-х годов выпустил около 10 книг) находила благоприятную почву среди крестьянства, которое принимало их как выражение протеста против социального гнета. Понимая опасность распространения этой ереси, католическое духовенство еще в 1558 г. добивалось осуждения и сожжения Хелтаи, Давида и Хеблера. Вспыхнувшее в 1569 г. в районе Дебрецена крестьянское восстание под руководством Дьердя Карачоньи проходило под лозунгом борьбы за принципы анабаптизма и антитринитаризма. В 1570 г. 10-тысячная армия Карачоньи была рассеяна венгерскими феодалами и турками. Однако учения представителей левого крыла Реформации широко распространялись в Венгрии и Трансильвании и после этого восстания.
Вторым крупным восстанием 70-х годов XVI в. было восстание хорватских и словенских крестьян под руководством Матии Губеца. Доведенные до отчаяния произвольными действиями феодалов, крестьяне обратились сначала с жалобой к королю, но безуспешно. После этого, в 1572 г., началось восстание, охватившее районы Загреба и Варашда; центром его стало Загорье. Поддержку восставшие нашли у крестьян областей в долине Савы, а также у словен Каринтии и Штирии. К началу февраля 1573 г. в рядах восставших насчитывалось около 20 тыс. крестьян, которые, собравшись у Штубицы, объявили Губеца «крестьянским королем». Восставшие требовали уравнения в правах крестьян и господ, ликвидации власти феодалов, уничтожения барщины и десятины, раздела дворянских имений между крестьянами.
17 февраля 1573 г. потерпел поражение у Штубицы главный отряд Губеца. Сам же он был взят в плен и подвергнут мучительной казни. Поражению восстания способствовало разделение крестьянского войска на ряд мелких самостоятельных отрядов.
В XVII в. антифеодальная борьба крестьян Венгрии и Трансильвании продолжалась. Осенью 1631 г. восстали венгерские и словацкие крестьяне в Токае (Хедьялья). Причиной восстания было увеличение барщины местными феодалами. Восставшие выдвинули из своей среды руководителя — Петера Часара. Веря в возможность мирного соглашения с господами и надеясь на помощь императора, Петер Часар с другими руководителями крестьян отправился в город Кошице для переговоров с дворянами. Там они были схвачены, подвергнуты пыткам и убиты. После этого восстание вспыхнуло с новой силой и охватило, кроме венгерских комитатов, значительную территорию Словакии и Закарпатской Украины. Однако восставшие действовали разрозненно и вскоре были вынуждены сложить оружие.
В начале 50-х годов XVII в. восстали хорватские и венгерские крестьяне в районе Загреба. Это восстание было подавлено лишь в 1659 г.
С восстаниями крепостных крестьян в XVII в. сливалась борьба горнорабочих Трансильвании и Словакии. В 1637 и 1659 гг. выступали работавшие в рудниках крестьяне поселка Тороцко (Трансильвания), которые боролись против стремления владельцев рудников свести их на положение крепостных.
Крестьяне применяли и пассивные формы борьбы, из них наиболее распространенной формой в этот период являлось бегство крестьян. Так, например, в 1625 г. в одном имении графа Чаки на каждые 100 крепостных приходилось 20, а в 1657 г. — 17 беглых. Почти каждое государственное собрание XVI—XVII вв. принимало законы, направленные против беглых крестьян. Опасаясь потери рабочих рук, венгерские дворяне добиваются у Максимилиана II в 1574 г. запрещения дворянам Австрии и Чехии принимать беглых крестьян из Венгрии.
Беглые крестьяне, поселившиеся на восточных границах Венгрии, основывали здесь гайдуцкие поселки. Отряды вольных гайдуков, как их именуют законы второй половины XVI в., громили помещичьи усадьбы. Гайдуки не признавали дворянских властей и не платили государственных налогов. В гайдуцкие поселки шел постоянный приток беглых крестьян. В 1604—1606 гг. отряды гайдуков были приняты на службу трансильванским князем Иштваном Бочкаи, который привлекал их для борьбы с Габсбургами и дал их поселкам ряд привилегий, в частности узаконил освобождение гайдуков от налогов.
Реформация и контрреформация в Венгрии
Идеи реформации появляются в Венгрии с 20-х годов XVI в. В религиозную борьбу втягиваются все классы общества. Представителями крестьянско-плебелской ереси в Венгерском королевстве были анабаптисты, основную массу которых составляли крестьяне, рабочие-лесорубы, горнорабочие.
Характерно, что и в Венгрии идеи народной реформации получают наибольшее распространение в период подъема классовой борьбы крестьянства (конец 60 — начало 70-х годов XVI в.), во время восстаний под руководством Дьердь Карачоньи и Матии Губеца, когда были выдвинуты основные требования крестьянско-плебейской ереси. Даже в период, когда Габсбурги допускали для дворян свободу религии, феодальное законодательство сурово карало за принадлежность к секте анабаптистов. В обстановке политического распада страны и экономического упадка городов венгерское бюргерство не занимало самостоятельной позиции в реформации и примыкало к протестантскому направлению. Это направление возглавлялось дворянством, которым руководило прежде всего желание захватить церковные земли.
Уже в середине XVI в. начинается переход католической реакции в наступление. Опорой католицизма выступают Габсбурги. В 1548, 1550 и 1563 гг. ими были изданы законы о возвращении католической церкви всех ее земельных владений.
Напуганное классовой борьбой крестьянства во второй половине XVI и начале XVII в., венгерское дворянство возвращается к католицизму, принуждая к этому и крепостных крестьян.
Культура Венгрии в XVI в перкой половине XVII в.
Культура венгерского народа в XVI—XVII вв. отразила бурную эпоху острой классовой борьбы и упорного сопротивления венгерского народа турецким завоевателям и ассимиляторской политике австрийских Габсбургов. Замечательной чертой венгерской литературы и музыки этого периода является насыщенность не только мотивами суровой борьбы с превосходящими силами врагов, но также и светлыми гуманистическими мотивами наслаждения природой, любовью и радостями жизни. Ярким представителем такого гуманистического искусства, неразрывно связанного с самоотверженной борьбой за родину, был Балинт Балашша (1554—1594), самый ранний лирический поэт Венгрии, последователь Петрарки. Он писал лирические любовные стихи («Журавлям» и др.), веселые солдатские песни («Тем, кто пьет вино», «Солдатская песнь»), патриотические стихотворения, проникнутые болью и тревогой за судьбу родины («Плач», «Прощание с родиной» и др.). Преданность родине он засвидетельствовал не только всей жизнью и творчеством, не и своей смертью: поэт пал в борьбе протиь турок.
Балашша ввел в венгерскую поэзию как новую гуманистическую тематику, так и новую форму стихосложения, получившего название «строфа Балашши».
Крестьянская война 1514 г. запечатлелась в народных песнях, в сказаниях о мученической смерти предводителя крестьянских отрядов Дожи и о гибели его палачей. Поэма Таурина «Крестьянская война» (1519), написанная на латинском языке, отражала церковно-католическую идеологию ее автора — враждебного крестьянству оломоуцкого епископа.
Борьба против турецких завоевателей породила множество народных песен. Широко известен был бродячий певец, музыкант, поэт и хронист Шебештьен Тиноди Лантош (1505—1556), издавший в 1554 г. рифмованную «Хронику», сборник, содержавший также светские музыкальные произведения с текстом на веш сроком языке.
Европейскую известность приобрел венгерский композитор Балинт Бакфарк (1507—1576). Его танцевальные пьесы оказали влияние на развитие этого музыкального жанра в Польше, Австрии, Франции и Италии XVI—XVII вв., где композиторы создавали произведения «в венгерском стиле».
Среди венгерского народа наибольшей популярностью пользовалось крупнейшее эпическое произведение этого периода — вышедшая в свет в 1651 г. поэма «Сигетская осада» Миклоша Зриньи (1620—1664), получившая в дальнейшем название «Зриньиада». Сюжетом поэмы послужил эпизод героической борьбы ветров против турецких завоевателей. Зрипьи написал также много религиозных гимнов, элегий, идиллий, публицистических работ, глубоко патриотическое произведение под названием «Не трогай мадьяра, или Турецкий дурман», в котором призывал венгров к единству и борьбе за независимость Зриньи всю свою энергию писателя и политического деятеля (с 1647 г. он был баном Хорватии) посвятил делу изгнания турецких завоевателей и борьбе против национального и религиозного гнета со стороны Габсбургов. Его слова о том, что пишет он не пером, а обагренным мечом, необычайно ярко определяют боевой характер всей венгерской культуры XVI—XVII вв.
Развитие литературы на родном языке являлось в этих условиях борьбой за сохранение венгерской народности. В 1527 г. в Кракове вышел первый печатный труд на венгерском языке.
В 1559 г. там же вышла всемирная хроника Секея, написанная в прозе со стихотворным введением. В 1569 г. появилась первая национальная драма «Балашши Менигерт», написанная Каради. Борьба венгерских протестантов против насильственного восстановления Габсбургами католицизма нашла свое отражение в произведениях Хелтаи, Стораи и ряда других авторов.
Культура Словакии
В Словакии, испытывавшей в течение многих веков национальный гнет венгерских феодалов, в XV в. широкое распространение получило революционное учение гуситов. После поражения таборитов в Чехии многие из них эмигрировали в Словакию. В XV—XVI вв. распространилось в Словакии учение общины «чешских братьев». Ее деятелями было создано много школ, где преподавание велось на чешском языке. Чешский язык становится литературным языком Словакии и оказывает большое влияние на дальнейшее развитие словацкого народа.
Представители реформационного направления в Словакии связывали свою деятельность с сопротивлением ассимиляторской политике Габсбургов, с защитой национальной независимости, в то время как их противники из лагеря контрреформации, способствовали усилению национального гнета и подавлению гуситских традиций.
Деятели Реформации и представители народной культуры Словакии подвергались преследованиям со стороны как габсбургских властей, так и католического духовенства. Одним из наиболее ревностных преследователей протестантов, автором многочисленных теологических, исторических и стихотворных произведений являлся Николай Олах (1493—1568), архиепископ эстергомский, бывший королевским наместником в Словакии. Он организовал иезуитский центр в Трнаве, где издавалось большое количество католической литературы.
Тяжелые условия национального и религиозного гнета не могли, однако, остановить развитие самостоятельной словацкой культуры. В XVI и первой половине XVII в. создаются светские литературные произведения, появляется ряд научных трудов.
Юрий Тржановский (1591—1637), уроженец города Тешина, писал латинские стихи, но наибольшую известность приобрела написанная на чешском языке «Аугсбургская конфессия», протестантский сборник молитв, псалмов и песен. Песни его были чрезвычайно популярны.
Одним из наиболее видных ученых Словакии этого времени был Бенедикт из Нудожер (1555—1615). Своими исследованиями в области грамматики словацкого языка он способствовал развитию народной культуры.
В XVI в. широкое распространение в Словакии получили печатное дело и книжная иллюстрация. Многочисленные изображения сцен из народной жизни свидетельствуют о демократическом и национальном направлении, существовавшем в этой области культуры.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. 1958