Верещагин, Роман ИвановичВЕРЕЩАКА Федот

Верещагины

Найдено 6 определений термина Верещагины

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Верещагины

Верещагины. - Среди множества дворянских родов Верещагиных в древнем дворянстве утверждены Герольдией две ветви: одна, происходящая от испомещенного в 1628 г. Михаила Ивановича Верещагина и записанная в VI часть родословной книги Курской губернии, и другая, ведущая начало от Василия и Григория Степановичей Верещагиных (1660) и записанная в VI часть родословных книг Воронежской и Тульской губерний. В. Р-в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Верещагино

г., р-ный ц. в Перм. обл., расположен в 120 км к З. от Перми. Возник в 1898 при стр. ж.д. Пермь - Вятка. Первоначально ст. называлась Очерской, затем Вознесенской, а с апр. 1915 - В., в честь изв. рус. худ. В.В.Верещагина (1842-1904), к-рый останавливался здесь в февр.1904 при следовании на рус.-японскую войну. В 1907 на ст. работал слесарем изв. ур. писатель А.П.Бондин. В гражд. войну В. был местом ожесточенных боев между сторонниками белого и красного движений. В гг. ВОВ на тер. г. и его р-на было сформировано неск. воинских подразделений. 19 июня 1942 В. получил статус г. Интенсивное развитие его экономика получила только в послевоенный период. В г. имеются предприятия ж/д транспорта (з-ды по ремонту путевых машин и железобетонных конструкций), трикотажная ф-ка, комб-т хлебопродуктов, мясомолочный комб-т, з-д пластмассовых изделий. Рядом с г. разрабатывается нефтяное месторождение. В. является культ. ц. р-на. Здесь работают кооп. техникум, ПТУ, три ср. и одна гуманитарная школы, ДК, кинотеатр, неск. библ., краеведческий муз. В г. издается газ. "Заря". Нас. ок. 30 тыс. чел. (01.01.1996).    Лит.: Тиунов Г.В. Верещагино. Пермь, 1967.    Сперанский А.В., Мельчаков В.Д., Николаев С.Ф.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Уральская историческая энциклопедия

ВЕРЕЩАГИН

Василий Васильевич (1842–1904) — русский живописец-баталист. Учился в петербургской Академии художеств, а также в мастерской Ж. Жерома в Париже. Свои картины художник писал на основе зарисовок с натуры, выполненных во время его многочис-ленных путешествий по миру (он бывал в Европе, Сирии, Палестине, Индии, Японии, США), а также будучи участником воюющих армий (был в армии при завоевании Средней Азии, участвовал в русско-турецкой и русско-японской кампаниях, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре). Верещагин отказался от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи. Он смог показать будни войны, кровь, грязь и страдания, принесенные войнами народам. В его картинах не найти романтических изоб-ражений воинской схватки, это, скорее, глубокие философские размышления о войне, главной силой которой является простой солдат, а не полководец. Таковы его картины «После неудачи» (1868), «После атаки» (1881), «На Шипке все спокойно» (1878)). В своих лучших ра-ботах он поднимался до обличения завоевательных войн («Апофеоз войны» (1871)), колониализма («Подавление индийского восстания англичанами» (1884)).

 В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, ярким цветовым ре-шением. Поэтому ценны также работы художника в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи («Всадник-воин в Джайпуре» (1876)), «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1876) и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

Верещагины

династия перм. иконописцев и живописцев.    В. Прокопий Данилович, (1764, Чердынь - после 1811, Пермь), родоначальник династии, иконописец. Род. в мещанской семье. С 1780 жил в Перми. Автор 30 икон для церкви Животворящей Троицы в з-дском пос. Кизел Пермской губ.    В. Петр Прокопьевич (1795, Пермь - 1843, Пермь), сын Прокопия Данилович. Иконописец. Известна его икона "Ангел с Товием" (1823, ПГХГ).    В. Петр Петрович (02.01.1834, Пермь - 16.01.1886, Петерб.), сын Петра Прокопьевича. Живописец, пейзажист-перспективист. Первоначальное худ. образование получил в Перми у деда по материнской линии И.В. Бабина и у А.У.Орлова. Окончил ИАХ (1865). Автор многочисл. ур. пейзажей: "Станция Архиповка" (1876), "Камень Молоков" (1877), "Камень Мултык"( 1880) и др. Писал также виды Ревеля, Пскова, Нижнего Новгорода, Москвы, Петербурга, Крыма, Кавказа. Во время рус.-турецкой войны (1877-78) был на Балканах, что отразил в неск. батальных пейзажах. Произведения хранятся в ПГХГ, ЕМИИ, ГТГ, ГРМ и др. муз. России. В. Василий Петрович (01(13).01.1856, Пермь - 09.10.1909, Петерб.), сын Петра Прокопьевича. Исторический живописец, портретист, иконописец. Учился у И.В.Бабина и А.У.Орлова. Окончил ИАХ (1861). 1863-69 - пенсионер во Франции и Италии. 1869-94 -препода-вал в ИАХ. С 1860 участвовал в выставках: ИАХ, Об-ва рус. акварелистов. На Всемирных выставках в Лондоне (1872), в Вене (1873) и в Париже (1878) удостоен Зол. медалей. Содействовал проведению в 1878 Передвижной акад. выставки в Екат. и орг-ции там худ. отдела при муз. Уральского общества любителей естествознания, а также созданию в 1907 худ. отд. в Перм. науч.-пром. муз. Среди наиб. значительных работ: "Молитва Святой Анны - матери Пророка Самуила" (1864, ПГХГ), "Свидание заключенного со своим семейством" (1868, ГТГ; повтор -1869, ПГХГ), "Усталая" (1883, ПГХГ), "Осада Троице-Сергиевой лавры в 1608 году" (1891, ГРМ), иконы для Храма Христа Спасителя в Москве (1875-79, ГМИР).    В. Митрофан Петрович (1842, Пермь - 1892, Петербург), сын Петра Прокопьевича. Живописец. Учился у И.В. Бабина и А.У.Орлова. Окончил ИАХ (1871), получив за картину "Доверие Александра Македонского врачу Филиппу во время тяжкой болезни" (1871, ГРМ) Зол. медаль второго достоинства и звание классного художника ист. живописи II-й ст. В 1861 совместно с К.Ф.Гуном и братом Василием расписывал церковь в Елабуге. Умер в богадельне.    Лит.: Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1958; П.П. Верещагин, В.П.Верещагин: к 150-летию со дня рождения. Каталог (из фондов му-зеев СССР). Живопись. Рисунок. Акварель. Гравюра / Авторы вступит. ст. и сост. Е.И.Егорова и Н.В.Казаринова. Пермь, 1984; Егорова Е.И. Родословная пермских живописцев Верещагиных // Проблемы каталогизации произведений искусства в художественных музеях. Л., 1988.    Егорова Е.И.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Уральская историческая энциклопедия

ВЕРЕЩАГИН

Василий Васильевич (1842, Череповец – 1904, Порт-Артур), русский живописец и график, баталист. Родился в дворянской семье. Обучался в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге (1853–59), который закончил в чине гардемарина. В 1860 г. отказался от карьеры офицера и, выйдя в отставку, поступил в Петербургскую академию художеств; однако в 1863 г. оставил ее в знак протеста против устарелых методов преподавания. Позднее учился в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864–65). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. В путешествиях постоянно рисовал с натуры, выработав особую «репортерскую» манеру беглого контурного рисунка. Участвовал в военных действиях в Средней Азии (1867–68), в Русско-турецкой (1877–78) и Русско-японской (1904–05) войнах.

Решительный и бескомпромиссный человек с обостренным чувством долга и глубоко прочувствованным патриотизмом, Верещагин всю жизнь был «ниспровергателем основ», демонстративно нарушая общепринятые нормы. Его батальные картины представляли не героические подвиги и победы, а суровые будни, «кровь и пот войны», запечатленные с беспощадной жесткостью; он публично отказался от звания профессора АХ, направив в прессу вызвавшее скандал письмо с утверждением, что считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными». Никогда не писал на заказ; свой путь в искусстве сознательно совершал в одиночестве. Будучи близок к передвижникам по демократической направленности творчества, не вошел в их объединение; свои работы представлял только на персональных выставках, сопровождая их показ демонстрацией привезенных из путешествий экзотических предметов и музыкой.

В творчестве художника своеобразно переплелись черты академизма, «этнографического» натурализма и критического реализма. Одной из главных тем стал Восток, его история, быт и нравы. Впечатления от участия в военных действиях в Средней Азии были воплощены в Туркестанской серии картин (1871–73). Наряду с батальными сценами («Нападают врасплох», 1871; «Торжествуют», 1872; «Смертельно раненный», 1873) в нее вошли бытовые картины и этюды, запечатлевшие колоритные особенности облика, костюмов, обычаев восточных народов («Двери Тамерлана», 1872). В центральной работе серии «Апофеоз войны» (1871) гора выжженных солнцем черепов, мертвый город и пустыня являют страшный итог войны. Картина стала одним из общерпинятых символов пацифистов. В цикле полотен, посвященных Индии (1874–76), большую часть составляли пейзажные этюды, словно пропитанные жарким солнцем и запечатлевшие восточную природу и архитектуру со свойственной Верещагину документальной точностью («Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874–76). Картины Балканской серии (1878–81) представили публике художественные «документы» огромной обличительной силы, проникнутые страстным антивоенным пафосом: неоправданные жертвы («После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1881); непогребенные тела погибших («Побежденные. Панихида», 1878–79). Обратившись к истории, художник создал цикл полотен «Наполеон I в России» (1899–1900). Верещагин погиб при Порт-Артуре в результате взрыва броненосца «Петропавловск».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах.

Верещагин (фамилия трех русских живописцев)

Верещагин - фамилия трех русских живописцев. - 1) Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 г. В 1853 году поступил в морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в Академию Художеств, где работал под руководством А.Т. Маркова и А.Е. Бейдемана . Получив малую серебряную медаль за эскиз ""Избиение женихов Пенелопы"" и похвалу академии за композицию, Верещагин, не окончив курса, уехал за границу. В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах ""Le Tour de Monde"" и в русском ""Всемирном Путешественнике""; некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. В 1864 г. Верещагин был на Дунае и затем снова посетил Кавказ; приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью - что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. В 1867 году Верещагин отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане ; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за что и получил орден святого Георгия. Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал за границу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене. Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене. Публика особенное внимание обратила на ""После удачи"", ""После неудачи"", ""Опиумоеды"", а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником ""Бача со своими поклонниками"". Вся коллекция туркестанских картин была выставлена Верещагиным в Лондоне, в 1873 г., и произвела сильное впечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Ввиду толков и обвинений в тенденциозности, Верещагин снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: ""Окружили - преследуют"", ""Забытый"" и ""Вошли"". Вся коллекция состоит из 121 номера. В 1874 г. совет академии, во внимание к его художественным трудам, возвел Верещагина в звание профессора, о чем Верещагин и был уведомлен официально; но Верещагин, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. В Индии Верещагин пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным из Индии. В следующем году Верещагин отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноноске лейтенанта Скрыдлова . Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые два года. И в 1879 и 1880 годах он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских - 13. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885 - 88 годах выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), Верещагин является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Во всяком случае Верещагина нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной Европы. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу. Как литератор, Верещагин известен своими путешествиями и воспоминаниями, как, например, ""Заметки, очерки и воспоминания"", ""Поездка в Гималай"". В журнале ""Художник"" Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием ""Реализм"", в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве. 2) Василий Петрович Верещагин, профессор в Императорской Академии Художеств, родился в 1835 г. Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 г. поступил в Академию Художеств учеником А.Т. Маркова. В течение шестилетнего пребывания в академии он получил все академические медали. Отправившись за границу пенсионером академии, Верещагин посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 г., он представил в академию, в виде отчета о своих заграничных занятиях, картины: ""Святой Григорий Великий наказывает нарушение монашеского обета"", ""Свидание узника с семейством"", ""Ночь на Голгофе"", три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. В 1870 году Верещагин отправился снова в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца великого князя Владимира Александровича , на темы из русской народной поэзии. Он, между прочим, написал ""Илью Муромца"", ""Алешу Поповича"", ""Добрыню Никитича"", ""Деву-зорю"" и ""Овсень"", в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам. К наиболее замечательным произведениям его следует причислить: ""Крещение святого Владимира"", ""Водворение христианства в Киеве"" и ""Закладка десятинной церкви"". Эти последние картины находятся в церкви дворца великого князя Владимира Александровича. Капитальными трудами Верещагина считаются колоссальные работы его в Москве, в храме Спасителя. Упомянем еще о следующих его картинах: ""Снятие со креста"", ""Римские девочки"", ""Чучар"", ""Ау!"". В 1891 г. Верещагин издал ""Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей"". На Академической выставке 1891 г. находилась большая картина Верещагина: ""Защитники свято-троицкой Сергиевской лавры в 1608 г."". 3) Петр Петрович Верещагин, брат предыдущего, академик пейзажной живописи (1836 - 1886); первоначальное художественное образование получил в родном городе, Перми, а в конце пятидесятых годов поступил в Академию Художеств. В пейзаже он был по преимуществу перспективист, и картины его написаны очень тонко, хотя довольно однообразно; путешествуя по России, он написал в этом роде множество видов Москвы, Киева, Петербурга, Севастополя, приволжских городов, городов Западных губерний; финляндские, крымские, кавказские и уральские виды, а с 1878 г. - города по Дунаю. Из его картин назовем: ""Толкучий рынок в Москве"", ""Вид Кремля"", ""Ветряная мельница в Люцине"", ""Аю-Даг в Крыму"", ""Общий вид Севастополя"", ""Нижний Новгород"", ""Площадь в Тифлисе"", ""Исток Риона"", ""Орианда"", ""Военно-грузинская дорога"", ""Невский проспект"", ""Выборг"", ""Севастопольский рейд"", ""Вид города Перми"", ""Речка Архиповка"", ""Деревня Корничная"", ""Улица в Систове"", ""Нева с набережной у Академии Художеств"", ""Рынок в Нижнем Новгороде"", ""Вид в окрестности г. Острова"", ""Дворец в Ливадии"", ""Пристань в Галаце"". В. Чуйко.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Найдено схем по теме Верещагины — 0

Найдено научныех статей по теме Верещагины — 0

Найдено книг по теме Верещагины — 0

Найдено презентаций по теме Верещагины — 0

Найдено рефератов по теме Верещагины — 0