ВЕЩИЛОВ Константин Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕЩИЛОВ Константин Александрович
(15 мая 1878, Санкт-Петебург- 23 апр. 1945) —художник. В юности изучал в Валаамском монастыре рус. старинную иконопись. После того поступил в Академию художеств, где стал «личным» учеником И.Е. Репина, который видел в В. своего наследника в отображении рус. старины. В 1904 оконч. Академию с золотой медалью и получил двухгодичную командировку в Рим. В 1908 за картину «Стенька Разин» получил юбилейную премию и золотую медаль. В 1910 «Протопоп Аввакум» принес В. первую премию по историч. живописи. После гибели Верещагина в 1904 Адмиралтейство поручило В. выполнение отдельных заказов. В 1911 зачислен на действительную службу по Морскому мин. В 1912 получ. чин титулярного советника, в 1913 награжден орденом св. Анны И ст., а в 1916 — орденом св. Владимира IV ст. Был кандидатом в члены Императорской Академии художеств, членом Императорского Археологии, ин-та. Революция лишила В. возможности создавать картины, отображавшие рус. старину. В нояб. 1922 с женой покинул Россию. Ок. 4 лет работал на Капри, а в 1928 Вещиловы переезжают во Франц. Здесь успешно работает, получ. похвалы в прессе и устроил ряд выставок. На одной из них, в Брюсселе, выставил 100 полотен. Общее впечатление франц. критиков о картинах В. — «La Sainte Russie qui disparait» (Исчезающая Святая Русь).
В 1935 переселился в США, продолжил писать картины. Был почетным членом Об- ва быв. рус. мор. офицеров в Америке. По своей технике и сюжетам был ближе всего к своему учителю И.Е. Репину.
Лит. Константин Александрович Вещилов. Биография, очерк // Морские записки (Нью- Йорк). 1945. Т. III. С. 119-214.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

ВЕЩИЛОВ Константин Александрович
27.05(15.05). 1878 (С.-Петербург) - 4.04.1945 (Нью-Йорк?). Живописец. В 1893-96 учился в Рисовальной школе ОПХ, в 1896-98 - в школе кн. М. К. Тенишевой, в 1898-1904 - в АХ в мастерской И. Е. Репина. В ноябре 1904 за конкурсную картину «Иоанн Грозный после казанских побед» получил звание художника и годичное заграничное пенсионерство, которое затем было продлено еще на год. Окончил Археологический институт (1908). Писал картины на темы русской и античной истории: «Последний выход Юлия Цезаря в Сенат» (1905), «Марий на развалинах Карфагена» (1907), «Суд над Аввакумом » (1910), «Татарская потеха» (1911), «Пасха на Руси в 1812 году» (1912), «Спутники (Наполеон и Смерть)» (1912). С 1912 состоял художником Морского министерства и создал несколько картин, посвященных русско-японской войне: «Прорыв крейсера „Аскольд” в 1904 г. в Желтое море», «Эскадра адмирала Рожесгвенского», «Стоянка военных судов в Порт-Аргуре» и др. Путешествовал по Египту и Палестине, где написал этюды к картине «Цезарь и Клеопатра» (1912). Работал в Италии и Франции; встречался на Капри с М. Горьким. Исполнил цикл этюдов Череменецкого монастыря (1914). Получил премию на конкурсе им. А. И. Куинджи за картину «Прощеное воскресенье на Руси в XVII столетии» (1905) и премию ОПХ за картину «Стенька Разин на Волге» (1908). Картины «Прилив» и «Тюильри» (обе - 1914) приобрела вдовствующая императрица Мария Федоровна. Работы репродуцировались в журналах «Нива», «Огонек», «Родина» и «Солнце России». В 1910-е эпизодически обращался к сценографии: создал декорации к пьесе А. С. Суворина «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» (1910, театр Литературно-художественного общества), операм «Богема» Дж. Пуччини и «Кармен» Ж. Бизе (1913, Театр музыкальной драмы). В 1914 стал заведующим декоративной частью театра Литературно-художественного общества. Участвовал в петербургских выставках: Весенних в залах АХ (ежегодно в 1902-18), Общества русских акварелистов (1904-17; член общества с 1911), Товарищества художников (1912, 1916), ТПХВ (1914-18), 1-й и 2-й выставках Общества им. А. И. Куинджи (1917 и 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919), 3-й выставке Общины художников (1921). В 1920 сделал зарисовки участников II конгресса Коминтерна. В 1922 эмигрировал во Францию. Жил в Париже, ездил на Корсику и Капри. Писал акварельные пейзажи. В 1928-30 работал декоратором, артистом и режиссером в Русском интимном театре Д. Кировой. Вошел в правление секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции (1933). Провел персональные выставки в парижских галереях: J. Charpentier (1927 и 1928), на улице St.-Honore (1929), Ecalle (1930, 1931). Участвовал в выставках русского искусства в Белграде (1930) и Париже (d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932). Люксембургский музей Парижа приобрел картины «Утро в Бретани» (1928) и «Динан» (1931). В середине 1930-х уехал в США. В 1937 его выставка состоялась в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Представлен в ГРМ, Центральном военно-морском музее в Москве, ряде областных музеев России.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999