Веселый, Артем

Найдено 1 определение
Веселый, Артем

[1899—] — псевдоним Николая Ивановича Кочкурова. Род. в семье волжского крючника. О своем детстве и юности рассказывает следующее: "Семья жила бедно. Сам я с раннего детства начал работать — сперва на Волге в рыбачьих артелях, потом ломовиком, писарем и чернорабочим на трубочном заводе. Учился в приходской и городской школе. В 1916 связался с группой анархистов. В марте 1917 вступил в партию большевиков. 1917 — агитатор, красногвардеец, 1918—1919 — партийная работа, боец, 1920 — газетная работа — писательство".


Осенью 1921 в журнале "Красная новь" (№ 3) напечатана первая его драма "Мы". В 4-й книге того же журнала — рассказ "Масленица". В 1922 — "флот, писательство". С 1923 его произведения печатаются в наших толстых журналах: 1923 — "Реки огненные", 1924 — "Дикое сердце", "Вольница", 1925—1926 — роман "Страна родная", 1927—1928 — "Россия, кровью умытая".


Веселый принадлежит к числу оригинальнейших современных писателей. Уже в 1923, в "Реках огненных", мы видим сложившимися основные черты его лит-ой манеры. Он широко пользуется сказом. Яз. его очень богат провинциализмами, бытовыми речениями, выражениями профессиональных жаргонов. Герой, от имени которого ведется сказ, обычно представитель "вольницы" — партизан, солдат, бросающий фронт, матрос-махновец. Поэтому основа сказа В. — крестьянская, и в нее вплетены слова солдатского, матросского, "блатного" жаргонов. Сказ "взволнован", приподнят. Густота его эмоциональной окраски — и в характерном обилии восклицаний и междометий, и в структуре убыстренной, отрывистой, задыхающейся фразы, опускающей отдельные части речи (как напр. глаголы), и в "нагнетающих" повторениях, и в резких повелительных "интонациях". Автор старается ее усилить внешними способами воздействия (шрифты, своеобразная разбивка отдельных строк и целых периодов, печатание их напр. в виде расширяющегося книзу треугольника и т. д.). Нередко это доходит до крайностей и затрудняет чтение (так "Реки огненные" были напечатаны в "Молодой гвардии" без знаков препинания).


Произведения В. фабульно бедны. Особенно это относится к его романам ("Страна родная" и "Россия, кровью умытая"). Их можно назвать почти бесфабульными. Вместе с тем они лишены твердого композиционного костяка. В них явственный упор не на архитектонику, а на слово.


Тематически В. весь в гражданской войне. Революция показывается им преимущественно в ее "стихийном" крестьянском облике. Человека "стихии", восставшей крестьянской массы, революционера по инстинкту и чувству В. изображает превосходно. Тут в показе разлившейся стихии оказываются чрезвычайно у места особенности его художественного метода: и характеристика посредством действия, и специфичность бытовой речи, и густо эмоциональный, напряженный, красочный, народный язык. В этом случае понятной становится и "бесструктурность" произведений Веселого, в которых эмоционально-лирический напор как бы сламывает, разрушает архитектурные грани.


Человек действующий — вполне в "средствах" В. Человек думающий удается ему гораздо меньше. Не только рефлектирующие натуры, склонные к самоанализу, но и вообще тип интеллигента плохо воспроизведен В. — упрощенно, неловко-шаржированно (Гильда и Ефим в "Стране родной"). Немногим только больше повезло пролетарию, в изображение которого к тому же нередко вносятся В. "махновские" черты (усердно выставляемая напоказ, чуть ли не "принципиальная" грубость и некультурность — Павел в той же "Стране родной"). Эта слабость "показа" сознательного, планирующего, направляющего элемента революции еще более выдвигает вперед в произведениях В. элемент стихийный, и без того "развернутый" с большой силой, широтой и яркостью. Перевес получается несомненно на стороне "стихии", и в ее цвет закрашивается революция.


В. — характерный представитель той группы, к-рая победительницей вошла в литературу в первые же годы после окончания гражданской войны и к-рая отличается как своей тематикой (почти исключительно гражданская война), так и рядом художественных особенностей (разорванность композиции, полисюжетность или бессюжетность, пристрастие к сказу, "динамизированная", убыстренная фраза, сильный лирический напор) и наконец общим восприятием революции как могучего стихийного движения, "метели" и т. д. В. занимал в этой лит-ой группе обособленное место на крайнем левом фланге. Но он единственный сохранил ее особенности и доныне, в то время как другие (Малышкин, Огнев, Пильняк, Вс. Иванов и пр.) далеко отошли от первоначального пути, разойдясь в разные стороны.


На творчестве В. сказываются те же основные влияния, что и на всей "динамической" прозе 1921—1923 (прежде всего — Андрея Белого), а из "производных" — Б. Пильняка. Можно пожалуй еще указать на Хлебникова.


В пролетарской литературе у В. особое место. Стилистически он стоит в ней отдельно, имея мало общего с остальными прозаиками. Этому соответствует и его положение вне групп. Но в прошлом — В. организатор и деятельный участник объединения "Перевал" (см.), с которым его связывало сходное понимание задач и целей литературы.


Отношение критики к В. было неровное. Но несмотря на отдельные расхождения в оценке его произведений, большинство критиков признает сильный талант В., его большую чуткость к слову, добросовестную и тщательную работу над материалом и над собой.



Библиография: II. Полонский В., Об Артеме Веселом; Пакентрейгер С., Дикое перо (Артем Веселый), "Печать и революция", кн. 5, 1926; Лежнев А., Вопросы литературы и критики, М. — Л., 1926 (статья о "Перевале").


А. Лежнев.


{Лит. энц.}






Веселый, Артем


(Кочкуров Николай Иванович). Род. 1899, ум. 1938. Писатель. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
599.12 кб

Творческий путь Артёма Весёлого

Павлюченко Владимир Владимирович
Рассматривается литературная биография симбирского писателя Артёма Весёлого
Читать PDF
558.79 кб

Калмыцкая тема в прозе Артема Веселого

Ханинова Римма Михайловна, Иванова Джиргал Александровна
Калмыцкая тема в прозе А. Веселого 1920 – 1930-х гг. представлена эпизодически.
Читать PDF
175.16 кб

Артем Веселый. Начало творческой биографии

Левин Стив Хаимович
«Волгарю Максиму Горькому Волгарь Артем Веселый», написал автор на фронтисписе книги «Пирующая весна» (Харьков, 1929). Почти вся творческая жизнь писателя, занимающая всего два десятилетия (1917-1937), была связана с Волгой.
Читать PDF
641.34 кб

Артем Веселый и поэтика русского футуризма

Терехина Вера Николаевна
В статье рассматривается вопрос о влиянии поэтики русского футуризма на творческий мир Артема Веселого (Н. И. Кочкуров, 1899-1938).
Читать PDF
381.96 кб

Проза Артема Веселого в контексте идей Виктора Шкловского

Максимова Наталья Леонидовна
В статье рассматривается отражение идей Виктора Шкловского в художественной практике Артема Веселого. Обращается внимание на эстетические эксперименты, реализованные в процессе работы писателя над формой произведений.
Читать PDF
360.15 кб

Фрагментация как композиционный прием в прозе Артема Веселого

Максимова Наталья Леонидовна
В статье рассматривается структурно-композиционное своеобразие прозы А. Веселого.
Читать PDF
1,008.51 кб

Гражданская война на Кубани в рассказе Артема Веселого «Вольница»

Лучинский Юрий Викторович
В статье рассматриваются некоторые особенности нарратива в рассказе Артема Веселого, описывающего начало Гражданской войны на Кубани.
Читать PDF
261.25 кб

Визуально-графические эксперименты в художественной практике Артема Веселого

Максимова Н.Л.
В статье рассматриваются эстетические эксперименты Артема Веселого, направленные на преодоление визуальной невыразительности литературного «полотна».
Читать PDF
330.74 кб

«Фактура слова» в теоретическом осмыслении Алексея Крученых и художественной практике Артема Веселог

Максимова Наталья Леонидовна
В статье художественные эксперименты А. Веселого рассматриваются в контексте представлений А. Крученых о «фактуре слова», сконцентрировавших в себе идейно-эстетические поиски русского авангарда. Изучение творческой лаборатории А.