ВЬЕТНАМЦЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Вьетнамцы
(самоназвание – кинь, вьет) – народ, основное население Вьетнама (61 млн. чел.). Живут также в Камбодже, Таиланде, Лаосе, США и др. Общая численность 62,15 млн. чел. (1992). Говорят на вьетнамском языке. Среди большей части верующих распространен буддизм, тесно переплетенный с даосизмом и конфуцианскими религиозными представлениями, а также с культом предков. Значительную роль играют католицизм и учения ряда местных сект, прежде всего каодаизм (сочетание местных верований с элементами христианства). Древневьетнамские племена, входившие в состав племенной группы вьет (юэ), пришли в Северный Вьетнам в 1 тыс. до н.э. из Южного Китая. Уже в первые века н.э. вьетнамские племена стали сплачиваться в единую народность. При продвижении на юг в 11 – 15 в.в. вьетнамцы ассимилировали часть населения государства Тьямпа (или Чампа). После длительного развития вьетнамская народность в начале 20 в. сложилась в на цию. Основные занятия – поливное земледелие (рис, кукуруза, батат, хлопок, чай, кунжут и др.) и рыболовство. Часть населения занята в промышленности и водном транспорте. Из художественных ремесел развиты полихромная лаковая роспись, гончарство, латунно-чеканное производство, обработка кости, панциря черепахи, рога и др. Основу питания составляют рис, овощи, рыбные продукты. Стойко сохраняется национальный костюм, особенно у женщин (широкие шаровары и халат с высокими боковыми разрезами). Разнообразно народное музыкальное, хореографическое и театральное искусство. Антропологически относятся к южноазиатской расе. См. Южноазиатская раса, Кхмеры горные, Лаквьеты, Мыэнги, Мяо, Нунг, Тямы, Чамы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ВЬЕТНАМЦЫ
самоназвание - вьет) - нация, составляющая подавляющее большинство населения во всех прибрежных и низменных р-нах Вьетнама; кроме того, в большом числе проживают во всех крупных насел. пунктах горного Вьетнама. Числ. 25,6 млн. ч. (1960), из них ок. 400 т. ч. проживают за пределами Вьетнама, прежде всего в Камбодже св. 300 т. ч., а также в Лаосе, Китае и Таиланде. В. говорят на вьетнамском яз., распадающемся на ряд диалектов, незначительно отличающихся друг от друга. Лит. яз. сложился на базе центр. и сев. говоров. Вьетнамский яз. близок к китайско-тибетским и прежде всего тайским языкам, но в нем имеется большое количество и мон-кхмерских элементов. В. в большинстве мало религиозны. Наиболее распространен буддизм, тесно переплетенный с даосской религией и конфуцианскими религ. представлениями. Значит. роль играют католицизм и учения ряда местных сект, прежде всего каодаизм (сочетание местных верований с элементами христианства). Однако большее значение, чем все эти религии, для В. имеет культ предков.

Осн. занятие В. - поливное земледелие (рис, кукуруза, хлопок, чай, кунжут и др.). Из художеств. ремесел особенно развита полихромная лаковая роспись.

Древневьетнамские племена, входившие в состав племенной группы вьет (юэ), пришли в Сев. Вьетнам в 1-м тыс. до н. э. из Юж. Китая. Значит. роль в этногенезе В. сыграли заселившие эти р-ны до их прихода мон-кхмерские племена, часть к-рых до сих пор сохранилась в горных р-нах страны. При своем дальнейшем продвижении на Ю. в 11-15 вв. В. ассимилировали часть населения (тьямов) существовавшего здесь гос-ва Тьямпа (или Чампа). Уже к началу нашей эры вьетнамские племена стали сплачиваться в единую народность. Пройдя длит. путь развития, вьетнамская народность в нач. 20 в. сложилась в нацию. После освобождения от колониального гнета (см. Августовская революция 1945 во Вьетнаме) вьетнамский народ твердо избрал социалистич. путь развития; население Юж. Вьетнама ведет борьбу против закабаления юж. части страны амер. империалистами, за объединение страны на демократич. основе (см. Вьетнам).

Лит.: Очерк общей этнографии. Зарубежная Азия, М., 1959; Арутюнов С. A., Поездка во Вьетнам, "СЭ", 1959, No 3; Шено Ж., Очерк истории вьетнамского народа, пер. с франц., М., 1957; Maspero G., Un Empire colonial Fran?ais. LIndochine, P., 1929; Fox L., Friendly Vietnam, Hanoi, 1958.

С. А. Арутюнов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Вьетнамцы на земле обетованной

Соколов Анатолий Алексеевич
В статье рассказывается о вьетнамской диаспоре в Израиле, основу которой составили беженцы люди в лодках (boat people) в конце 1970-х годов. Автор анализирует социальный состав диаспоры и перспективы её развития.
Читать PDF
0.00 байт

Духи, гороскопы и предсказания в жизни современных вьетнамцев

Мишукова Дарья Дмитриевна
В статье представлены материалы, отражающие некоторые аспекты современной вьетнамской культуры, которые в силу своей национальной специфики часто остаются закрытыми для многих исследователей, в том числе популярные среди современн
Читать PDF
203.88 кб

Ранняя этническая история вьетнамцев в свете истории вьетнамского языка: проблема этнонимов

Григорьева Нина Валерьевна