Викторин, Гай МарийВИКТОРОВ

Виктория

Найдено 13 определений термина Виктория

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВИКТОРИЯ

   • Victor?a,

       1. см. ????, Ника;

       2. см. Victorinus, Викторин, 1.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

ВИКТОРИЯ

в римской мифологии богиня победы. Соответствует древнегреческой Нике. Синоним блестящей, крупной победы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

Виктория

1819- 1901 гг.) - королева Великобритании с 1837 г. В 1876 г. была провозглашена императрицей Индии. Время пребывания Виктории на английском престоле часто называют викторианским веком.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический словарь

Виктория

в мифах древних римлян богиня победы, называвшаяся сначала Вика Пота. Соответствует греческой Нике. В Древнем Риме Виктории были посвящены храм на холме Палатин и алтарь в курии сената, воздвигнутый при императоре Августе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический словарь

ВИКТОРИЯ

в рим. миф. богиня победы, называвш. сначала Вика Пота. Соотв. греч. Нике. В Риме В. были посвящены храм на Палатине и алтарь в курии сената, возвигнутый при Августе. В надписях и на монетах эпохи империи В. изображ. обычно как олицетв. победы того или иного императора в войне.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

ВИКТОРИЯ

1. (Victoria) - в мифологии у др. римлян богиня победы; в др.-греч. мифологии ей соответствует Ника. 2. (Victoria) (24.V. 1819 - 22.I. 1901) - королева Великобритании (1837-1901). В 1876 была провозглашена императрицей Индии. В бурж. лит-ре время пребывания В. на англ. престоле часто наз. "викторианским веком".

Док-ты: Letters..., (1 ser.), v. 1-3, L., 1908; 2 ser., v. 1-3, L., 1926-28; 3 ser., v. 1-3, L., 1930-32.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Виктория

(лат. Victoria — победа), рим. богиня победы, олицетворявшая победы и военное могущество рим. народа, в особенности его полководцев и императоров. Как и у ее греч. соответствия — Ники (Nike), осн. символами В. были победный венок и крылья. В 4 в. н. э. по поводу поставл. Августом алтаря В. в курии сената разгорелся спор между сенаторами-язычниками во главе с Симмахом и христианскими императорами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

ВИКТОРИЯ

(Victoria) Александрина (1819—1901) — королева (Ганноверская династия) Великобритании с 1837 г., императрица Индии (1876). Активно поддерживала экспансионистскую политику британского кабинета (Г. Д. Т. Пальмерстона и Б. Дизраэли) в 1850—1880-е гг. Ее имя приобрело характер символа («викторианская эпоха»), определявшего могущество Складывавшейся в середине — второй половине XIX в. обширной Британской колониальной империи и процветание английской буржуазии. Состояла в родстве с российским домом Романовых, ее сын Альфред был женат на дочери императора Александра II Марии, а внучка — Алиса Гессенская (при крещении получившая имя Александра Федоровна) — стала женой Николая И.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

Виктория

Виктория (Victoria), штат в составе Австралийского Союза. В первые годы освоения белыми переселенцами он составлял часть Нового Юж. Уэльса. Колонии осужденных просуществовали здесь недолго (1803-04, 1826-28), а первые постоянные поселения скваттеров появились лишь в 1834-35 гг. В 1851 г. В. была отделена от Нового Юж. Уэльса и получила свое нынешнее назв. Тогда же началась "золотая лихорадка", центрами к-рой стали Балларат и Бендиго. В 1854 г. произошло Эврикское восстание. Ограничение иммиграциикитайцев, установленное в 1855 г., положило начало политики "Австралия для белых". Между 1860 и 1890 г. осуществлялись попытки ослабить селекцию для получения земли для "избранных". В 1901 г. В. вошла в состав только что созданного Австралийского Союза. После 2-й мировой войны огромное влияние на социально-эконом. развитие штата оказала волна новой австрал. иммиграции ("новые австралийцы").

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

Виктория

Виктория (Victoria) (1819-1901), королева Великобритании, Ирландии и заморских колоний (1837- 1901), а с 1876 г. - императрица Индии. Последняя представительница Ганноверской династии, она была единств, ребенком Эдуарда, герцога Кентского, четвертого сына Георга III. Взошла на трон в 1837 г. после смерти своего дяди Вильгельма IV. Ее первым советником в осуществлении монарших обязанностей был премьер-мин, лорд Мельбурн. Брак В. с принцем Альбертом Саксен-Кобург-Готским в 1840 г. оказался счастливым. Преждеврем. смерть Альберта в 1861 г. стала для нее ударом, от к-рого она так и не оправилась. Уход от обществ, жизни в первые годы после смерти мужа снизил ее популярность. Бенджамин Дизраэли убедил В. вновь занять подобающее место в жизни страны, и уже по ее собственному настоянию она была провозглашена императрицей Индии в соответствии с Актом о королевских титулах 1876 г. К 1880-м гг. В. завоевала уважение и восхищение большинства подданных. "Золотой" и "бриллиантовый" юбилеи ее правления явились важными событиями в жизни империи. Со смертью В. окончился целый период в истории Великобритании, носивший ее имя, - "викторианская эпоха", во время к-рой Великобритания превратилась в ведущую мировую индустриальную державу и центр Британской империи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

Виктория

В римской мифологии Виктория - богиня победы, соответствующая греческой Нике. Она олицетворяла победы и военное могущество римского народа, в особенности его полководцев и императоров. Как и у Нике, основными символами Виктории были победный венок и крылья.

   (Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)

   * * *

   Богиня победы (по-гречески "Ника", "Виктория" по-латыни); согласно Гесиоду, Ника была возвеличена Зевсом за то, что сражалась на стороне олимпийцев в войне с титанами. Иногда она идентифицировалась с Афиной, как в небольшом храме Афины-Ники на афинском Акрополе (Храм Бескрылой Виктории). Наиболее известна из всех Викторий, вероятно, Крылатая Виктория Самофракийская, которая сейчас разместилась на главной лестнице в Лувре. Первоначально она изображала Викторию, осенившую нос корабля, и стояла в огромном бассейне, отражаясь в воде, как напоминание о морской победе; датируется примерно 190 до н. э. Она была найдена в 1813 разбитой на более чем сто мраморных обломков, которые затем собрали в знакомую всем, подхваченную ветром фигуру с большими распростертыми крыльями. В Риме Виктория имела храм на Палатинском холме и, естественно, почиталась армией, но самым священным ее символом был алтарь Виктории в здании сената. О его исчезновении рассказывает Симмах.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

   см. Ника.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   «победа» - древнеримская богиня победы, соответствующая греческой Нике.

   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

ВИКТОРИЯ

Королева Великобритании из Ганноверской династии, правившая в 1837-1901 г. г Дочь Эдварда, герцога Кентского, и Виктории Саксен-Кобургской Замужем с 1840 г. за принцем Альбертом Саксtн - Кобургским (род. 1819 г. Умерла 1861 г.). Род. 24 мая 1819 г. Умерла 22 янв. 1901 г.

Отец Виктории, герцог Кентский, никогда не отличавшийся примерным образом жизни, умер, когда дочери было восемь месяцев. Ее мать, принцесса Саксен-Кобургекая, воспитывала дочь в большой строгости и не баловала ее развлечениями. Будущая королева получила очень солидное образование. Наставником ее был лорд Мельбурн, дважды бывший премьер-министром. Он читал принцессе лекции по государству и праву, истории, знакомил ее с практикой конституционного правления. Виктория свободно владела немецким, французским и итальянским языками. Обучение пошло ей впрок. Уже с первых часов правления, несмотря на свой юный возраст, Виктория не испытывала никаких колебаний, будто давно была на троне. Своему дяде, бельгийскому королю Леопольду, она писала: "Я очень молода, но если не во всех, то во многих делах я отнюдь не могу считать себя несведущей". Однако поначалу юную королеву г ораздо более занимали удовольствия. Отрешившись от замкнутого образа жизни, она охотно веселилась, часто устраивала балы и приемы. Только после замужества характер королевы изменился. Принц Альберт, за которого Виктория вышла замуж в 1840 г., был человеком методичным и пунктуальным. Под его влиянием своевольная девушка превратилась в монахиню, сознающую свой долг перед народом. Виктория во всем слушалась его советов и всю жизнь страстно любила его. Англичане, впрочем, не разделяли ее увлечения и всегда немного недолюбливали Альберта. Только скоропостижная смерть принца-супруга (он умер в возрасте всего 42 лет) примирила их с его памятью. Для Виктории смерть мужа была таким ударом, от которого она не смогла оправиться никогда. Первое время, затворясь в четырех стенах, она отказывалась принимать участие в публичных церемониях. "Моя жизнь как жизнь счастливого человека окончилась, - писала она дяде Леопольду, - мир померк для меня". После смерти Альберта г лавной целью жизни Виктория поставила увековечение его памяти. Она написала и издала несколько воспоминаний о нем. Сразу же возникла идея строительства мемориала в его честь. Но первым был построен знаменитый круглый Альберт-холл - огромный зал, используемый для выставок, митингов и концертов. Виктория почти сорок лет носила траур по мужу и жаловалась, что ей не хватает его советов. (Существует анекдот, что королева связывалась с супругом и после смерти посредством спиритических сеансов, которые устраивал для нее слуга Джон Браун.) Нового советчика королева нашла только в 1874 г. в лице лидера тори Дизраэли. Он усердно взялся за укрепление института монархии, убедив Викторию и членов ее семейства чаще показываться народу. В 1876 г. он доставил королеве очень льстивший ей титул "императрицы Индии". Пришедший в 1880 г. на смену Дизраэли Гладстон королеве никогда не нравился, и она постоянно ссорилась с его министрами.

Пишут, что Виктория была невысока ростом и сама в шутку говорила про себя: "Мы, однако, довольно невысоки для королевы". Ее трудно было назвать красивой, но она, несомненно, была привлекательна для мужчин. Маленькая, толстенькая, она, несмотря на это, казалась очень величавой. И в старости она сохранила красивый голос и звонкий смех, а ее голубые, чуть-чуть на выкате, г лаза глядели молодо и проницательно. До самого конца своей долгой жизни королева имела хорошее здоровье и завидную работоспособность. Пунктуальная до мании, она любила, чтобы дни ее были заполнены, методичны и монотонны. По утрам королева обычно выезжала кататься по парку, затем возвращалась во дворец и принималась за просмотр документов. Количество бумаг, которые ей приходилось подписывать, было огромно. Она дотошно вникала во все дела и никогда ни одно важное решение не принималось без ее участия. Царствование Виктории длилось 64 г.ода, и она по праву гордилась им. В эти годы Англия добилась величайших успехов в индустриальном развитии, торговле, финансах, морском транспорте и расширении империи, сделалась символом устойчивости, порядочности и процветания. И современники, и потомки связывали эти успехи с именем королевы.

Смерть и торжественные похороны 82-летней Виктории имели для всех англичан огромный символический характер. Вся нация осознавала, что прощается с чем-то, что уже никогда не повторится. Хотя, конечно, не все отзывы о Виктории были однозначны. Наряду с восхвалениями звучали и трезвые отзывы о ней. Так, У. Брант писал в своих записках: "Из того, что я слышал о королеве в последние годы ее жизни, явствует, что она была довольно банальной почтенной старой дамой и напоминала многих наших вдов с ограниченными взглядами, без всякого понимания искусства и литературы, любила деньги, обладала некоторым умением разбираться в делах и некоторыми политическими способностями, но легко поддавалась лести и любила ее... Впрочем, публика стала видеть в конце концов в этой старой даме нечто вроде фетиша или идола".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Справочник. Все монархи мира: Западная Европа

«ВИКТОРИЯ»

22 июня 1893 года Британский броненосец во время маневров в Средиземном море был протаранен из-за ошибки флагмана адмирала Трайона броненосцем «Кэмпедаун» и затонул. Погибло 358 человек. В пятницу 23 июня 1893 года первый лорд Британского адмиралтейства граф Спенсер, выступая в палате лордов с внеочередным сообщением, огласил телеграмму контр-адмирала Маркхэма, младшего флагмана Средиземноморской эскадры: «22 июня. С сожалением доношу, что сегодня после полудня во время маневрирования около Триполи столкнулись корабли Ее Величества „Виктория“ и „Кэмпедаун“. „Виктория“ затонула через 15 минут на глубине 30 саженей, предварительно опрокинувшись вверх дном». А потом вся Англия узнала о катастрофе, стоившей жизни 358 морякам королевского флота. И все это произошло в спокойный, солнечный день всего в 5 милях от берега. 22 июня 1893 года близ Триполи маневрировала английская Средиземноморская эскадра. Вел ее двухтрубный броненосец «Виктория» (заложенный на стапеле под названием «Ринаун», он был переименован в честь правившей тогда королевы), флагманский корабль вице-адмирала Джорджа Трайона. За ним шли броненосцы «Кэмпедаун», «Нил», «Дредноут», «Инфлексибл», «Коллингвуд», «Эдинбург», «Санспарейль» и крейсера «Фаэтон», «Эдгар», «Эмфайон», «Бархем» и «Фирлесс». Эскадра совершала обычный поход, занимаясь боевой подготовкой, в частности отрабатывая совместные действия отдельных кораблей и соединений. …Тогда завершался переломный период в истории военных флотов мира, сравнительно недавно распростившихся с испытанными веками парусами, чтобы «принять на вооружение» паровые машины. Новая техника породила невиданные прежде классы боевых кораблей — броненосцы, крейсера, миноносцы, и теперь морякам предстояло освоить элементы новой тактики. Поэтому многие флотоводцы вынуждены были превратиться в экспериментаторов. К числу их относился и Трайон, пользовавшийся в королевском флоте репутацией человека знающего, волевого, но своенравного. Подчиненные не сразу привыкли к его манере никому не доверять подробностей предстоящих учений и никогда не отступать от принятого решения. Но в конце концов офицеры свыклись и были готовы беспрекословно выполнить самый неожиданный приказ. В Триполи эскадра отдала якорь, и командир «Виктории» Бурк вместе с флаг-штурманом Хокинс-Смитом спустился в адмиральский салон. На сей раз Трайон довольно подробно объяснил офицерам суть предстоящих учений. Выйдя в море, эскадра построится в две кильватерные колонны, дистанция между которыми составит 6 кабельтовых (чуть более 1100 метров). Затем обе колонны повернут на 16 румбов (180 градусов) навстречу друг другу, с тем чтобы вновь оказаться в строю двух колонн. Маневр не очень сложный, только Бурка и Хокинс-Смита смущала дистанция между колоннами, и командир флагманского броненосца тактично напомнил командующему, что диаметр циркуляции и «Виктории», и флагмана второй дивизии «Кэмпедауна» составляет 4 кабельтовых. Выходит, что одновременный поворот навстречу друг другу с дистанции 6 кабельтовых может привести к опасной ситуации. Поразмыслив, Трайон согласился увеличить дистанцию между колоннами, по крайней мере, до 8 кабельтовых. Во второй половине дня эскадра вышла в море и к 14 часам 20 минутам оказалась примерно в 4 милях северо-восточнее Триполи. Правую колонну вела «Виктория», левую возглавлял «Кэмпедаун», на мостике которого рядом с командиром броненосца Джонстоном стоял младший флагман эскадры, контр-адмирал Маркхэм. «Виктория» находилась в 6 кабельтовых от них. Именно это обстоятельство встревожило Хокинс-Смита, и он отправил к адмиралу флаг-офицера Джилфорда, попросив того осторожно напомнить Трайону о недавнем разговоре. Однако, выслушав Джилфорда, командующий ответил: «Оставить 6 кабельтовых!» — и поднялся на кормовой мостик (оттуда были лучше видны следовавшие в кильватере корабли эскадры). В 15 часов 28 минут на мачте флагмана развернулись флажки семафора — начать маневр. Маркхэм был поражен. Ведь расстояние между колоннами составляло всего 6 кабельтовых, что грозило обернуться большими неприятностями. Повернувшись к Джонстону, контр-адмирал недоуменно произнес: «Но это же невыполнимо!» — и, предположив, что сигнальщики флагманского броненосца что-то напутали, тут же велел поднять ответный сигнал до половины мачты. Это означало, что приказ Трайона нуждается в уточнении. Трайон к этому времени перешел на носовой мостик и приказал передать Маркхэму: «Чего вы ждете?» О согласии увеличить дистанцию между колоннами до 8 кабельтовых он и не вспомнил. «Нам не хватит двух кабельтовых, чтобы избежать столкновения!» — тихо произнес Бурк, всматриваясь в разворачивавшийся «Кэмпедаун». На мостике стало необычно тихо, только изредка слышался голос лейтенанта Ланиона, отсчитывавшего дистанцию. «Возможно, они собираются обогнуть нас с внешней стороны строя, оставив по правому борту…» — промолвил Маркхэм. К сожалению, он мог только догадываться о намерениях флагмана. А тот спокойно стоял перед штурманской рубкой, поглядывая на корабли, идущие за «Викторией». Наконец Бурк не выдержал: «Мы рискует оказаться слишком близко от „Кэмпедауна“, сэр. Не пора ли нам предпринять что-нибудь?» Трайон молчал. Через некоторое время командир «Виктории» вновь обратился к адмиралу — он просил разрешения дать левой машине ход назад, а потом отработать «полный назад» обеими машинами — только так теперь можно было смягчить ставший уже неизбежным удар. Трижды пришлось Бурку повторять просьбы, пока адмирал, помедлив, не дал согласия. Так было потеряно еще несколько драгоценных минут. И лишь за считанные секунды до столкновения Бурк приказал срочно задраить двери в водонепроницаемых переборках, межпалубные люки и вынести пластырь для заделки пробоины. В 15 часов 41 минуту 10600 тонн «Кэмпедауна» на скорости 6 узлов ударили в правый борт «Виктории». Острый таран на 3 метра пронзил небронированный участок корпуса флагманского броненосца впереди носовой башни главного калибра. Один из унтер-офицеров, отдыхавших в своей каюте, был насмерть перепуган, увидя над своей головой, осыпанной угольной пылью, нос чужого корабля. Примерно с минуту броненосцы стояли, сцепившись друг с другом. Потом машины «Кэмпедауна» заработали «полный назад», вздымая под кормой горы пены, и стальной таран со скрежетом вышел из пробоины, куда тотчас же с ревом хлынула вода. Капитан Бурк попытался отвести свой поврежденный броненосец к берегу, чтобы посадить его на отмель, но это привело лишь к тому, что напор воды, хлынувшей внутрь «Виктории», усилился. Броненосец так скоро садился носом, что матросов, пытавшихся по пояс в воде завести на пробоину пластырь, пришлось отозвать с полубака. А что же Трайон? Внешне спокойный, адмирал осведомился у старшего офицера, сколько еще «Виктория» продержится на поверхности, и, получив обнадеживающий ответ, передал командирам «Дредноута» и других кораблей не торопиться со спуском шлюпок. Спустившись вниз и проходя по слабо освещенным коридорам, капитан Бурк видел, как матросы торопливо задраивали двери в переборках. Заглянул в котельное и машинное отделения — там все оставались на местах. Да и на других постах моряки несли службу, будто ничего не случилось. Почти всем им через несколько минут довелось разделить участь своего корабля… Поднявшись наверх, Бурк увидел на верхней палубе моряков и солдат морской пехоты. Выстроившись по левому борту, они терпеливо ждали команды спускать шлюпки, но Трайон безмолвствовал, хотя броненосец все больше кренился. Наконец, когда на палубе стало уже трудно стоять, Трайон обратился к Хокинс-Смиту: «Кажется, мы идем ко дну…» «Да, сэр, вы правы!» — отозвался флаг-штурман и тут же услышал, как командующий негромко, как бы самому себе, сказал: «Это все моя ошибка» — и сразу же крикнул одному из мичманов, цеплявшемуся за поручни мостика: «Не стойте здесь молодой человек, идите к шлюпкам!» Поздно! «Виктория» резко повалилась на борт, с грохотом легла на воду, перевернулась, придавив барахтавшихся людей, задрала корму с вращавшимися винтами и скрылась под водой. Через несколько секунд из пучины донесся протяжный гул — это взорвались котлы броненосца. Море взбурлило, выбросив на поверхность обломки, перевернутые шлюпки… Вся Англия была потрясена тем, что в мирное время, в отличную погоду рядом с десятком кораблей в течение какой-то четверти часа погиб новый, слывший непотопляемым броненосец. Ужасало и число жертв катастрофы. Правда, позднее выяснилось, что большинство моряков «Виктории» не умело плавать. Члены парламента, газетчики не переставали задавать один и тот же вопрос: «Кто повинен в катастрофе?» Ответить на него Адмиралтейство поручило членам военно-морского суда, который заседал осенью 1893 года на старом паруснике «Хиберния», стоявшем на Мальте. Заслушав показания офицеров Средиземноморской эскадры и экспертов, судья — а в его роли выступал преемник Трайона адмирал Кульм-Сеймур — пришел к выводу, что трагедия произошла вследствие приказа, «отданного бывшим тогда начальником эскадры, покойным вице-адмиралом, сэром Трайоном». Виновный был назван. Контр-адмиралу Маркхэму было указано, что ему следовало действовать более решительно и, усомнившись в правильности распоряжений командующего, не начинать маневра без дополнительных разъяснений. Капитаны Бурк и Джонстон, как и прочие офицеры Средиземноморской эскадры, от обвинений были освобождены, поскольку они выполняли приказ прямого начальника. Главный строитель британского флота В. Уайт, кстати, проектировавший «Викторию», категорически отверг все сомнения, касающиеся конструкции броненосца. На этом и закончилось официальное расследование причин катастрофы. Однако после него осталось немало вопросов, на которые члены Адмиралтейства не нашли (или не сочли нужным отыскивать) вразумительные ответы. В частности, никто не потрудился объяснить, почему, несмотря на наличие совершенных устройств, предотвращающих распространение забортной воды внутри корабля, она быстро заполнила отсеки и палубы; почему непотопляемый вроде бы броненосец так быстро потерял остойчивость и перевернулся. Впрочем, известно, что Британское адмиралтейство умеет хранить секреты, особенно в тех случаях, когда речь идет о негативных сторонах истории королевского флота (да и не только флота). Что же касается странных поступков адмирала Трайона, в частности фатального просчета в оценке дистанции между колоннами, непонятной медлительности, проявленной при спуске шлюпок и эвакуации команды гибнущего броненосца, то эти тайны вице-адмирал унес на дно Средиземного моря. Правда, ходили слухи, что сэр Джордж, перенесший жесточайший приступ лихорадки, иной раз внезапно терял способность здраво оценивать ситуацию. Нет, эскадренный врач Маккей-Эллис под присягой заявил что в то злополучное утро командующий был совершенно здоров. Действительно, злополучный приказ вице-адмирала Трайона оставить дистанцию между колоннами 6 кабельтовых не поддается здравому объяснению. Но все ли правильно делали другие командиры? Если бы капитан «Кэмпедауна» Джонстон сразу же после столкновения застопорил машины своего броненосца, таранный выступ «Кэмпедауна» на некоторое время прикрыл бы пробоину в борту «Виктории», что конечно же, облегчило бы борьбу его команды за живучесть. Но Джонстон поспешил дать задний ход. Выдирая свой таран, «Кэмпедаун» невольно расширил отверстие в борту флагманского корабля. Не лучшим образом обстояли дела и на «Виктории». Хотя капитан Бурк и догадывался, чем может окончиться затеянный вице-адмиралом маневр, но решение закрыть двери в водонепроницаемых переборках принял слишком поздно. Кстати говоря, такие двери, клинкеры, люки в палубах положено задраивать еще при подготовке к походу в порту, оставляя открытыми лишь те отверстия, которые необходимы для обеспечения нормальной работы команды. Да и после столкновения Бурку следовало бы находиться на своем посту, руководя действиями экипажа, а не ходить по палубам. Офицеры и механики слишком полагались на водоотливные средства. А ведь через пробоину площадью 0,1 квадратных метров находящуюся в 5 метрах от поверхности, за час внутрь судна поступает до 3200 тонн воды, с которой насосы одного отсека справиться не способны. Поэтому явным просчетом была попытка завести на пробоину пластырь — его тут же затянуло бы внутрь корабля. В таких случаях лучше подкрепить водонепроницаемые переборки, изолировав аварийный отсек от других, дождаться, когда вода заполнит его, а уж потом прикрыть пробоину пластырем и начать откачку воды. Поступив таким образом, команда «Виктории» на первое время обеспечила бы остойчивость и непотопляемость броненосца. Запас плавучести судов, терпящих бедствие, иной раз «расходуется» часами, зато потеря остойчивости и опрокидывание происходят в считанные минуты, как в случае с «Викторией». Получив пробоину, броненосец первое время медленно погружался носом и кренился. Решение командира отойти к берегу, чтобы посадить «Викторию» на отмель, было правильным. Однако после того как носовая часть двигавшегося броненосца ушла под воду, водонепроницаемая переборка поврежденного отсека не выдержала напора потока воды. Сознавая, что с увеличением дифферента судно все больше теряет остойчивость, опытные капитаны в аналогичных обстоятельствах предпочитают идти задним ходом… «Викторию» можно было спасти, затопив кормовые отсеки левого борта и спрямив корабль, что, кстати, доказал на модели этого броненосца адмирал С.О. Макаров. Впрочем, у английских броненосцев был «врожденный» порок — считавшиеся водонепроницаемыми палубы были пронизаны люками, двери в переборках не закрывались, да и последние не доходили до водонепроницаемых палуб. У вице-адмирала Трайона и капитана Бурка были все шансы избежать если не аварии, то, во всяком случае, столь тяжелых последствий. Но ни тот, ни другой не воспользовались возможностью спасти поврежденный корабль или хотя бы большую часть его экипажа. Совершенно очевидно, что адмирал Маркхэм, капитаны Бурк и Джонстон отлично сознавали опасность, которую таил маневр, задуманный командиром эскадры. И тем не менее предпочли следовать уставу, а не здравому смыслу… Главная же ошибка Трайона состояла в том, что адмирал пренебрегал изучением свойств вверенных ему кораблей, считая это уделом механиков и трюмных. «Если бы только один адмирал Трайон не вникал в вопрос о переборках, — писал один из основоположников учения о непотопляемости корабля, русский адмирал С.О. Макаров, — то его можно было бы обвинить, но так как почти никто из адмиралов ни в одном флоте этим делом специально не занимался, то, следовательно, все виноваты или никто не виноват». Расследование катастрофы показало, как глубоко был прав русский флотоводец. В английском флоте не нашлось ни одного моряка, знавшего проблемы непотопляемости, и в качестве эксперта пришлось пригласить Уильяма Уайта, строителя «Виктории». Будучи главным кораблестроителем британского флота с 1885 по 1902 год, он построил ряд броненосцев, о которых адмирал Бересфорд однажды едко заметил: «Мы будем тонуть на этих кораблях, а сэр Уильям будет объяснять, почему именно мы утонули». Так случилось и на сей раз — в заключении о гибели «Виктории», подписанном лордами Адмиралтейства, Уайт утверждал, что конструкция этого броненосца, система водонепроницаемых отсеков, дверей, палуб не имеет недостатков, и если бы все порта, люки и двери были своевременно закрыты, корабль был бы спасен. А если он потонул, то виноваты те, кто игнорировал все эти предосторожности. Они погибли от собственной халатности. От себя лорды добавили, что им остается только принять меры, чтобы подобное не повторилось, для чего будут изданы правила. В них будет указано, что при опасности столкновения пушечные порта в верхних батареях, а также все люки и двери должно закрыть, а при открытых необходимо всегда держать людей. Комментируя результаты расследования, Макаров писал: «Нет ничего легче, как велеть иметь все двери закрытыми, а у открытых ставить людей, но это поведет к огромному непроизводительному расходу людей, и кроме того… есть случаи, когда запирание дверей является физически невозможным». Он не согласился с мнением, что уайтовская система водонепроницаемых дверей и переборок лишена серьезных недостатков. Напротив, считал он, эта система нуждается в усовершенствованиях. В частности, главные поперечные переборки надо доводить до главной палубы; дверей в нижней части переборок не делать; в броневой палубе не следует прорубать люки, а в главных переборках запретить делать двери; в больших отделениях не устанавливать продольные переборки; все водонепроницаемые переборки после установки машин и оборудования подвергать гидравлической проверке. Только эти мероприятия вместе с устройствами для откачки воды, пластырями для быстрой заделки пробоин и системой затопления отсеков на противоположном пробоине борту для выравнивания крена и дифферента позволят приблизиться к идеалу корабля. Такой корабль, получив повреждение, должен держаться на воде неограниченно долго или тонуть не переворачиваясь.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих кораблекрушений

Найдено схем по теме Виктория — 0

Найдено научныех статей по теме Виктория — 0

Найдено книг по теме Виктория — 0

Найдено презентаций по теме Виктория — 0

Найдено рефератов по теме Виктория — 0