Витте Сергей Юльевич

Найдено 8 определений термина Витте Сергей Юльевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВИТТЕ Сергей Юльевич

1849-1915), граф (1905), государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, министр финансов с 1892, председатель Комитета министров с 1903, председатель Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Транссибирской железной дороги. Подписал Портсмутский мир (1905), завершивший русско-японскую войну. Автор Манифеста 17 октября 1905. Разработал основные положения Столыпинской аграрной реформы. Автор "Воспоминаний" (т. 1-3, I960).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Витте Сергей Юльевич

Витте Сергей Юльевич, граф (Witte. Sergei Yulyevich, Count) (1849-1915), рус. гос. деятель. Мин. финансов (1892-1903), затем премьер (1905-06), он действовал, исходя из убеждения: чтобы Россия могла встать в один ряд с промышленно развитыми державами, необходимы как правит, инвестиции, так и зап. капиталы. За годы его пребывания в пр-ве были построены ж.д., соединившая Донецкий угольный бассейн с Москвой и Санкт-Петербургом, Транссибирская магистраль, началось произ-во стали, увеличилась добычанефти, обеспечивавшая уже не только внутр. нужды, но и экспортные потребности. Т.о., накануне полит, рев-ции в России произошла впечатляющая пром. рев-ция. Идеалом В. была эконом, модернизация в сочетании с авторитарной формой правления, однако во время русской революции 1905 г. он убедил Николая II издать Манифест 17 октября, даровавший России конституцию, и созвать Государственную думу. Оказавшись в немилости у Николая, был отправлен в отставку.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

ВИТТЕ СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ

Витте, граф Сергей Юлиевич - государственный деятель. Родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат на сестре известного писателя, генерала Р.А. Фадеева . По окончании курса в Новороссийском университете со степенью кандидата физико-математических наук, Витте вступил на службу в управление Одесской ветви нынешних Юго-Западных железных дорог и вскоре сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н.М. Чихачева , в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога. Должность начальника движения, которую Витте исполнил в продолжение всей последней турецкой войны, доставила ему репутацию распорядительного администратора. В 1879 г. Витте занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова , был составителем одного из томов ""Трудов Комиссии"" (""История и деятельность съездов представителей русских железных дорог"") и проекта ныне действующего ""Общего устава Российских железных дорог"". С 1886 по 1888 г. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике Юго-Западными дорогами по инициативе Витте. Когда при Министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые тарифные учреждения, Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 г. призван к управлению Министерством путей сообщения, а 30 августа того же года ему поручено управление Министерством финансов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Витте Сергей Юльевич

1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплоатации в правлении Юго-Западных железных дорог. В 1888 г. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения. В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. На этом посту он и произвел знаменитую реформу - переход к золотому обращению. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897 году, упрочившей в России до войны 1914 г. устойчивую золотую валюту, взамен прежней бумажной, и создавшей предпосылки для ввоза иностранных капиталов в Россию. В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 г. не имел никакого значения. Это перемещение с поста всемогущего хозяина финансов на пост безвластного председателя комитета произошло под напором дворянско-помещичьих элементов правительства (главным образом, Плеве), недовольных покровительственным отношением Витте и его заигрыванием с умеренными либералами. Во время событий 9 января Витте снял с себя всякую ответственность за действия правительства. Летом 1905 г. Николай посылает Витте в Портсмут для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведен в звание графа. В дни октябрьской стачки, когда победил курс на соглашение с буржуазией, Витте оказался наиболее подходящим человеком на пост премьера. Манифест 17 октября является детищем Витте. После разгрома революции, когда самодержавие почувствовало под собой твердую почву, Витте опять сошел со сцены. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти (1915 г.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 1000+ биографических данных: словарь

ВИТТЕ Сергей Юльевич

(1849—1915) — российский государственный и политический деятель, дипломат, мемуарист. Почетный член Петербургской АН (1893), статс-секретарь (1896), действительный тайный советник (1899), граф (1905). С 1889 г. — директор департамента железных дорог Министерства финансов, с февраля 1892 г. — министр путей сообщения, в 1892—1903 г. — министр финансов. В августе 1903 г. из-за расхождений с Николаем 7/ушел в отставку с этого поста. Однако и находясь в опале (1903—1904), занимал пост пред. Комитета министров. В октябре 1905 — апреле 1906 г. — пред. реформированного Совета министров. Один из авторов Манифеста 17 октября 1905 г., настоял на его подписании царем. Однако при обсуждении Основных государственных законов (1906), будучи сторонником самодержавия, выступал за ограничение прав Государственной думы и Государственного совета. В 1906 г. получил у французских банков заем для России, который был использован правительством для подавления Революции 1905—1907 гг. В последние годы жизни — член Государственного совета и пред. Комитета финансов. Занимался публицистической деятельностью, писал мемуары. По его инициативе во внутренней политике проведен ряд преобразований: введена винная монополия (1894) для укрепления государственного бюджета; сооружена часть Великой Сибирской магистрали на территории Маньчжурии; осуществлена денежная реформа 1890-х гг.] создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902—1905) и разработаны некоторые положения аграрной реформы, проведенной П. А. Столыпиным. Принимал активное участие в выработке и осуществлении внешнеполитического курса России в конце XIX — начале XX в., настаивая на проведении взвешенной и умеренной политики. Был сторонником экономического проникновения России на Дальний и Ближний Восток в противовес предлагавшейся некоторыми деятелями военно-политической экспансии (см. «Безобразовская клика»). В 1905 г. возглавлял русскую делегацию, подписавшую мирный договор с Японией (см. Портсмутский мирный договор 1905 г.). За успешно проведенные переговоры получил графский титул. В ноябре 1905 г. добился отказа от союза с Германией (см. Бьеркский договор 1905 г.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

ВИТТЕ СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ

Витте Сергей Юлиевич

— род. 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат на сестре известного писателя, ген. Р. А. Фадеева. По окончании курса в Новороссийском университете со степенью кандидата физико-математических наук В. посвятил себя железнодорожной деятельности. Вступив на службу в управление Одесской ветви нынешних Юго-Западных ж. д., В. вскоре сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога. Ответственная должность начальника движения, на которую он был назначен и которую ему пришлось нести в продолжение всей последней турецкой войны, упрочила за ним репутацию распорядительного администратора. В 1879 г. С. Ю. перешел на службу в Петербург, где занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах известной железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, по поручению которого он был составителем одного из томов "Трудов Комиссии" ("История и деятельность съездов представителей русских железных дорог"). С 1886 по 1888 г. В. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике Юго-Западными дорогами в 1880 г. по инициативе В. Когда при министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые тарифные учреждения, В. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в феврале 1892 г. призван к управлению министерством путей сообщения.

В литературе С. Ю. Витте получил известность как по многим статьям, преимущественно специального характера, в разных газетах и журналах ("Москов. ведом.", "Русь", "Инженер", "Заря", "Киевлянин", "Киевское слово"), так и по сочинению его: "Принципы железнодорожных тарифов" (Киев, 1883). Книга эта представляет в русской специальной литературе первый опыт систематического изложения тарифных вопросов. Отметим еще монографию о немецком экономисте Листе, изданную отдельною брошюрой в 1888 г. (Киев).

{Брокгауз}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Витте Сергей Юльевич

1849-1915 гг.) - государственный деятель, мемуарист. Из семьи голландского происхождения, получившей российское дворянство в 1856 г. В 1870 г. окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Служил в Управлении казенной Одесской железной дороги, занимал различные посты. С 1886 г. - управляющий Юго-Западной железной дороги (Киев). Внедрял технические усовершенствования, широко использовал научные разработки, для Юго-Западной дороги разработал тарифную политику на принципах конкуренции, благодаря чему отправлять грузы по этой дороге стало выгодно. В 1883 г. издал работу "Принципы железно-дорожных тарифов по перевозке грузов", которая принесла ему известность среди специалистов. В 1889 г. император Александр III назначил его директором Департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов (1889-1892 гг.). В феврале-августе 1892 г. - министр путей сообщения, с августа 1892 г. - министр финансов. Активно содействовал строительству Великой Сибирской магистрали. На посту министра финансов проводил политику на укрепление позиций государства в экономике: продолжалась покупка убыточных железных дорог в казну государства, государство поддерживало отдельные группировки промышленников, смягчало конфликты между ними, поддерживало некоторые отрасли промышленности (горнодобывающую, металлургическую, винокурение, железнодорожное строительство и др.). Главными мероприятиями С.Ю. Витте стали винная монополия (1894 г.), денежная реформа (1897 г.), активное железнодорожное строительство. Добился заключения концессионного русско-китайского договора о сооружении и эксплуатации КВЖД (1896 г.).

В крестьянском вопросе был сторонником ликвидации крестьянской сословной обособленности в области права, землепользовании и управлении. Высказывался за свободный выход из общины. Основные положения С.Ю. Витте по крестьянскому вопросу были позднее использованы П.А. Столыпиным при проведении аграрной реформы. Политика С.Ю. Витте встречала противодействие в Министерстве внутренних дел в лице его руководителей - В.К. Плеве, А.С. Стишинского и др. В области внешней политики был против активной внешней политики на Дальнем Востоке. В период русско-японской войны 1904-1905 гг. добился заключения относительно выгодного для России мирного договора с Японией (Портсмутского мира), за что был удостоен титула графа. За уступку японцам южной части острова Сахалин получил в правой печати прозвище "графа Полусахалинского". Под его руководством был составлен Манифест 17 октября 1905 г. был сторонником ограничения прав Государственного совета и Государственной думы. С 1906 г. выступал за неограниченное самодержавие. Человек яркий, талантливый, С.Ю. Витте в то же время характер имел желчный, был острым на язык, негативно высказывался об императоре Николае II, поэтому отношение современников к нему было неоднозначным. После 1906 г. перестал активно влиять на политику, стал заниматься публицистикой. В 1914 г. за подписью Б.Б. Глинского напечатал свою работу "Возникновение русско-японской войны". Является также автором мемуаров, содержащих большой фактический материал.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарь

Витте, Сергей Юльевич (дополнение к статье)

Витте Сергей Юльевич

Витте Сергей Юльевич (1849-1915)

Витте Сергей Юльевич (1904)

— после кратковременного управления министерством путей сообщения (с 15 февраля до 30 августа 1892 г.) был назначен министром финансов. За 11-летнее управление его министерством государственная роспись доходов и расходов ни разу не была сведена с дефицитом; наоборот, ежегодно оказывались значительный суммы так называемой свободной наличности. В 10 лет — с 1892 по 1901 г. — из общей суммы 13863 млн. руб. обыкновенных доходов было покрыто обыкновенных расходов на сумму 12858 млн. руб. Из 2585,6 млн. руб. чрезвычайных расходов за тот же период только 1144,6 млн. руб. были покрыты чрезвычайными же доходами; остальная сумма в 1441 млн. руб. была покрыта обыкновенными доходами и кассовыми средствами. Около половины расходов чрезвычайного бюджета, в сумме 1231 млн. р., составляли расходы на сооружение железных дорог, а если считать также расходы на усиление и улучшение существующих железных дорог и на увеличение подвижного состава и железнодорожных принадлежностей, отнесенные законами 4 июля 1894 г. и 22 мая 1900 г. к отделу обыкновенных расходов, то общие расходы на железные дороги составили за это время сумму в 1505 млн. руб. Система сведения росписей покрытием части чрезвычайных расходов средствами обыкновенного бюджета и из года в год повторяющимися накоплениями свободной наличности, вызвала следующие принципиальные возражения: 1) избытки доходов излишне обременяют население, а потому, в случае получения таких избытков, следует или пользоваться ими для более широкого удовлетворения обыкновенных государственных потребностей, или уменьшать налоги; 2) производительные расходы, плодами которых воспользуются будущие поколения, правильнее возлагать путем займов на эти будущие поколения. Теоретически не отрицая верности этих принципов, В. не считал, однако, возможным придерживаться их по отношению к России, принимая во внимание, что последняя и без того обременена крупным заграничным долгом. С другой стороны, громадное пространство Империи и различия входящих в ее состав областей по климатическим и другим естественным условиям, быту и источникам существования населения, обуславливают необходимость всегда быть готовым к встрече то здесь, то там какой-нибудь невзгоды. Так, напр., вызванные неурожаями расходы составили до 162 млн. руб. в 1891—92 гг. и свыше 35 млн. руб. в 1898 г. Впрочем, так как одновременно с сооружением новых железных дорог производился также выкуп в казну старых, то кроме бюджетных средств на железнодорожное дело были употреблены и займы. В общем государственная задолженность за десятилетие 1892—1901 возросла в следующем размере (в миллионах руб.):

 

1 января 1892 г.

1 января 1902 г.

Государственные займы

4731,6

6479,8

Беспроцентный долг по кредитным билетам

636,9

Долги разным местам и лицам

20,7

17,5

Всего

5389,2

6497,3

За 10-летний период, таким образом, сумма государственных займов увеличилась на 1748,2 млн. руб., но так как из этой суммы был покрыт беспроцентный долг по кредитным билетам на 637 млн. руб., то действительная задолженность увеличилась на 1108 млн. руб. Наибольшая часть этих займов была употреблена на железнодорожное дело. С 1892 по 1901 гг. длина железнодорожной сети увеличилась почти вдвое (с 31377 до 60000 верст), число паровозов увеличилось на 6600 (93 %), пассажирских вагонов — на 9446 (119 %), товарных — на 178402 (118 %). Стоимость казенных железных дорог и сумма долгов железных дорог казне увеличилась с 2053,5 до 4114,8 млн. руб. В число строившихся железных дорог вошла и Сибирская, решенная еще в предшествующее царствование и поглотившая в общей сложности около миллиарда руб. Потребность в других железных дорогах представлялась не менее настоятельною. Даже и теперь Россия значительно отстает в этом отношении от других стран. На 1000 квадратных верст пространства в России приходится 9,27 верст жел. дор., в Соед. Штатах 35,3 вер., в Австро-Венгрии 55,7, во Франции 84,4, в Германии 100,5, в Англии 118,7. С другой стороны, рост железнодорожной сети увеличил чистый доход казны от жел. дорог, покрывающий платежи % и погашения на затраченный капитал, и вместе с тем уменьшил бремя по уплате % и погашению государственного долга, лежащее на других, преимущественно податных доходных статьях нашего бюджета. Так как за последние 10 лет и средний % роста по государственным займам, благодаря целому ряду конверсий, уменьшился с 4,19 % в 1892 г. до 3,86 % в 1902 г., то в общем, под влиянием обоих этих факторов, на уплату % и погашение государственного долга стало расходоваться из обыкновенных бюджетных доходов меньше средств, чем раньше. Ассигнования на платежи по займам составляли в 1892 г. 243,2 млн. руб., в 1900 г. — 275,3 млн. руб.; чистый же доход казенных и платежи частных жел. дор. составляли в соответствующие годы 56,4 и 139 млн. руб. Таким образом, хотя общие платежи по займам увеличились на 32 млн. руб., но благодаря расширению железнодорожного хозяйства государства, остаток от упомянутых платежей, покрываемый из других статей бюджета, составлял в 1892 г. 186,8, в 1900 г. — 136,3 млн. руб.

Когда в русских правительственных сферах возникла мысль о занятии Порт-Артура, она с самого начала встретила в В. решительного противника. Он возражал и против расширения русской территории на Дальнем Востоке на счет Китая после военных действий 1900 г. В 1901 и 1902 г. он настаивал на постепенной и полной эвакуации Маньчжурии русскими войсками и выступал против предприятий, затевавшихся разными лицами в северной Корее (см. Порт-Артур).

Мысль о реформе денежного обращения занимала уже предшественников В., Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградского, усилиям которых удалось создать и некоторые благоприятствующие такой реформе условия: сведение росписей без дефицитов, улучшение расчетного баланса, накопление золотого запаса. Тем не менее, переход от системы бумажно-денежного обращения к золотой валюте представлял массу трудностей и требовал огромных средств на погашение долга государственного казначейства государственному банку по выпуску временных кредитных билетов, на сокращение числа постоянных кредитных билетов, и на увеличение размера разменного фонда до уровня, вполне обеспечивающего непрерывный обмен кредитных билетов. Все эти средства лишь отчасти были добыты путем займов, большею же частью они были покрыты избытками обыкновенных доходов. Далее, для осуществления реформы необходимо было выпустить золото в обращение постепенно. Меры, принятые для достижения этой цели, заключались сперва в разрешении совершения частных сделок на золотую валюту, потом в приеме казенными учреждениями, по желанию плательщиков, уплаты акцизных сборов золотой монетой по назначенному наперед курсу, далее в расширении этого приема и на другие платежи и взносы в казну. Сперва был назначен курс кредитного рубля на определенный срок, и в основу курса была принята цена кредитного рубля, определившаяся за предшествующий, довольно значительный период времени, а потом этот курс окончательно был закреплен. Когда таким образом был установлен твердый курс и беспрепятственный размен кредитных билетов, дальнейшее завершение реформы — перечеканкой монеты соответственно этому курсу и установлением правил о выпуске кредитных билетов в обращение и о способах их обеспечения разменным фондом — не представило особенных затруднений (см. Реформа денежного обращения).

Со времени введения золотой валюты прошло уже несколько лет, и несмотря на то, что к концу этого времени России пришлось вести одну из самых тяжелых и разорительных войн, золотая валюта остается незыблемой. Другая крупная реформа, проведенная при В. — питейная (см.). В заслугу В. многими неоднократно выставлялось, что за время его управления министерством государственный бюджет увеличился почти вдвое (с 965 млн. руб. в 1892 г. до 1800 млн. руб. в 1901 г.); другие, наоборот, ставили это увеличение ему в укор, усматривая в нем чрезмерное напряжение финансовых сил страны и обременение населения излишними налогами. Оба эти воззрения одинаково основаны на недоразумении. Возрастание обыкновенных доходов в значительной степени обуславливалось повышением дохода от казенных железных дорог, вследствие расширения казенной сети постройкой казной новых и приобретением ею частных железных дорог, а также возрастанием дохода от казенной продажи питей. Так как увеличение обоих последних доходов сопровождалось одновременным возрастанием соответственных расходов, то для правильности суждения о росте обыкновенных доходов за последние годы следует выделить из их состава оба эти дохода, причем получится следующая таблица:

Годы

Все обыкн. доходы

Доходы от каз. жел. дор. и продажи питей

Обыкн. доходы без последних двух доходов

Возрастание доходов в %

Рост населения, в %

На 1 душу в рублях

1892

964687095

74407657

890279438

8,2

1893

1031489740

85145684

946344056

6,29

1,3

8,7

1894

1145352364

115989917

1029362447

15,62

2,8

9,5

1895

1244362202

205512938

1038849264

16,69

4,2

10,1

1896

1368719351

321049324

1047670027

17,68

5,8

10,9

1897

1416386096

330293727

1086092369

21,99

7,3

11,2

1898

1584854445

450369815

1134484630

27,44

8,8

11,6

1899

1673313062

458284813

1215028249

36,48

10,4

12,9

1900

1704128506

479578589

1224549917

37,55

11,8

12,9

1901

1799457155

542004688

1257452467

41,24

13,3

13,5

Таким образом, государственные доходы за последние 10 лет увеличились не вдвое, а только на 41 %, и притом постепенно, параллельно с ростом населения, хотя и быстрее, чем последний. Если сопоставить среднее годовое поступление всех обыкновенных доходов, за исключением доходов от жел. дор. и казенной продажи вина, по пятилетиям, то получится следующее возрастание доходов:

Пятилетия

Средняя годовая цифра поступлений

Против предшествующего 5-летия более в %

1882—1886

721771794

1887—1891

861281682

19,33

1892—1896

998413694

15,92

1897—1901

1183521526

18,54

Относительно прямых налогов за время управления В. заметно даже стремление к их понижению. Манифестом 14 мая 1896 г. сложены все недоимки по государственному поземельному налогу и определено взимать его, начиная с 1896 г., в размере половины средних по губерниям окладов, а в тех губерниях, где средний подесятинный оклад превышает 10 коп. — в размере 5 коп. с десятины. Законом 7 февраля 1894 г. установлен был новый порядок разрешения отсрочки и рассрочки выкупных недоимок по ходатайствам сельских обществ, вследствие чего из общей суммы 122 млн. руб. выкупных недоимок отсрочено и рассрочено к 1 января 1902 г. около 110 млн. руб. Законами 13 мая 1896 г. и 31 мая 1899 г. установлены льготы относительно пересрочки и отсрочки выкупных платежей. По 1-е мая 1902 г. этими льготами воспользовались 21832 селения и 12485 подворных владельцев, причем понижение оклада выкупных платежей этих селений и владельцев составляло около 6 млн. руб. С другой стороны, установлением в 1893 г. квартирного налога и реформою промыслового обложения в 1898 г. сделаны попытки к обложению прямыми податями других классов населения, главным образом торгово-промышленных, в более широких размерах, чем до тех пор, преимущественно на началах подоходности. Закон 7 апреля 1897 г. совершенно отменил паспортные пошлины (дававшие свыше 1½ млн. руб. дохода), с сохранением только пошлин с паспортов заграничных, увеличенных указом 28 июля 1900 г. (по случаю войны с Китаем), с 10 р. до 15 руб. Законом 10 апреля 1895 г. установлены некоторые льготы по взиманию пошлин крепостных и с безмездного перехода имуществ. Законом 22 мая 1895 г. привлечены к обложению 5 % сбором доходы от вкладов в банкирские заведения и меняльные лавки. По отношению к гербовым сборам и к косвенному обложению деятельность министерства финансов проявилась преимущественно в упорядочении и изменении системы взимания (гербовый устав 1900 г., правила об акцизе с пива 10 июня 1900 г., изменение системы взимания табачного налога 1901 г.). Главные повышения косвенных налогов последовали в самом начале управления В., составляя как бы наследие от его предшественника (закон 14 декабря 1892 г. о двухрублевом дополнительном сборе с табаков высших сортов и повышении на 50 % патентного сбора с табачной торговли; закон 16 ноября 1892 г. об удвоении акциза на фосфорные спички; закон 9 ноября 1892 г. о повышении акциза с заторного ведра пива с 20 до 30 коп.). Собственно к периоду управления В. следует отнести повышение законом 12 января 1893 г. налога на пуд сахарного песка с 1 руб. до 1 руб. 75 коп., с одновременной отменой дополнительного акциза с пуда рафинада в 40 коп., и повышения, установленные указом 6 августа 1900 г. ввиду вызванных китайскими событиями чрезвычайных расходов: акциза на спирт с 10 до 11 коп. с градуса, на водочные изделия с 1 до 2 руб. с ведра, на пиво с 30 до 40 коп. с заторного ведра, на табачные изделия с 2 до 4 руб., на махорку — с 8 до 9 коп. Возрастание главнейших косвенных налогов за период 1892—1901 гг. выразилось в следующих цифрах (в миллионах руб.):

Годы

Табачный доход

Сахарный

Нефтяной

Спичечный

1892

27

27,5

12,9

5,1

1893

28,6

30,0

16,3

6,6

1894

29,5

40,9

18,9

7,5

1895

31,6

47,4

19,7

7,5

1896

32,0

42,3

20,8

7,3

1897

32,3

55,2

22,7

7,1

1898

34,2

58,2

23,4

6,9

1899

35,4

67,2

26,1

6,8

1900

38,0

62,9

25,4

7,8

1901

42,3

71,4

28,6

7,9

Как видно из приведенных цифр, возрастание доходов от косвенного обложения в гораздо большей степени следует приписать росту населения и расширению потребления, чем повышению налогов. Так, нефтяной доход, который за период 1893—1901 г. совсем не был повышен, поднялся за это время с 16,3 млн. до 28,6, сахарный доход с 47,4 млн. в 1895 г. (уже при действии повышенного налога) — до 71,4 в 1901 г., табачный доход с 29,6 млн. руб. в 1893 г. (после повышения акциза) — до 35,4 млн. руб. в 1899 г. (до вторичного повышения налога). Всего больше повысился за период управления В. таможенный доход — с 130,5 млн. руб. в 1892 г. до 212,17 млн. в 1901 г. — как вследствие расширения привоза (403,9 млн. в 1892 и 593,4 млн. в 1901 г.), так и вследствие увеличения пошлин на некоторые товары (байховый чай, хлопок, бумажную пряжу). В 1900 г. ввиду событий на Дальнем Востоке, повышен тариф на фрукты, виноградные вина, кофе, какао, табак, сельди, сало, воск, кожи, фарфоровые, фаянсовые и стеклянные изделия, некоторые химические товары, мыло, краски, оружие, экипажи, шерсть, хлопок, джуту, полотно, хлопчатобумажные и шелковые ткани и др. По некоторым статьям повышение выразилось в надбавке 10, 20, 30 и 50 % к пошлинам, по другим оно было исчислено в абсолютной сумме. В значительной мере повышение таможенного дохода обуславливалось увеличением потребления машин и аппаратов, железных и стальных изделий, рельсов и железнодорожных принадлежностей. Едва ли можно отрицать, что тариф 1901 г. является крайне обременительным для населения, облагая высокими пошлинами как предметы всеобщего потребления, так и предметы, употребляемые в сельском хозяйстве (чугун, машины и проч.). Заключение ряда торговых договоров с другими государствами, привлечение иностранных капиталов и предоставление иностранцам широкой возможности открывать фабрики и заводы в Империи, упрощение формальностей по учреждению акционерных компаний, по выдаче привилегий и ограждению права пользования товарными знаками, моделями и рисунками, широкое открытие кредита промышленным предприятиям, поощрение союзов и съездов промышленников (сахарозаводчиков, горнопромышленников, нефтепромышленников, мукомолов), открытие бирж и комитетов торговли и мануфактур во многих городах, поощрение торгового мореходства и судостроения, нормировка сахарного производства, железнодорожное строительство, предоставление казенных заказов фабрикам и заводам и т. д. — все это имело целью широкое развитие отечественной промышленности. С тою же целью министерство финансов проявило большую деятельность в области технического и коммерческого образования. Законом 9 мая 1894 г. коммерческие училища были подчинены ведомству министерства финансов; 10 апреля 1896 г. издано положение о коммерческих учебных заведениях, предусматривающее самое широкое участие обществ, городов, сословий и земств в деле распространения коммерческих знаний. Наряду с этим было положено основание учреждению коммерческих учебных заведений низшего типа — торговых школ, классов и курсов коммерческих знаний. До 1894 г. существовало всего 8 коммерческих училищ; с 1896 по 1902 г. открыто 147 коммерческих школ, с числом учащихся превышающим 20000 (в том числе 51 коммерческое училище, 43 торговые школы, 30 торговых классов и 23 курса коммерческих знаний). Все эти учебные заведения почти исключительно содержатся на счет общества; в расходах по содержанию их, определяемому в сумме около 3 млн. руб., казна участвует только суммой 48000 руб. Законом 10 марта 1897 г. о сельских ремесленных учебных мастерских положено начало распространению технических знаний среди сельского населения. Закон 19 марта 1902 г. имеет целью поощрение развития практически-технического образования в рабочей среде. Министерством принимались меры для распространения художественно-промышленного образования и женского профессионального образования. Для распространения высшего технического образования учреждены министерством финансов три высших учебных заведения — Киевский, Варшавский и С.-Петербургский политехнические институты. Общее число учащихся в учебных заведениях министерства финансов превышало в 1902 году 30000 человек; стоимость их устройства и оборудования определяется в 31 млн. руб., причем казной отпущено лишь 11 млн. руб., а остальные 20 млн. руб. даны обществами, земствами, городами и частными лицами. Ежегодное содержание этих заведений обходится в 4,3 млн. руб., из коих казенных сумм 1,4 млн. руб., частных 2,9 млн. руб.

Быстрое развитие промышленности, выразившееся в оживлении банковой деятельности, учреждении многих акционерных компаний по разным отраслям промышленности, в сооружении новых фабрик и заводов и в усиленном производстве товаров, имело и свои отрицательные стороны: оно значительно опередило все другие отрасли хозяйственной деятельности народа и, нося более или менее искусственный характер, не было приспособлено к удовлетворению народных потребностей и не находилось в соответствии с платежными силами населения Эти отрицательные стороны обнаружились в разразившемся к концу управления В. промышленном кризисе, сильным толчком к которому послужил такой же промышленный кризис в Западной Европе. Кризис этот проявился в области как кредита и биржи, так и производства, выразившись в упадке ценности промышленных бумаг, в стеснении кредита, в сокращении производства и в закрытии некоторых заводов. Продолжался кризис 2—3 года; результатом его явился переход от высоких цен на изделия промышленности к ценам более доступным для населения, а также приспособление промышленности к действительным потребностям народа.

Будучи приверженцем развития национальной промышленности и покровительственной системы, В., однако, сознавал, что "основную отрасль народной производительности несомненно составляет у нас сельское хозяйство, и нет на Руси более важного экономического вопроса, как именно вопрос о коренном улучшении хозяйственного быта нашего сельского населения". В одном из всеподданнейших своих докладов он указал, что одною из главных причин необеспеченности хозяйственного положения крестьян является отсутствие в крестьянском населении прочного правопорядка, и что недостатки узаконений о крестьянах не могут быть устранены частичными изменениями, а требуют разрешения общих принципиальных вопросов сельского устройства. Это теоретическое признание не нашло практического осуществления со стороны других ведомств, а деятельность министерства финансов по отношению к сельскому хозяйству ограничивалась частичными мероприятиями, как упорядочение хлебной торговли, отмена пошлин на сельскохозяйственные орудия и машины и т. п. Поворот в этом отношении наступил лишь в начале 1902 г., с учреждением Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности (см.), под председательством В., сохранившего это звание и после оставления им 16 авг. 1903 г. поста министра финансов и назначения председателем комитета министров. Главные из числа вопросов, рассмотренных совещанием и переданных в надлежащие ведомства для окончательной разработки: об организации мелкого кредита, о путях сообщения, об арендах, об организации торговли сельскохозяйственными произведениями, в связи с условиями железнодор. перевозок и службы почт и телеграфов. По окончании работ местных сел.-хоз. комитетов, учрежденных совещанием, на первую очередь был поставлен выдвинутый комитетами вопрос о юридическом и общественном устройстве крестьян, во всей его полноте. В специально составленной "Записке по крестьянскому делу" В. отстаивал необходимость устранить обособленность крестьян в материальном, гражданском и уголовном праве и в порядке низшего управления и суда и допускал сохранение лишь тех особенностей сословного строя, которые необходимы для пользы всего крестьянства и самого государства (сословные союзы для заведования отдельными землями, состоящими в общинном или общем владении, сословная замкнутость отдельных земель и неответственность их по долгам владельцев, особый доступный для крестьян порядок размежевания, особое охранительное судопроизводство и нотариальный порядок, имеющий целью обеспечить крестьянам укрепление прав на надельную недвижимость, сословная организация земельного кредита в виде крестьянского банка, сословный порядок заселения и арендования казенных земель и т.д.). В таком именно направлении и обсуждался вопрос в Особом совещании, начиная с осени 1904 г. до 30 марта 1905 г., когда совершенно неожиданно для него оно было упразднено Высочайшим указом правительствующему сенату и все его дела переданы другому особому совещанию под председательством И. Л. Горемыкина, с более узкой задачей "укрепления крестьянского землевладения". Не окончена до сих пор (май 1905 г.) работа, предпринятая комитетом министров, под председательством В., по исполнению Высочайшего указа 12 декабря 1904 г. См. Россия.

Литература. "Столетие министерства финансов. 1802—1902" (ч. II, СПб., 1902); M. Кашкаров, "Финансовые итоги последнего десятилетия, 1892—1901 гг." (СПб., 1903); его же, "Денежное обращение в России" (СПб., 1898); П. Мигулин, "Русский государственный кредит" (т. III, Харьков, 1900); Б. Брандт, "Финансовая политика и таможенное покровительство" ("Свод трудов местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности", СПб., 1904); его же, "Промышленный кризис в Западной Европе и в России" (СПб., 1903—1904).

Б. Брандт.

{Брокгауз}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме Витте Сергей Юльевич — 0

Найдено научныех статей по теме Витте Сергей Юльевич — 0

Найдено книг по теме Витте Сергей Юльевич — 0

Найдено презентаций по теме Витте Сергей Юльевич — 0

Найдено рефератов по теме Витте Сергей Юльевич — 0