Витте Сергей Юльевич

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВИТТЕ Сергей Юльевич
1849-1915), граф (1905), государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, министр финансов с 1892, председатель Комитета министров с 1903, председатель Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Транссибирской железной дороги. Подписал Портсмутский мир (1905), завершивший русско-японскую войну. Автор Манифеста 17 октября 1905. Разработал основные положения Столыпинской аграрной реформы. Автор "Воспоминаний" (т. 1-3, I960).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Витте Сергей Юльевич
(1849—1915) государственный деятель. В 1892 г. управляющий Министерством путей сообщения, член Госсовета. С конца 1892 г. управляющий Министерством финансов, затем министр финансов. Занимал этот пост 11 лет. Был фактическим руководителем русской экономики, определял внутреннюю и внешнюю политику страны. Автор финансовой реформы 1897 г. В 1898 г. добился от Китая аренды Порт-Артура. С 1903 г. председатель Комитета министров. В 1905 г. руководитель русской делегации на Портсмутских переговорах с Японией. За эту миссию снискал награду — графское достоинство. Автор Манифеста I7 октября 1905 г. С 1906 г. в отставке.

Источник: Краткий словарь по истории.

Витте Сергей Юльевич

Витте Сергей Юльевич, граф (Witte. Sergei Yulyevich, Count) (1849-1915), рус. гос. деятель. Мин. финансов (1892-1903), затем премьер (1905-06), он действовал, исходя из убеждения: чтобы Россия могла встать в один ряд с промышленно развитыми державами, необходимы как правит, инвестиции, так и зап. капиталы. За годы его пребывания в пр-ве были построены ж.д., соединившая Донецкий угольный бассейн с Москвой и Санкт-Петербургом, Транссибирская магистраль, началось произ-во стали, увеличилась добычанефти, обеспечивавшая уже не только внутр. нужды, но и экспортные потребности. Т.о., накануне полит, рев-ции в России произошла впечатляющая пром. рев-ция. Идеалом В. была эконом, модернизация в сочетании с авторитарной формой правления, однако во время русской революции 1905 г. он убедил Николая II издать Манифест 17 октября, даровавший России конституцию, и созвать Государственную думу. Оказавшись в немилости у Николая, был отправлен в отставку.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Витте Сергей Юльевич
(1849–1915) — русский государственный деятель, один из активных инициаторов политики промышленной модернизации России на рубеже XIX–XX вв. Являлся министром путей сообщения, позже министром финансов, был председателем Комитета министров, а затем Совета министров. В результате реформ: владение винной монополией, завершение денежной реформы, масштабный проект железнодорожного строительства. Сумел достичь реальных прорывов в области экономического роста и укрепления финансового авторитета России в мировом сообществе. Проповедуя идеи рыночной экономики, активно привлекал иностранные инвестиции в российскую промышленность. Витте одновременно укреплял государственную форму собственности в стране. Несмотря на то, что был сторонником самодержавной системы, считал, что таковая нуждается в политической модернизации, более активном движении по пути конституционализма. Явился инициатором и основным автором Манифеста 17 октября 1905 г., даровавшего народу политические свободы. На определенном этапе стал неугоден придворной камарилье и ушел в отставку, написал “Воспоминания”, которые переиздаются и в наши дни.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

ВИТТЕ СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ

Витте, граф Сергей Юлиевич - государственный деятель. Родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат на сестре известного писателя, генерала Р.А. Фадеева . По окончании курса в Новороссийском университете со степенью кандидата физико-математических наук, Витте вступил на службу в управление Одесской ветви нынешних Юго-Западных железных дорог и вскоре сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н.М. Чихачева , в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога. Должность начальника движения, которую Витте исполнил в продолжение всей последней турецкой войны, доставила ему репутацию распорядительного администратора. В 1879 г. Витте занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова , был составителем одного из томов ""Трудов Комиссии"" (""История и деятельность съездов представителей русских железных дорог"") и проекта ныне действующего ""Общего устава Российских железных дорог"". С 1886 по 1888 г. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике Юго-Западными дорогами по инициативе Витте. Когда при Министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые тарифные учреждения, Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 г. призван к управлению Министерством путей сообщения, а 30 августа того же года ему поручено управление Министерством финансов.

Источник: Биографический словарь. 2008

Витте Сергей Юльевич
1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплоатации в правлении Юго-Западных железных дорог. В 1888 г. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения. В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. На этом посту он и произвел знаменитую реформу - переход к золотому обращению. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897 году, упрочившей в России до войны 1914 г. устойчивую золотую валюту, взамен прежней бумажной, и создавшей предпосылки для ввоза иностранных капиталов в Россию. В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 г. не имел никакого значения. Это перемещение с поста всемогущего хозяина финансов на пост безвластного председателя комитета произошло под напором дворянско-помещичьих элементов правительства (главным образом, Плеве), недовольных покровительственным отношением Витте и его заигрыванием с умеренными либералами. Во время событий 9 января Витте снял с себя всякую ответственность за действия правительства. Летом 1905 г. Николай посылает Витте в Портсмут для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведен в звание графа. В дни октябрьской стачки, когда победил курс на соглашение с буржуазией, Витте оказался наиболее подходящим человеком на пост премьера. Манифест 17 октября является детищем Витте. После разгрома революции, когда самодержавие почувствовало под собой твердую почву, Витте опять сошел со сцены. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти (1915 г.).

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

ВИТТЕ Сергей Юльевич
(1849—1915) — российский государственный и политический деятель, дипломат, мемуарист. Почетный член Петербургской АН (1893), статс-секретарь (1896), действительный тайный советник (1899), граф (1905). С 1889 г. — директор департамента железных дорог Министерства финансов, с февраля 1892 г. — министр путей сообщения, в 1892—1903 г. — министр финансов. В августе 1903 г. из-за расхождений с Николаем 7/ушел в отставку с этого поста. Однако и находясь в опале (1903—1904), занимал пост пред. Комитета министров. В октябре 1905 — апреле 1906 г. — пред. реформированного Совета министров. Один из авторов Манифеста 17 октября 1905 г., настоял на его подписании царем. Однако при обсуждении Основных государственных законов (1906), будучи сторонником самодержавия, выступал за ограничение прав Государственной думы и Государственного совета. В 1906 г. получил у французских банков заем для России, который был использован правительством для подавления Революции 1905—1907 гг. В последние годы жизни — член Государственного совета и пред. Комитета финансов. Занимался публицистической деятельностью, писал мемуары. По его инициативе во внутренней политике проведен ряд преобразований: введена винная монополия (1894) для укрепления государственного бюджета; сооружена часть Великой Сибирской магистрали на территории Маньчжурии; осуществлена денежная реформа 1890-х гг.] создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902—1905) и разработаны некоторые положения аграрной реформы, проведенной П. А. Столыпиным. Принимал активное участие в выработке и осуществлении внешнеполитического курса России в конце XIX — начале XX в., настаивая на проведении взвешенной и умеренной политики. Был сторонником экономического проникновения России на Дальний и Ближний Восток в противовес предлагавшейся некоторыми деятелями военно-политической экспансии (см. «Безобразовская клика»). В 1905 г. возглавлял русскую делегацию, подписавшую мирный договор с Японией (см. Портсмутский мирный договор 1905 г.). За успешно проведенные переговоры получил графский титул. В ноябре 1905 г. добился отказа от союза с Германией (см. Бьеркский договор 1905 г.).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ВИТТЕ СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ

Витте Сергей Юлиевич



— род. 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат на сестре известного писателя, ген. Р. А. Фадеева. По окончании курса в Новороссийском университете со степенью кандидата физико-математических наук В. посвятил себя железнодорожной деятельности. Вступив на службу в управление Одесской ветви нынешних Юго-Западных ж. д., В. вскоре сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога. Ответственная должность начальника движения, на которую он был назначен и которую ему пришлось нести в продолжение всей последней турецкой войны, упрочила за ним репутацию распорядительного администратора. В 1879 г. С. Ю. перешел на службу в Петербург, где занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах известной железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, по поручению которого он был составителем одного из томов "Трудов Комиссии" ("История и деятельность съездов представителей русских железных дорог"). С 1886 по 1888 г. В. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике Юго-Западными дорогами в 1880 г. по инициативе В. Когда при министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые тарифные учреждения, В. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в феврале 1892 г. призван к управлению министерством путей сообщения.

В литературе С. Ю. Витте получил известность как по многим статьям, преимущественно специального характера, в разных газетах и журналах ("Москов. ведом.", "Русь", "Инженер", "Заря", "Киевлянин", "Киевское слово"), так и по сочинению его: "Принципы железнодорожных тарифов" (Киев, 1883). Книга эта представляет в русской специальной литературе первый опыт систематического изложения тарифных вопросов. Отметим еще монографию о немецком экономисте Листе, изданную отдельною брошюрой в 1888 г. (Киев).

{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Витте Сергей Юльевич
1849-1915 гг.) - государственный деятель, мемуарист. Из семьи голландского происхождения, получившей российское дворянство в 1856 г. В 1870 г. окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Служил в Управлении казенной Одесской железной дороги, занимал различные посты. С 1886 г. - управляющий Юго-Западной железной дороги (Киев). Внедрял технические усовершенствования, широко использовал научные разработки, для Юго-Западной дороги разработал тарифную политику на принципах конкуренции, благодаря чему отправлять грузы по этой дороге стало выгодно. В 1883 г. издал работу "Принципы железно-дорожных тарифов по перевозке грузов", которая принесла ему известность среди специалистов. В 1889 г. император Александр III назначил его директором Департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов (1889-1892 гг.). В феврале-августе 1892 г. - министр путей сообщения, с августа 1892 г. - министр финансов. Активно содействовал строительству Великой Сибирской магистрали. На посту министра финансов проводил политику на укрепление позиций государства в экономике: продолжалась покупка убыточных железных дорог в казну государства, государство поддерживало отдельные группировки промышленников, смягчало конфликты между ними, поддерживало некоторые отрасли промышленности (горнодобывающую, металлургическую, винокурение, железнодорожное строительство и др.). Главными мероприятиями С.Ю. Витте стали винная монополия (1894 г.), денежная реформа (1897 г.), активное железнодорожное строительство. Добился заключения концессионного русско-китайского договора о сооружении и эксплуатации КВЖД (1896 г.).
В крестьянском вопросе был сторонником ликвидации крестьянской сословной обособленности в области права, землепользовании и управлении. Высказывался за свободный выход из общины. Основные положения С.Ю. Витте по крестьянскому вопросу были позднее использованы П.А. Столыпиным при проведении аграрной реформы. Политика С.Ю. Витте встречала противодействие в Министерстве внутренних дел в лице его руководителей - В.К. Плеве, А.С. Стишинского и др. В области внешней политики был против активной внешней политики на Дальнем Востоке. В период русско-японской войны 1904-1905 гг. добился заключения относительно выгодного для России мирного договора с Японией (Портсмутского мира), за что был удостоен титула графа. За уступку японцам южной части острова Сахалин получил в правой печати прозвище "графа Полусахалинского". Под его руководством был составлен Манифест 17 октября 1905 г. был сторонником ограничения прав Государственного совета и Государственной думы. С 1906 г. выступал за неограниченное самодержавие. Человек яркий, талантливый, С.Ю. Витте в то же время характер имел желчный, был острым на язык, негативно высказывался об императоре Николае II, поэтому отношение современников к нему было неоднозначным. После 1906 г. перестал активно влиять на политику, стал заниматься публицистикой. В 1914 г. за подписью Б.Б. Глинского напечатал свою работу "Возникновение русско-японской войны". Является также автором мемуаров, содержащих большой фактический материал.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004