ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич
1792-1878), князь, государственный деятель, поэт, академик Петербургской АН (1841). В 1818-20 участвовал в подготовке "Государственной уставной грамоты". В 1846-1853 директор Государственного заемного банка, с 1855 товарищ министра народного просвещения, руководил Главным управлением цензуры. С 1866 член Государственного совета. Лирика, критические статьи, мемуары ("Старая записная книжка").

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич
(12.7.1792, М. – 10.11.1878, Баден-Баден, Германия), князь, поэт, критик. Его отец служил нижегородским и Пенз. наместником, бывал в губ. центре. Посещал ПЕНЗ. и сын, получал здесь письма от А. С. Пушкина, Д. В. Давыдова. С кон. 1827 до осени 1829, с перерывами, находился в с. Мещерском Сердоб. у. Саратовской губ., ныне Серд. р-на (в имении Кологривовых, родителей жены). Здесь написаны стихи: «Зимние карикатуры», «На Новый 1828 год», «Простоволосая головка», «Саловка», сатира «Русский бог». В. вел переписку с друзьями, переводил сонеты А. Мицкевича, роман франц. писателя Б. Констана «Адольф». Жизнь в ПЕНЗ. и с. Мещерском отражена в его «Записных книжках». Соч.: Сочинения: В 2 тт. М., 1982; Стихотворения. М., 1978; То же. Л., 1986; Записные книжки (1813–1848). М., 1992; Записные книжки / Публ., примеч. А. Дворжанского // Временник. 1992. № 5. Лит: КЛЭ. Т. 1; Храбровицкий; Савин (8, 9). О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Вяземский, Петр Андреевич

Вяземский Петр Андреевич


Вяземский Петр Андреевич (1828)


[1792—1878] — поэт и критик. Происходил из древнего княжеского рода; в ранней молодости остался единственным наследником большого состояния и занял блестящее положение в высших кругах столичного дворянства. Служебную карьеру Вяземский начал в Варшаве [1819—1821], где присутствовал при открытии первого сейма, переводил речь Александра I, известную своими либеральными обещаниями, и участвовал в составлении H. H. Новосильцевым проекта конституции для России. Либеральная атмосфера Варшавы того времени была воспринята легко увлекающимся В. особенно горячо, тем более, что сам он, как представитель когда-то влиятельного древнего рода, тяготился деспотизмом самодержавия, возвышением новоиспеченной аристократии и изолированным положением, в котором находилось старинное родовитое дворянство. Его переживания этого периода близко совпали с назревшим настроением декабристов. Свои убеждения В. демонстративно высказывал в стихах, частных письмах и беседах. В 1820 он подписал записку об освобождении крестьян, поданную Александру I гр. Воронцовым. В результате — В. был отстранен от службы и прожил несколько лет в опале, под тайным надзором. Лишь в 1830 году, освободившись от либеральных "увлечений молодости", Вяземский примирился с правительством и вновь поступил на службу. Во вторую половину жизни достиг высших чинов, званий и положения при дворе Александра II и умер ярым консерватором и реакционером.


Как поэт Вяземский может быть назван блестящим представителем так наз. "светского стиля" в русской поэзии. Воспитанный на французской литературе XVII и XVIII вв., он оставался всю жизнь под сильным влиянием французского классицизма, хотя и выступал в 20-х гг. защитником романтизма против его врагов. Стиль его многочисленных посланий, стихов "на случай", эпиграмм, мадригалов, куплетов для пения и т. п. свидетельствует об их близкой связи с теми же жанрами в французской "легкой поэзии" конца XVIII века. Отличаясь язвительным, хотя и не глубоким умом, чрезвычайной находчивостью и остроумием, Вяземский сосредоточивал все свое внимание, как в поэзии, так и в прозе, на заостренной мысли, на блестящей игре словами, часто игнорируя красоту и отделку формы. Слабая сторона его поэзии — внешнее остроумие и отсутствие художественной простоты. Стремление В. обновить русский литературный язык введением малоупотребительных или заново сочиненных слов и оборотов речи придавало его стилю лишь большую претенциозность и туманность. В поэтической деятельности Вяземского можно различать несколько периодов. Он вступил в литературу певцом наслаждения жизнью, счастливой любви, беспечного бытия в кругу близких, понимающих друзей (см. например его "Послание к халату", 1817). Наряду с эпикурейской поэзией мы видим у него сатирические произведения, басни, эпиграммы и пр., осмеивавшие как отдельных лиц, так и общие пороки и свойства людей (например "Да как бы не так", 1822, цикл эпиграмм на Шаликова, Шаховского и другие). Годы политического либерализма вдохновили его на "свободолюбивые" стихотворения. Лучшие из них: "Петербург" [1818], заканчивающийся воззванием к царю дать конституцию России и уничтожить крепостное право, и "Негодование" [1820 г.], грозящее местью деспотам за угнетение народа. Эти стихотворения отражали настроения известной части дворянства накануне декабрьского восстания и по содержанию были близки Пушкинским ("Деревне" и "Вольности"). В эти же годы политических надежд и разочарований Вяземский пережил увлечение поэзией Байрона, наложившей отпечаток на некоторые его произведения (напр. "Уныние", 1849). Стихотворения второй половины жизни В., в поэтическом отношении очень продуктивной, отличаются значительно более художественной формой — результат влияния поэзии Пушкина и его плеяды. По настроению они полны грустного лиризма, а иногда свидетельствуют о тяжелой меланхолии и пессимизме автора. Пережив всех близких ему людей, дотянув до эпохи разложения дворянства, наблюдая быстрый рост буржуазии и выступление на общественную сцену ненавистной ему демократической интеллигенции, В. чувствовал себя одиноким и чужим всему, что окружало его в последние десятилетия жизни. В стихах он иногда издевался над враждебной ему современностью, но чаще уходил в далекие воспоминания о прошлом или с тоской изображал свое безотрадное существование.


Лит-ая деятельность для В. была лишь занятием дилетанта, а не насущным трудом. Несмотря на это, трудно найти человека, более преданного лит-ым интересам, тщательнее следившего за жизнью русской литературы. В. был связан личными дружескими отношениями с большей частью писателей, принадлежавших к тому же высшему дворянскому слою общества: Карамзин, Дмитриев, Батюшков, Жуковский, Пушкин и Баратынский — его ближайшие друзья. Он принимал горячее участие в борьбе "Арзамаса" (см.) против "Беседы" (см.), в начале 20-х гг. выступил в защиту романтизма и в особых статьях явился толкователем ранних поэм Пушкина. Особенно развернул он свое полемическое дарование на страницах "Московского телеграфа" Полевого. Однако, разойдясь с идеологическим направлением этого журнала, он перешел в 1830 в "Лит-ую газету" Дельвига и позднее в "Современник" Пушкина. Вместе с своими друзьями — редакторами этих органов — он выступил на защиту "лит-ой аристократии" против нападок Булгарина, Греча и того же Полевого. Не удовлетворяясь журнальной деятельностью, В. попробовал свои силы в серьезной историко-литературной работе, результатом чего явилась до сих пор не потерявшая значения книга о Фонвизине (напис.—1830, напеч.—1848). В этой книге, как и в предшествовавших ей работах об Озерове и Дмитриеве, В. противопоставил формально-эстетическому разбору творчества писателя его историко-культурное и биографическое изучение. Это было первое применение в России методов, выработанных европейской критикой (М-те де Сталь, Шлегель и др.). После смерти Пушкина В. почти прекратил журнальную деятельность, относясь с глубоким презрением к новым демократическим течениям в художественной литературе и критике. Особенно вызывали его негодование Белинский и его школа. В старости В. пытался иногда выступать с ярыми патриотическими и реакционными статьями ("Письма русского ветерана", 1865), но чаще уходил от неприятной современности к "образам прошлого". В своей "Старой записной книжке" он собрал интересные клочки воспоминаний, относящихся к лицам и событиям высшего светского круга конца XVIII и начала XIX вв., а также оставил ряд небольших статей-монографий, посвященных наиболее дорогим для него умершим людям.



Библиография: I. Собр. сочин. Вяземского в 12 тт., СПб., 1878—1886; его переписка, "Остафьевекий архив", т. I — V.


II. Статьи Грота Я., Сухомлинова М., Пономарева С., в Сборн. 2 отд. Ак. наук, т. XX, 1880; Трубачев С. С., Вяземский как писатель 20-х гг., "Истор. вестн.", № 8, 1892; Спасович В., Вяземский и (то польские отношения и знакомства. Сочин. Спасовича, т. VIII, 1896; Языков Д., П. Вяземский, М., 1904; Кульман Н., Вяземский как критик, Изв. Ак. наук, кн. 1, 1904; Гинибург А., Вяземский литератор, Сборн. "Русская проза", под реп. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, Л., 1926; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. I, СПб., 1900.


В. Нечаева.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Вяземский Петр Андреевич

Вяземский, князь Петр Андреевич - поэт и критик. Родился в Москве 12 июля 1792 г., в богатой и родовитой семье, детство провел в интеллигентной и образованной среде, с малых лет стал встречаться с писателями и жить литературными интересами. Пройдя через руки целого ряда иностранцев-гувернеров, был отдан в петербургский иезуитский пансион, где, по его словам, нашел ""просвещенных, внимательных и добросовестных наставников""; потом недолго был в пансионе при петербургском педагогическом институте. Возвратясь в Москву, брал на дому уроки у университетских преподавателей. Государственную службу начал в московской межевой канцелярии, потом перешел в коллегию иностранных дел. В 1812 г. вступил в московское ополчение и состоял при Милорадовиче ; под Бородином отличился, вынеся из огня раненого генерала. Оставив военную службу, он провел около трех лет в варшавской канцелярии Н.Н. Новосильцева , в атмосфере либерализма и конституционных надежд; ездил к Александру I с составленным Новосильцевым проектом русской конституции и принял участие в составлении записки об освобождении крестьян, поданой государю небольшим кружком либеральных деятелей (князь Меншиков , граф Воронцов и др.). Молодой либерал попал под надзор полиции, а скоро и в немилость и должен был оставить Варшаву. Поселясь в Москве, он предался литературе. Писать стихи Вяземский начал еще в детстве и в печати дебютировал в 1808 г. в ""Вестнике Европы"" ""Посланием к * * * в деревню""; обратил на себя внимание ""Посланием к Жуковскому"", стихами на смерть Кутузова и ""Песнью на взятие Парижа""; был одним из основателей и деятельных участников литературного общества ""Арзамас"". Поэзия Вяземского направления преимущественно дидактического и сатирического и сводится к неглубокой, не идеалистической, но меткой и остроумной критике общественных и литературных нравов. Таковы, например, известный ""Русский Бог"" (1827), ""Да, как бы не так"" (1822), ""Семь пятниц на неделе"" (1826), ""Станция"" (1828), ""Старое поколение"" (1841). Стих Вяземского тяжеловат, но подчас не лишен известной грации; в нем чувствуется напряженность, свойственная умелому и добросовестному дилетантизму. Гораздо больше значения имел Вяземский как критик, особенно в двадцатых годах. Выступив на литературное поприще как новатор и в стане новаторов, Вяземский завязал борьбу со старыми литературными традициями. Участие в литературной войне ""Арзамаса"" с ""Беседой любителей русского слова"" из-за комедии князя А.А. Шаховского ""Липецкие воды"" выдвинуло Вяземского в первые ряды молодой литературы. В то же время он напечатал критические статьи о Державине и Озерове . ""В этих статьях, - говорил Белинский , - Вяземский является критиком в духе своего времени, но без всякого педантизма, судит свободно, не как ученый, а как простой человек с умом, вкусом и образованием, излагает свои мысли с увлекательным жаром и красноречием, изящным языком"". В этих статьях Вяземский поднялся над ""духом времени"", проявил историческую точку зрения и был одним из истинных предшественников самого Белинского. Таким же борцом за новые идеи явился Вяземский по отношению к молодому русскому романтизму (""Разговор между издателем и классиком"", предисловие к первому изданию ""Бахчисарайского фонтана"" Пушкина, 1824). В качестве критика Вяземский участвовал (1825 - 1928) в ""Московском Телеграфе"" Н.А. Полевого , где он, по его выражению, ""стоял на боевой стене, стрелял изо всех орудий, партизанил, наездничал"". На критику Вяземский смотрел как на науку. ""Можно, - говорил он, - родиться поэтом, оратором, но родиться критиком нельзя. Критика - наука, ее следует изучать. И у диких народов есть своя песня и свое красноречие, но критических исследований у них не найдешь. Кроме науки и многоязычного чтения, для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью"". С 1830 г. до середины 40-х годов Вяземский занимался биографией Фонвизина (отдельное издание 1848 г.). Гоголь писал об этой книге, до наших дней не утратившей своего значения, что в ней ""слышен в одно и то же время политик, философ, тонкий оценщик и критик, положительный государственный человек и даже опытный ведатель практической стороны жизни, - словом, все те качества, которые должен заключать в себе глубокий историк в значении высшем"". Мечтая о серьезной общественной роли, Вяземский в тридцатых годах возвратился к государственной службе, в которую был допущен, ввиду его старой либеральной репутации, не без препятствий. Его мало удовлетворяла служба по министерству финансов, которой пришлось ему заниматься сначала в качестве чиновника департамента внешней торговли, потом его вице-директора, управляющего заемным банком и, наконец, члена совета министра. В 1855 г. он напечатал в Лозанне книгу ""Lettres d´un veteran russe de l´annee 1812 sur la question d´Orient publiees par P. d´Ostafiewo"", в защиту России против враждебного ей европейского общественного мнения. В том же году Вяземский был назначен товарищем министра народного просвещения и занимал этот пост около трех лет, заведуя, между прочим, делами печати. Хотя от прежнего его либерализма давно ничего не осталось (в 1848 году Вяземский обращал внимание и без того слишком бдительного правительства на то, что в нашей литературе ""каждое слово есть обиняк"", и ""журналы наполнены этих обиняков и намеков, прозрачных для смышленых читателей""), однако теперь, повинуясь новым влияниям, Вяземский вступался за литературу, доказывал, что ""все многочисленные подозрительные и слишком хитро обдуманные притеснения цензуры не служат к изменению в направлении мыслей, понятий и сочувствий"", и стоял за строгое урегулирование отношений правительства к печати, для ограждения ее от случайного усмотрения и произвола. В 1858 г. Вяземский вышел в отставку и с тех пор жил больше за границей. 10 ноября 1878 г. он умер в Баден-Бадене. На своем долгом веку Вяземский не всегда умел держаться ""с веком наравне"" и с конца тридцатых годов стал из новатора ретроградом. Критическое отношение к Карамзину казалось ему общественной опасностью; в 1836 г. он представил министру народного просвещения С.С. Уварову доклад, в котором призывал к борьбе с ""черной шайкой разрушителей"". Расхождение Вяземского с господствовавшими в обществе идеями все увеличивалось, и к концу своего житейского и литературного пути старый писатель остался в стороне от жизни. Самое писательство его приобрело случайный и отрывочный характер, утратило былое единство и законченность стремлений и пропиталось брюзгливым и капризным староверством. Но в пушкинскую эпоху Вяземский имел крупное прогрессивное значение в литературе, и его сочинения этого периода являются необходимейшим материалом для ее изучения. Они изданы в двенадцати томах графа С.Д. Шереметевым (при участии Н.П. Барсукова , Я.К. Грота , А.Ф. Бычкова , М.И. Сухомлинова ); им же издана четырехтомная переписка Вяземского с А.И. Тургеневым (под редакцией В.И. Саитова ); дополнения к ней, из Тургеневского архива, изданы Академией Наук (под редакцией Н.К. Кульмана ). - См. ""Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук"", т. ХХ, 1880 г. (статьи Я.К. Грота, М.И. Сухомлинова, С.И. Пономарева ); Н.П. Барсуков ""Жизнь и труды М.П. Погодина"" (passim); В.Д. Спасович ""Князь Петр Андреевич Вяземский и его польские отношения и знакомства"" (Сочинения Спасовича, т. VIII, 1896); С.С. Трубачев ""Писатель 20-х годов. Князь П.А. Вяземский"" (""Исторический Вестник"", 1892, № 8); Д. Языков ""Князь П.А. Вяземский"", очерк (Москва, 1904); Н. Кульман ""Князь П.А. Вяземский как критик"" (""Известия II Отделения Императорской Академии Наук, т. IX, 1904, книга 1); А.Н. Пыпин ""История русской литературы"", т. IV, глава 8; И. Порфирьев ""История русской словесности"", ч. II, отд. 3; С. Венгеров ""Источники словаря русских писателей"", т. I. Н. Л.

Источник: Биографический словарь. 2008

Похожие термины:

  • Вяземский, князь Петр Андреевич

    — поэт и критик; родился в 1792 году; детство провел в Остафьеве, родовом подмосковном имении князей Вяземских, где шло и домашнее его воспитание; затем отдан был в Иезуитский пансион в Петербурге и,