ВЛАДИМИР СВЯТОЙВладимир Святославич, великий князь киевский

Владимир Святославич

Найдено 8 определений термина Владимир Святославич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Владимир Святославич (князь Смоленский)

Владимир Святославич - князь Смоленский, сын Смоленского князя Святослава Ивановича, жил в конце XIV и начале XV в.; известен только по родословным. Карамзин смешивает его с Владимиром Мстиславичем Вяземским. См. родословные и П. С. Р. Л., IV, 144; Карамзин, по изданию Эйнерлинга, V, 106. А. Э.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Владимир Святославич (князь Рязанский)

Владимир Святославич - князь Рязанский. По смерти отца своего Святослава Ярославовича, князя Муромского (1145), Владимир Святославович, обиженный дядею Ростиславом Ярославичем при распределении волостей, бежал в Новгород Северский к князю Святославу Ольговичу , которому и помогал в борьбе его против Изяслава Мстиславича , князя Киевского, союзника Ростислава. Вероятно, с помощью Юрия Долгорукого или Святослава Ольговича Владимир добыл у дяди Рязань, где и умер в 1162 г.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Владимир Святославич (князь Новгородский)

Владимир Святославич - князь Новгородский, потом Переяславский (Переяславля Южного), сын Святослава Всеволодовича Черниговского. В 1180 г. в Новгороде умер Мстислав Ростиславич Храбрый , и новгородцы, помимо великого князя Владимирского, обратились за князем для себя к Святославу, который и отпустил к ним Владимира; но в 1181 г., при перемене отношений Новгорода к великому князю Владимирскому, новгородцы показали Владимиру путь, и он ушел ""в Русь к отцу"". Затем летописи отмечают еще участие его в походах на болгар и на половцев. Умер в 1201 г. ""Полное собрание российских летописей"" (I, 159, 162, 164; II, 118, 121, 123 - 5, 132, 141, 317 - 8, 323, 327; III, 17 - 8; IV, 15 - 6; V, 167 - 8; VII, 91, 94 - 6, 107). А. Э.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Владимир Святославич (ум. в 1015 г.)

Сын Святослава от ключницы Ольги - Малуши. Отроком Владимир был отправлен княжить в Новгород в сопровождении своего дяди - воеводы Добрыни. В 976 г. (предположительно) Владимир сватается к дочери полоцкого князя Рогнеде. Но она отказывает ему, уничижительно отозвавшись о князе как о "робичиче" (т. е. сыне рабыни). Владимир убивает отца Рогнеды, а ее делает своей наложницей. В 980 г., хитростью расправившись со своим братом Ярополком (до того убившим третьего сына Святослава - Олега), Владимир становится единовластным правителем Руси. Он совершил несколько успешных походов на поляков, на вятичей и радимичей, на волжских болгар, расширил пределы Руси на юго-западе, построил ряд городов-крепостей вокруг Киева и на границах с враждебной Печенежской степью. Оказав военную помощь византийскому императору Василию II, Владимир получил в жены его сестру Анну. В 988 г. Владимир крестился, а затем (в 988 или 990 г.) провозгласил христианство государственной религией Руси. Процесс полной христианизации страны растянулся почти на два века, но новая вера достаточно быстро укрепилась в крупнейших городах. Для функционирования церкви требовались богослужебные книги и грамотные священнослужители. Поэтому принятие христианства способствовало возникновению и интенсивному развитию литературы (письменность была известна и ранее). Получает распространение каменное зодчество. Неизмеримо возрос международный авторитет Руси. Владимир становится одним из популярнейших деятелей русской истории. С его именем связано множество легенд (часть из них отразилась в ПВЛ), он становится постоянным персонажем былин. Церковь причислила Владимира к лику святых.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Князья Рюриковичи: краткие биографии

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ

после крещения — Василий, ум. 1015) — кн. киевский (по данным «Повести временных лет», примерно с 980), сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши. Отправляясь в 969 в поход против дунайских болгар, Святослав оставил В. С. князем в Нов-городе. В 977 между сыновьями Святослава началась усобица; В. С. бежал в Скандинавию. Вернувшись оттуда с дружиной варягов, изгнал из Новгорода посадников старшего брата Ярополка и двинулся на юг. Захватив по дороге Полоцк, ок. 980 занял Киев и убил Ярополка. В. С. значит. расширил и укрепил владения Киевской Руси. В 981 занял Червенские города (Перемышль и др.), оказавш. под властью Польши. С 992 состоял с Польшей в мире, и король Болеслав Храбрый выдал свою дочь за Святополка — сына В. С. Святополк, по данным хроники Титмара Мерзебургского, вошел в тайный сговор с Болеславом и с его помощью готовил восстание против отца, но В. С. раскрыл заговор. В 981 и 982 В. С. совершил успешные походы на вятичей, в 983 — на ятвягов и продвинулся к Балтийскому м., в 984 — на радимичей. В. С. укрепил связи между отд. частями Др.-Рус. госуд., поставив в занятых землях вместо местных князей своих ставленников. В. С. упорно боролся с печенегами, укрепил юж. и юго-зап. границу, построив в 988 по рр. Десне, Осетру, Трубежу, Суле и Стугне цепь городов. Стремясь усилить свою власть и объед. госуд., В. С. попытался собрать в Киеве изображ. всех языч. богов и сделать обязат. поклонение им. Но это попытка не имела успеха. Киевское госуд. нуждалось в религии, освящавшей новые феод. порядки. Такой религией было христ-во. Крещение В. С. произошло, видимо, в кон. 987 или нач. 988. Принятие христ-ва Русью было связано с вмешательством В. С. в дела Византии. В ответ на ее просьбу помочь подавить восстание в М. Азии В. С. потребовал заключения союза с Русью, скрепив его браком с Анной, сестрой имп. Василия II Болгаробойцы. Византия была вынуждена согласиться, но когда рус. войско помогло подавить восстание, Василий II отказался от этих условий. Рус. войска заняли г. Херсонес в Крыму (989) и заставили Византию выполнить свои обещания. Ок. 988 — 989 В. С. ввел христ-во в кач-ве гос. религии. В. С. выдал клиру Десятинной церкви, т.н. «подтвердительную грамоту», определившую доходы и суд. права церкви, к-рая позже легла в основу устава кн. Владимира. При В. С. в Киевской Руси происходил экономич., политич. и культурный подъем. Развивались феод. отношения. При В. С. укрепилась власть Киева над обширной терр., Киев украсился зданиями Десятинной церкви и др. сооружений. Однако к концу правл. В. С. наметились признаки феод. раздробленности. Княжение В. С. оставило глубокий след в нар. памяти, как время могущества единой Киевской Руси, сумевшей дать мощный отпор печенегам. В былинах, прославляющих и сильно идеализирующих деятельность В. С., он выступает как «Владимир Красное Солнышко», создатель «Застав богатырских», окруженный богатырями, обороняющими рус. землю.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ

после крещения - Василий, ум. 1015) - кн. киевский, по данным "Повести временных лет", примерно с 980, сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши. Отправляясь в 969 в поход против дунайских болгар, Святослав оставил В. С. князем в Новгороде. В 977 между сыновьями Святослава началась усобица; В. С. бежал в Скандинавию. Вернувшись оттуда с дружиной варягов, изгнал из Новгорода посадников старшего брата Ярополка и двинулся на юг. Захватив по дороге Полоцк, ок. 980 занял Киев и убил Ярополка. В. С. значительно расширил и укрепил владения Киевской Руси. В 981 занял Червенские города (Перемышль и др.), оказавшиеся под властью Польши. С 992 состоял с Польшей в мире, и король Болеслав Храбрый выдал свою дочь за Святополка - сына В. С. Святополк, по данным хроники Титмара Мерзебургского, вошел в тайный сговор с Болеславом и с его помощью готовил восстание против отца, но В. С. раскрыл заговор. В 981 и 982 В. С. совершил успешные походы на вятичей, в 983 - на ятвягов и продвинулся к Балтийскому м., в 984 - на радимичей. В. С. укрепил связи между отд. частями др.-рус. гос-ва, поставив в занятых землях вместо местных князей своих ставленников. В. С. упорно боролся с печенегами, укрепил юж. и юго-зап. границу, построив в 988 по pp. Десне, Осетру, Трубежу, Суде и Стугне цепь городов.

Стремясь усилить свою власть и объединить гос-во, В. С. попытался собрать в Киеве изображения всех языческих богов и сделать обязат. поклонение им. Но эта попытка не имела успеха. Киевское гос-во нуждалось в религии, освящавшей новые феод. порядки. Такой религией было христианство. Крещение В. С. произошло, видимо, в конце 987 или нач. 988. Принятие христианства Русью было связано с вмешательством В. С. в дела Византии. В ответ на ее просьбу помочь подавить восстание в М. Азии В. С. потребовал заключения союза с Русью, скрепив его браком с Анной, сестрой имп. Василия II Болгаробойцы. Византия была вынуждена согласиться, но когда рус. войско помогло подавить восстание, Василий II отказался от этих условий. Рус. войска заняли г. Херсонес в Крыму (989) и заставили Византию выполнить свои обещания. Ок. 988-89 В. С. ввел христианство в качестве гос. религии (см. Крещение Руси).

В. С. выдал клиру Десятинной церкви т. н. "подтвердительную грамоту", определившую доходы и суд. права церкви, к-рая позже легла в основу устава кн. Владимира. При В. С. в Киевской Руси происходил экономич., политич. и культурный подъем. Развивались феодальные отношения. При В. С. укрепилась власть Киева над обширной территорией, Киев украсился зданиями Десятинной церкви и др. сооружений. Однако к концу правления В. С. наметились признаки феод. раздробленности. Княжение В. С. оставило глубокий след в нар. памяти, как время могущества единой Киевской Руси, сумевшей дать мощный отпор печенегам. В былинах, прославляющих и сильно идеализирующих деятельность В. С., он выступает как "Владимир Красное Солнышко", создатель "Застав богатырских", окруженный богатырями, обороняющими рус. землю.

Лит.: Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Сб. в память 900-летия крещения Руси, К., 1888; Завитневич В. З., Владимир Святой, как политич. деятель, К., 1888; Срезневский В. И., Память и похвала князю Владимиру и его житие по сп. 1494 г., СПБ, 1897; Шахматов А. A., Корсунская легенда о крещении Владимира, СПБ, 1906; Юшков С. В., Исследования по истории рус. права, в. 1, Новоузенск, (19251; Греков Б. Д., Киевская Русь, (М.), 1953; Будовниц И. У., К вопросу о крещении Руси, в сб.: ВИРА, (т.) 3, М., 1955.

И. У. Будовниц. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Владимир Святославич

сын Святослава Игоревича и Ольги-ной ключницы Малуши. Родился в селе Будятине, год рождения неизвестен. Впервые упоминается летописями под 968 годом, когда печенеги осаждали Киев, и Владимир вместе со своими братьями Ярополком и Олегом и бабушкой Ольгой находился в нем. В 970 г. Святослав осуществил раздел земель между своими сыновьями, Владимир вместе со своим дядей по матери, Добрыней, оказался в Новгороде. У В.Н.Татищева сообщается, что в 975 г. Владимир женится на полоцкой княжне Рогнеде. Это же известие и у В.Н.Татищева, и в ПВЛ встречается еще раз под 980 годом, в связи со взятием Полоцка войсками Владимира и с убийством им ее отца Рогволда и его двух сыновей. В примечании В.Н.Татищева упоминается, что женитьба Владимира на Рогнеде, вероятно, произошла в 975 г. В 977 г. между сыновьями Святослава разгорается война. Ярополк Святославич, убив Олега, собрался идти войной на Новгород. Владимир, узнав об этом, бежит за море, к варягам. В 980 г. Владимир с варяжским войском возвращается в Новгород, выгоняет оттуда ярополковых посадников и готовится к войне с братом. Собрав большое войско из варягов, славян, чуди, кривичей, Владимир идет походом на Яропол-ка. По дороге захватывает Полоцк, а затем, ценой предательства, убивает Ярополка и садится в Киеве. Став киевским князем, Владимир хитростью отправляет помогавших ему варягов в Константинополь и восстанавливает пошатнувшуюся при Ярополке религию. С этой целью он приказал установить около своего терема изображения языческих богов. То же самое сделал Добрыня и в Новгороде. В 981 г. Владимир успешно воюет с поляками, захватывая города Перемышль, Червень. В этом же году покоряет вятичей, возложив на них дань, как и его отец брал. Вятичи заключили союз с печенегами для совместных действий против Владимира, но те не посмели выступить против Владимира. В 982 г. киевский князь вновь идет походом против вятичей и, победив их, "возложи дань сугубую" (Татищев). У этого же автора мы находим известие об основании во время этого похода города Суздаля.

В последующие два года Владимир совершает победоносные походы против ятвягов и радимичей. В 985 г., по примеру своего отца, Владимир, собрав большое войско, в союзе с торками идет войной на балканских болгар и сербов. Причина похода заключается в нарушении ими прежних договоров с отцом и братом. Владимир удачно повоевал болгарскую землю и в итоге, взяв большую дань, заключил мир и с честью вернулся в Киев.

Дальше в летописи под 986 годом дается чудесный рассказ о выборе веры, когда к Владимиру приходили послы от разных религий и, прославляя свою веру, пытались склонить к ней Владимира. На следующий год Владимир Святославич отправляет уже своих послов в разные страны с целью определить, какая вера лучше. Задумав принять христианство, Владимир захватывает Корсунь (988 г.) и вынуждает греков выдать за него царевну Анну. Крестившись, Владимир отправляется вместе с Анной и корсунскими священниками в Киев. По возвращении в Киев Владимир крестит своих детей и приказывает свергнуть языческих богов, а через некоторое время на этом месте строит церковь святого Василия.

В летописях содержится рассказ и о крещении в реке Почайне киевлян, принявших, как и их князь, христианскую веру. В числе первых мероприятий Владимира после крещения киевлян было крещение жителей других городов, строительство церквей, устройство первых школ. Затем Владимир разделил Русскую землю между 12 сыновьями, наделив каждого соответствующей землей. В 989 г. Владимир начал строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, пригласив для этого греческих мастеров.

В 990 г. (по Татищеву) Владимир идет большим походом на польского короля Мечислава. В битве за Вислой русские войска нанесли сокрушительный удар полякам, сам Мечислав едва спасся в Кракове и оттуда попросил мира. "И Владимир, учиня мир, возвратился в Киев" (Татищев). В этом же году (по ПВЛ в 991 г.) им был заложен Белгород. В 991 г. по велению Владимира митрополит Михаил с епископами крестил Русскую землю до города Ростова. А к Владимиру в Киев прибыли послы от Римского Папы, которых князь принял с честью и отправил в Рим ответное посольство. Это вызвало резкое осуждение со стороны царьградского патриарха, который направил Владимиру поучительное письмо.

В 992 г. (у Татищева 993 г.) Владимир совершает победоносный поход на хорватов. В этом же году ему предстояло оборонять Русь от печенегов, и в летописях дается красочный рассказ о битве печенежского богатыря с русским парнем-кожемякой. В честь победы Владимир заложил город и назвал его Переяславлем, "ибо перенял славу отрок тот" (ПВЛ). У В.Н.Татищева под 994 годом есть сообщение о новом походе Владимира на болгар и о возвращении послов от Римского Папы "не учиня ничего". В 996 г. было завершено строительство церкви Святой Богородицы, на содержание которой Владимир дал десятую часть своих доходов. В честь этого церковь получила название Десятинной. Сбор доходов Владимир поручил Анастасу Корсунянину. В этом же году опять пришли печенеги к г. Василеву, где их встретил Владимир с небольшой дружиной. В состоявшейся битве печенеги разбили дружину Владимира, и тот едва спасся, спрятавшись под мостом. В честь своего избавления Владимир приказал построить в Василеве церковь во имя святого Преображения и устроил пир. В непрестанной борьбе с печенегами требовалось много воинов, и Владимир в 997 г. пошел к Новгороду набирать новую рать. Татищев добавляет, что и "умыслил идти на чудь и оных покорить". В это время печенеги осадили город Белгород, и в текстах летописей приводится знаменитый рассказ о "белгородском киселе".

В1000 г. одна за другой умирают Малфрида и Рогнеда - жены Владимира. Сам Владимир весной этого года вновь совершает поход на дунайских болгар и завладевает городом Переяславцем. А в это время Володарь, названный у В.Н.Татищева изменником, привел к Киеву большое войско печенегов и обложил город. Ночью Александр Попович совершил вылазку из города и перебил много печенегов, остальные бежали. В честь этой победы возвратившийся Владимир "возложил на него гривну злату и сотвори его вельможу в доме своем" (Татищев) В 1001 г. умирает сын Владимира, Изяслав Полоцкий. Владимир посылает в степь большую дружину во главе с Александром Поповичем и Яном Усмовичем "Кожемякой". Русские войска разгромили печенегов, пленили их князя Ромодана с тремя сыновьями и привели их в Киев. По этому поводу Владимир сотворил великий пир. В этом же году Владимир посылает своих послов в Рим, Иерусалим, Египет и другие страны для описания земель, городов, обычаев и порядков правления этих стран. В 1004 г. вновь печенеги нападают на Белгород, и вновь Владимир посылает на них войска под командованием Александра Поповича и Яна Усмовича. Испугавшись, печенеги ушли в степь. Через два года к Владимиру прибыло посольство от волжских болгар. Они просили разрешения торговать в русских городах по Волге и Оке. Владимир снабдил их специальными печатями и разрешением свободной торговли. Договорились и о свободной торговле русских купцов в волжских, булгарских городах. Под 1007 годом у В.Н.Татищева читается интересная информация о поимке "хитростию" славного разбойника Могуты. Владимир, выслушав его раскаивания, велел отвести его к митрополиту Иоанну и определить в монастырь, где он "умре благочесно". В 1010 г. в Новгороде умирает сын Владимира, Вышеслав, и великий князь осуществляет новый передел земель между сыновьями. А в 1011 г. умирает Анна, жена Владимира. В 1014 г. новгородцы во главе с князем Ярославом отказываются платить ежегодно дань Киеву. Владимир приказал готовить поход на собственного сына, но разболелся и не смог возглавить поход. На следующий год вновь нападают печенеги, и Владимир, будучи тяжело больным, посылает против них сына Бориса. 15 июля 1015 г. он умирает. Похоронен был в церкви Пресвятой Богородицы. Впоследствии канонизирован русской церковью.

ПВЛ: 17, 47, 49, 50, 54-56, 58-61, 71, 73-77, 80, 81, 83-89, 99, 102-104, 141, 213, 244, 247,251-259,269, 271-276, 279-289,298,302,303, 342; Татищев: 9,49, 51,53-71, 78, 79, 98,141, 220, 222-243, 245, 247, 256, 263,264,279-282, 298, 303, 307-309, 311, 312, 316; НПЛ: 15, 118,121, 125-129, 130-134,145,147-152, 155-157,159-161, 165-169, 175, 438, 439, 442-444, 465, 466, 469, 478, 480, 485, 487, 521, 525-532, 540-545, 548-554, 560.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Историко-биографический словарь Повесть временных лет

Владимир Святославич (древнее Владимер)

Владимир (древнее Владимер) Святославич - великий князь Киевский, в крещении Василий, святой и равноапостольный, сын Святослава Игоревича и Малуши , ключницы княгини Ольги. Традиционная история княжения Владимира, покоящаяся на ""Повести временных лет"" (начало XII в.), такова: Святослав, окончательно уходя на Дунай, поделил свое княжество на три части; Владимира, по просьбе новгородцев, он посадил в Новгороде (970). После смерти Святослава (972) произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал (977). Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и присватался к Рогнеде , дочери полоцкого князя. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволода и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве (980). Варяги, помогавшие Владимиру, потребовали дани, но Владимир избавился от них, частью разослав их по городам, частью услав в Византию. В 981 г. Владимир покоряет червенские города, в 982 г. идет на вятичей, в 983 г. - на ятвягов, после чего гибнут в Киеве варяги-христиане, отец и сын (отец отказался выдать сына в жертву богам) В 984 г. - поход на радимичей, в 985 г. - поход на болгар, не известно каких - волжских или дунайских. В 986 г. явились к Владимиру послы-миссионеры: болгаре-магометане, хозарские евреи, ""немцы"" от папы и грек-""философ"". Только последний заронил в душу Владимира семена христианства. По совету бояр и старцев, Владимир отправил посольство для испытания вере; лучшей оказалась греческая. Бояре и старцы, руководясь примером Ольги , посоветовали Владимиру креститься (987). Владимир пошел войною на Корсунь (Херсонес в Крыму), осадил и взял город. На требование у императоров руки их сестры, царевны Анны, они ответили Владимиру согласием, под условием крещения. По прибытии царевны, Владимир крестился в Корсуни; затем разрушил в Киеве идолов и крестил киевлян (988). После крещения Владимир совершил еще несколько походов, успешно отбивался от печенегов, строил против них города. Как христианин, Владимир заботился о просвещении (ему приписывается основание первой школы) и о построении церквей, даровав одной из них десятину (996). Владимир не казнил ""разбойников"", ""боясь греха"". Но ""епископы"" посоветовали, и Владимир установил казнь, скоро, однако, вновь замененную вирой. Владимир разослал по областям сыновей. Один из них, Ярослав Новгородский , отложился. Владимир готовился к походу на сына, но заболел и умер 15 июля 1015 г. Насколько Владимир до крещения был ярым язычником (обновление культа, человеческая жертва) и женолюбцем (5 жен, 800 наложниц), настолько после крещения он является образцом князя-христианина. Его щедрость сказывалась в богатейших пирах и обильной милостыни. Такова традиция, ученая разработка и критика которой свелась к разбору известий летописи по существу, к сопоставлению их с известиями других русских источников, свидетельствами иностранцев (византийцев, арабов, одного армянина, западноевропейцев, исландской саги), данными былин; были выяснены состав и источники летописного предания. Результаты этой работы, в общем, следующие. Владимир вступил на киевский стол в 978, а не в 980 г. Известия о варягах и о Рогнеде сомнительны; жертвоприношение отрока-варяга относится к первым месяцам княжения Владимира; оно, быть может, является выдумкой летописца (мнение Костомарова , не разделяемое большинством ученых). Легенда о женолюбии Владимира, являясь позднейшей вставкой в древнейший летописный свод (Шахматов ), не подтверждается другими известиями и не правдоподобна; она составлена по аналогии с библейской историей Соломона и для оттенения контраста с последующей христианской жизнью Владимира (Костомаров, Голубинский ). В обновлении языческого культа иные ученые (Соловьев , Завитневич ) видят результат реакции язычества против христианских тенденций и терпимости времен Ярополка. Другие признают и в этом известии преувеличение. Главной темой ученых изысканий является крещение Руси. Известие о приходе посольства является, по-видимому, отдельным сказанием, входившим, по Шахматову, в древнейший летописный свод. Самое содержание речей послов и Владимира признается измышлением автора сказания; голый факт прихода послов одними отвергается как неправдоподобный (Костомаров), другими признается возможным (Голубинский, Соловьев) и ставится в связь с политическим положением Восточной Европы и Передней Азии (Завитневич). Речь ""философа"" одни считают переводом речи миссионера, большинство - позднейшей компиляцией. Известие об испытании вер, подвергнутое уничтожающей критике по существу (Голубинский, Костомаров), признается позднейшей вставкой в древнейший свод (Шахматов). Автором его мог быть грек. Сохранившееся греческое известие о приходе из Руси послов в Царьград для испытания вер, на которое ссылался Карамзин , оказывается поздним измышлением (Голубинский). Согласно древнейшему своду (в реконструкции Шахматова), Владимир крестился в Киеве после проповеди философа (987). Этот взгляд известен и составителю ""Повести временных лет"", который предпочел так называемую ""Корсунскую легенду"", повествовавшую о крещении Владимира в Корсуни, и внес ее в ""Повесть"". В пользу крещения Владимира именно в Киеве и в 987 г. говорит многое. Поход на Корсунь долго оставался необъяснимым. Костомаров отвергал его, но неосновательно. Объяснение Карамзина - Владимир шел ""завоевать веру"" - несостоятельно; немногим лучше объяснение Голубинского - Владимир пошел в поход, чтобы добыть иерархию и цивилизаторов Руси. Объяснение, по-видимому, дают греческие дела. В конце 987 г. в Византии восстал против императоров полководец Варда Фока, едва не овладевший престолом. Императоры заключили союз с Владимиром на условии присылки Владимиром вспомогательного отряда и выдачи за него замуж царевны Анны, после принятия им христианства. Вот это последнее условие (принятие христианства) является как будто единственным существенным противоречием гипотезе о крещении Владимира уже в 987 г. Можно думать, что осада и взятие Корсуни были вызваны отказом императоров исполнить условие о браке Владимира и Анны, а самая осада относится к 989 г. При этом барон Розен относит крещение ко времени после взятия Корсуни, а Васильевский - к 987 г. Истолкование причин перехода Владимира в христианство вызвало среди ученых полемику. Слабо объяснение митрополита Филарета - покаянное настроение братоубийцы и развратника Владимира. Недостаточно объяснение Соловьева - бедность и бессодержательность язычества. Одними причинами, по-видимому, были тесная связь Руси и Византии, постепенное проникновение христианства в русское общество, образование в Киеве влиятельной христианской общины; лично на Владимира влияли впечатления детства (княгиня Ольга), может быть, общение с женами христианками (Голубинский). Повенчавшись с царевной, Владимир привез из Корсуни в Киев священников, книги, утварь. Крещение киевлян произошло в 989 или 990 г., может быть, по внешней обстановке так, как рассказано в ""Повести"". Несомненно, новая вера встречала некоторое сопротивление, о котором молчат источники. Только про Новгород мы знаем из так называемой летописи Иоакима , что там дело не обошлось без вооруженной борьбы. Христианство распространялось в Руси при Владимире медленно. Существовали ли при нем русские митрополиты - вопрос нерешенный. Другие известия о времени Владимира большею частью достоверны, хотя не лишены легендарных подробностей и создались под влиянием народных преданий и песен. Эпоха Владимира была временем большого культурного развития Киевской Руси, но следы его в источниках скудны. Личность Владимира далеко не выяснена. Одни считают его гением, Петром Великим древней Руси, ставят его даже выше Петра; другие отрицают в нем черты гениальности. У Владимира были сыновья: Вышеслав , Изяслав, Ярослав, Всеволод , Мстислав , Станислав, Святослав, Борис , Глеб , Позвизд, Судислав; двенадцатый, Святополк, был собственно сыном Ярополка. - Источники. ""Полное Собрание российских летописей"", главным образом, тома I - III и VIII. Другие источники изданы наиболее доступно Голубинским (""История русской церкви"", I, 1). Важное письмо западноевропейского миссионера Брунова напечатано Гильфердингом в ""Русской Беседе"" (1856, № 1). Литература громадна. Хорошей библиографии нет. См. А.А. Шахматов ""Розыскания о древнейших русских летописных сводах"" (СПб., 1908; здесь напечатан гипотетический древнейший летописный свод 1039 г. в редакции 1073 г.); его же ""Корсунская легенда"" (""Сборник в честь Ламанского"", т. II); Завитневич ""Владимир святой как политический деятель"" (""Владимирский сборник""; Киев, 1888); Костомаров ""Предания первоначальной русской летописи"" (""Монографии"", т. XIII); Васильевский ""Труды"", издание Академии Наук, тома I - II; Бар. Розен ""Император Василий Болгаробойца"". Новейшие работы Н.К. Никольского и М.Д. Приселкова еще не опубликованы. Алексий Елачич.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Найдено схем по теме Владимир Святославич — 0

Найдено научныех статей по теме Владимир Святославич — 0

Найдено книг по теме Владимир Святославич — 0

Найдено презентаций по теме Владимир Святославич — 0

Найдено рефератов по теме Владимир Святославич — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!