ВОДОВОЗОВ Василий Иванович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВОДОВОЗОВ Василий Иванович
27.09.1825 - 17.05.1885), русский педагог. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1860-62 по приглашению К.Д. Ушинского работал в Смольном институте.
В ходе общественных дискуссий н. 1860-х выступил с критикой системы народного образования в России. Реформу обучения связывал с освоением "реального" метода, направленного на воспитание инициативы и творческой самостоятельности учащегося. В младших классах это связывалось с распространением наглядного обучения (использование природного окружения ребенка, опора на его эмоциональное восприятие действительности, связь с трудом и т.п.). Составил программу преподавания отечественной словесности, предусматривающую последовательный переход от формирования представлений о частях речи в процессе наглядного обучения к систематическому усвоению русской грамматики, обогащенной сопоставлением с древнерусскими формами и современными европейскими языками. В основу литературного образования положил тщательный идейно-художественный разбор отд. произведения, его социальной и исторически-культурной обусловленности. Автор учебников "Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова" (1872) и "Новая русская литература от Жуковского до Гоголя включительно" (1908). Особое значение придавал сельской школе, связывая с ней надежды на экономическое и социальное возрождение русской деревни.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Водовозов Василий Иванович

Водовозов Василий Иванович - выдающийся педагог (1825 - 1886). Родился в семье крупного петербургского коммерсанта, ко времени рождения Василия Ивановича обедневшего. Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Как учитель варшавской гимназии и преподаватель в частных домах Водовозов обнаружил выдающийся педагогический талант и был очень любим учениками. Уже тогда он знал хорошо 10 разных языков, древних и новых, с которых переводил в стихах и прозе. Одновременно у него зародились планы работ по русской грамматике и преподаванию русской словесности. Желание работать в более удобной научной обстановке заставило его стремиться в Петербург. При помощи оценившего его в университете Никитенко Водовозов переехал в столицу (1851), где преподавал в нескольких учебных заведениях и помещал свои произведения в повременных изданиях. Первой статьей его были ""Заметки о современном образовании в Германии"" в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"" (1856), в котором он, благодаря Ушинскому , стал одним из деятельнейших сотрудников. Печатал Водовозов статьи по педагогической теории и практике, по истории античной литературы, по теории русской словесности кроме ""Журнала Министерства Народного Просвещения"", в ""Библиотеке для чтения"", ""Отечественных Записках"", ""Вестнике Европы"", ""Современнике"", ""Русском Слове"" и других изданиях. Вскоре Водовозов, в числе прочих педагогов-новаторов, был приглашен Ушинским в Смольный институт. Все вместе они и ушли оттуда с наступлением реакции. Известность Водовозова, как выдающегося педагога, была уже упрочена. Работая в воскресных школах, в казенных учебных заведениях, Водовозов преследовал всегда одну цель - выработку для русской школы правильной педагогической системы на общечеловеческой основе. В 1862 г. Водовозов женился на Е.Н. Цевловской . Материальное положение его было очень незавидно. Особенно плохо пришлось семье, когда Водовозова устранили от преподавания в 1-й санкт-петербургской гимназии, вследствие его протеста против толстовского классицизма. Ни уроки, ни литературные труды не давали достаточно средств к жизни, пока Водовозов не издал давно подготовлявшуюся им ""Книгу для первоначального чтения"". Выдающиеся педагогические достоинства ее были оценены общественными и казенными учебными учреждениями. Водовозов выступал с публичными чтениями и рефератами, работал в комитете грамотности, руководил учительскими курсами и переводил произведения древних и новых классиков. Подробная биография Водовозова, характеристика его научно-педагогических взглядов и идей, оценка его педагогической и литературной деятельности даны в книге В.И. Семевского , ""Василий Иванович Водовозов"" (Санкт-Петербург, 1888); там же перечень трудов Водовозова и список некоторых отзывов о нем. Главнейшие труды Водовозова: ""Книга для первоначального чтения"" (20-е издание, Санкт-Петербург, 1896); ""Книга для учителей"" (5-е издание, 1879); ""Русские сказки в стихах"" (1883); ""Рассказы и стихотворения для детей"" (3-е издание, 1904); ""Словесность в образцах и разборах"" (6-е издание, 1905); ""Новая русская литература"" (7-е издание, 1908); ""Переводы в стихах и оригинальные стихотворения"" (1888); ""Рассказы из русской истории"" (выпуск 1, издание 13-е), выпуск 2, издание 11-е, 1911); ""Очерки из русской истории XVIII в."" (3-е издание, 1904). С. Ш.

Источник: Биографический словарь. 2008

Водовозов, Василий Иванович

Водовозов Василий Иванович


— один из основателей новой русской педагогии; родился в 1825 году в Петербурге, в купеческой семье. Учился в коммерческом училище и на филологическом факультете петербургского университета. Как в годы студенчества, так и во время четырехлетнего пребывания в Варшаве в качестве учителя реальной гимназии он крайне нуждался, и его обстоятельства несколько поправились лишь с тех пор, когда он получил (в 1851 г.) место преподавателя словесности в 1-й петербургской гимназии (в 1860—62 гг. по приглашению Ушинского В. преподавал литературу и в Смольном институте). Еще в Варшаве В. усердно занимался переводами греческих и римских классиков. С 1856 г. он стал печатать в журналах как эти переводы, так и статьи по истории русской и всеобщей литературы: некоторые из них вошли в состав его известных книг "Новая русская литература" (от Жуковского до Гоголя включительно; 1866) и "Словесность в образцах и разборах" (1868). В деле преподавания словесности заслуги В. весьма значительны: преимущественно благодаря его трудам из наших средних учебных заведений было изгнано зазубривание теории словесности по тетрадке, продиктованной учителем, и заменено непосредственным изучением произведений русской и иностранной литератур. Водовозов содействовал также установлению правильного метода в преподавании истории литературы. В своих литературных работах Водовозов определял ценность художественного произведения главным образом по его нравственному смыслу и общественному значению. Несмотря на то, что В. прекрасно знал древние языки и литературы и перевел стихами некоторые произведения Софокла, Еврипида, Пиндара, Анакреона, Катулла и Горация, он при обсуждении вопроса о постановке среднего образования в России явился энергическим противником классической системы. В статьях и рефератах по этому вопросу В. доказывал, что в отношении грамматической логики и лингвистических упражнений классические языки могут быть с успехом заменены тремя новыми иностранными и родным языком и что в основу гимназического курса должны быть положены литература, история, география, естествознание и математика. Эти взгляды были причиною того, что в 1866 г. В. пришлось оставить службу.


Еще в первой половине шестидесятых годов В. немало занимался вопросами первоначального обучения, и теоретически, в журнальных статьях, и практически, в руководимой им воскресной школе. Результатом этих занятий, а также изучения иностранных школ и иностранной педагогической литературы явилось составление им в 1871 г. "Книги для первоначального чтения" (год I), изданной совместно с "Книгою для учителей". И та, и другая вызвали самые сочувственные отзывы специалистов-педагогов, были одобрены учеными комитетами мин ист. народного просвещения и Св. синода, увенчаны Педагогическим обществом денежною премиею имени К. Д. Ушинского, золотою медалью вольного экономического общества по присуждению Комитета грамотности и, наконец, золотою медалью в память гр. Киселева по присуждению Ученого комитета Министерства государственных имуществ. "Книга для первоначального чтения" (ч. I) быстро распространилась в наших народных школах; в течение двадцати лет ее разошлось более 700000 экземпляров. В своей книге В. дал строго обдуманный цикл элементарных данных из области естествоведения, истории и географии; не было недостатка и в статьях, цель которых — правильное развитие воображения, чувства прекрасного и нравственного чувства. Через 8 лет после составления первой части "Книги для первоначального чтения" появилась ее вторая часть, предназначенная автором для старшего возраста и для взрослых. Здесь автор охватил уже более обширный круг знаний из области естественной истории, физики, географии и этнографии; немало места отвел он также отрывкам из сочинений наших лучших авторов.


Из написанного В. назовем еще: "Рассказы из русской истории" (вып. 1-й, 1861 г., вып. 2-й, 1864 г.); "Русская азбука для детей" (1873); "Предметы обучения в народной школе. Методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам" (1873 г.); "Русские сказки в стихах" (1882 г.); "Очерки из русской истории XVIII века с приложением очерков из древнерусской жизни и из истории допетровского переходного времени" (1882) — одно из лучших популярных сочинений по истории России XVIII века, и др. После смерти В. († 1886) были изданы особым сборником его "Переводы в стихах и оригинальные стихотворения" (1888 г.) Ср. "В. И. Водовозов", В. И. Семевского (СПб., 1888).


{Брокгауз}





Водовозов, Василий Иванович


р. 22 сентября 1825 г., † 1886 г. 17 мая; педагог и педагогический писатель.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008