Военно-воздушные силы

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ
(ВВС) СССР, вид Вооруж. Сил СССР. Выполняли совместно с другими видами Вооруж. Сил и самостоятельно следующие задачи: борьба за господство в воздухе, удары по группировкам сухопутных войск и ВМС, разрушение военно-промышленных объектов, дезорганизация управления войсками и оружием, авиационная поддержка войск и сил флота и их прикрытие с воздуха, нарушение перевозок, десантирование и воздушные перевозки войск и различных материальных средств, воздушная разведка. К середине 1941 ВВС имели в своем составе 53,4 % самолетов-истребителей, 41,4 % бомбардировщиков и штурмовиков, 3,2 % разведчиков. Организационно ВВС делились на авиацию Главного командования (дальняя бомбардировочная авиация), фронтовую (ВВС фронтов и армий, на базе которых в мае — ноябре 1942 были созданы воздушные армии). К концу 1944 в составе ВВС имелось 16 воздушных армий, в к-рые входили 37 авиакорпусов и 170 авиадивизий. В 1941 для прикрытия объектов тыла в оперативное подчинение командующему войсками ПВО территории страны из ВВС было выделено 40 истребительных полков. 25 февраля 1941 ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О реорганизации авиационных сил Красной Армии». Намечалось в течение года сформировать 25 управлений авиационных дивизий и св. 100 новых авиационных полков и 50 % из них вооружить новыми типами самолетов. Одновременно шла перестройка авиационного тыла по территориальному принципу. К началу Вел. Отеч. войны было сформировано 19 авиационных полков, перевооружение частей ВВС новой техникой и реорганизация авиационного тыла не были завершены. В первый день войны немецко-фашистская авиация нанесла внезапные удары по советским аэродромам, на к-рых базировалось 65 % авиации западных приграничных ВО. Советские ВВС понесли значительные потери. Авиация противника на ряде направлений советско-германского фронта захватила господство в воздухе. В тяжелых условиях начавшейся войны КПСС, Советское правительство принимали меры, направленные на укрепление ВВС, перестройку авиационной промышленности, подготовку и воспитание авиационных кадров в соответствии с требованиями военного времени. К середине лета 1943 советские ВВС прочно завоевали господство в воздухе. За годы Вел. Отеч. войны советские летчики совершили ок. 3 млн 125 тыс. самолето-вылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и технике. Только в воздушных боях и на аэродромах уничтожено 57 тыс. боевых самолетов противника. Советские ВВС оказали большую помощь партизанам. Полки АДД и ГВФ, совершив 110 тыс. самолето-вылетов, перевезли св. 83 тыс. партизан, доставили 17 тыс. т вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов. За успешное выполнение боевых заданий, мужество и отвагу св. 200 тыс. воинов-авиаторов награждены орденами и медалями, 2332 — присвоено звание Героя Сов. Союза, 65 летчиков удостоены его дважды, а А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб — трижды. Советские летчики в первый, наиболее трудный период войны применили ок. 500 таранов, сотни авиаторов повторили подвиг Н. Ф. Гастелло. Орденами СССР награждено 897 авиасоединений и частей, 708 получили почетные наименования и 228 удостоены звания гвардейских. Командующие ВВС — П. Ф. Жигарев, А. А. Новиков.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ
ВВС) - вид во оружейных сил гос-ва; название воен. авиации в СССР, США и др.; с 1918 по 1924 сов. ВВС назывались Красным Воздушным Флотом. В 1-ю мировую войну ВВС - вспомогат. род войск, в годы 2-й мировой войны превратились в один из основных видов вооруж. сил. ВВС включают личный состав, самолеты, вооружение, вертолеты, спец. технику, оборудование аэродромов, спец. авиаслужбы, органы и средства управления, учебные заведения, научно-исследоват. учреждения и производств. базу. Развитие ВВС связано с зарождением и развитием самолетостроения, авиадвигателей и различных приборов аэродинамики, авиапроизводства, воздушной навигации и фотографирования, теории возд. стрельбы и бомбометания.

ВВС по назначению делятся на фронтовую (тактич.), дальнюю (стратегич.) авиацию, авиацию ВМФ, ПВО, воен.-транспортную авиацию. По характеру выполняемых задач, летно-тактич. данным и вооружению самолетов ВВС делятся на рода авиации: бомбардировочную, истребительную, истреби- тельно-бомбардировочную, разведывательную, военно-транспортную, вспомогательную (сани- тарную, связи).

Организационно ВВС состоят из авиаполков (крыльев - в США), подразделяющихся на эскадрильи по 3-4 авиазвена в каждой. Авиаполки (крылья) сведены в авиадивизии.

ВВС выполняют боевые задачи самостоятельными воздушными операциями или во взаимодействии с др. видами вооруж. сил. Они ведут борьбу за господство в воздухе; содействуют войскам; наносят удары по промышленным объектам воен. значения и др. важным центрам в глубоком тылу противника; ведут воздушную разведку в интересах войск и для себя. Основными боевыми свойствами ВВС являются высокая маневренность, большая дальность действий, способность наносить внезапные и мощные ракетно-ядерные удары.

История развития ВВС связана с развитием авиации. Первые попытки теоретического обоснования возможности полета сделал в 15 в. Леонардо да Винчи. М. В. Ломоносов впервые обосновал принципы полета тел тяжелее воздуха, а в 1754 построил летательную модель геликоптера с двумя винтами, вращаемыми часовой пружиной. Большой вклад в развитие авиации внес Д. И. Менделеев, предложивший идею стратостата и разработавший в 1875 схему его конструкции. Практически сложную проблему строительства первого самолета и испытания его в полете (1882-1885) разрешил рус. конструктор и изобретатель А. Ф. Можайский. В 1892 в Англии на несколько секунд поднимался в воздух (без человека) самолет Г. Филипса. В 1894 испытывался самолет инженера Хайрема Максима и др. В США братья Уилбер и Орвилл Райт построили и 17 дек. 1903 совершили полет (за 3,5 сек. самолет пролетел 32 м). Решающее влияние на мировое развитие авиации оказали труды Н. E. Жуковского и С. А. Чаплыгина, создавших первую в мире науч. школу аэродинамики.

Строительство самолетов и применение их в воен. деле началось в крупных гос-вах перед 1-й мировой войной (в 1910-14). К ее началу было воен. самолетов в рус. армии 263, во Франции - 156, в Англии - 30, в США - 30, в Германии - 232, в Австро-Венгрии -65, в Италии - 30. Боевое применение авиации впервые было осуществлено в итало-турецкой войне 1911-12, в 1-й балканской войне 1912-13: отдельные летчики вели возд. разведку, фотографирование местности и сбрасывание мелких бомб с самолета вручную.

ВВС в начале 1-й мировой войны 1914-18 применялись гл. обр. для разведки и корректирования огня полевой артиллерии, появилась разведыват. авиация. Стремление поражать войска, их коммуникации, важные воен. объекты в тылу противника обусловило во всех воюющих странах создание самолетов-бомбардировщиков. В 1914 появилась авиабомба. В нач. 1915 разведывательные самолеты были оборудованы бомбодержателями, бомбосбрасывателями, бомбардировочными прицелами и вооружены пулеметами, возникла бомбардировочная авиация. Воюющие державы начали строить спец. самолеты - тяжелые бомбардировщики, вооруженные пулеметами, а затем и пушками. В России в 1914 был принят на вооружение четырехмоторный бомбардировщик "Илья Муромец", а в дек. 1914 создана первая эскадра. Для борьбы с воздушными разведчиками и бомбардировщиками в 1915 были созданы спец. одноместные самолеты-истребители, вооруж. 1-2 пулеметами, к-рые превосходили др. самолеты по скорости и маневренности, появилась истребит. авиация. В ходе войны получила развитие и морская авиация (корабельная и базовая), зарождалась авианосная и минно-торпедная авиация. Стремление обеспечить свободу боевых действий своих войск, прикрыть ж.-д. коммуникации, важные объекты тыла страны от возд. ударов противника привело к борьбе за господство в воздухе, проводившейся в основном путем возд. боев. В ходе войны ВВС превратились в одно из средств боевого воздействия на противника. Они участвовали в совместных боевых действиях с войсками и проводили самостоят. воздушные налеты на важнейшие центры противника. Рост ВВС и их интенсивные действия привели к созданию противовоздушной обороны (ПВО). Только на зап.-европ. фронте за 4 года войны в возд. боях было сбито 8073 самолета, зенитными пулеметами и пушками - 2 347.

В годы 1-й мировой войны ВВС получили широкое развитие. Если в начале войны воюющие страны, вместе взятые, имели в строю всего 800 боевых самолетов, то к концу войны их было более 10 000 (в т. ч. разведчиков - 44,9%, истребителей - 40,4% и бомбардировщиков - 14,7%): Германия - 2 730, Австро-Венгрия - 622, Франция - 3 321, Англия - 1 758, США - 740, Италия - 842. Рус. ВВС были слабее ВВС др. главных участников войны вследствие экономич. отсталости страны.

Создание сов. ВВС началось в первые дни после победы Окт. революции. По инициативе В. И. Ленина в нояб. 1917 создано Бюро комиссаров авиации, а затем Всеросс. авиац. коллегия; 20 дек. 1917 был издан приказ Нар. комиссариата по воен. и мор. делам о создании частей авиации и воздухоплавания. 24 мая 1918 организовано Гл. управление Рабоче-Крестьянского Красного Воен.-Возд. Флота, к-рое объединяло ВВС страны. К кон. 1917 было сформировано 6 авиаотрядов (по 6-8 самолетов в каждом), к нояб. 1918 - 38, к весне 1919 - 60. В период гражд. войны было всего 350-500 самолетов. Боевая готовность самолетов поддерживалась путем неоднократного ремонта при очень слабой производств. базе. Не хватало летчиков. В дек. 1918 с одобрения В. И. Ленина при участии Н. E. Жуковского и С. А. Чаплыгина был создан Центр. аэрогидродинамич. ин-т (ЦАГИ). В 1919 организован Моск. авиатехникум, реорганизов. в 1920 в Ин-т инженеров Красного Возд. Флота. В нояб. 1922 на его базе создана Академия Возд. Флота (ныне им. проф. Н. E. Жуковского). В кон. 1918 на заводе "Дукс" под рук. Н. Н. Поликарпова было налажено серийное произ-во истребителей типа СПАД-7 с мотором возд. охлаждения. За период гражд. войны было выпущено 560 самолетов и более 1500 отремонтировано. В 1920 на сов. авиазаводе был выпущен первый авиамотор мощностью 200 л. с. В 1922 построен самолет АНТ-1 (конструктор А. Н. Туполев), в 1924 выпущен мотор М-5 мощностью 400 л. с. и самолеты Р-1. В 1922 развернули деятельность авиац. конструкторские бюро Д. П. Григоровича, Н. Н. Поликарпова, А. Н. Туполева, В. П. Ветчинкина, А. Д. Швецова, А. А. Микулина и др. Были построены отечеств. самолеты: истребители И-2, И-3, И-4, И-5; разведчики Р-3, Р-5; тяжелые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3. За период 1930-40 на основе развития металлургия., машиностроит., моторостроит. и алюминиевой пром-сти СССР произ-во воен. самолетов возросло в 6,5 раза. На вооружение ВВС были приняты истребители: И-15, И-16, И-153; бомбардировщики: СБ, ИЛ-4, ТБ-7. С 1940 на вооружение ВВС начали поступать истребители: ЯК-1 (А. С. Яковлев), МиГ-1 и МиГ-3 (А. И. Микоян и М. И. Гуревич), ЛаГГ-3 (С. А. Лавочкин, В. П. Горбунов и М. И. Гудков), штурмовик ИЛ-2 (С. В. Ильюшин), бомбардировщики: IIE-2 (В.М. Петляков) и СУ-2 (П. О. Сухой). С ростом численности и улучшением качества самолетов совершенствовалась и организация ВВС, с 1938 в истребит., ближней бомбардировочной и штурмовой авиации были сформированы однородные и смешанные авиадивизии.

ВВС капиталистич. государств в период 1918-39 получили значительное развитие. ВВС крупнейших стран увеличились в несколько раз и к нач. 2-й мировой войны в строю боевых самолетов было: в Германии - 4 405, США - 8 000, Японии - 4 500, Англии - 4 030, Франции - 3 335, Италии - 2 950.

В общей системе ВВС удельный вес бомбардировочной авиации увеличился в 2,5 раза, а истребительной и разведывательной - относительно уменьшился.

Герм. генштаб, рассчитывая на "молниеносную" войну, отводил ВВС очень важную роль. Гл. родом ВВС считалась бомбардировочная авиация. Осн. внимание уделялось выпуску средних пикирующих бомбардировщиков (Ю-87, Ю-88). ВВС делились на 5 возд. флотов, каждый из к-рых являлся оперативным объединением по 800-1 200 самолетов и делился на неск. авиакорпусов или дивизий. ВВС Англии являлись самостоят. видом вооруж. сил. Мор. авиация подчинялась министру ВМФ, а сухопутные ВВС - министру авиации и подразделялись на истребит. и бомбардировочное командования. ВВС США до 2-й мировой войны не имели единого командования. Авиац. части и соединения, предназнач. для поддержки войск, были объединены в возд. корпуса, к-рые подчинялись командованию сухопутных войск. В период между 1-й и 2-й мировыми войнами произошел количеств. рост и качеств. развитие ВВС гл. капиталистич. стран. Поддерживался высокий уровень произ-ва самолетов в год (1939): Германия - 10 000, Англия - 5 800, Франция - 3 200, Италия - 3 000, Япония - 2 500, США - 2 400.

ВВС капиталистич. государств являлись мощным средством ведения войны.

ВВС капиталистич. государств в период 1939-41. 2-я мировая война началась 1 сент. 1939 внезапным нападением превосходящих вооруж. сил фаш. Германии. Ее ВВС нанесли мощные удары по аэродромам польских ВВС и др. объектам первостепенной важности и быстро захватили безраздельное господство в воздухе. Таким же способом действовали ВВС Германии при нападении на Норвегию, Бельгию, Голландию и Францию. ВВС Франции были разгромлены гл. обр. на аэродромах в течение нескольких дней. С 8 авг. 1940 ВВС Германии пытались уничтожить ВВС Англии на аэродромах и путем вторжения вывести ее из войны. Однако планы нем. командования провалились. Германия потеряла 2000 бомбардировщиков, Англия - 1200 истребителей.

Советские ВВС в начале Великой Отечеств. войны 1941-45 подверглись внезапному нападению фаш. Германии, когда они перевооружались с устаревших на боевые самолеты новых типов. На подготовке Вооруж. Сил СССР и в т. ч. ВВС к отпору нем.-фаш. захватчикам отрицательно сказалось также влияние культа личности Сталина: ослабление Армии, Флота и ВВС незаконными репрессиями части командно- политич. состава; запоздалый перевод авиапромышленности на массовое изготовление новейших типов самолетов и медленное перевооружение авиачастей новой техникой; запоздалые мероприятия по строительству и реконструкции большого числа аэродромов в зап. р-нах СССР, крайне низкий процент средств радиосвязи в ВВС и т. д. 22 июня ВВС 4 приграничных воен. округов потеряли 1200 самолетов, что составило большой процент от общего числа самолетов, имевшихся в этих округах. Несмотря на тяжелые потери в самолетах на аэродромах, борьба с нем. авиацией приобрела ожесточенный характер. Временному численному превосходству и качеству самолетов противника сов. летчики противопоставили высокое летное и боевое мастерство, высокие моральные качества, массовый героизм и самоотверженность в возд. боях. Сов. ВВС совместно с войсками ПВО страны предотвратили разрушение крупнейших адм. и пром. центров СССР, спасли от разрушения Москву, успешно прикрывали с воздуха Ленинград и единств. линию связи этого блокированного города с тылом - ледовую "дорогу жизни". Сов. ВВС периодически наносили удары по глубокому тылу Германии и ее союзников. В битве под Москвой нем. войска и ВВС потерпели первое поражение за время 2-й мировой войны. В битве на Волге, взаимодействуя с войсками, сов. ВВС с успехом выполнили возложенные на них задачи. В возд. боях и ударами по аэродромам врага они уничтожили осн. силы его авиации, а затем успешно осуществили совместно с ПВО воздушную блокаду окруженной группировки противника. Начиная с осени 1942 ВВС стали вооружаться новейшими самолетами- истребителями А. С. Яковлева (ЯК-76, ЯК-9, ЯК-3), С. А. Лавочкина (ЛА-5, ЛА-7, ЛА-9), двухместными штурмовиками С. В. Ильюшина (ИЛ-2, а с лета 1944 - ИЛ-10), бомбардировщиками А. Н. Туполева (ТУ-2). На вооружение ВВС поступали новые пушки, бомбы, в т. ч. и противотанковые, радио- и радиолокац. станции, аэронавигац. оборудование, аэрофотоаппараты и др. Резко возросла и численность ВВС, что позволило массировать авиацию и централизованно ею управлять.

Исключительно упорное воздушное сражение развернулось весной 1943 над Кубанью. Враг сосредоточил здесь 2 000 самолетов, из к-рых в течение 2 месяцев потерял более 1 000 самолетов и лучшие кадры летчиков-истребителей. В июле-авг. 1943 в битве под Курском нем. ВВС потерпели сокрушит. поражение, потеряв ок. 4000 самолетов. Сов. ВВС завоевали господство в воздухе, к-рое до кон. 2-й мировой войны прочно удерживали за собой. Противник сократил удельный вес бомбардировочной авиации с 60% в начале войны до 18% в конце войны и увеличил уд. вес истребит. авиации до 75%. Это - одно из свидетельств перехода врага к стратегич. обороне.

В огромных по своим масштабам операциях 1944-45 проявилось еще большее могущество сов. ВВС. Только за 1943-45 они получили до 120 тыс. новейших самолетов. Это позволило увеличить число самолетов в операциях. Если в операциях 1941 участвовало 200-500 самолетов, то в 1943-45 - до нескольких тысяч, а в Берлинской операции 1945 - до 8400 самолетов. Только в первые сутки этой операции произведено до 17 тыс. самолетовылетов, а за всю операцию - свыше 90 тыс.; в воздушных боях сбито 1166 немецких самолетов.

Сов. летчики показали многочисл. примеры беззаветной преданности, подлинного героизма и высокого боевого мастерства. Св. 200 т. ч. личного состава сов. ВВС были награждены орденами и медалями. 2119 авиаторам было присвоено звание Героя Сов. Союза, 66 летчикам - звание дважды Героя Сов. Союза и двум - звание трижды Героя Сов. Союза (А. И. Покрышкину и И. Н. Кожедубу).

ВВС капиталистич. гос.-в (Англии, США) в период 1941-45 на зап.-европ., афр. и тихоокеанском театрах войны действовали в благоприятной для них обстановке. Нем. ВВС, понесшие огромные потери на сов.-герм. фронте, не могли противопоставить англо-амер. авиации значит. сил. Однако и в этих условиях до лета 1943 бомбардировщики Англии вели огранич. боевые действия. Осн. масса нем.-фаш. ВВС была связана боевыми действиями на сов.-герм. фронте. Это позволило Англии форсировать строительство тяжелых бомбардировщиков, а США - создать стратегич. авиацию, к-рая к концу войны составила 30% всех ВВС США. До 1944 действия ВВС США направлялись гл. обр. против Японии и в район Средиземного м.

ВВС воюющих гос-в в ходе 2-й мировой войны в своем развитии достигли новых высоких качеств. и количеств. показателей. Произ-во боевых самолетов всех воюющих гос-в составило 450 тыс. В ряде стран были созданы возд. армии, флоты. Изменился удельный вес и родов авиации. Значит. развитие получили авиац. средства поражения: появились фугасные бомбы весом от 500 до 9000 кг, зажигательные - до 500 кг. ВВС США применили зажигат. бомбы с жидкостным снаряжением "Напалм" весом 225 кг, а в конце войны - атомные бомбы. Немцы применили самолеты-снаряды ФАУ-1, ракетные снаряды ФАУ-2. Возросли калибр и скорострельность авиац. пушек и пулеметов. Широко применяли ВВС реактивные снаряды, а также радиолокацию и радиотехнику, что повысило эффективность удара и обеспечило самолетовождение в любых условиях погоды и в любое время суток. ВВС окончательно выделились в самостоятельный вид вооруженных сил, способный взаимодействовать с др. видами вооруженных сил и решать самостоятельно задачи стратегич. характера. ВВС оказали существ. влияние на строительство, организацию войск, развитие оперативного искусства и тактику родов войск. ВВС приобрели большую маневренность, дальность и мощь удара, продолжительность воздействия на противника днем и ночью, что сказывалось на размахе наступат. операций и решительности действий всех видов вооруж. сил.

ВВС явились одним из решающих факторов, определивших маневренный характер 2-й мировой войны. Ни одна крупная операция войск на суше и на море не проводилась без активного и массового участия ВВС. В результате значит. роста транспортных и боевых возможностей ВВС большое применение получил новый род войск - воздушно-десантные войска. ВВС явились важнейшим средством воздействия на глубокий тыл противника. Но опыт войны показал, что ВВС не в состоянии самостоятельно решить исход войны. Победа над фаш. Германией и ее союзниками была достигнута совместными усилиями вооруж. сил союзников по антифаш. коалиции. Решающую роль в этой победе сыграли Сов. Вооруженные Силы.

Об общей роли ВВС во 2-й мировой войне говорят следующие данные: в период 1939-45 ВВС США и Англии произвели 4120 тыс. самолето-вылетов, Сов. ВВС в 1941-45 - свыше 3 млн. вылетов.

Советские ВВС в послевоенные 40-50-е гг. испытали крупные качеств. изменения, были перевооружены новейшей реактивной техникой. Первый боевой самолет с жидкостно-реактивным двигателем был построен в 1941-42 конструкторским коллективом, возглавляемым проф. В. Ф. Болховитиновым. Первый полет на этом самолете совершил 15 мая 1942 летчик-истребитель капитан Г. Я. Бахчиванджи, открыв тем самым эру реактивной авиации. В зарубежных ВВС испытат. полеты реактивных самолетов проведены: в США 1 окт. 1942, Англии 5 марта 1943, Германии 18 июля 1943, Японии в 1945. Послевоен. период развития авиации характеризуется созданием для ВВС реактивных самолетов, новейших транспортных самолетов, вертолетов и реактивных пассажирских лайнеров. ВВС получили новую мощную силовую установку, позволившую не только увеличить скорость и высоту полета, но и резко увеличить темпы развития. В 1945 начал выпускаться первый сов. истребитель МиГ (Микоян и Гуревич) с воздушно-реактивным двигателем, установленным в комбинации с обычным поршневым авиадвигателем. В последующем были созданы реактивные самолеты, превосходившие по своим летно-тактич. данным лучшие иностр. образцы: МиГ-9, МиГ-15, ЯК-15, ЛА-15 и др. На самолетах МиГ-15 и МиГ-17 достигнута сверхзвуковая скорость. В 1953-56 рекордные достижения скорости полета не превышали 1300 км/час, а высоты - 20 тыс. м; в 1960-61 летчиком-испытателем Г. К. Мосоловым достигнута высота более 34 700 м и летчиком-испытателем А. В. Федоровым получена макс. скорость полета - более 2700 км/час. Дальнейшее усиление двигат. установок позволило летать со скоростью, в 2-3 раза превышающей звуковую. Значительно возросли и др. показатели самолетов: скороподъемность, потолок, дальность, грузоподъемность, уменьшилась зависимость полета от метеоусловий и времени года.

В советских ВВС устаревшие поршневые самолеты заменены современными реактивными, включая сверхзвук. стратегич. бомбардировщики. Самолеты вооружены ракетами (в т. ч. и управляемыми) с очень мощным ядерным зарядом, оснащены сложной радиотехникой, средствами обнаружения целей и наведения самолета и ракет на цель, что значительно повысило эффективность действий ВВС. На оснащение ВВС поступили совершенные оптич. и радиолокационные бомбардировочные прицелы, радиотехнич. системы, позволяющие бомбить цели, не заходя в зону ПВО, с больших высот и скоростей, днем и ночью, в сложных метеорологических условиях. Огромное развитие получили управляемые ракетные снаряды, ракеты ближнего, среднего и дальнего радиусов действия. Воен.-трансп. авиация вооружена новейшими воздушными кораблями и вертолетами, способными перевозить на большие расстояния и с большой скоростью не только личный боевой состав, но и автомашины, орудия, ракеты, танки.

Несмотря на нек-рое количеств. уменьшение, ВВС продолжают оставаться одним из серьезных средств возд. нападения, в т. ч. и носителем ядерного оружия. Большое значение для нанесения ударов по подвижным, малоразмерным и внезапно появляющимся целям, к числу к-рых относятся и стартовые позиции ракет, имеет фронтовая авиация.

ВВС капиталистических гос.-в в послевоенный период также перевооружены реактивной авиац. техникой, имеют (особенно в США) управляемые ракетные снаряды, ракеты различных классов. После 2-й мировой войны в США, а также в Англии значительно изменились взгляды на роль и предназначение ВВС в будущей войне. На основе "закона о национальной обороне", принятого в 1947 в США, наряду с усилением армии и флота, стали создаваться мощные ВВС, способные проводить самостоят. возд. операции по бомбардированию стратегич. и оперативных тылов, переброски возд. десантов, а также осуществлять поддержку войск и ВМФ. С образованием Североатлантич. и др. агрессивных воен. блоков США стали еще больше уделять внимания развитию стратегич. ВВС и авианосцам как средствам, способным применять атомное и термоядерное оружие, а также ракетному оружию, обеспечивающим, по их мнению, быструю победу в войне. Начиная с 1954 в Англии уделяется большое внимание развитию стратегич. бомбардировочной авиации наравне с тактической. Ее оснащают новыми тяжелыми реактивными самолетами, не уступающими по своим летно-тактич. данным нек-рым амер. реактивным стратегич. бомбардировщикам и способными наносить удары ядерным оружием. ВВС Франции преим. развивают тактич. авиацию (гл. обр. истребит.), предназнач. для поддержки сухопутных войск. Агрессивные круги США считают, что 3-я мировая война начнется массированным применением ядерного оружия ВВС и ракетными средствами с воздуха с одновременным развитием боевых действий на всех континентах; она сразу развернется на суше, в воздухе и на море, примет глобальный (мировой) и тотальный характер.

Лит.: Авиация нашей Родины. Сб. ст., М., 1955; Военно-Воздушные Силы, М., 1959; Виноградов Р. И. и Минаев А. В., Краткий очерк развития самолетов в СССР, М., 1956; Данилевский В. В., Рус. техника, 2 изд., Л., 1948; Залуцкий Г. В., Выдающиеся рус. летчики М. Ефимов, П. Нестеров, Е. Крутень, К. Арцеулов, М., 1953; Лапчинский А. Н., Красный воздушный флот 1918-28, М., 1928; Симаков Б. Л. и Шипилов И. Ф., Воздушный флот Страны Советов. Краткий очерк истории авиации нашей Родины, М., 1958; Тимохович И. В., Сов. авиация в битве под Курском, М., 1959; Шестерикова Л., Даты истории отечественной авиации и воздухоплавания, М., 1953; Военно-возд. силы в современной войне. (По иностранным взглядам), М., 1957; Ли Э., Воздушная мощь, пер. с англ., М., 1958; Гейвин Д. М., Воздушно-десантная война, пер. с англ., М., 1957; Брофи А., Воздушные силы США, пер. с англ., М., 1957; Типпельскирх К., История второй мировой войны, пер. с нем., М., 1956; Итоги второй мировой войны. Сб. ст., пер. с нем., М., 1957; Мировая война 1939-1945 гг. Сб. ст., пер. с нем., М., 1957; Дерр Г., Поход на Сталинград, пер. с нем., М., 1957; Мэтлофф М., Снелл Э., Стратегическое планирование в коалиционной войне 1941-1942 гг., пер. с англ., М., 1955; Промышленность Германии в период войны 1939-45 гг., пер. с нем., М., 1956; Жабров А. A., Аннотированный указатель лит-ры на рус. языке по авиации и воздухоплаванию за 50 лет. 1881-1931, М.-Л., 1933; Ржевский В. Д., Военно-воздушный флот. История, боевое применение и техника. Указатель литературы, М., 1942.

А. Д. Цыкин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ВОЕННО‑ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ
В соответствии с нашими предвоенными взглядами перед ВВС в начальный период войны ставились задачи уничтожать воздушного противника на всю глубину его расположения и срывать мобилизацию вооруженных сил врага. Предусматривалось наносить удары по экономическим, административным и политическим центрам противника, которые должны были оказать влияние не только на ход начального периода, но и на исход войны в целом.
Разгром авиационных группировок, срыв железнодорожных, автомобильных, морских и речных перевозок, разрушение военно‑экономических центров предусматривалось осуществлять проведением специальных воздушных операций с участием сил фронтовой и дальнебомбардировочной авиации, а на приморских направлениях – и ВВС флотов.
Теория борьбы за господство в воздухе разрабатывалась с учетом опыта, полученного в межвоенных локальных вооруженных конфликтах и в первом периоде 2‑й мировой войны. Борьба за господство в воздухе рассматривалась не изолированно от военных действий, а как часть всей вооруженной борьбы.
С учетом все возрастающей роли авиации в войне военно‑воздушные силы строились как самостоятельный вид Вооруженных Сил. Они включали авиацию Главного Командования – дальне‑бомбардировочную, фронтовую – ВВС военных округов, армейскую – ВВС общевойсковых армий и войсковую – корпусные авиаэскадрильи. Удельный вес авиации Главного Командования составлял 13,5 процента, фронтовой – 40.5 процента, армейской – 43,7 процента, войсковой – 2,3 процента. В боевом составе ВВС западных военных округов истребители составляли 59 процентов, бомбардировщики – 31 процент, штурмовики – 4,5 процента, разведчики – 5.5 процента.
В результате реализации мер, принятых Коммунистической партией, боевая мощь советских ВВС к моменту нападения фашистской Германии на СССР значительно повысилась. Было сформировано 79 авиационных дивизий и пять авиационных бригад. Основным тактическим соединением стала авиационная дивизия преимущественно смешанного состава. Число авиационных полков увеличилось к июню 1941 по сравнению с началом 1939 более чем на 80 процентов.
В состав западных приграничных военных округов к началу войны входили 32 авиационные дивизии, 119 авиационных полков и 36 корпусных авиационных эскадрилий. Дальнебомбардировочная авиация на западном направлении была представлена четырьмя авиационными корпусами и одной отдельной авиационной дивизией в составе 1346 самолетов. Она предназначалась для решения самостоятельных оперативно‑стратегических задач.
Следует отметить, что авиационная промышленность Германии ко времени нападения на СССР выпускала самолеты новых типов. Наша же авиационная промышленность только осваивала их производство. К началу войны было произведено в общей сложности 2739 самолетов Як‑1, МиГ‑3, ЛаГГ‑3, Пе‑2, Ил‑2. Из них немногим более половины находились в составе ВВС западных приграничных военных округов. Однако авиационные полки только приступили к их освоению.
Великая Отечественная война подвергла суровой проверке разработанные перед войной основные положения советской военной науки о роли и значении авиации в войне. В целом они подтвердились.
Советские Военно‑воздушные силы в войне решали три основные задачи: завоевание стратегического господства в воздухе, авиационная поддержка и прикрытие сухопутных войск и сил флота, ведение воздушной разведки. Периодически советская авиация решала задачи по уничтожению объектов глубокого тыла противника.
Борьба за стратегическое господство в воздухе явилась составной и неотъемлемой частью всей вооруженной борьбы на советско‑германском фронте, первоочередной задачей советских ВВС. На решение этой задачи только фронтовая авиация израсходовала более 35 процентов общего количества самолето‑вылетов. Она велась под общим руководством Ставки Верховного Главнокомандования в интересах войны в целом и включала два периода
Первый период – с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года – характерен ожесточенной борьбой в воздухе, перевооружением советских ВВС, совершенствованием организационной структуры авиационных объединений, соединений и частей, возрастанием роли централизованного управления силами авиации, поиском путей наиболее эффективных форм борьбы за господство в воздухе и авиационной поддержки войск.
В начале войны массированным налетам гитлеровской авиации советское командование противопоставило активные наступательные воздушные бои истребительной авиации и периодические удары по вражеским аэродромам в границах каждого фронта. Эти вынужденные меры оказывали зачастую существенное влияние на развитие обстановки в полосах фронтов. Об этом свидетельствуют результаты массированного авиационного удара, нанесенного советской авиацией по 20 вражеским аэродромам с целью срыва готовившегося на 12–13 октября 1941 удара противника по нашим оборонявшимся войскам и объектам в районе Москвы. Активность действий гитлеровской авиации в полосе Западного фронта значительно снизилась.
По мере увеличения ударной мощи советских ВВС на отдельных стратегических направлениях, где позволяла обстановка, наносились массированные удары силами авиации смежных фронтов, соединениями авиации дальнего действия, авиации флота и ПВО страны. Эти действия в ряде случаев носили форму воздушных операций.
Важными этапами борьбы за стратегическое господство в воздухе в этот период явились активные действия авиации в ходе битвы под Москвой и оборонительного сражения под Сталинградом. Борьба в воздухе велась в исключительно трудных для нас условиях при качественном и количественном превосходстве врага. Учитывая это, Ставка Верховного Главнокомандования считала возможным завоевать господство в воздухе за счет сосредоточения крупных сил авиации. В результате принятых мер второму немецко‑фашистскому воздушному флоту, насчитывавшему до 700 самолетов, противостояла группировка советской авиации в составе около 1200 боевых самолетов. Это явилось главной предпосылкой для того, чтобы постепенно инициатива в воздухе перешла к советским ВВС. К концу ноября 1941 впервые в ВОВ удалось завоевать оперативное господство в воздухе. Тем самым были созданы условия для перехода сухопутных войск в контрнаступление. Был развеян миф о непобедимости немецко‑фашистской авиации. Весь мир облетела тогда слава о советских летчиках В.В. Талалихине и А.Н. Катриче, совершивших в небе Москвы впервые ночной и высотный тараны, а также В.А. Шишове, А.Ф. Локтионове, Ф.М. Фаткулине, Е.М. Горбатюке и других мужественных воздушных бойцах.
В течение зимы и лета 1942 продолжалась напряженная борьба за стратегическое господство в воздухе. Однако она уже носила другой характер. Понеся значительные потери в боевой технике и в наиболее подготовленном летном составе, гитлеровское командование было вынуждено отказаться от одновременных активных действий авиации на всем советско‑германском фронте, а сконцентрировало ее усилия лишь на главных направлениях.
Летом 1942 центр борьбы за господство в воздухе переместился на южное крыло советско‑германского фронта. К началу оборонительного сражения под Сталинградом немецко‑фашистское командование сосредоточило на этом направлении 1200 самолетов. Тем самым было достигнуто более чем двукратное превосходство над группировкой советской авиации. Однако и в этих условиях действия советской авиации носили решительный характер, летчики проявляли героизм и самоотверженность. Фашистским стервятникам надолго запомнилось небо над Сталинградом. Здесь начался славный героический путь летчиков В.Д. Лавриненкова, А.А. Алелюхина, И.Н. Степаненко, Амет‑Хан Султана и многих других. Это они смело вступали в жестокие схватки с превосходящим во много раз противником, наводили ужас на врага, уничтожали его или вынуждали к позорному бегству. Летчики‑сталинградцы никогда не забудут героические подвиги летчика‑истребителя В.Е. Пятова, дважды в одном воздушном бою таранившего вражеский самолет и благополучно произведшего посадку на своем аэродроме, летчиков‑штурмовиков Н. Абдирова, А.А. Рогальского, повторивших подвиг Н.Ф. Гастелло; В.М. Голубева, И.П. Бахтина; мастеров бомбовых ударов А.И. Молодчего, В.С. Ефремова, В.В. Сенько. Здесь проявились новаторские способности И.С. Полбина.
В результате активных действий советских ВВС в первом периоде ВОВ немецко‑фашистской авиации было нанесено тяжелое поражение. Фашистская Германия и ее союзники потеряли 15,7 тысяч самолетов, значительную часть наиболее опытного летного состава. За это же время на всех других театрах 2‑й мировой войны их потери составили всего 3,4 тысяч самолетов, т. е. в 4,6 раза меньше.
Второй период, борьбы за господство в воздухе охватывал время с 19 ноября 1942 года по 23 августа 1943 года. Он был характерен качественным и количественным превосходством над ВВС противника, применением более решительных форм борьбы – воздушных операций, проводимых по плану Ставки ВГК, крупных воздушных сражений, повышением профессиональной подготовки командных кадров и боевой выучки летного состава. Важными этапами борьбы за стратегическое господство в воздухе в этом периоде были боевые действия авиации в контрнаступлении советских войск под Сталинградом, воздушные сражения на Кубани и Курская битва.
Ставка Верховного Главнокомандования ставила в прямую зависимость от завоевания господства в воздухе исход контрнаступления наших войск под Сталинградом. Верховный Главнокомандующий писал в связи с этим 12 ноября 1942 представителю Ставки маршалу Советского Союза Г. К. Жукову:
«… Опыт войны с немцами показывает, что операцию против немцев можно выиграть лишь в том случае, если имеем превосходство в воздухе…» и далее предлагал: «…лучше отложить на некоторое время операцию и накопить побольше авиации».

Скоростной истребитель Ла‑5
В результате принятых мер авиационная группировка под Сталинградом была усилена до 1350 самолетов. Поступившие на вооружение новые скоростные истребители Ла‑5, Як‑7б. Як‑9 позволили вести эффективные воздушные бои с новыми немецкими самолетами типа Me‑109, ФВ‑190. Почти одинаковое соотношение сил и качественное состояние самолетного парка позволили в первые же дни контрнаступления завоевать оперативное господство в воздухе, а затем и удерживать его до окончания стратегической наступательной операции. Советская авиация внесла существенный вклад в разгром одной из крупнейших стратегических группировок противника. Всего в ходе оборонительного сражения и контрнаступления под Сталинградом в воздушных боях и на аэродромах советские ВВС совместно с войсками ПВО страны и войсками фронтов уничтожили свыше 4,4 тысяч боевых и транспортных самолетов. В ходе Сталинградской битвы советскими ВВС было положено начало коренному перелому в борьбе за стратегическое господство в воздухе на советско‑германском фронте. В последующем ни в одной крупной операции немецко‑фашистской авиации так и не удалось перехватить инициативу в воздухе на сколько‑нибудь длительный промежуток времени.
Героической страницей в летопись боевых действий советских Военно‑воздушных сил в ВОВ вошли воздушные сражения на Кубани. Они явились составной частью операций Северо‑Кавказского фронта по освобождению от захватчиков Таманского полуострова и разгрому остатков немецко‑фашистской группы армий «А».
Как известно, противник для действий по войскам и объектам Северного Кавказа на аэродромах Таманского полуострова, Крыма, юга Украины и Донбасса сосредоточил до 1200 самолетов 4‑го воздушного флота. Это составляло около 40 процентов всей авиации, действовавшей в то время на советско‑германском фронте. При этом немецко‑фашистским командованием основной упор делался на массированное применение преимущественно бомбардировочной авиации. В составе группировки советских ВВС на этом направлении было 900 боевых самолетов. В ходе боевых действий противник постоянно наращивал свою авиационную группировку и, например, к началу третьего воздушного сражения, которое проводилось в период с 26 мая по 7 июня 1943, ее боевой состав был доведен уже до 1400 самолетов. В результате гитлеровское командование добилось полуторного количественного превосходства авиации в свою пользу.
Применение новых тактических приемов, позволивших в наибольшей мере использовать возросшие боевые возможности советских истребителей, высокие морально‑боевые качества наших летчиков, централизованное управление явились главными составляющими победы советской авиации на Кубани. Здесь враг потерял 1100 самолетов. Из них 835 были уничтожены в воздушных боях. Потери наших истребителей составили 396 самолетов.
В те дни над Кубанью гремела слава выдающихся мастеров воздушного боя А.И. Покрышкина, братьев Д.Б. и Б.Б. Глинка, В.И. Фадеева, В.Г. Семенишина, Г.А. Речкалова и многих других.
Победа советской авиации на Кубани стала важной предпосылкой для завершения борьбы за стратегическое господство в воздухе. Следует отметить, что к середине 1943 враг окончательно лишился качественного превосходства в авиационной технике.
Наивысшего накала борьба за господство в воздухе в стратегическом масштабе достигла при подготовке и в ходе Курской битвы. Немецко‑фашистское руководство считало, что война далеко еще не проиграна и что тяжелое положение, в котором оказались вооруженные силы, можно поправить за счет большого летнего наступления. Они надеялись в ходе его разгромить главные силы Красной Армии, вновь овладеть стратегической инициативой и добиться изменения хода войны в свою пользу На карту было поставлено все. Гитлеровское командование сосредоточило на курском направлении наиболее боеспособные авиационные соединения – 4 и 6‑й воздушные флоты. Для их усиления из Германии, Франции, Норвегии и Польши было переброшено дополнительно около 400 самолетов. Из 2980 самолетов противника, находившихся в то время на советско‑германском фронте, более двух тысяч предназначались для участия в наступательной операции на Курской дуге.
Ставка Верховного Главнокомандования, готовя Вооруженные Силы к летним сражениям 1943, придавала исключительно большое значение завершению борьбы за стратегическое господство в воздухе. В этих целях была создана авиационная группировка, превосходившая в полтора раза группировку авиации противника. В условиях чрезвычайно ожесточенной борьбы наши летчики в воздушных боях и на аэродромах уничтожили более 3700 самолетов. Это почти двойной состав авиации, которой располагал враг к началу операции «Цитадель». В летопись истории тех суровых дней вошли имена таких прославленных воздушных бойцов, как А.Е. Боровых, В.Л. Попков, В.А. Зайцев, И.П. Витковский, И.П. Лавейкин, М.З. Бондаренко, Ф.В. Химич и многие другие. В небе над Курском открыл список своих побед И.Н. Кожедуб. Незабываем подвиг А.К. Горовца, сбившего в одном воздушном бою девять вражеских бомбардировщиков. Мы преклоняемся перед мужеством и отвагой А.П. Маресьева. Только человек сильного духа, преданный коммунистическим идеалам, мог, лишившись обеих ног, снова вернуться в боевой строй и продолжить счет побед.
Беспримерный героизм и мужество советских летчиков, нанесенные противнику невосполнимые потери позволили завершить в нашу пользу борьбу за стратегическое господство в воздухе. В целом за два года ожесточенной и бескомпромиссной борьбы советской авиацией в воздушных сражениях и боях на аэродромах было уничтожено 35,7 тысяч вражеских самолетов. Для сравнения необходимо привести такие цифры. ВВС США и Англии за этот период вывели из строя немногим более 10 тысяч самолетов, т. е. в 3,5 раза меньше.
О результатах борьбы в воздухе свидетельствует постоянное снижение боевого состава немецко‑фашистских ВВС на советско‑германском фронте. Если к началу нападения на СССР фашистская Германия имела около 5000 боевых самолетов, в ноябре 1942 года 3500, то в июле 1943 года – лишь 2980. Наш самолетный парк действующей армии постоянно возрастал. В конце 1942 года он составлял уже около 4,5 тыс., а летом 1943 – около 10 тыс. самолетов.
С завоеванием стратегического господства в воздухе были созданы благоприятные условия советским Вооруженным Силам для проведения крупнейших стратегических наступательных операций одновременно на нескольких направлениях, а Военно‑воздушным силам – для более решительного массирования сил и ведения непрерывных наступательных действий. Вражеская авиация, наоборот, была вынуждена значительно снизить свою активность. До конца войны она уже не могла осуществлять эффективную поддержку своих сухопутных войск, надежно прикрывать их в операциях, а также производить налеты на объекты глубокого тыла нашей страны.
С битвы под Курском немецко‑фашистская армия перешла к стратегической обороне как на земле, так и в воздухе. Переход гитлеровских ВВС к оборонительным действиям наглядно демонстрируется также изменением удельного веса родов авиации. Если в начале войны в составе ВВС Германии 58 процентов составляли бомбардировщики, а на долю истребителей приходился только 31 процент самолетного парка, то к концу 1944 количество бомбардировщиков снизилось в 4 раза, а истребителей возросло более чем в 2 раза и составляло 68 процентов от всего боевого состава ВВС.
В советских же ВВС проходил обратный процесс. В начале войны на долю бомбардировщиков и штурмовиков фронтовой авиации приходилось 35,5 процента, а на 1 июля 1943 около 60 процентов, включая и самолеты По‑2. Боевой состав ВВС приобрел наступательный характер. Костяком их стали ударные силы.
С завоеванием господства в воздухе потери вражеской авиации резко возросли, а нашей – значительно снизились. В 1941 на один потерянный нами самолет в среднем приходилось 32 самолето‑вылета, в 1943 году – 72, в 1945 году – 165. У противника, наоборот, в 1942 на один уничтоженный самолет приходилось 25,5 самолето‑вылета, в 1943 – 22,5, а в 1945 году – 11.
Советским военным искусством, оперативным искусством ВВС в годы войны были успешно решены вопросы авиационной поддержки войск в наступательных операциях фронтов (групп фронтов). Если в большинстве наступательных операций 1941–1942 годов боевые действия авиации на поле боя сводились главным образом к кратковременной авиационной подготовке атаки, то с 1942 стало широко применяться авиационное наступление. Переход к нему был обусловлен, с одной стороны, изменениями в характере обороны противника, а с другой возросшими боевыми возможностями авиации. Сущность авиационного наступления заключалась в непрерывной поддержке сухопутных войск на всю глубину наступательной операции. Зародившись в контрнаступлении под Сталинградом, оно в последующем стало неотъемлемой частью наступательных операций советских Вооруженных Сил.
Следует сказать, что у истоков теоретической разработки этой формы оперативного применения ВВС во фронтовых наступательных операциях стоял командующий ВВС Красной Армии генерал А.А. Новиков и его штаб во главе с генералами С.А. Худяковым и Ф.Я. Фалалеевым.
Большая заслуга в практическое внедрение авиационного наступления в жизнь принадлежит командующим воздушными армиями С.И. Руденко, С.А. Красовскому, Т.Т. Хрюкину и их штабам во главе с М.М. Косых, К.И. Тельновым, Н.Г. Селезневым.
В ходе ВОВ были разработаны вопросы применения авиации в наступательных операциях на приморских направлениях, организации и ведения боевых действий во фронтовых оборонительных операциях..
Заслуживают особого внимания вопросы применения авиации в операциях на окружение. В контрнаступлении под Сталинградом, в Корсунь‑Шевченковской, Ясско‑Кишиневской, Белорусской, Берлинской и других операциях советские ВВС приобрели опыт организации и осуществления круговой многозональной воздушной блокады, гибкого маневрирования авиационными объединениями и соединениями для отражения контрударов противника на внешнем и внутреннем фронтах окружения, массированного использования авиации для ликвидации окруженных группировок. На решение задач авиационной поддержки войск в операциях были направлены главные усилия авиации дальнего действия. Этого требовала обстановка и сложившийся характер вооруженной борьбы. В интересах сухопутных войск было израсходовано 40,4 % всех самолето‑вылетов.
На основе глубокого анализа боевых действий авиации оперативным искусством ВВС осуществлялась разработка наиболее эффективных форм и способов боевых действий ВВС. Основными формами применения авиационных объединений, соединений и частей являлись систематические боевые действия в рамках фронтовых наступательных и оборонительных операций, воздушные операции, авиационные удары, воздушные сражения и бои.
Известно, что основной урон гитлеровской авиации был нанесен при действиях ВВС в рамках операций фронтов. Однако опыт свидетельствует о том, что весьма эффективной формой борьбы с вражеской авиацией явилась воздушная операция. В годы войны с этой целью было проведено девять воздушных операций. Как правило, они осуществлялись перед началом стратегических операций и оказывали существенное влияние на их исход. Так, важную роль в развернувшейся борьбе за господство в воздухе перед началом битвы под Курском сыграла воздушная операция, проведенная по указанию Ставки ВТК в период с 6 по 8 мая 1943 года. Это была одна из крупнейших воздушных операций Великой Отечественной войны. Она проводилась с участием шести воздушных армий (1, 15, 16, 2, 17 и 8‑й) на фронте 1200 км. В ходе операции советские летчики совершили 1400 самолето‑вылетов, вывели из строя свыше 500 самолетов противника. Это составило 25 процентов от исходного боевого состава к началу операции.
Опыт организации и проведения операции является весьма поучительным. Он показал исключительную необходимость скрытого планирования и организации воздушных операций, достижения внезапности в нанесении особенно первых массированных ударов. Практика проведения воздушной операции показала, что на первый массированный удар приходилось 42,5 процента всех уничтоженных самолетов, на второй – 31,2, на третий – 23,1 и на четвертый удар – только 3,2 процента. Если в первом ударе на один уничтоженный самолет противника приходилось 2 самолето‑вылета, то во втором – 2,4, в третьем – 3,2 и в четвертом – 30,2. В то же время наши потери от удара к удару увеличивались.
Анализ боевых действий авиации говорит о том, что наибольшие результаты достигались в тех случаях, когда достаточно глубоко прорабатывались вопросы одновременного уничтожения вражеской авиации как на аэродромах, так и в воздухе при строгой централизации управления крупными силами авиации в руках Ставки Верховного Главнокомандования.
С завоеванием стратегического господства в воздухе воздушные операции по разгрому авиационных группировок противника не проводились. Действия авиации были сосредоточены главным образом на поддержке и прикрытии войск. Задача удержания господства в воздухе успешно решалась нанесением отдельных массированных авиационных ударов, проведением воздушных сражений и боев как в рамках фронтовых операций, так и самостоятельно.
Воздушное сражение, как форма боевого применения истребительной авиации, окончательно сложившееся во втором периоде ВОВ, стало новым явлением в оперативном искусстве ВВС. Впервые элементы воздушных сражений имели место при отражении налетов гитлеровской авиации в системе противовоздушной обороны Москвы и Ленинграда. Во втором и третьем периодах войны они приобрели широкий размах, особенно в небе Кубани, на Курской дуге и в Берлинской наступательной операции. Например, 2 июня 1943 года при отражении массированного налета 543 немецких самолетов на железнодорожный узел Курск участвовало 386 советских истребителей фронтовой авиации и войск ПВО страны. В этот день было уничтожено 145 фашистских стервятников.
В ходе воздушных сражений и боев Военно‑воздушные силы уничтожили 44 тыс. вражеских самолетов. Анализ боевых действий авиации показал высокую эффективность воздушных боев, проведенных в годы войны наиболее подготовленными летчиками. Так, например, летчиками‑истребителями Героями Советского Союза было сбито свыше 10,5 тыс. самолетов, что составляет почти четвертую часть всех вражеских самолетов, уничтоженных советской авиацией в воздушных боях. Результативность проведенных ими воздушных боев в 3,5–4 раза превышала среднюю результативность.
Одновременно совершенствовались и способы боевых действий. Ударной авиацией широко применялись сосредоточенные удары, эшелонированные действия, самостоятельный поиск и уничтожение объектов в заданном районе или полосе («охота»), а также блокирование аэродромов противника. Истребительная авиация при решении боевых задач действовала главным образом тремя способами: патрулированием в воздухе, вылетом из положения дежурства на аэродроме и непосредственным сопровождением бомбардировщиков и штурмовиков. развитие способов боевых действий осуществлялось в основном в направлении повышения активности при отражении массированных налетов вражеской авиации за счет выноса зон дежурства за линию фронта, применения наивыгоднейших боевых порядков, эшелонирования сил по высоте, создания групп различного тактического назначения, совершенствования тактических приемов воздушного боя парами, звеньями, более крупными группами, широкого применения в воздушном бою вертикального маневра.
Высокий накал вооруженной борьбы требовал от летного состава постоянного поиска новых, неожиданных для противника тактических приемов выполнения боевых задач и боевых порядков. Так, в бомбардировочной авиации стало широко применяться бомбометание с пикирования, а прием нанесения ударов по целям был назван «вертушкой Полбина». Летчики штурмовой авиации разработали и стали широко применять новый тактический прием «круг самолетов». Он обеспечивал непрерывное огневое воздействие штурмовиков на цель и взаимную огневую поддержку между самолетами (подразделениями). Высокоэффективным боевым порядком истребителей была знаменитая «этажерка».
Развитие форм и способов применения авиационных объединений, соединений и частей осуществлялось в органической взаимосвязи с изменениями организационной структуры Военно‑воздушных сил, оснащением их новой авиационной техникой. Советским военным искусством были сделаны важные выводы о необходимости перехода от ВВС фронтов к воздушным армиям и создания мощных авиационных резервов. Всего за годы войны было сформировано 17 воздушных армий фронтовой авиации и одна – дальней авиации. Создание воздушных армий как крупных авиационных оперативных объединений было новым направлением в строительстве советских ВВС. Сложившаяся организационная структура фронтовой авиации и авиации дальнего действия в ходе войны полностью себя оправдала, показала свою жизненную силу, покончила с распыленностью авиации, позволила повысить маневренность соединений и частей, концентрировать усилия на важнейших направлениях, поддерживать тесное взаимодействие с войсками и устойчивое централизованное управление силами авиации в проводимых операциях.
С самого начала ВОВ Ставка испытывала необходимость иметь в своих руках крупные резервные силы авиации для наращивания авиационных группировок на важнейших направлениях. Полтора года войны потребовалось для того, чтобы найти наиболее приемлемую форму организационной структуры авиационных резервов. Практика боевых действий подтвердила целесообразность создания однородных авиационных корпусов и дивизий резерва Ставки ВГК. Все возраставшие возможности авиационной промышленности, наличие подготовленных авиационных кадров позволили осуществлять формирование авиационных резервов с большой интенсивностью. Уже к концу 1942 было сформировано 11 авиакорпусов и одна отдельная авиадивизия, в 1943 – еще 12 корпусов и 15 дивизий. Всего за годы войны было сформировано 30 авиакорпусов и 27 отдельных авиадивизий. Удельный вес соединений РВГК в составе действующих ВВС был довольно большим и до второй половины 1944 непрерывно увеличивался. Если в начале второго периода ВОВ на их долю приходилось 25 %, то во второй половине 1944 года этот показатель достиг 52 %. Это как раз тот период, когда советские Вооруженные Силы провели целый ряд последовательных крупнейших стратегических наступательных операций, в результате которых была полностью освобождена территория нашей страны и Красная Армия приступила к освобождению народов Европы от фашистских захватчиков.
Наличие мощных оперативных авиационных объединений и резервных соединений ВВС позволяло советскому командованию обеспечивать необходимое соотношение авиации сторон, использовать авиацию массированно для решения главных задач на важнейших направлениях, осуществлять широкий маневр с целью сосредоточения основных усилий для завоевания и удержания господства в воздухе и решения других стратегических задач.
Эффективность боевых действий Военно‑воздушных сил обусловливалась не только развитием в ходе войны форм и способов их применения, организационной структуры, приобретением командными и летными кадрами боевого опыта, но и оснащением ВВС новыми типами самолетов. Советская авиационная промышленность с честью выдержала испытания войны.
Было налажено серийное производство 25 типов новых самолетов, в том числе МиГ‑3, Як‑3, Як‑9, Ла‑5, Ла‑7, Ил‑2, Ил‑10, Пе‑2, Ту‑2, Пе‑8 и др. По своим боевым качествам они не только не уступали лучшим немецким самолетам, но и по отдельным показателям превосходили их. В самые напряженные годы борьбы за стратегическое господство в воздухе в 1941–1943 годах в Советском Союзе в обшей сложности было произведено около 60 тысяч боевых самолетов. В фашистской Германии – немногим более 39 тысяч. Этим в значительной степени была обусловлена убедительная победа советских ВВС над немецко‑фашистской авиацией.
За годы войны наша авиационная промышленность произвела более 112 тысяч боевых самолетов, в то время, как промышленность фашистской Германии – 89,5 тысяч.
Военно‑воздушные силы Красной Армии за годы ВОВ совершили более 3 млн. боевых самолето‑вылетов. На противника было сброшено более 660 тыс. тонн бомб различного калибра. Была сфотографирована площадь, равная 6,5 млн. км, которая на 1 млн. км превышала территорию европейской части СССР.
Они сыграли главную роль в разгроме ВВС фашистской Германии. В воздухе и на аэродромах было уничтожено 48 тысяч из 57 тысяч вражеских самолетов, выведенных из строя советской авиацией на советско‑германском фронте. Для сравнения следует сказать, что англо‑американская авиация за время второй мировой войны уничтожила 32,8 тысяч, т. е. в 1,7 раза меньше, чем было уничтожено советской авиацией. При этом более 22 тысяч самолетов было выведено из строя на аэродромах. Эти цифры опровергают несостоятельность утверждений буржуазных фальсификаторов истории 2‑й мировой войны, пытающихся любыми способами принизить роль советской авиации в разгроме ВВС фашистской Германии.
История войн не знает подвигов, подобных тем, которые советские летчики совершали в годы ВОВ. Они более 600 раз применили воздушный таран, 34 летчика этот прием применили дважды, а Герой Советского Союза А.С. Хлобыстов – трижды. Подвиг капитана Гастелло, совершенный им 26 июня 1941, за годы войны повторили еще 502 советских летчика.
За годы войны 228 авиационных соединений, частей и подразделений были преобразованы в гвардейские, 897 награждены боевыми орденами, 708 получили почетные наименования. Около 200 тысяч летчиков были награждены орденами и медалями, 2420 самых отважных авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе 65 – дважды, а А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб – трижды. Высокой награды – звания Героя Советского Союза – были удостоены 29 советских военных летчиц, в том числе А.Л. Зубкова, Е.А. Никулина, Е.И. Носаль, Е.М. Руднева, О.А. Санфирова, Н.Н. Федутенко, М.П. Чечнева.
За годы войны в Военно‑воздушных силах выросли крупные военачальники: А.А. Новиков, П.Ф. Жигарев, А.Е. Голованов, Г.А. Ворожейкин, Ф.Я. Фалалеев, С.А. Худяков, Н.С. Скрипко, К.А. Вершинин, С.И. Руденко, С.А. Красовский и др. Воспитана целая плеяда выдающихся летчиков и штурманов современности. Это П.С. Кутахов, А.И. Покрышкин, М.Н. Кожедуб, Н.М. Скоморохов, И.С. Полбин, Л.И. Беда, А.Я. Брандыс, И.А. Воробьев, Г.Ф. Сивков, А.И. Молодчий, В.Н. Осипов, В.В. Сенько, Е.П. Федоров, С.И. Кретов, Г.А. Речкалов, Ф.В. Химич, Амет‑Хан Султан и многие другие.

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
279.74 кб

Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта в начале Великой отечественной войны

Щербин Николай Макарович
Показаны боевые действия авиации Юго-Западного фронта в первые дни войны.
Читать PDF
742.42 кб

АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ НА КАВКАЗЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПОДГОТОВКА О

Пригодич Никита Дмитриевич
В статье рассмотрены попытки союзников СССР во Второй мировой войне направить на южный фланг советско-германского фронта англо-американские военно-воздушные формирования.