Волхвы

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Волхвы
пророки, предсказатели будущего, знахари, служитель культа у восточных славян.

Источник: Глоссарий исторических терминов

Волхвы
в Древней Руси служители языческих культов. В X-XI вв. волхвы являлись организаторами и участниками народных восстаний против принятия христианства.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

ВОЛХВЫ
у народов Др. Востока «мудрые» люди, к-рым приписыв. знание скрытых сил природы, общение с богами и обладание сверхъест. силами; в Др. Греции и Др. Риме подобная группа людей известна под назв. маги.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ВОЛХВЫ
у народов Древнего Востока мудрецы, предсказывавшие по звездам судьбу, у древних славян - чародеи, колдуны, прорицатели, служители дохристианских культов. В конце X-XI вв. активные участники народных восстаний.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ВОЛХВЫ
жрецы в Древней Руси, служители религиозного языческого культа. Посредники между людьми и языческими божествами; их личности были овеяны множеством легенд об их сверхъестественных качествах. Считалось, что В. могут непосредственно связываться с духами и богами, сообщать их решения, насылать порчу, отгонять нечистую силу и т. д. Следы волхвования остались в народных суевериях (вера в приметы, нечистую силу, колдовство и т. п.).

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

Волхвы
ученые люди, знавшие тайны сил природы, наблюдавшие ход небесных светил и пр. Волхвами называли в основном персидских ученых, мудрецов и магов. В древности считалось, что философия и наука вообще только тогда обретают свое истинное значение, когда ею занимаются люди, верующие в Единого Бога и склоняющиеся перед Его Сыном Иисусом. Поэтому волшебников, магов и волхвов воспринимали со страхом и недоброжелательством. Священное Писание во многих местах повествует о запрете на занятия магией и чародейством, причем не только в Ветхом, но в Новом Завете.

Источник: Православная энциклопедия.

ВОЛХВЫ
др.-рус. название жрецов, служителей языческого религ. культа. В. приписывалось влияние на силы природы, лечение болезней, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи под 912 в связи с сообщением о предсказании В. смерти кн. Олегу. С развитием феод. отношений и обострением клас. борьбы в 11 в. происходили восстания крестьян и горожан в Суздале (1024), Киеве (1068), Белоозере и др., во главе к-рых стояли В., использовавшие их для борьбы с христ. религией. С распространением христианства на Руси язычество и В. подверглись гонениям со стороны гос-ва. Так, в 1227 в Новгороде были публично сожжены 4 В.

Лит.: Аничков Е. В., Язычество и Др. Русь, СПБ, 1914; Нидерле Л., Слав. древности, пер. с чеш.. М., 1956, с. 291-93; Тихомиров М. H., Крест. и гор. восстания на Руси XI - XIII вв., М., 1955.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

волхвы
Быт 41.8,24; Исх 7.11,22; 8.7,18,19; 9,11; Лев 20.27; Чис 22.7; 24.1; 4Ц 9.22; Дан 1.20; Мф 2.1,7,16; Деян 8.9,11; 13.6,8)-как и волшебники, ворожеи, вопрошатели мертвых, вызыватели духов, гадатели, мудрецы, обаятели, проводящие своих детей через огонь, прорицатели, тайноведцы, халдеи и чародеи, являлись родом ученых людей или магов древности (в оригинале указанные названия встречаются в различном порядке и не всегда могут быть точно переведены). Многие из этих людей были жрецами при языческих храмах и некоторые из них действительно обладали большими познаниями в астрономии, математике, астрологии (особенно среди персов и халдеев), но большинство из них уклонялось в волшебство и низкие спекуляции. Общение с ними и присутствие их среди народа Божиего было строго запрещено законом (Лев 19.31; 20.27; Вт 18.9-14), но Даниил в определенное время был поставлен главою вавилонских мудрецов (Дан 5.11). Волхвы, приходившие с востока (из Аравии или Персии) поклониться родившемуся Спасителю, были несомненно ведомы Богом с помощью звезды, которую они все время видели перед собой (как видел ее и Валаам, Чис 24.17). (См. восток, ученость)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ВОЛХВЫ
Мф 2:1) ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил и т.п. Они были по преимуществу Персы, но находились и в Аравии и других странах Востока, как например волхвы Египетские, упоминаемые во дни Иосифа и Моисея (Быт 41:8, Исх 7:11), Валаам у Мадианитян (Чис 22:23), волхвы и мудрецы Персидские, упоминаемые у Даниила (Дан 2:4), и, наконец, волхвы, или мудрецы, по необыкновенной замеченной ими на востоке чудной звезде совершившие путь в Вифлеем на поклонение Богомладенцу Спасителю (Мф 2:1-2), так как древние пророчества внушили волхвам ожидать на Востоке рождения Спасителя мира. Наука и философия только тогда приобретают свое истинное высокое значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым. Впрочем с давних времен слова маги, волшебники, или волхвы, принимались и в дурную сторону, и с ними соединялись понятия о снотолкованиях, волшебстве, ворожбе и т.п. Таковы были волхвы Египетские, несколько подражавшие чудесам, совершенным Моисеем и Аароном и упоминаемые во времена Иосифа и Моисея (Быт 41:8, Исх 7:11), Против волшебства в Свящ. Писании говорится во многих местах, и оно строго воспрещается как в Ветхом, так и в Новом Завете (Лев 19:26-31, 20:6,27, 1Цар 28:3,4-14, Деян 8:9-11, 13:6-12, 19:13-16).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Волхвы
Так называется в Библии существовавшая в древности на Востоке священническая каста (маги). Волхвы, или маги у мидян и персов, были одновременно жрецами, учеными, астрономами и пророками. Главный из них назывался Рабмаг, т.е. начальник магов (Иер. 39:3,13). Даниил был назначен на эту должность в Вавилоне (Дан. 2:48; Срав. Ис. 47:13). Волхвами называются также те мудрецы, которые были приведены к Иисусу чудесной звездой (Мат. 2:1 и дал.). Причину, по которой ожидали эту звезду на востоке и следили за ее появлением, ставят в связь с предсказаниями в Чис. 24:17; Срав. Ис. 60 и дал ; Пс. 71:10. Древние толкователи Библии объясняли появление этой звезды (Мат. 2:1 и дал.), как сверхъестественное явление, которое было видимо, может быть, только волхвам и, следовательно, не могло быть предметом астрономических наблюдений или определений Но со времени благочестивого астронома Кеплера стали предполагать, что напали на след этой чудесной звезды. Кеплер наблюдал в 1603 г совпадение планет Юпитера и Сатурна, которое весною 1604 г. стало еще заметнее, благодаря тому, что к ним присоединилась также планета Марс. 10-го октября того года он заметил вблизи них неподвижную звезду, необыкновенного блеска, которая некоторое время сияла, «как ослепительно яркий факел, раздуваемый сильным ветром, пламенеющий и искрящийся». Все это явление, которое он называет безмерным чудом Божиим, дало ему повод для продолжительных исследований и исчислений; этим путем он пришел к тому (в новейшее время подтвержденному знаменитыми астрономами) результату, что подобное совпадение Юпитера с Сатурном и Марсом и еще с какой-то необыкновенной звездой, действительно, имело место в 747-748 гг. по римскому счислению. После Кеплера многие придерживались того мнения, что это соединение планет в связи с необыкновенной неподвижной звездой были внешним средством, которое Бог употребил для того, чтобы привести ищущих мудрецов к Великой звезде, взошедшей над Вифлеемом. Если волхвы заметили совпадение планет в его начале, то оно, действительно, явилось им на востоке (Мат. 2.2), ибо 29 мая 747 года произошло за 31/2 часа до восхода солнца Если они тогда же отправились в путь, то, по мнению Альфорда, вероятно через пять слишком месяцев, достигли Иерусалима (Ездра ехал 4 месяца из Вавилона в Иерусалим, Езд. 7:9) и, следовательно, если они вечером отправились из Иерусалима в Вифлеем, то они видели совпадение планет в направлении к Вифлеему. Существует другое мнение, что они только через два года после полного окончания совпадения достигли Иудеи Замечательно также и то, что ученый еврей Абарбанель, который ничего не знал об этом совпадении планет, в своем комментарии к Данилу, изданном в 1547 г., рассказывает, что, по преданию, не было более замечательного совпадения планет, как то, которое произошло между Юпитером и Сатурном перед рождением Моисея в 2365 г. по сотв. мира, и высказывает мнение, что подобное явление в 1468 г. по Р.Хр. нужно было считать за знамение, предвещавшее пришествие Мессии. Из вышесказанного явствует, что подобные астрономические понятия бытовали среди евреев уже во время Христа. Против этого мнения возражали, что Бог не мог пользоваться астрологическим суеверием, ищущим знамения в звездах. Но на это отвечали, что премудрость Божия, обратившая злобу людей в средство для приведения Иосифа в Египет, и допустившая вавилонского царя посредством языческого чародейства и бросания жребия решиться на войну с Иерусалимом (Иез. 21:21 и дал.), также могла дать астрологии возможность привести Волхов с Востока ко Христу. Вероятно также, что Бог открылся магам, прежде чем они увидели звезду, как Он сделал это и после (Мат. 2:12). На основании вышеупомянутых астрономических вычислений год рождества Христа определяется между 747-750 гг. по римскому исчислению. Срав. «Иисус Христос».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
8.50 мб

Искушение «Волошским орехом», или балканские волохи и русские волхвы

Р. А. Рабинович
Читать PDF
758.36 кб

Православное миропонимание в философско-мистической дилогии вс. С оловьёва (романы «Волхвы» и «Велик

Никольский Евгений Владимирович
Рассмотрены романы Вс.
Читать PDF
170.89 кб

Историко-философское осмысление идеологического конфликта романов Всеволода Соловьева «Волхвы» и «Ве

Никольский Евгений Владимирович
Рассмотрены романы Всеволода Соловьева (1849-1903) «Волхвы» и «Великий Розенкрейцер», проанализировано столкновение и антитеза христианских и гностических представлений о мире и человеке на примере судеб ведущих героев дилогии и в
Читать PDF
346.48 кб

Баллада Г. Р. Державина «Новогородский волхв Злогор» (к истории текста)

Морозова Е. В.
Выявлены и проанализированы черновые рукописи баллады Г.Р.Державина «Новогородский волхв Злогор», показавшие, что поэт работал над ним в течение двух лет.
Читать PDF
370.97 кб

Античные образы и мотивы в романе Д. Фаулза «Волхв»

Павлова Анна Алексеевна
В статье рассматриваются наиболее значимые мифологические аллюзии в романе Д. Фаулза «Волхв», а также устанавливаются причины обращения писателя к античной мифологии.
Читать PDF
211.27 кб

Природа межтекстовых связей романа Джона Фаулза «Волхв» в аспекте постмодернистской поэтики

Ярыгина Ирина Александровна
Представляется анализ аллюзивного слоя произведения, в ходе которого выявляются индивидуально-авторские особенности способа освоения и преломления предшествующего литературного опыта.
Читать PDF
1,004.37 кб

КОНСТРУИРОВАНИЕ НЕОЯЗЫЧЕСКОЙ ТАНАТОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ «СЛАВЯНСКОЙ КНИГИ МЁРТВЫХ» ВОЛХВА ВЕЛЕСЛАВА

Янг Гедеон
Читать PDF
238.88 кб

Шекспировские мотивы и образы в романе Дж. Фаулза «Волхв»

Пухова Надежда Викторовна
Статья посвящена различным заимствованиям из пьесы У. Шекспира «Буря», которые использует Дж. Фаулз в романе «Волхв».
Читать PDF
152.01 кб

Диалог героев романов Ф. М. Достоевского «Бесы» и Дж. Фаулза «Волхв»: опыт прочтения

Щенникова Людмила Павловна
В статье предлагается опыт прочтения последнего романа Фаулза сквозь призму идей, идеалов и части концептосферы Достоевского, обозначенной в романе «Бесы» и других произведениях.
Читать PDF
358.07 кб

«Евхаристическое почвенничество»: «Четвертый волхв» С. Н. Дурылина (в сопоставлении с «Мужиком марее

Карпенко Г.Ю., Щепалина E.A.
В статье на материале рассказов «Мужик Марей» и «Четвертый волхв» рассматривается специфическое высказывание русской словесности исповедание личного символа веры, особой «метанойи» Ф.М. Достоевского и С.Н. Дурылина.
Читать PDF
386.53 кб

Интервью с волхвом Вадимом (Вадимом Станиславовичем казаковым)

Суровегина Екатерина
Читать PDF
360.83 кб

Мифологический театр в романе Джона Фаулза «Волхв»

Баратова Ольга Азизовна
Театральность в английской литературе второй половины XX века становится значимой художественной категорией, проникающей в разные уровни текста.
Читать PDF
0.00 байт

ОТРАЖЕНИЕ ЧЕРТ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ХРОНОТОПЕ "ОСТРОВ" В РОМАНЕ ДЖ. ФАУЛЗА "ВОЛХВ"

Белецкая Алла Юрьевна
В статье рассматривается отражение тенденций постмодернизма при реализации идейного замысла автора в рамках хронотопа «Остров», играющего ключевую роль в создании атмосферы магического реализма в романе Дж. Фаулза «Волхв».
Читать PDF
251.61 кб

Явление волхва в Новгороде в 1071 г. В оценках отечественных историков

Халявин Николай Васильевич
Статья посвящена анализу оценок новгородского мятежа 1071 г. в трудах отечественных историков. Выделены основные трактовки этого события на разных этапах развития отечественной исторической науки.
Читать PDF
0.00 байт

«Три тёмных волхва» Вольфганга Борхерта: рождественский рассказ?

Кондратенко Полина Игоревна
В статье приведён стилистический анализ рассказа В. Борхерта «Три тёмных волхва».

Похожие термины:

  • Древнерусские волхвы

    Издревле у славян существовали волхвы, носители народных религиозных представлений и таинственных знаний, заклинавшие и предсказывавшие, врачевавшие и исполнявшие различные религиозные обряды.