ВОЛКОВ Павел Леонидович

Найдено 1 определение
ВОЛКОВ Павел Леонидович
род. в 1949 г.) — сценарист, режиссер, руководитель народного агиттеатра «Альтернатива» Курганского машиностроительного института. Окончил исторический факультет Курганского университета и Высшие режиссерские курсы в Москве. Вместе со своими земляками, В. Гостюхиным и А. Медведевских, участвовал в работе Всероссийской творческой лаборатории авторов, пишущих для агитбригад, ежегодно проводившейся ВНМЦ им. Н.К. Крупской и Союзом писателей РСФСР в Доме творчества писателей в подмосковной Малеевке. Первые программы В. строились на «местном материале», были не лишены должной агитационности. Вскоре историческое образование, аналитический и критический склад ума взяли свое: В. отошел от конкретного факта и иллюстрации статистических показателей и заинтересовался общественно-политическими событиями, причинами и следствиями, которые привели страну к тоталитаризму. В названии молодежного агиттеатра заявлена альтернативность шаблонной агитбригаде с ее ограниченными возможностями. Для В. характерны парадоксальность мышления, скрытая ирония, неожиданные сюжетные повороты, контрастный монтаж эпизодов. Ему близки мотивы трагического балагана, маскарада жизни на краю гибели. Он хотел подняться к философскому осознанию смысла наступивших в обществе перемен, стремился охватить вершины и провалы истории, которая легко трансформируется в балаган в духе сатирической поэмы А.К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», остроумно инсценированной в середине 1980-х гг. в «Альтернативе». Спектакли В. сложны и неоднозначны, метафоричны и ассоциативны. Владение эзоповым языком давало возможность показывать эти работы на фестивалях и смотрах, неизменно вызывая ожесточенные споры жюри и зрителей. Строились представления, непохожие на агитбригадные и другие эстрадные обозрения, по одинаковой схеме: задавалась некая тема и разыгрывались ее вариации. Никаких конкретных типов и «отдельных недостатков», все показанное укрупнено до исторического явления, судьбы страны. Действие бессюжетно, иногда коллажно, с рваным ритмом, держащим в напряжении исполнителей и зрителей. В представлениях «Но продолжение — есть!», «Патология ядерного Марса», «Геракла вызывали?» переплетаются реально-бытовые, социальные, исторические и мифологические пласты. В спектакле «Внутренние эмигранты» на сцене некое сборище людей в ярких, нарочито грубых и в то же время жалких одеяниях. Звучит музыка молодого курганского композитора В. Баскина, песни В. Токарева. В звуках, жестах, спосо-бе существования актеров обнаруживается жуткая реальность и в то же время ирреальность, трагедийно-маскарадная жизнь. Спектакль о борьбе за гражданские права был еще и иллюстрацией разрушения личности в безумном мире. В представлении «Скажи, Сенека…» В. проводил параллель между нашей жизнью и культурой Рима периода его упадка. Высшие слои римского общества погружены в пьянство и разврат, а плебс довольствуется подачками и низкопробными зрелищами. Контраст заложен в самой сценической ситуации, когда трагедийные события (гибель государства) происходят в бане, и в противостоянии мудрого Сенеки всем остальным шаржированным персонажам — увязшим в распрях депутатам, не замечающим хаоса и смуты партийным боссам, нервным разномастным «митингиантам», свободным собственникам, экстрасенсам, танцовщицам и гетерам. Каждый из них, легко узнаваемый российской публикой рубежа 1980–90-х гг., демонстрировал те или иные пороки, приведшие к распаду цивилизации. С конца 1990-х гг. В. живет в США. (Г. Л.) Лит.: Литвинцева Г. Сценарное мастерство: Методическое пособие. М., 1989. С. 98–102; Она же. Эстрадные любительские театры // Народное творчество на рубеже веков. М., 2001. С. 139–141.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010