ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ
в античном и раннефеодальном обществе рабы, отпущенные на свободу или выкупившиеся, оставшиеся а разной степени зависимыми от бывшего владельца.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Вольноотпущенники
античное понятие, обозначавшее рабов, отпущенных на волю актом освобождения, но с ограниченными гражданскими правами. В Греции было распространенным так называемое культовое освобождение, когда рабы посвящались богу и благодаря этому становились свободными, хотя и не гражданами. В Риме при известных обстоятельствах они поднимались до высоких постов в государстве. Их сыновья могли стать всадниками и даже императорами (Диоклетиан).

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ
рабы, отпущ. на волю актом освобождения. Гражд. права В. оставались огранич., во мн. случаях они по-прежнему были обязаны служить своим патронам. В Греции было также распростр. т.н. культовое освобожд., когда рабы посвящ. богу и благодаря этому становились свободными, хотя и не гражданами. Положение греч. В. было близко к положению метеков в Афинах. Кроме освобожд. по воле своих господ, для рабов, особенно в позд. времена, существовала возможность выкупить себя на свои сбережения. Греч. В. не получ. гражд. прав. В Риме при известных обстоят. они поднимались до высоких постов в госуд. (в императорском управл. и придворной службе, особенно при Клавдии). Сыновья В. во времена Империи могли стать всадниками и даже императорами (Пертинакс и Диоклетиан), но в осн. они принадлежали к классу мелких производит. и были доверен. лицами своих патронов в деловых и политич. предприятиях. Мн. В. были банкирами, врачами, учителями.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Вольноотпущенники
(лат. libertus, libertinus), рабы, отпущенные на волю актом освобождения. Гражданские права В. оставались огранич., во мн. случаях они по-прежнему были обязаны служить своим патронам. В Греции было также распространено т. н. культовое освобождение, когда рабы посвящались богу и благодаря этому становились свободными, хотя и не гражданами. Положение греч. В. было близко к положению метеков в Афинах. Кроме освобождения по воле своих господ, для рабов, особенно в поздние времена, существовала возможность выкупить себя на свои сбережения. Греч. В. не получали гражданских прав. В Риме при известных обстоятельствах они поднимались до высоких постов в государстве (в императорском управлении и придворной службе, особенно при Клавдии). Сыновья В. во времена Империи могли стать всадниками и даже императорами (Пертинакс и Диоклетиан), но в осн. они принадлежали к классу мелких производителей и были доверенными лицами своих патронов в деловых и политич. предприятиях. Мн. В. были банкирами, врачами, учителями.

Источник: Словарь античности. 1989

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ
1) В Др. Риме и Др. Греции рабы, отпущенные или выкупившиеся на свободу. В Др. Риме при освобождении с соблюдением законных формальностей В. получали родовое имя бывшего господина и становились рим. гражданами (приписывались только к 4 гор. трибам), однако без права отправлять магистратуры и служить в армии. Существовала и форма освобождения "в присутствии друзей" (т. е. без соблюдения формальностей). Отпущенные таким образом В. в период республики могли быть возвращены в рабство; в период империи они становились не рим., а лат. гражданами. Опасаясь влияния В. на плебс, имп. Август ограничил число рабов, отпускаемых по завещанию, нормировал возраст освобождаемых рабов и запретил давать рим. или лат. гражданство рабу, к-рый был закован или заклеймен за к.-н. преступление. Такой раб, став В., не имел также права проживать в Риме. В. составляли особое сословие, к-рое, однако, не было однородно. Все они оставались в известной зависимости от б. господина, считавшегося их патроном. Раб, выкупившийся на свободу, обязан был лишь проявлять к патрону "почтительность", помогать ему, если он нуждался, и завещать ему часть (1/3-1/2) своего имущества. Раб, отпущенный "по милости господина", должен был, кроме того, часть времени работать на патрона или выплачивать ему часть своего заработка. "Неблагодарный", т. е. не исполнявший своих обязанностей, В. карался по суду розгами и конфискацией части имущества в пользу патрона. Эксплуатация В. была часто выгоднее эксплуатации рабов, и число В. все возрастало. Нередко при отпуске рабу давались участок земли, мастерская, лавка, долю дохода с к-рых он вносил патрону. Часто В. были доверенными агентами своих патронов. Нек-рые В. были очень богаты. Из их числа вербовались обслуживавшие императорский культ севиры-августалы, занимавшие промежуточное положение между простым народом и гор. знатью. Сыновья таких В. достигали иногда высших должностей в гос-ве. Особую роль играли императорские В., составлявшие низший и отчасти средний персонал бюрократич. аппарата империи и пользовавшиеся иногда огромным влиянием. Большинство же В. сливалось со свободной беднотой, мелкими ремесленниками, колонами.

В Др. Греции В. прав гражданства не получали; в Афинах они становились метеками под патронатом б. господина, сохранявшего на них ряд прав. За нарушение этих прав В. могли быть по суду возвращены в рабство. С 3 в. до н. э. возникает обычай освобождать рабов в форме посвящения их богам наиболее крупных храмов, под условием выполнения ими оговоренных господами обязанностей.

Источн.: Гай, Институции, I. 3-45; III. 39-75, Варш., 1892; Рим. сатира, пер. с лат., М., 1957; с. 124-67; Dig XXIII, 2, 14, XXXII, 41, XXXV, 1, XL, 14.

Лит.: Валлон А., История рабства в антич. мире, пер. с франц., (М.), 1941; Duff A. M., Zitt B., Freedmen in the Early Roman empire, Oxf., 1928.

E. M. Штаерман. Москва.

2) Институт вольноотпущенничества существовал и у герм. племен (в период разложения родового строя) и в "варварских" гос-вах. Согласно варварским правдам, В. (либертины) занимали по своему социальному статусу промежуточное положение между свободными и рабами (сервами). Степень свободы, приобретаемой сервом в результате отпуска на волю, была различной - от полусвободы (превращение б. раба в альдия, лита) до полной свободы. Однако постепенно обычным типом освобождения становился отпуск рабов с сохранением их зависимости от прежнего господина. Отпуск на волю означал изживание рабства с тенденцией перерождения его в зависимость. В процессе феодализации В. становились одним из источников формирования складывавшегося класса феодально-зависимого крестьянства.

Лит.: Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Зап. Европе VI - VIII вв., M., 1956; Корсунский А. Р., Рабы и вольноотпущенники в вестготском государстве VI - VII вв., в сб.: Средние века, 1953, в. 4.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Похожие термины:

  • LIBERTUS , ВОЛЬНООТПУЩЕННИК

    освобожденный раб. Он все был еще обязан оказывать уважение и служить своему бывшему хозяину, как клиент покровителю, но его сын становился полноправным гражданином. Поскольку домашнее хозяйство