ВОЛОВИК Лазарь

Найдено 1 определение
ВОЛОВИК Лазарь
25.01.1902 (Кременчуг) - 11.04.1977 (Париж). Живописец, художник театра. Сын коммерсанта. Рано потерял отца (1909), детство провел в бедности. В 1917-19 учился в художественной школе в Харькове и в Украинской АХ в Киеве. В 1919/20 принял решение ехать в Париж, из Севастополя попал в Константинополь и год провел в Турции. В 1921, без денег, с адресом: кафе «La Rotonde», приехал в Париж. Нашел приют у скульптора Байдарова-Полякова, будущего отца актрисы Марины Влади. В 1922 посещал занятия в академии Гранд Шомьер и для заработка служил моделью художникам. С 1923 жил в «La Ruche». Его соседями были М. Кикоин, П. Кремень, X. Сутин, позднее - Я. А. Шапиро. В 1923-26 вместе с С. Грановским, на велосипедах, совершил первые путешествия по Франции. Писал портреты, ню, пейзажи, натюрморты, сцены из театральной жизни, корриду. Участвовал в групповых выставках русских художников в парижских галереях: La Licome (группа «Удар», 1923; совместно с Сутиным и Кременем, 1924), кафе «La Rotonde» (1925), Quatre Chemins (с Кременем и Норой Орик, 1926), Briant-Robert (с В. Найдичем, 1927), d’Alignan (1931), L’ poque (группа «Числа», 1931 и 1932), Zak (журнал «Наш Союз», 1936). В 1928 был в числе художников русского отдела Выставки современного французского искусства в Москве. В 1930 женился на балерине Лии Гржебиной, дочери книгоиздателя. Всегда сопровождал жену на гастролях, работал как театральный художник, исполнял декорации и эскизы костюмов. В 1936, во время ее американского турне, провел персональную выставку в Нью-Йорке. В 1930-е в его окружение входили художники Н. Альтман, X. Грановский, JI. Инденбаум, Дуся Рысс, Л. М. Козинцева. И. А. Пуни, Р. Пикельный, С. Фотинский, поэт Б. Поплавский. В начале II мировой войны оставался в Париже. В 1942, скрываясь от облав, перебрался в дом тещи под Парижем и провел там два года. Работал пастелью, чтобы в доме не пахло красками. Его мастерская в «La Ruche» была разграблена, картины уничтожены. В 1943 совместно с Ж. Браком, А. Дереном и другими художниками участвовал в выставке «Intimite». В 1944 поселился на Монпарнасе. С 1946 работал для труппы «Русские балеты», созданной женой и ее сестрой Ириной Гржебиной. Разъезжал с труппой по городам Франции, посетил Испанию, Португалию, Швецию. Норвегию, неоднократно Италию. В Париже работал в одной мастерской с Найдичем на бульваре Сен-Жак, 51 (до 1974). В послевоенные годы провел персональные выставки в галереях A. Maurice (1952, 1958) и Serret-Fauveau (1963, 1965, 1967, 1972), участвовал в групповых выставках: «La Ruche» (галерея Montparnasse, 1960), «Русские художники Парижской школы» (Дом французской мысли, 1961), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974). С 1967 из-за резкого ухудшения здоровья впал в депрессию, работал мало и с трудом. В 1974 полностью оставил живопись. Посмертно его работы были представлены на выставках «Ля Руш и Монпарнас» в музее Жакмар-Андре (1978) и «Безумные тридцатые» в Большом дворце (1979). В 1984 благодаря сестрам Гржебиным ретроспективная выставка состоялась в галерее Colette Dubois. В 1985 его работы экспонировались на выставке «Парижская школа Монпарнаса. Пуни и его круг» в салоне de la Rose-Croix. В 1980-е вдова передала ряд его работ в ГМИИ и ГРМ.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999