Воскресенский Александр Абрамович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Воскресенский Александр Абрамович

Воскресенский (Александр Абрамович), или русский ""дедушка химии"", родился 25 ноября 1809 года в городе Торжке Тверской губернии, а скончался 21 января 1880 года в Петербурге, живя уже на покое после долгой и плодотворной деятельности. Отец Александра Абрамовича (в 1809 г. - диакон) скончался священником в 1814 г., оставив на руках матери, без всяких средств, кроме маленького домика, 2 сыновей и дочь - малолеток. В местное духовное училище и тверскую семинарию сирот сыновей приняли на епархиальный счет. Холщевников, учитель духовного училища в Торжке, дядя Воскресенского, первый заметил в нем особые таланты и настоял на необходимости дальнейшего учения будущего русского ученого. Семинарию Воскресенский окончил первым и в числе немногих (с Н.Н. Тихомандрицким) поступил в Главный Педагогический институт, давший России столь много примечательных деятелей. Здесь он также кончил курс по первому разряду (в 1836 г.) и, получив золотую медаль, был отправлен за границу, с плеядой тех известнейших и талантливейших русских профессоров (Пирогов между ними выдался более всех), которыми граф Уваров задумал заменить наплыв иностранных профессоров в русские университеты. Ученик Гесса , бывшего профессором химии в Педагогическом институте, Воскресенский изучил подробности химических методов исследования за границей у таких передовых ученых того времени, как Митчерлих, Розе и Магнус в Берлине и Либирх - в Гиссене. Лаборатория последнего в те годы была центром, куда шли со всех концов мира изучать новую тогда область исследования органических (углеродистых) соединений. И я сам лично слышал от Либиха (в 1860 г. в Мюнхене) отзыв о том, что среди всей массы его учеников он считал Воскресенского наиболее талантливым, которому все трудное давалось с легкостью, который на сомнительном распутии сразу выбирал лучший путь, кого любили и верно ценили окружающие. Здесь, у Либиха в Гиссене, Воскресенский из ученика уже стал ученым, решающим научные вопросы времени, и с 1838 года (в ""Annalen d. Chemie und Pharmacie"", ныне ""Liebigs Annalen"") начинается список статей ""дедушки русских химиков"". Здесь он исследовал, например, ""действие серного ангидрида на маслородный газ"", ""состав хинной кислоты"" и ""элементарный состав нафталина"", который до того времени был сомнителен и имел важное значение как для решения вопроса об атомном весе углерода, так и для суждения о составе углеводородов, бедных водородом, которые ныне называются - далекими от предела ароматическими соединениями. В 1838 г. Воскресенский возвратился в Петербург и сразу получил место адъюнкта (при профессоре Соловьеве) химии в Петербургском университете и инспектора в главном педагогическом институте. В следующем 1839 г. Воскресенский получил степень доктора (""философии"", как тогда называли докторов естествознания), написав сочинение о хинной кислоте, где опубликовано его исследование о хиноне (современное название - тогда его называли хиноилом), как типе громадного ряда веществ, ныне получивших большое теоретическое и техническое значение. С этого времени у Воскресенского начинается преимущественно педагогическая деятельность. Проникшись основной мыслью графа Уварова, Воскресенский заменяет Гесса после его смерти и старается, может быть, даже сверх меры удовлетворить всем требованиям, обращенным к нему, как к новому русскому химику. Он читает в университете, в Педагогическом институте, в институте путей сообщения, в инженерной академии, в пажеском корпусе и в школе гвардейских подпрапорщиков и удерживает эти места, пока не народился сонм свежих русских сил, могущих его заменить. Плодом такой усиленной педагогической деятельности является то множество русских химиков, которое и дало Воскресенскому прозвище ""дедушки русских химиков"". Чтобы указать, какую любовь к делу, какую охоту к разработке химических знаний и какую основу самобытного развития этих знаний в России внушали чтения Воскресенского, достаточно сказать, что между его учениками были Н.Н. Бекетов , Н.Н. Соколов , Н.А. Меншуткин , А.Р. Шуляченко, П.П. Алексеев и множество других лиц, укрепивших как в ученом мире всего света, так и во всех концах России и на многих практических поприщах значение русских химиков. Воскресенскому и Зинину , его сверстнику, принадлежит честь быть зачинателями самостоятельного русского направления в химии. Принадлежа к числу учеников Воскресенского, я живо помню ту обаятельность безискуственной простоты изложения и то постоянное наталкивание на пользу самостоятельной разработки научных данных, какими Воскресенский вербовал много свежих сил в область химии. Другие говорили часто о великих трудностях научного дела, а у Воскресенского мы в лаборатории чаще всего слышали его любимую поговорку: ""не боги горшки обжигают и кирпичи делают"", а потом в лабораториях, которыми заведовал Воскресенский, не боялись приложить руки к делу науки, а старались лепить и обжигать кирпичи, из которых слагается здание химических знаний. Важна еще одна черта педагогической деятельности Воскресенского. Он, ученик Либиха, проводивший и в чтениях, и в сочинениях идеи Берцелиуса и своего учителя, всегда ясно видел, что истинное знание не может ограничиваться односторонностью, а потом нас, начинающих, заставлял сопоставлять мысли и взгляды Берцелиуса и Либиха с учениями Дюма, Лорана и Жерара, тогда уже выступивших, но еще далеко не получивших господства. Мало того, Воскресенский ясно уже видел превосходство понятий французской школы и предвидел то, что должно было постичь понятия дуалистов, господствовавшие в эпоху 1840-х гг. К этим понятиям он всегда относился скептически, считая истинно научным делом, по крайней мере в эпоху начала второй половины этого столетия, когда я знал ближе взгляды Воскресенского, только возможно твердое следование за фактами, добывать которые и разбирать он и учил массу своих слушателей. Из предыдущего уже видно, что центром жизненной деятельности Воскресенского стало преподавание химии - оно брало все его время. Однако те научные вопросы, за которые он брался, решались им всегда настолько твердо и определенно, что его имя связано, сверх вышеуказанных открытий, еще с рядом других, из которых упомяну о двух. Воскресенский открыл и установил состав алкалоида, сходного с теином или кофеином и содержащегося в какао (шоколаде). Он назвал его теобромином. Все, что он написал о нем в ""Записках Санкт-Петербургской академии"" - оправдано последующими исследованиями. Добыв образцы, тогда мало кому известных, русских, особенно донецких, каменных углей, Воскресенский с полной точностью установил их состав и тем показал, что для всяких требований техники найдутся в России свои каменные угли, ни в чем иностранным не уступающие, а кое в чем и превосходящие лучшие сорта иностранных углей. Упомяну еще о том, что, участвуя в обсуждении вопросов о материалах для окончания постройки Исаакиевского собора и для починки трещины, образовавшейся на Александровской колонне, Воскресенский много содействовал своими знаниями удачному исходу этих работ. Так, например, трещина на Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом, благодаря указанию Воскресенского того состава, который должно было придать закрывающей массе. С 1863 г. Воскресенский был избран советом Санкт-Петербургского университета - ректором, в 1866 году избрание это было возобновлено; ректорство Воскресенского отличалось тем, что он много заботился о приведении в полный порядок как научного состава профессоров, так и самой внешности университета. Время ректорства Воскресенского относится к той эпохе Санкт-Петербургского университета, когда в нем скопилось наиболее русских сил между профессорами и когда число студентов стало весьма быстро возрастать. В 1867 г. Воскресенский получил назначение на место попечителя Харьковского учебного округа, но недолго оставался на этом месте, которое считал не по себе, особенно вследствие тех симпатий к реализму, которыми проникнута была вся его жизненная деятельность. Возвратившись в Петербург, Воскресенский уже избегал официальных мест и много времени посвятил на устройство в своем имении (Можайцево, Новоторжского уезда) 2-х классной крестьянской школы. Там, на реке Тверце, на погосте Спаса на Низу, и завещал похоронить себя Воскресенский. Химики русского физико-химического общества собрали капитал общего имени Зинина и Воскресенского, на проценты которого общество будет выдавать премии имени основателей самостоятельного развития химических знаний в России. Д. Менделеев.

Источник: Биографический словарь. 2008

Воскресенский, Александр Абрамович

Воскресенский Александр Абрамович


или русский "дедушка химии" — родился 25 ноября 1809 года в городе Торжок Тверской губернии, а скончался 21 января 1880 года в Петербурге, живя уже на покое после долгой и плодотворной деятельности. Отец Александра Абрамовича (в 1809 г. — диакон) скончался священником в 1814 г., оставив на руках матери, без всяких средств, кроме маленького домика, 2 сыновей и дочь — малолеток. В местное духовное училище и тверскую семинарию сирот сыновей приняли на епархиальный счет. Холщевников, учитель духовного училища в Торжке, дядя В., первый заметил в нем особые таланты и настоял на необходимости дальнейшего учения будущего русского ученого. Семинарию В. окончил первым и в числе немногих (с H. H. Тихомандрицким) поступил в Главный Педагогический институт, давший России столь много примечательных деятелей. Здесь он также кончил курс по первому разряду (в 1836 г.) и, получив золотую медаль, был отправлен за границу, с плеядой тех известнейших и талантливейших русских профессоров (Пирогов между ними выдавался более всех), которыми граф Уваров задумал заменить наплыв иностранных профессоров в русские университеты. Ученик Гесса, бывшего профессором химии в Педагогическом институте, В. изучил подробности химических методов исследования за границей у таких передовых ученых того времени, как Митчерлих, Розе и Магнус в Берлине и Либих — в Гиссене. Лаборатория последнего в те годы была центром, куда шли со всех концов миpa изучать новую тогда область исследования органических (углеродистых) соединений. И я сам лично слышал от Либиха (в 1860 г. в Мюнхене) отзыв о том, что среди всей массы его учеников он считал В. наиболее талантливым, которому все трудное давалось с легкостью, который на сомнительном распутье сразу выбирал лучший путь, кого любили и верно ценили окружающие. Здесь, у Либиха в Гиссене, Воскресенский из ученика уже стал ученым, решающим научные вопросы времени, и с 1838 года (в "Annalen d. Chemie und Pharmacie", ныне "Liebigs Annalen") начинается список статей "дедушки русских химиков". Здесь он исследовал, например, "действие серного ангидрида на маслородный газ", "состав хинной кислоты" и "элементарный состав нафталина", который до того времени был сомнителен и имел важное значение, как для решения вопроса об атомном весе углерода, так и для суждения о составе углеводородов, бедных водородом, которые ныне называются — далекими от предела ароматическими соединениями. В 1838 г. В. возвратился в Петербург и сразу получил место адъюнкта (при профессоре Соловьеве) химии в петербургском университете и инспектора в главном педагогическом институте. В следующем 1839 г. В. получил степень доктора ("философии", как тогда называли докторов естествознания), написав сочинение о хинной кислоте, где опубликовано его исследование о хиноне (современное название — тогда его называли хиноилом), как типе громадного ряда веществ, ныне получивших большое теоретическое и техническое значение. С этого времени у В. начинается преимущественно педагогическая деятельность. Проникшись основной мыслью графа Уварова, В. заменяет Гесса после его смерти, и старается, может быть даже сверх меры, удовлетворить всем требованиям, обращенным к нему, как к новому русскому химику. Он читает в университете, в педагогическом институте, в институте путей сообщения, в инженерной академии, в пажеском корпусе и в школе гвардейских подпрапорщиков, и удерживает эти места, пока не народился сонм свежих русских сил, могущих его заменить. Плодом такой усиленной педагогической деятельности является то множество русских химиков, которое и дало В. прозвище "дедушки русских химиков". Чтобы указать, какую любовь к делу, какую охоту к разработке химических знаний и какую основу самобытного развития этих знаний в России внушали чтения В., достаточно сказать, что между его учениками были H. H. Бекетов, H. H. Соколов, H. А. Меншуткин, А. Р. Шуляченко, П. П. Алексеев и множество других лиц, укрепивших как в ученом мире всего света, так и во всех концах России и на многих практических поприщах значение русских химиков. В. и Зинину, его сверстнику, принадлежит честь быть зачинателями самостоятельного русского направления в химии. Принадлежа к числу учеников В., я живо помню ту обаятельность безыскусственной простоты изложения и то постоянное наталкивание на пользу самостоятельной разработки научных данных, какими В. вербовал много свежих сил в область химии. Другие говорили часто о великих трудностях научного дела, а у В. мы в лаборатории чаще всего слышали его любимую поговорку: "не боги горшки обжигают и кирпичи делают", а потому в лабораториях, которыми заведовал В., не боялись приложить руки к делу науки, а старались лепить и обжигать кирпичи, из которых слагается здание химических знаний. Важна еще одна черта педагогической деятельности В. Он, ученик Либиха, проводивший и в чтениях, и в сочинениях идеи Берцелиуса и своего учителя, всегда ясно видел, что истинное знание не может ограничиваться односторонностью, а потому нас, начинающих, заставлял сопоставлять мысли и взгляды Берцелиуса и Либиха с учениями Дюма, Лорана и Жерара, тогда уже выступивших, но еще далеко не получивших господства. Мало того, В. ясно уже видел превосходство понятий французской школы и предвидел то, что должно было постичь понятия дуалистов, господствовавшие в эпоху 1840-х гг. К этим понятиям он всегда относился скептически, считая истинно научным делом, по крайней мере в эпоху начала второй половины этого столетия, когда я знал ближе взгляды В., только возможно твердое следование за фактами, добывать которые и разбирать он и учил массу своих слушателей.


Из предыдущего уже видно, что центром жизненной деятельности В. стало преподавание химии — оно брало все его время. Однако те научные вопросы, за которые он брался, решались им всегда настолько твердо и определенно, что его имя связано, сверх вышеуказанных открытий, еще с рядом других, из которых упомяну о двух. В. открыл и установил состав алкалоида, сходного с теином или кофеином и содержащегося в какао (шоколаде). Он назвал его теобромином. Все, что он написал о нем в "Записках спб. академии" — оправдано последующими исследованиями. Добыв образцы, тогда мало кому известных, русских, особенно донецких, каменных углей, В. с полной точностью установил их состав и тем показал, что для всяких требований техники найдутся в России свои каменные угли, ни в чем иностранным не уступающие, а кое в чем и превосходящие лучшие сорта иностранных углей. Упомяну еще о том, что, участвуя в обсуждении вопросов о материалах для окончания постройки Исаакиевского собора и для починки трещины, образовавшейся на Александровской колонне, В. много содействовал своими знаниями удачному исходу этих работ. Так, например, трещина на Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом, благодаря указанию В. того состава, который должно было придать закрывающей массе.


С 1863 г. В. был избран советом с.-петербургского университета — ректором, в 1866 году избрание это было возобновлено; ректорство В. отличалось тем, что он много заботился о приведении в полный порядок как научного состава профессоров, так и самой внешности университета. Время ректорства В. относится к той эпохе с.-петербургского университета, когда в нем скопилось наиболее русских сил между профессорами и когда число студентов стало весьма быстро возрастать. В 1867 г. В. получил назначение на место попечителя харьковского учебного округа, но недолго оставался на этом месте, которое считал не по себе, особенно вследствие тех симпатий к реализму, которыми проникнута была вся его жизненная деятельность. Возвратившись в Петербург, В. уже избегал официальных мест и много времени посвятил на устройство в своем имении ("Можайцево", Новоторжского уезда) 2-классной крестьянской школы. Там, на реке Тверце, на погосте Спаса на Низу, и завещал похоронить себя В. Химики русского физико-химического общества собрали капитал общего имени Зинина и В., на проценты которого общество будет выдавать премии имени основателей самостоятельного развития химических знаний в России.


Д. Менделеев.


{Брокгауз}





Воскресенский, Александр Абрамович


(25 ноября 1809 — 21 янв. 1880) — рус. химик-органик, чл.-корр. Петербург. АН (с 1864). Родился в Торжке. В 1836 окончил Педагогич. ин-т в Петербурге, после чего ездил в заграничную командировку, во время к-рой один год работал в лаборатории Ю. Либиха в Гисене. С 1838 — адъюнкт, с 1843 — проф. Петербургского ун-та; с 1863 — декан физико-математич. фак-та, а с 1865—ректор того же ун-та. Одновременно преподавал в Педагогич. ин-те (с 1850), в Ин-те инженеров путей сообщения, в Инженерной академии, в Пажеском корпусе и в Школе гвардейских подпрапорщиков. В 1867 назначен попечителем Харьков. учебного округа. Являясь противником реакционной системы классич. образования, В. вскоре вышел в отставку и поселился в своем имении Можайцево в Тверской губ.



В 1838 В определил по плотности пара элементарный состав нафталина, что имело важное значение для решения вопроса об атомном весе углерода и выяснения состава ароматич. углеводородов. В докторской дисс. "О хинной кислоте" (1839) установил точный состав этой кислоты. В той же работе описал открытое им в 1838 вещество — хиноил (названное позднее по аналогии с кетоном — хиноном). В. очень точно установил брутто-формулу хинона — С12H8O4 (по совр. атомным весам — С6Н4О2). При действии хлора на хинон В. правильно нашел, что получается вещество с брутто-формулой С12Н2Сl6О4 (т. е. С6НСl3О2). Открытие хинона сыграло большую роль в развитии химии, т. к. многие важнейшие классы красителей (ализариновые, антрахиноновые и др.) имеют хиноидное строение. В 1841 открыл в бобах какао новый алкалоид — теобромин. С начала 1840 изучал отечественные горючие ископаемые: петербургский торф, битуминозный сланец (Эстляндская губ.), бурые угли Иркутской, Тифлисской, Рязанской, Владимирской и Калужской губ., каменные угли Соликамска и Донецкого бассейна, а также антрациты. Хотя к этому времени и были проведены анализы многих углей России, но они касались гл. обр. получающихся продуктов обугливания или сжигания, что не давало сведений о природе горючих материалов и их технич. ценности. В. провел элементарный анализ указанных образцов, определил их зольность и "тем показал, — как подчеркнул Д. И. Менделеев, — что для всяких требований техники найдутся в России свои собственные каменные угли, ни в чем иностранным не уступающие, а кое в чем и превосходящие лучшие сорта иностранных углей" (Менделеев Д. И., Соч., т. 15, 1949, стр. 624—625). В речи на университетском акте 1854 "О влиянии химии на земледелие" В. настаивал на применении в России минеральных удобрений, указывая, что их вполне можно производить из отечественного сырья. Много внимания уделял подготовке рус. химиков; организовал в Петербург. ун-те для студентов химич. практикум в лаборатории, что имело решающее значение для подготовки молодых ученых.


Соч.: Über die Einwirkung der wasserfreien Schwelelsäure auf das ölbildende Gas, "Annalen der Chemie und Pharmacie", Lpz.—Heidelberg, 1938, Bd 25, стр. 113; Über die Zusammensetzung des Naphtalins, там же, Bd 26, стр. 66; Рассуждение о хинной кислоте и об открытом в ней новом теле, СПб, 1839; Action du chlore sur le quinoyl (1839), "Bulletin scientifique, publiée par l´Académie des sciences de St.-Pétersbourg", 1840, t. 6, № 9—10; Sur la theobromine substance azotée découverte dans les fruits du cacao, там же, 1841, t. 8, № 13; Untersuchungen einiger südrussischer Brennmaterialien des Mineralreichs, "Verhandlu gender Russischen mineralogischen Gesellschaft", 1842, стр. 44, Über die Einwirkung der Alkalien auf das Chinon (1844), "Bulletin de la Classe phys.-math. de l´Académie des sciences de St.-Pétersbourg", 1845, t. 3, № 21—22, Untersuchungen Über die in Russland vorkommenden Brennmaterialien des Mineralreichs, там же, 1846, t. 4, № 22—24; Über die Zusa mensetzung des Inulins, там же, 1847, t. 5, № 3.


Лит.: Бутлеров А. М., О практическом значении научных химических работ, СПб, 1871; Менделеев Д.И., А. А. Воскресенский. Некролог, Соч., т. 15, Л. —М., 1949; Карпенко Г. Б., А. А. Воскресенский — выдающийся русский химик-органик, "Вестник Ленинградского гос. ун-та", 1949, № 7; Порай-Кошиц А. Е., Александр Абрамович Воскресенский, в кн.: Люди русской науки, с предисл. и вступ. ст. акад. С. И. Вавилова, т. 1, М.—Л., 1948; Мусабеков Ю. С., Александр Абрамович Воскресенский. К 75-летию со дня смерти, "Вестник высшей школы", 1955, № 2.





Воскресенский, Александр Абрамович


(7.XII.1809—2.II.1880)


Русский химик-органик,—чл.-кор. Петербургской АН (с 1864). Р. в Торжке (Тверской губернии). Окончил Гл. пед. ин-т в Петербурге (1836). В 1837—1838 работал в лаборатории Ю. Либиха в Гисенском ун-те, в 1838—1867 — в Петербургском ун-те (с 1843 проф., в 1863—1867 ректор), одновременно был проф. ряда др. высших учебных заведений Петербурга. С 1867 попечитель Харьковского учебного округа. В 1869 вышел в отставку из-за разногласий с министерскими кругами, культивировавшими чиновничье-бюрократическое отношение к вопросам просвещения.


Осн. исследования посвящены изучению состава и св-в природных соед. Определил (1838) элементный состав нафталина и хинной к-ты. Определил (1838) состав и установил ф-лу хинона. Открыл (1841) теобромин и установил его состав. Исследовал состав и св-ва донецких углей. Его педагогическая деятельность заметно способствовала развитию отечественной науки. Вместе с Н. Н. Зининым создал школу химиков, в которую входили А. М. Бутлеров, Н. Н. Бекетов, Н. А. Меншуткин и др. Русское физико-хим. об-во учредило в 1880 премию им. Н. Н. Зинина и А. А. Воскресенского.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008